Программа формирования экологической культуры,  здорового и безопасного  образа жизни  - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа   сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

·                    неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

·                    факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

·                    чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

·                    активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

·                    особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Цель программы: формирование основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья детей, создание оптимальных  условий в школе и дома для рациональной организации труда и отдыха обучающихся.

Задачи формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни:

- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

- пробуждения в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

- формирование познавательного интереса  бережного отношения к природе;

- формирование установок на использование здорового питания;

- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

- соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

- становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

- формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и примеры выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Направления реализации программы

 

1.                  Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе работает столовая (ЕЦМЗ) позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время.

Режим работы столовой с 8.30 до 16.00:

Завтрак:                                                           Обед:

8.35 – 9.55 – 1–2 классы                                 12.30–13.30

9.30 –10.00 – 3–4 классы                                Полдник:  

10.50 – 11.10 – 5–7 классы                             15.00–15.30 (ГПД)

11.55 – 12.15 – 8–11 классы

Льготное питание получают дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (многодетные, малоимущие, дети – инвалиды, дети, родители которых являются инвалидами,  из семей находящихся в социально–опасном положении).

Школьная столовая оказывает дополнительные услуги: организована работа буфета, производится  выпечка. 

В образовательном учреждении работают:

·                    малый спортивный зал S=97.6м2,  включающий набор модульного спортивного оборудования, спортивные комплексы для лазания, подтягивания, качания и т.п., а так же места для занятий хореографией;

·                    большой спортивный зал S=274.5 м2,  включающий набор модульного спортивного оборудования, спортивные комплексы для лазания, подтягивания, качания и т.п.,

·                    физкультурно - оздоровительный комплекс, включающий гаревые дорожки для бега, футбольное поле, волейбольную и баскетбольную площадки.

В школе с 8.00 до 14.30 работает медицинский кабинет, сотрудники которого отслеживают состояние здоровья детей, своевременно осуществляют лечебно-профилактическую работу, следят за выполнением санитарно-гигиенических требований к режиму работы школы, по графику проводят организованное диагностическое обследование специалистами, следят за качеством приготовления пищи и лечебно-профилактическим питанием для больных детей, проводят просветительскую работу среди детей и родителей, оказывают первую медицинскую помощь.

Обучающимся школы организованы профилактические стоматологические услуги.

 В учреждении осуществляет свою деятельность психолого – медико – педагогический консилиум.

Эффективное функционирование созданной здоровьесберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов:

специалист

ФИО

стаж работы

2.                   

Педагог-психолог

Сафронова Л.В.

2 года

3.                   

учитель физической культуры

Давыдова Е.В.

18 лет

4.                   

учитель физической культуры

Сапожникова И.В.

23 года

5.                   

педагог дополнительного образования

Горбачева А.С.

Меркурьев Ю.М

Кузнецова О.И.

Фирсов М.В

Легкова Н.А.

3 года

более 30 лет

13 лет

3 года

8лет

6.                   

врач - педиатр

Волкова А.С.

более 30 лет

7.                   

медсестра

Пискунова А.А.

более 30 лет

Администрация школы  развивая здоровьесберегающую инфраструктуру,  продолжит работу по следующим направлениям:

- составление акта о приемке образовательного учреждения;

- приобретение необходимого оборудования для оснащения медицинского кабинета;

- приобретение нового оборудования для кабинетов, спортивных залов, спортплощадок;

- организация горячего питания;

- организация курсов повышения квалификации для педагогов школы.

Ответственность и контроль за реализацию этого направления возлагается на администрацию образовательного учреждения.

2. Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школа России». 

Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми  проблем, связанных с безопасностью жизни,  укреплением собственного физического, нравственного и  духовного здоровья, активным отдыхом.

 В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Эта удивительная природа», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?»,  «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».

 При выполнении  упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика,  соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют  разделы,  темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения. 

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация»  показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Haveyoueverbeenonapicnic? (3 класс), подвижным играм (Welikeplayinggames), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 класс).

Обучающиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (Myfavouritemascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 класс). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 класс).

В курсе «Основы религиозных культур и светской этики»  тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников, но наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках: «Ценность и польза образования», «Ислам и наука» (№26-27 «Основы исламской культуры»), «Отношение к природе» (№13 «Основы буддийской культуры»), «Христианин в труде», «Отношение христиан к природе» (№26, 29 «Основы православной культуры») и др.

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 класс) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики.

Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности,  как на уроке, так и во внеурочной работе. 

 Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям  решается средствами всей системы учебников «Школа России»,  в течение всего учебно-воспитательного процесса.

     Эффективность реализации этого направления зависит от деятельности каждого педагога.

 3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к орга­низации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

Проводятся оперативные совещания, совещания при заместителях директора по УВР  по вопросам нормирования домашней работы учащихся, замеры объема времени, расходуемого учащимися на выполнение тех или иных заданий, педагогические советы «Система работы школы по формированию здорового образа жизни и укрепления здоровья обучающихся», «Здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее пространство школы» и др.

В 2011-2015 гг. будут организованы методические семинары и  совещания:

- «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования»;

- «Коррекционно-развивающие занятия   педагога-психолога»;

- «Организация  внеурочной деятельности»;

- «Формирование культуры здоровья»;

- «Двигательная         активность детей»

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.  Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения  учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения:  в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений  знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах.

В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

Кабинеты начальной школы, оборудованы интерактивными досками со стационарного или мобильного компьютеров с потолочным размещением проектора без напольной проводки, средствами цифровой фото-видео-аудио-фиксации и обеспечивают  информационную  среду для эксперимента и наглядной деятельности с различными  объектами.

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные осо­бенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников «Школа России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход  детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности  в дошкольном возрасте) к учебной.

Педагогами школы накоплен опыт индивидуализации обучения, такой как разработка разноуровневых заданий для самостоятельной работы, создание ситуаций выбора учащимися заданий, форм их представления и т.п.

     Эффективность реализации этого направления зависит от деятельности каждого педагога.

4. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:

·                    полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

·                    рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

·                    организацию занятий по лечебной физкультуре;

·                    организацию часа активных движений (динамической паузы) между 2-м и 3-м уроками;

·                    организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

·                    организацию работы спортивных секций («Баскетбол», «Танцевальная аэробика») и создание условий для их эффективного функционирования;

·                    регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дни здоровья, спортивные праздники, спартакиады, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

            

Направление работы

Цели

Содержание работы

Просветительская работа по формированию экологической культуры, здорового образа жизни

1. Знакомство детей  с основными понятиями –  экология, здоровье, здоровый образ жизни.

2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.

3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни, формирования экологической культуры

Проведение уроков здоровья, экологических уроков.

Проведение классных часов и общешкольных мероприятий по  охране природы, пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности

Профилактическая деятельность

1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.

2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.

3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.

4. Профилактика травматизма

Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье.                                              Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми.

Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха.

Спортивно-массовая работа

1. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.

2. Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

 3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму.

Увеличение объёма и повышение качества экологической, оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе: организация экологических акций,  подвижных игр; соревнований по отдельным видам спорта; спартакиады, дни здоровья.                Привлечение родителей к организации экологической, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе.

 

Программное содержание по классам

1 класс

Овладение основными культурно – гигиеническими навыками: я умею, я могу, сам себе я помогу, навыки самообслуживания, какая польза от прогулок, зачем нам нужно быть здоровым, спорт в моей жизни.

Отношение к самому себе, к своему собственному здоровью правильный режим дня, зачем человеку нужен отдых, зачем нужен свежий воздух, зачем нужно беречь природу.

2 класс

Экология и человек. Мы за здоровый образ жизни. Особенности физиологического и психологического здоровья мальчиков и девочек, основные способы закаливания, спорт в моей жизни, в моей семье, правила безопасного поведения.

3 класс

Экологическая культура. Осознанно о правильном и здоровом питании, витамины в моей жизни, правила оказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения.

4 класс

Беречь природу- наша задача. Спорт в моей жизни. Нет вредным привычкам. Роль физкультуры и спорта в формировании правильной осанки, мышечной системы, иммунитета. Быть здоровым – это здорово!

Реализация этого направления зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, медицинских работников, психологов, а также всех педагогов.

5. Реализация дополнительных образовательных программ

В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Дополнительная образовательная программа «Баскетбол» реализуется в рамках детского добровольного объединения детей 7-10 лет. Ведущая идея программы – формирование потребностей в здоровом образе жизни и привлечение подрастающего поколения к регулярным занятиям физической культурой через углублённые занятия (тренировки) избранным видом спорта.

    Дополнительная образовательная программа «Спортивные игры» направлена на решение задачпосохранению и укреплению здоровья, развитие двигательных способностей и физических качеств обучающихся, воспитанию   чувства ритма, развитию творческих способностей детей, духовное, эстетическое, нравственное и физическое совершенствование.

В образовательном учреждении проводятся занятия кружка «Подвижные игры».  Целью занятий является создание условий для физического развития и снижения заболеваемости воспитанников, формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии  с  индивидуальными особенностями развития Программа направлена на укрепление здоровья детей, на поиск и совершенствование оздоровительных мероприятий.

 

Общее количество часов в год

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных активных занятий

Спортивно- оздоровительная деятельность: спортивное объединение «Баскетбол»

68

4

64

Теоретическая подготовка

4

4

-

Общая и специальная физическая подготовка

50

-

54

Технико-тактическая подготовка

14

-

14

Игры, спортивные эстафеты

10

-

10

Спортивно- оздоровительная деятельность: спортивное объединение «Подвижные игры»

68

-

68

Общая и специальная физическая подготовка

8

-

8

Соревнования, игры

60

-

60

Спортивно- оздоровительная деятельность: спортивное объединение «Спортивные игры»

68

6

62

Теоретическая подготовка

6

6

-

Общая и специальная физическая подготовка

22

-

22

Технико-тактическая подготовка

30

-

30

Соревнования, игры

10

-

10

6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

·                                 проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

·                                 привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;

·                                 организация выставок научно-методической литературы по здоровьесбережению, профилактике заболеваний, вредных привычек, безопасности детей;

·                                 проведение индивидуальных консультации

 

Примерное содержание работы с родителями

(законными представителями)

по вопросу формирования здорового и безопасного образа жизни детей

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Индивидуальные консультации

 Адаптация ребенка к школе

 Эмоциональный фон ребенка

 Самореализация ребенка в школе

Индивидуальный подход в школе

Условия для реализации собственного «Я»

 Самоорганизация учебного труда и помощь в ее формировании

 Трудности в общении

 Проблемы в учении

 Режим дня

 Перегрузки

 Особенности здоровья и проблемы в самореализации

 Положительное самоопределение к учебной деятельности – основа психического здоровья ученика

 Рефлексивный анализ деятельности – одно из условия для реализации собственного «Я».

 Организация опосредованного контроля самоорганизации учебного труда

 Проблемы в учении

 Особенности здоровья и результаты обучения                                                    

 

Исследования (анкетирование в условиях наблюдения родителей)

 Наблюдение адаптации ребенка к школе

 «Школьные страхи детей»

 Хронометраж рабочего дня ребенка

 Урок – здоровьесберегающая среда (в условиях посещения уроков)

 Школа – здоровьесберегающая среда

 Реализация собственного «Я» в школе (анкетирование, собеседование)

 Уровень сформированности УУД

 Хронометраж рабочего дня ребенка

 Двигательный режим ребенка

 Зрительный режим школьника ребенка

 Уровень развития положительного самоопределения к учебной деятельности по различным предметам школьного курса

 Уровень развития рефлексивного анализа познавательной деятельности

 Уровень личностной самореализации

 Уровень сформированности УУД

 Хронометраж рабочего дня школьника

Педагогический лекторий для родителей

 Здоровье наших детей

 Адаптация ребенка в школе

 Освоение ребенком новой социальной роли «обучающийся»

 Кризис семи лет

 Двигательный режим обучающихся и его значение

 Зрение и способы его сохранения

 Питание и здоровье наших детей

 Профилактика заболеваний нервной системы

 Формирование положительной учебной мотивации – основа пси-хического здоровья

 Уровень притязаний и реальные возможности ребенка его реализации

 Система взаимоотношений членов семьи их влияние на здоровье детей

Модель  организации работы

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

  

2.

3.

4.

 5.

 6.

 7.

  8.

1. Организационно-массовая работа

Проведение диагностики физического развития и здоровья детей  

Отбор форм организации урочной и внеурочной работы, методов обучения и воспитания, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей, формированию экологической культуры

Включение в структуру учебных и воспитательных занятий оздоровительных элементов

Углубленные медицинские осмотры детей и подростков узкими специалистами

Разработка индивидуальных рекомендаций для каждого ребёнка с учётом особенностей психофизического развития

Анализ состояния здоровья детей и подростков  

Выполнение учебных программ по проведению специальных занятий, касающихся вопросов привития гигиенических правил, основных принципов ЗОЖ

 Проведение Дней здоровья

2 раза в год

 Постоянно

 постоянно

 по графику

 сентябрь, октябрь, ежегодно

 в течение года

 постоянно

  ежегодно

 медработники

 педагоги

 педагоги

 медработники

 педагог-психолог

 медработники  

 зам.директора

директор школы, классные руководители

1.

 2.

  

3.

2. Методическая работа

 Соблюдение гигиенических требований к составлению расписания учебных занятий

Выполнение гигиенические требования к организации обучения и воспитания детей

Выступления врачей-специалистов на классных часах по привитию учащимся основных принципов ЗОЖ, экологической культуры.

Постоянно

 Постоянно

 Постоянно

Администрация школы

 Администрация школы

 Администрация школы

1.

  

 2.

 3.

4.

5.

6.

7.

8.

 9.

3. Пропаганда здорового образа жизни

Культурно-просветительские мероприятия для работы   по формированию экологической культуры учащихся, ЗОЖ

Профилактика близорукости и оздоровление детей и подростков с нарушением зрения

Инструктаж учителей, классных руководителей по вопросам профилактики близорукости у детей

Проведение комплекса упражнений для глаз во время занятий

 Систематическая работа по выполнению санитарно-гигиенических правил, направленных на укрепление и охрану здоровья детей и охрану зрения

 Профилактика курения, алкоголизма, наркомании

Информационно-пропагандистская работа по разъяснению последствий употребления табака, алкоголя и наркотиков для нравственного и физического здоровья ребенка и его окружения

 Использование массовых, коллективных и индивидуальных форм работы, наглядных пособий, видеоматериалов и аудиозаписей для разъяснительной работы с обучающимися

Проведение совместных с общественными организациями, медработниками мероприятия, акции к ежегодному Международному дню борьбы с курением

 Мероприятия по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни и профилактике употребления табака, алкоголя и наркотиков

Организация тематических выставок  научно-популярной литературы по проблемам курения, алкоголизма, наркомании

 Постоянно

 Постоянно

  Постоянно

 Постоянно

 Ежегодно

 Постоянно

 Постоянно

 Постоянно

 Ежегодно

Администрация, медработники школы, учителя биологии

 Зам.директора по ВР

классные руководители

 классные руководители

 Зам.директора по ВР, классные руководители

 школьные медработники

Администрация школы, учителя

 Администрация школы

Администрация, медработники школы

1.

 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

 10.

11.

4. Здоровье и окружающая среда

Участие в   экологических акциях

 Проведение конкурса плакатов и рисунков на тему "Сохраним нашу Землю голубой и зеленой"

Конкурсы, викторины с использованием Книг рекордов "Где, когда, почему?"

 Классные часы, беседы на темы: "Птицы — наши друзья", "Лес – наше богатство", "Что мы оставим потомкам?", "Существует ли зависимость между здоровьем и окружающей средой?", "Как уберечь себя от нитратов?", "Экология и мы"

 Формирование у обучающихся представления о запасах энергетических и сырьевых ресурсов, глобальных проблемах человечества, воспитании бережного отношения к природным богатствам, окружающей среде, материальным ресурсам, об охране памятников природы.

 Вовлечение детей в практическую деятельность по охране окружающей среды

 Ознакомление обучающихся с основными правилами поведения в природе, формирование у них готовность и умение заботиться о зеленых насаждениях, ухаживать за птицами, животными

 Работа по изучению флоры и фауны района

 Формирование умений и навыков, необходимые для изучения и оценки экологического состояния среды

 Работа экологических кружков   

 Организация походов, экскурсий на лоно природы

Постоянно

 ежегодно

 ежегодно

ежегодно

ежегодно

Ежегодно

 Ежегодно

 Постоянно

 Постоянно

Ежегодно

Ежегодно

Администрация школы, классные руководители

 Классные руководители,

 Классные руководители,

Классные руководители, учителя биологии, химии

Классные руководители, учителя биологии, химии

 классные руководители

 учителя биологии

классные руководители

1.

 2.

 3.

5. Укрепление здоровья детей

Определение количества детей, которые имеют право на бесплатное оздоровление и санитарно-курортное лечение

Проведение оздоровления детей в  лагерях с дневным пребыванием, профильных лагерях. 

Усиление работы по наблюдению за здоровьем, питанием, воспитанием детей в социально неблагополучных семьях, привлечение к ней ИДН

Постоянно

 Ежегодно

 Постоянно

Администрация, медработники школы

 Администрация школы

 Администрация, медработники школы, социальный педагог

1.

2.

6. Санитарно-технические и санитарно-гигиенические мероприятия  по охране здоровья детей

Определение места  обучающихся в классе учетом состояния здоровья и роста

 Контроль за соблюдением режима проветривания в учебном  кабинете

 Постоянно

 Постоянно

Медработники школы, классные руководители

1.

7. Организация питания

Осуществление  контроля качества горячего питания

 Постоянно

 Бракеражная комиссия

1.

 2.

  

 3.

8. Работа с родителями

Организация встреч  родителей и работников ГИБДД   по профилактике ДТП с участием детей

 Изучение с родителями на лекториях следующих тем: "Основные принципы ЗОЖ и методика их формирования", "О пагубном влиянии курения, употребления алкоголя и наркотиков на здоровье человека",  "Актуальные вопросы сохранения   здоровья детей" и др.

 Доводить до сведения родителей результаты медицинского осмотра школьников узкими специалистами, содействовать выполнению рекомендаций врачей

1 раз в год, ежегодно

 Ежегодно

 Ежегодно

Зам. директора по ВР, социальный педагог

Кл.руководители медработники школы

1.

 2. 

 3.

 4. 

5.

 6.

 7.

8.

 9.

9. Физкультурно-оздоровительная работа

Работа с кадрами

Анализ  состояния физического воспитания обучающихся  

 Диагностика физического развития и здоровья детей

 Учебная работа

Отбор форм организации урочной и внеклассной работы, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и подростков

 Включение в структуру учебной и воспитательной работы элементы оздоровительной направленности

Пропагандистская  работа среди учителей и обучающихся о вреде курения, алкоголя, наркотиков для организма человека и о перспективе занятий физической культурой и спортом

 Спортивно-массовая работа

 Смотр  уровня физической подготовленности обучающихся

Качественное проведение уроков физкультуры, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, занятий по внеурочной деятельности

 Проведение дней и Недель здоровья, соревнований по ОФП

 Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия во время каникул "Каникулы – пора спортивная"

2 раза в год

 Ежегодно

 Постоянно

 Постоянно

 Постоянно

 Постоянно

Постоянно

 Постоянно

 Постоянно

 ежегодно

Администрация школы

 Администрация школы

 Учителя физкультуры

 Учителя физкультуры

 Учителя школы

Учителя школы

 Администрация, учителя физкультуры

 Учителя физкультуры

Оценка эффективности реализации программы

Развиваемые у обучающихся в образовательном процессе компетенции в области экологической культуры, здоровьесбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы, а также через анкетирование родителей о ежедневном использовании знаний о здоровом образе жизни в семье. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной природы  и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.

Критерии оценки реализации

программы формирования экологической культуры, здорового и

безопасного образа жизни

Критерий

Показатели

Измерители

1.

Наличие в детях желания заботиться об окружающей среде, о своем здоровье (формирование заинтересованного

отношения)

Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу

Анкетирование

Наблюдение Результаты медицинских осмотров

Количество дней пропущенных по болезни

2.

Установка на использование здорового питания

Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу

Анкетирование

Наблюдение за питанием в школе и дома

3.

Использование оптимальных

двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей

Отрицательная динамика уровня заболеваемости опорнодвигательного

аппарата (исключая заболевания органического генеза, травматического характера)

Анкетирование

Учет времени на занятия физкультурой

4.

Развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом

Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу

Положительная динамика числа занимающихся в спортивных секциях

Анкетирование

Наблюдение

5.

Применение рекомендуемого

врачами режима дня

Положительная динамика в выполнении рекомендаций врача

Анализ выполнения рекомендаций

Наблюдение

6.

Знание негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность,

курение, алкоголь, наркотики и

другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания)

Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу

Анкетирование

7.

Становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя,

наркотических и сильнодействующих веществ

Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу

Анкетирование

Наблюдение

 

Диагностика уровня экологической культуры личности

Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу

Методика Кашлева С.С. «Диагностика уровня экологической культуры личности»

 Методика «Природа благодарит и сердится»

 

Определение отношения учащихся к объективному миру, другим людям и к самому себе

Ведение протоколов наблюдения за деятельностью учащихся

 
 

Диагностика  интенсивности субъективного отношения к экологическим проблемам

Методика «Отношение к экологическим проблемам» (Кочетков)

 
 

Определение значимости терминальной  ценности  –   «гармония с природой» (достижение духовного и физическое единения с внешним миром) и  инструментальной ценности – «экологичность» (любовь к природе, способность чувствовать и понимать окружающий мир, забота о растениях и животных)

 

Методика «Ценностные ориентации»

М. Рокича в модификации В.В.Калиты

 

Изучение  экологической культуры учащихся как генеральной цели общего экологического образования

Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу

«Комплексная анкета по выявлению состояния экологической культуры учащихся» (Глазачев, Кашлев, Марченко)

8.

Потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным  с

особенностями роста и развития, состояния здоровья

Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу

Анкетирование

9.

Развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования

навыков личной гигиены

Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу

Анкетирование

  Планируемые результаты реализации программы

В результате реализации программы  обучающиеся начальной школы должны:

знать/понимать:

-                    чем отличается состояние здоровья от состояния болезни;

-                    понятие «эмоции», «настроение», основные виды эмоций у себя и у других;

-                    правила личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;

-                    основные правила рационального питания с учетом возраста;

-                    основные природные факторы, укрепляющие здоровье и правила их использования;

-                    способы охраны своего здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;

-                    правила оказания первой доврачебной помощи;

-                    вредные привычки и какой вред представляют они для здоровья;

-                    алкоголизм и наркомания — трудноизлечимые заболевания;

-                    лечебные учреждения, профессии врачей-специалистов, которые могут оказать услуги в случае болезней; почему необходимо посещать врача;

-                    правила использования лекарственных растений для профилактики и лечения некоторых заболеваний;

-                    особенности развития мальчиков и девочек, значение самовоспитания в формирования личности мальчика и девочки;

-                    состав, родственные корни своей семьи;

-                    правила общения с незнакомыми взрослыми людьми обоего пола, избегая тем самым возможности экстремальных ситуаций;

-                    значение двигательной активности для развития здорового организма.

Уметь:

     - применять общепринятые правила коммуникации;

- соблюдать правила личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды и обуви;

-            словесно объяснить основные виды эмоций и настроения, отчетливо их выразить с помощью жестов, мимики и позы;

-            приготовить витаминный чай;

-            корректно отказаться от общения с незнакомыми людьми;

-            в случае необходимости правильно обратиться за экстренной медицинской помощью;

-            отказаться от вредных привычек;

-            аккуратно и осознанно обращаться с лекарствами, которые хранятся дома;

-            экологически взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких      условиях среда обитания (жилище, класс, улица, дорога, лес, степь) безопасна для жизни;

-            оказывать простейшую помощь при небольших царапинах, ушибах, ожогах;

-            правильно строить режим дня и выполнять его;

-            распознавать и анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них»

-            любить и почитать мать и отца, уважать других членов семьи, помогать вести хозяйственные дела в семье.

Иметь представление:

-            о том, что восприимчивость к наркотическим средствам индивидуальна и зависимость может наступить после первого приема.

В результате реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа  должно обеспечиваться достижение обучающимися:

·                    расширения кругозора, развития воображения и эмоциональности, укрепления интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественного научного цикла.

·                    формирования чувства коллективизма, товарищеской взаимопомощи. Для того, чтобы научить осваивать мир, взаимодействуя друг с другом,  дети должны учиться беречь и охранять людей, как часть природы.

·                    стимулирования  потребности ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности;

·                    усвоения норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребёнка;

·                    наличия потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;

·                    потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;

·                    проявления инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

·                    способности к самоконтролю, осознание необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя.

·                    эмоциональные реакции на явления окружающего мира – способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости, милосердия и др.

·                    ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающей среде;

·                    знания о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;

·                    понимания влияния слова на физическое состояние, настроение человека;

·                    знания о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

·                    отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;

·                  знания о возможном негативном влиянии компьютер­ных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

·                  первоначальные представления о роли физической куль­туры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

·                 первоначальный личный опыт здоровьесберегающей де­ятельности.