Пояснительная записка

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность  в рамках уроков,  направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы.  Особое внимание в ФГОС НОО   акцентируется на  достижении личностных и метапредметных результатов, что и  определяет  специфику внеурочной деятельности,  в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Внеурочная деятельность реализуется на добровольной основе в соответствие с выбором участников образовательных отношений.

Цель организации внеурочной деятельности -  создание условий для достижения обучающимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей,  для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;  воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи организации внеурочной деятельности:

 

·                    обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

·                    оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

·                    улучшить условия для развития ребенка;

·                    учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося;

·                    отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.

·                    проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её  реализации в образовательном учреждении;

·                    теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся,   как части общего уклада школьной жизни;

·                    определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;

·                    разработать  рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности.

·                    овладеть методами  и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения.

·                    эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

Цели и задачи внеурочной деятельности определяют её основные функции в  начальной школе:

1) образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
2) воспитательная — обогащение и расширение культурно-нравственного  уровня учащихся;

3) креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

4) компенсационная — освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
5) рекреационная — организация содержательного досуга как сферы восстановления  психофизиологических сил ребёнка;

6) профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию;

7) интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;
8) функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
9) функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе являются:

·                    соответствие возрастным особенностям обучающихся;

·                    преемственность с технологиями учебной деятельности;

·                    опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

·                    опора на ценности воспитательной системы школы;

·                    свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности в школе:

·                    реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;

·                    включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям;

·                    использование ресурсов учреждений дополнительного образования.

Ориентирами в организации внеурочной деятельности   нашей школы являются:

·                    запросы родителей, законных представителей;

·                    приоритетные направления деятельности школы;

·                    интересы и склонности педагогов;

·                    возможности организаций  дополнительного образования;

·                    рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

Внеурочная деятельность в школереализуется через:

·                    образовательные программы организаций дополнительного образования детей, с которыми сотрудничает школа;

·                    организацию деятельности групп продленного дня;

·                    классное руководство (экскурсии, прогулки, праздники, соревнования);

·                    деятельность иных педагогических работников (социального педагога, педагога-психолога) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в школе, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

            В школе осуществляется внеурочная деятельность по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное направление, общеинтеллектуальное направление, общекультурное направление, духовно-нравственное направление, социальное направление.

           

План

 внеурочной деятельности по направлениям развития личности

 

 

Количество часов

в неделю

Всего

Классы

Направления

I

II

III

IV

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ

2

2

2

2

8

Программы дополнительного образования «Баскетбол», «Подвижные игры», «Спортивные игры»

         

КТД, тренинги, соревнования

         

Подвижные игры на свежем воздухе

         

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ

2

2

2

2

8

Беседы, классные часы, акции

         

Экскурсии, тренинги, участие в конкурсах, выставках

         

СОЦИАЛЬНОЕ

2

2

2

2

8

Участие в акциях, проектах

         

КТД, деловые игры, конкурсы

         

Трудовой десант

         

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ

2

2

2

2

8

Кружки: «Удивительный мир слов»; «Занимательная математика»; «Мой язык – язык добра и света»;

 «Юный библиотекарь»

         

Тематические классные часы

         

Олимпиады, конкурсы, викторины

         

Образовательные экскурсии

         

Проектная деятельность

         

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ

2

2

2

2

8

Театральная студия «Коломбина», ТЭМ, изостудия «ОКО»

         

Социальные проекты

         

Посещение театров, музеев, кинотеатров, выставок и т.д.

         

Итого

10

10

10

10

40

 

 

Количество часов в год

Всего

Классы

Направления

I

II

III

IV

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ

66

68

68

68

270

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ

66

68

68

68

270

СОЦИАЛЬНОЕ

66

68

68

68

270

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ

66

68

68

68

270

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ

66

68

68

68

270

Итого

330

340

340

340

1350

 

Модель организации внеурочной деятельности 

 

направления внеурочной деятельности

решаемые задачи

виды внеурочной деятельности

 

образовательные формы

уровень результатов внеурочной деятельности

на основе ВСК, разработанной классным руководителем

на основе ГПД (программы разработанные учителями –предметникамипсихологом, планы работы воспитателей ГПД)

на основе объединений по интересам (программы разработанной педагогом дополнительного образования)

Общеинтеллектуаль-ное

Обогащение запаса обучающихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, таких ценностей как познание, истина, целеустремлен-ность,  переход от игровой деятельности к учебной,

разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов

познавательная

- тематические классные часы;

- викторины;

- познавательные игры;

- интеллектуальные марафоны;

- олимпиады, НОУ

- исследовательские проекты;

- общественный смотр знаний;

- дидактический театр;

- индивидуальные и групповые консультации

- кружок «Удивительный мир слов»;

- кружок «Занимательная математика»;

- кружок  «Мой язык – язык добра и света»;

- кружок «Инфознайка»

-

1. Приобретение школьниками социальных знаний

проектная

- проектная деятельность в рамках курсов «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир»

-

-

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

трудовая

(производственная деятельность)

-

 

- кружок «Технология ТРИЗ»

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

туристско-краеведческая деятельность

- викторины, конкурсы;

- библиотечный час;

- краеведческие экспедиции;

- творческие исследовательские работы;

- образовательные экскурсии;

- туристический поход

- кружок «Родной край»

-

Общекультурное

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенции

художественное творчество

- тематические классные часы;

- школа Мальвины «Хорошие манеры»

- выставочный зал «У Тюбика»

- КТД;

- социальные проекты на основе художественной деятельности

- библиотечный час

- театральная студия «Коломбина»;

- Театр Эстрадных Миниатюр (ТЭМ)

1. Приобретение школьниками социальных знаний

досугово-развлекательная деятельность

- выходы в театры, музеи,

выставки, концертные залы;

- классные и школьные праздники

- библиотечный час;

- игры на воздухе;

- видеозал «В стране мульти-пульти»

- час интересных сообщений

-

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

проблемно-ценностное общение

- дискуссионный клуб (беседы, диспуты, дебаты)

- психологические тренинги и игры «Школа общения»

-

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Духовно-нравственное

Привитие любви к малой родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, воспитание нравственных чувств и этического сознания

познавательная

- тематические классные часы;

- познавательные беседы;

- экскурсии в детские клубы, Приокский ЦРТ,

 

-

1. Приобретение школьниками социальных знаний

художественное творчество

- выставки технического и декоративно- прикладного искусства;

- выставка поделок «Умелые руки не знают скуки»

- образовательные программы

-«Музицирование»

- «Ансамбль»;

- «Иностранный язык и музыка»

- Вокальная студия

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

туристско-краеведческая деятельность

- экскурсия в парк Швейцария «Мои земляки – герои воины», по улицам Приокского района «Славные сыны- приокчане»;

- творческие исследовательские работы

 

-

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

проблемно-ценностное общение

- встречи с интересными людьми;

- дискуссионные игры;

- Клуб по интересам;

- семейный клуб «Лира»

- психологические тренинги и игры «Школа общения»

-

Социальное

Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности, разработка и реализация учебно-трудовых проектов

социальное творчество

- КТД;

- конкурсы «Самая лучшая классная комната», «Самый чистый кабинет», «Самый зеленый класс»

- Социальные акции «Сохраним родной лес», «Подарок маме», «Кормушка для птиц»

- «Шкатулка добрых дел»;

- фабрика Деда Мороза;

-участие в работе ученического совета школы, детского общественного объединения «КИДС»

1. Приобретение школьниками социальных знаний

проектная

- Социальные проекты  «Несущие радость людям», «Книжкина больница»

 

-

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

игровая

- ролевые, деловые игры

- ролевые, деловые игры

-

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

трудовая (производственная деятельность)

- трудовой десант;

- субботники;

- защита профессий

 

-

Спортивно-оздоровительная

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

спортивно-оздоровительная

- тематические классные часы;

- лекторские группы, беседы о ЗОЖ;

- клуб «В гости к Мойдодыру»;

- практикумы;

- участие в оздоровительных процедурах;

- школьные спортивные турниры;

- социально-значимые спортивные и оздоровительные акции

- беседы о ЗОЖ;

- игротерапия;

-спортивный час;

- занятия «Лечебная физкультура»;

- занятия спортивных кружков «Гимнастика», «Настольный теннис», «Спортивные игры»

- занятия спортивной секции  «Баскетбол»,

- «Танцевальная аэробика»

1. Приобретение школьниками социальных знаний

 

В рамках общеинтеллектуального направления предлагаются:

1.                  Кружок «Удивительный мир слов». Назначение кружка – способствовать воспитанию у детей интереса и внимания к слову, развитию их лингвистического мышления, языковой интуиции, творческих способностей и практических умений.

2.                  Кружок «Занимательная математика». Его цель – развитие логического мышления младших школьников, умения анализировать текст, строить простейшие логические выражения, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, способствовать формированию УУД.

3.                  Кружок  «Мой язык – язык добра и света». Целью внеурочных занятий по программе является создание условий для развития у учащихся литературных способностей. Дети знакомятся с простейшими правилами литературного творчества, пишут и обсуждают небольшие сочинения, эссе, сказки, стихи, учатся делать дневниковые записи и репортажи и др. Большое место в содержании этих занятий занимает работа над умениями связной речи и над культурой речи (правильностью, точностью, богатством и выразительностью).

4.                  Кружок «Юный библиотекарь». Целью внеурочных занятий по программе является пробуждение и формирование у обучающихся интереса к детским книгам, желания их читать. Дети учатся свободно ориентироваться в книгах, различать различные жанры художественной литературы и фольклора, получают индивидуальный опыт самостоятельного чтения.

В рамках общекультурного направления предлагаются:

1.                  Занятия в театральной студии «Коломбина».  Данная программа основана на опыте работы театральной студии «Коломбина» и направлена на развитие личности, индивидуальности ребенка средствами театрального искусства. Школьники знакомятся с основами театральных знаний в игровой, образной форме, овладевают элементами «актерской техники», навыками психофизического тренинга. Успехи студийцев демонстрируются во время проведения творческих мероприятий, реализуются в конкретной творческой работе в виде этюдов, спектаклей, творческих вечеров, участия в общешкольных мероприятиях, проведении студийных праздников в разных формах: игровых, развлекательных программ, а так же интеллектуальных викторин и конкурсов по общим знаниям теории и истории театра.

2.                  Занятия в Театре Эстрадных Миниатюр (ТЭМ). Создание условий для формирования думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области является главной целью программы «Маски эстрады». На занятиях в ТЭМе воспитанники овладевают навыками общения и коллективного творчества, изучают основы актерского мастерства, получают представления об эстрадном и театральном искусствах. Программа направлена на воспитание обучающихся в духе гражданственности и патриотизма, развитие эстетических способностей, сферы чувств, соучастия, сопереживания, на активизацию мыслительного процесса и познавательного интереса. Результатом обучения по программе «Маски эстрады» является подготовка выступлений дидактического театра, школьной агитбригады, эстрадных представлений и  спектаклей, участие в конкурсах чтецов и т.д.

3.                  Занятия в изостудии «ОКО». Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование – наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках  расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.        В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок – куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.

В рамках духовно-нравственного направления предлагаются:

1.                  Обучение по дополнительной образовательной программе «Вокал»  дает возможность обучающимся овладеть специфической техникой вокального мастерства. Работа с вокальным ансамблем строится на основе достижений многих наук: музыкознания и эстетики, психологии и педагогики. В творческом  коллективе воспитанники приобретают опыт эмоционально-творческих контактов на основе взаимного интереса и доброжелательного отношения друг к другу. Результатом творческой работы служат участия в концертах, фестивалях. Каждое выступление тщательно готовится; это воспитывает коллектив и приносит пользу детям: общение с друзьями, возможность музицировать, выступать перед публикой, интересно проводить досуг. Вид музыкальной деятельности является средством самоутверждения, духовно-творческого искания.

2.                  Учебная программа «Музицирование» направлена на удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном развитии посредством приобретения  первоначальных навыков игры на одном-двух инструментах (синтезатор, гитара, баян, аккордеон, фортепиано, ударные) и коллективное музицирование (хор, ансамбль, оркестр). У воспитанников растет музыкальный кругозор, появляется уверенность в своих силах, создаются предпосылки осознанного выбора инструмента для дальнейшего «серьезного» обучения. Результатом является концертная деятельность обучающегося.

3.                  Образовательная программа «Ансамбль»  направлена на воспитание личности в коллективной творческой деятельности, развитие художественного вкуса на лучших образцах музыкального творчества советских, российских и зарубежных композиторов, формирование и совершенствование приобретенных по специальности знаний, умений и навыков через обучение в  ансамбле. Результатом является концертная деятельность обучающегося.

4.                  Программа «Иностранный язык и музыка». Цель программы: привить интерес школьников к предметам «Иностранный язык» и «Музыка»; воспитать у детей позитивное отношение и интерес к родному языку и культуре народа стран изучаемого языка; расширить и углубить страноведческие и культуроведческие знания; сформировать уважительное отношение к традициям и обычаям представителей другой культуры. Результатом деятельности обучающихся являются проектные уроки, уроки – концерты, музыкальные гостиные , КВН, оформление открыток для праздников.

 

В рамках социального направления предлагаются такие формы внеурочной деятельности как

социальные акции «Сохраним родной лес», «Подарок маме», «Кормушка для птиц», «Шкатулка добрых дел», социальные проекты  «Несущие радость людям», «Книжкина больница», участие обучающихся и их родителей в конкурсах «Самая лучшая классная комната», «Самый чистый кабинет», «Самый зеленый класс». Целью данных мероприятий является воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности, разработка и реализация учебно-трудовых проектов.

В рамках спортивно-оздоровительного направления предлагаются:

1.                  Спортивная секция «Подвижные игры». Основными задачами данной программы являются углубленное изучение подвижных игр; привлечение детей к регулярным занятиям физкультурой и спортом; пропаганда здорового образа жизни и популяризация игровых видов спорта; развитие  двигательных качеств и навыков у воспитанников.

4. Спортивная секция «Спортивные игры».В ходе обучения по данной программе

обучающиеся овладевают следующими знаниями и умениями:

·                              изучение основных технических элементов спортивных игр;

·                              изучение основных тактических (индивидуальных, групповых и командных) действий;

·                              умение применять тактические комбинации по установке тренера и самостоятельно

    выбирать рациональные тактические действия в соответствии с меняющейся игровой

обстановкой;

·                              приобретение навыков самостоятельных занятий избранным видом спорта; овладение

навыками безопасной организации занятия; оказание первой помощи при травмах;

·                              успешное применение полученных технических, тактических и теоретических знаний,

умений и навыков в условиях соревнований по баскетболу,  футболу в составе команды.

5.                  Спортивная секция «Баскетбол».         

Основными задачами данной программы являются:

·                    начальное обучение техническим основам игры в баскетбол с целью формирования

стойкого интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

·                    формирование у детей общественно-значимых качеств, позволяющих успешно решать

поставленные перед группой задачи в процессе спортивной деятельности;

·                    подготовка команд и отдельных игроков к участию в соревнованиях школьного уровня.

Формы внеурочной деятельности

Познавательная деятельность: устный журнал, смотр знаний, викторина "Что? Где? Когда?", вечер разгаданных и неразгаданных тайн, неделя школьной науки, психологический практикум "Учись учиться", серия классных часов "Замечательные люди науки", "За страницами учебника"...

Проблемно-ценностное общение: встречи в литературной (театральной, музыкальной) гостиной, конкурсы – посвящения, юбилейные творческие вечера, посещение мемориальных музеев, классные часы на морально-этические темы, часы интересных встреч, классные часы под разными рубриками, дискуссионные игры "дебаты", "третейский суд", "дискуссионные качели"…

Трудовая деятельность: работа по восстановлению памятников старины, дежурство по школе, оборудование спортплощадок, украшение школы к празднику, праздники труда, представление (защита) профессий, турнир умельцев, выставка технического творчества, неделя ремёсел …

Социальное творчество:  школа актива, сбор лекарственных средств, акции милосердия и благотворительности, шефство над детским домом, праздник игры и игрушки для малышей, митинг, акции солидарности, вахта памяти, "живая" газета…

Художественное творчество: бал, вечер художественной самодеятельности, этический театр, литературно-художественная композиция, вечер авторской песни, выпуск  литературного альманаха, музыкальная (литературная) гостиная, посещение театра, диспут, выставка "Малая Третьяковская галерея"…

Спортивно-оздоровительная деятельность: День здоровья, туристический слёт, турпоход, "День бегуна", "Весёлые старты", "Вечер комических эстафет", "Малые Олимпийские игры", устный журнал "Спортивный калейдоскоп", "Турнир рыцарей", "Спортивный "Огонёк", "Школа здорового образа жизни"…

Деятельность свободного общения: вечер авторской песни, прогулки в городе и за городом, вечер поэзии, "девичник" и "мальчишник", "сюрпризы дружбы", "конверт откровений", психологические игры и тренинги…

 

РЕСУРСЫ

 

а) Педагогические ресурсы:

педагоги школы,  педагоги дополнительного образования, социальный педагог школы, педагог-психолог, классный руководитель, библиотекарь,  воспитатели ГПД, старшая вожатая.

б) Научно-методическое обеспечение проекта:

научно-методическую поддержку при реализации программы оказывает НИРО, НМС школы, ШМО учителей начальных классов.

в) Материально-техническое обеспечение:

для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе имеются необходимые условия: все кабинеты начальных классов  располагаются в одном блоке, имеется столовая, медицинский кабинет.

  Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со   спортивным инвентарем для младших школьников, актовым залом, музыкальной техникой, библиотекой, ФОКом, игровыми площадками.

 Школа располагает  кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет, интерактивными досками, мультимедиапроекторами.

г) Информационное обеспечение

Имеется видеотека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний , игры на развитие памяти и логики,  библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

·                     развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

·                     приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

·                     формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

·                     воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;

·                     получение школьником опыта самостоятельного социального действия;

·                     формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

·                     увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

·                     воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

·                     формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

·                     реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

 

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации,  отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:

·                    рост социальной активности обучающихся;

·                    рост мотивации к активной познавательной деятельности;

·                    уровень достижения  обучающимися таких образовательных результатов,  как  сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;

·                    качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);

·                    удовлетворенность учащихся и  родителей жиз­недеятельно­стью школы.

Основные направления и вопросы мониторинга:

ü    Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;

ü    Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;

ü    Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;

ü    Вовлечённость  обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;

ü    Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;

ü    Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.

Мониторинг компетентностей учащихся

 

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс)

Школьник ценит общественную жизнь  (2-3 классы)

Школьник самостоятельно действует в общественной  жизни (4 класс)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах  поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

 

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания 

Компетенции ученика

Показатели

Методический инструментарий

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося и особенности мотивации.

1.Познавательная активность учащихся.

2.Произвольность психических процессов.

3.Эмоциональное состояние (уровень тревожности)

1.Методики изучения развития познавательных процессов личности ребёнка.

2.Педагогическое наблюдение.

3.Оценка уровня тревожности Филипса

«Шкала тревожности».

Сформированность коммуникативного потенциала личности и её зависимость от сформированности общешкольного коллектива.

1.Коммуникабельность.

2.Знание этикета.

3.Комфортность ребёнка в школе.

4.Сформированность совместной деятельности.

5.Взаимодействиесо взрослыми, родителями, педагогами.

6.Соблюдение социальных и этических норм.

1.Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью».

4.Методики «Наши отношения», «Психологическая атмосфера в коллективе».

5.Анкета «Ты и твоя школа».

6.Наблюдения педагогов.

Сформированность нравственного, эстетического потенциала учащегося.

1.Нравственная направленность личности.

2.Сформированность отношений ребёнка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

3.Развитость чувства прекрасного.

1.Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном  опыте».

2.Методика С.М.Петровой «Русские пословицы», методики «Репка» («Что во мне выросло»), «Золотая рыбка», «Цветик-семицветик».

3.Методики «Недописанный тезис», «Ситуация свободного выбора».