Утверждена приказом директора   МБОУ СОШ №45

№180-0 от 19.06.2015г.

 (с изменениями от 31.08.2015г № 188-0)

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Основная образовательная программа (ООП) начального общего образования школы разработана на основании следующих документов:

 

Ø    Закон  РФ «Об образовании в Российской Федерации»

 

Ø    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009  № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

 

Ø    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2012г №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 г. N 373»

 

Ø    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 г. N 373»

 

Ø    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011г №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 г. N 373»

 

Ø    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г №1643 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 г. N 373»

 

Ø    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013    № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

 

Ø    СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитар­ного врача Российской Федерации   29.12. 2010г.  № 189);

 

Ø    Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001).

 

Ø    Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000).

 

Ø    О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).

 

Ø    Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от19.11.1998).

 

Ø     Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003).

 

Ø    Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002).

 

Ø     О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы (Приложение к письму МО РФ № 957/13-13 от 17.2.2001);

 

Ø    Устав школы

 

 Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  к структуре основной образовательной программы,на основе анализа деятельности школы, с учётом ее  типа и вида, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений, определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

 

        Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

 

Основная образовательная программа школы содержит три раздела:
       1. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
       Целевой раздел включает:

 

Ø    пояснительную записку;

 

Ø     планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

 

Ø    систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 

2.                  Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:

 

Ø    программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования;

 

Ø    программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

 

Ø    программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования;

 

Ø    программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

 

Ø    программу коррекционной работы.

 

3.                  Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:

 

Ø    учебный план начального общего образования;

 

Ø    план внеурочной деятельности;

 

Ø     систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

 

            Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей региона.

 

          Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования.

 

 Учебный план школы, содержит две составляющие: обязательную часть (80%) и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность (20%).

 

  План внеурочной деятельности  определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей школы.

 

Цель организации внеурочной деятельности -  создание условий для достижения обучающимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

 

Внеурочная деятельность в школе организуется по оптимизационной модели.

 

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

 

Внеурочная деятельность в школе  реализуется через:

 

·                    образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, с которыми сотрудничает школа;

 

·                    организацию деятельности групп продленного дня;

 

·                    классное руководство (экскурсии, прогулки, праздники, соревнования);

 

·                    деятельность иных педагогических работников (социального педагога, педагога-психолога) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования.

 

      Программа духовно-нравственного развития,  воспитания обучающихся содержит теоретические положения и методические рекомендации по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно- нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей). При этом школа  создает условия для реализации указанной программы, обеспечивая духовно- нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательную деятельность на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье. 

 

          Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни  — это комплексная программа формирования:

 

                     представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

 

                     заинтересованного отношения к собственному здоровью путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

 

                     познавательного интереса и бережного отношения к природе;

 

                     установок на использование здорового питания;

 

                     негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

 

                     умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

 

                     потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

 

                     основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

 

                     умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

 

         Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательной деятельности и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

 

           Формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации определяются уставом школы и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

 

         Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.

 

В соответствии с п. 2.3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитар­ного врача Российской Федерации   29.12. 2010г.  № 189) определена предельная наполняемость классов для школ городской местности - 25 учащихся в классе.

Режим работы классов начальной школы

2 смены, пяти- и щестидневная учебная неделя, продолжительность урока 35-45 минут. Первая и вторая перемена – 20 минут - завтрак 1-2, 3-4 классов, динамическая пауза (40 минут) – для 1 классов,  третья и четвертая перемена – 10 минут.

 В основереализации основной образовательной программы  лежит  системно-деятельностный  подход, который предполагает:

Ø    воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

Ø    переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

Ø    ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

Ø    признание решающей роли содержания образования, способов организации  образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

Ø    учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

Ø    обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

Ø    разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

Ø    гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Разработанная основная образовательная программа предусматривает:

Ø    достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:

1.                  личностных, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

2.                  метапредметных, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, имежпредметными понятиями;

3.                  предметных, включающих освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира

         всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными     возможностями здоровья;

Ø    выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей организаций дополнительного образования детей;

Ø    организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического творчества и проектно- исследовательской деятельности;

Ø    участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

Ø     использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;

Ø    возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

Ø    включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

Общая характеристика школы

Год ввода в эксплуатацию – 1987 год.

Адрес школы: 603137   г.Н.Новгород, ул.Тропинина,  д.1

Образовательная деятельность осуществляется на основании следующих документов:

ü    Лицензия на право ведения образовательной деятельности № 9752 от 13 декабря 2011г.

ü    Свидетельство о государственной аккредитации № 1288 от 07 марта 2012г.

ü    Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа №45 с углубленным изучением отдельных предметов»  № 1411 от  28 июля 2015г.

Одно из направлений работы школы – классы с углубленным изучением математики   (2-3 ступень). Особенности подачи учебного материала позволяют глубже ввести обучающихся в мир одного из ключевых понятий математики- числа и числовых множеств,  существенно расширяют кругозор обучающихся, знакомят их с различными видами умственной деятельности, развивают логическое мышление школьников, опираются на  законы и правила логики. Программы способствуют развитию  речи учащихся,  так как язык и мышление находятся в неразрывной связи между собой, а математический язык  считается образцом точности, ясности, лаконичности. Углубленное изучение математики достигается также введением принципиально новых курсов «Занимательная и практическая математика», «Введение в комбинаторику, теорию вероятностей и математическую статистику», «Прикладная математика и компьютерное моделирование».

                 Также последние 20 лет существуют и активно функционируют классы с углубленным изучением предмета "Музыка". Актуальность создания таких классов вызвана прежде всего современными требованиями к образованию,  направленных на гуманитаризацию всего учебного процесса, широкую социализацию индивидуума, усвоение им социально-культурного опыта, ценностей, традиций.

Необходимость создания подобных классов объясняется и тем, что школа  находится на окраине, где нет музыкальных школ, театров, студий и других учреждений культуры.

 Набор в музыкальные классы проводится без вступительного  отборочного прослушивания (что является обязательным для музыкальных школ), и принимаются все желающие. Классы с углубленным изучением предмета «Музыка» формируются со 2 года обучения на основании заявления родителей (законных представителей).

Для осуществления учебного процесса был  разработан  комплекс программ по следующим дисциплинам:

- сольфеджио

- музыкальная литература  

-музыкальный инструмент (фортепиано, гитара, баян, аккордеон, домра, балалайка)

- иностранный язык и музыка

- музицирование

- ансамбль

Полученные на уроках знания и умения реализуются также на кружковых занятиях, здесь дети имеют возможность творческой реализации своих способностей.

Ученики нашей школы ведут активнейшую творческую жизнь, их силами осуществляются праздничные концерты, ставшие традиционными мероприятия: "Посвящение в музыканты", "Новогодний серпантин", семейный клуб "Лира", конкурс ансамблей. Ежегодно учащиеся музыкальных классов становятся лауреатами районных и городских конкурсов "Юный музыкант", районных викторин по музыкальной литературе и сольфеджио, областных конкурсов немецкой песни, самодеятельной песни.

Материально-техническая база  

37 учебных кабинетов, 3 мастерские, актовый зал на 180 мест, физкультурно-оздоровительный комплекс, 2 спортзала, библиотека (9000 экз.), 2 компьютерных класса, 64 компьютера, локальная сеть на 44 компьютера, 28 интерактивных досок, 28 мультимедийных проекторов, музыкальное оборудование (5 синтезаторов, 2 музыкальных ударных установки, 10 фортепьяно, 3 баяна, 4 гитары и др.).

Характеристика состава обучающихся

87% обучающихся проживают  на микроучастке школы: ул. Тропинина,  2-50,                  пр. Гагарина   101 (к.2,5), 103, 105, 107, 109, 111, 113, 115, 117, 119.                          

10% обучающихся  проживают в  микрорайоне Щербинки, 3 % детей проживают в пригороде : п. Бешенцево, п. Ольгино, д. Кусаковка, д. Б.Борисово,  п. Дружный.

1 ступень- 42% обучающихся

2 ступень - 52% обучающихся

3 ступень - 6% обучающихся

Мониторинг успеваемости

На всех уровнях образования в школе  наблюдается повышение уровня качества образования.

Инновационно - образовательная   деятельность  школы

С 2006г ведут  работу экспериментальные площадки:

I.  Школа единого информационного пространства   (городская)

Работа в рамках   площадки осуществляется в четырех направлениях:

1. Образовательно-информационные ресурсы, создание базы информатизации.

2.  Интеграция информационных технологий и традиционных технологических решений, разработка новых моделей обучения, адекватных современным условиям.

3. Формирование информационной культуры.

4.  Диагностика. Мониторинг

II. Организация сетевого взаимодействия:  Школа в системе университетского  округа (городская)

·                     С 2010 г. в школе проводится ежегодная  районная Межпредметная олимпиада им.  академика А.Д.Сахарова с целью: расширить систему олимпиад и конкурсов  школьников, обеспечить возможность самореализации обучающихся каждой параллели классов общеобразовательной школы. 

·                     На базе школы НИРО и открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение»  проводят апробацию учебно- методического комплекса «География» серии  «Полярная звезда», созданного под редакцией А.И. Алексеева для 5-9 классов,  учитель экспериментатор  М.Е.  Юлова.   Марина Евгеньевна отмечена благодарственными письмами   «Издательство «Просвещение» и кафедрой естественнонаучного образования  НИРО.

·                     Сотрудничество с Австрийским культурным центром «Австрийская библиотека»

1.                  семинары на базе школы

2.                  участие в днях Австрийской культуры в НЛГУ

Учителя  школы регулярно представляют свой опыт работы на городском и всероссийском уровне. Результаты работы были представлены

à                    В Августовском  интернет – педсовете   

à        На  Всероссийской  научно-практической конференции «Новые технологии  в преподавании астрономии» НГПУ.

à        В городском семинаре «Информационно-коммуникативные технологии» - учителя начальных классов.

à        На городском семинаре «Технология работы с интерактивной доской в классе».

à        На  Всероссийском  Интернет – педсовете.

à        На Всероссийском фестивале «Открытый  урок».

Социальное партнерство школы

Школа № 45 расположена в так называемом «спальном» районе г. Н. Новгорода. Она характеризуется социальным окружением типичным для школ новых, т.е. построенных в 80-90-е гг., микрорайонов г. Н. Новгорода.

Научно-практическое партнерство МБОУ «Школа № 45»

 

Организация – партнер

Формы партнерства

Вузы:

§  НГУ им. Лобачевского

§  НГСХА

§  ВШЭ

§  НА МВД РФ

§  Углубленное изучение предметов естественно-математического и гуманитарного циклов

§  Научно-исследовательская работа обучающихся

§  Экскурсионная работа

§  Интеллектуальные игры

Музеи:

§  Музей - квартира им. А.М.Горького

§  Музей быта народов Нижегородского Поволжья

§  Музей истории Приокского района

§  Музей - квартира им. Сахарова А.Д.

§  Нижегородский Кремль, музей

§  Посещение лекции по литературоведению, истории края

§  Экскурсионная работа

§  Научно-исследовательская работа по краеведению

Библиотеки:

- Библиотека МБОУ СОШ №45

- Библиотека им. А.А. Фадеева

- ЦРДБ им. В.П. Катаева

§  Семейные чтения-слушания

§  Новые имена в детской литературе

§  Конкуренты книги – Интернет и телевизор

§  «Модные» книги»

§  Библиотечные уроки

§  Дидактический театр

§  Интеллектуальные игры

Экологический клуб «Зеленый парус»

§  Научно-практическая работа учащихся по изучению экологических проблем

§  Экологические конкурсы

§  Экологические акции

§  Экологические конференции

§  Экологическая агитбригада

Общественные объединения:

- Территориальное общественное самоуправление (ТОС)  «Мегаполис»

- Совет ветеранов Приокского района

§  Концертная деятельность

§  Экскурсионная работа

§  Посещение лекции по праву, изучение российского законодательства

§  Встречи с ветеранами войны и труда

Лечебно-оздоровительные учреждения:

-Детская поликлиника  № 49

-ГУЗНО «Наркологическая больница»

§  Медицинское обследование

§  Проведение уроков Здоровья

§  Проведение лекций для родителей

Центры детского творчества:

-ДТЮ им В.П. Чкалова

-Приокским ЦРТ

- клуб по месту жительства «Штрих»

§  Участие в конкурсах, фестивалях

§  Занятия в кружках и творческих объединениях

§  Концертная деятельность, агитбригады, спектакли

Спортивные организации:

-ДЮФКП «Приокчанин»

- МБОУ ДОД  ДЮЦ «Контакт»

-стадион «Радий»

-бассейн «Дельфин»

§  Занятия в спортивных секциях

§  Организация и проведение спортивных и военно- патриотических мероприятий

 

В МБОУ «Школа № 45» создана среда для развития творческих способностей каждого ребенка, их физических возможностей за счет системы дополнительного образования, которая активно используется классным руководителем.

Система дополнительного образования 

 

Форма дополнительного образования

Цель

Театральные коллективы «Коломбина», «ТЭМ»

Развитие творческих способностей, актерского мастерства, навыков самовыражения

Театр мод и рукоделия «Анастасия»

Формирование знаний и умений в области декоративно-прикладного искусства, привитие художественного вкуса, мотивация к самовыражению и самореализации учащихся через воплощение собственных замыслов в авторских работах

Музыкальный театр младших школьников, ансамбль народных инструментов «Лель», ансамбль «Элегия», вокальная студия «Надежда»

Музыкальное образование учащихся, формирование у них устойчивого интереса к музыкальной деятельности, развитие коммуникативности школьников за счет их самоорганизации в процессе занятий в музыкальных коллективах

Патриотический клуб «Мое Отечество», краеведческий кружок «Ты – нижегородец»

Приобщение школьников к истории России, Нижнего Новгорода путем вовлечения их в активную поисковую краеведческую работу, развитие исследовательских, проектных способностей

Клуб самодеятельной песни «Балаганчик»

Формирование вокальных навыков, создание новых школьных традиций, развитие творческих способностей учащихся через сочинение собственных стихов и музыки собственных песен

Школа актива «Лидер – будущее России»

Формирование организаторских умений: целеполагание, планирование, анализ и оценка результатов деятельности, привлечение школьников к управлению школой

Физкультурно-оздоровительный комплекс школы: волейбол, мини-футбол, баскетбол, настольный теннис, ОФП с элементами лыжных гонок, гимнастика, ритмика, легкая атлетика, спортивные игры, подвижные игры

Демонстрация преимуществ здорового образа жизни, развитие интереса учащихся к занятиям спортом, воспитание волевых качеств, стремления добиваться личных достижений в развитие собственной физической культуры

Экологический кружок «Экология человека»

Формирование ответственного экологически – грамотного поведения в природе и обществе, как социального и личностно значимого компонента образованности человека, осознания неразрывной связи человека с природой, овладение знаниями о здоровье

 

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

Ø    становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

Ø    формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

Ø    духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

Ø    укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристиквыпускника («портрет выпускника начальной школы»):

ü    любящий свой народ, свой край и свою Родину;

ü    уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

ü    любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

ü    владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

ü    готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

ü    доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

ü    выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Цели начального общего  образования

·                    Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность учащихся, обеспечить их эмоциональное  благополучие.

·                    Развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать  индивидуальности каждого  ребенка.

·                    Сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; дать им опыт осуществления различных видов деятельности.

·                    Помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной,  технологической).

·                    Дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах  деятельности.

      

Для достижения  учащимися  запланированных  образовательных  результатов педагоги должны решить  следующие задачи:

·                    обеспечить многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, тренинги, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.);

·                    способствовать освоению обучающимися высших форм игровой деятельности и создает комфортные условия для своевременной смены ведущей деятельности (игровой на учебную) и превращения игры из непосредственной цели в средство решения учебных задач;

·                    формировать учебную деятельность младших школьников (организовывать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей; организовывать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществлять функции контроля и оценки, постепенно передавая их ученикам);

·                    создавать условия для продуктивной творческой деятельности ребенка (совместно с учениками ставить творческие задачи и способствовать возникновению у детей их собственных замыслов);

·                    поддерживать детские инициативы и помогать в их осуществлении; обеспечивать презентацию и социальную оценку результатов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, детскую периодическую печать и т. п.;

·                    создавать пространство для социальных практик младших школьников и приобщать их к общественно значимым делам.

Для достижения  образовательных  результатов младший школьник должен  в ходе  реализации  ООП  решить  следующие задачи:

·                    освоить основы понятийного  мышления (в освоении  содержательного  обобщения, анализа, планирования и рефлексии);

·                    научиться самостоятельно конкретизировать поставленные цели и искать средства  их решения;

·                    научиться контролировать и оценивать  свою  учебную работу и продвижение в разных видах  деятельности;

·                    овладеть коллективными  формами учебной работы и соответствующими  социальными навыками;

·                    овладеть высшими  видами игры (игра-драматизация, режиссерская  игра, игра по правилам). Научиться удерживать  свой замысел, согласовывать  его с партнерами по игре, воплощать в игровом  действии. Научиться  удерживать правило и следовать ему;

·                    научиться создавать  собственные творческие  замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладеть средствами и способами  воплощения  собственных  замыслов;

·                    приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках технологии и в социальных практиках;

·                    приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить  основные  этикетные нормы, научиться правильно  выражать свои мысли и чувства.

                Образовательные программы школы адресованы обучающимся 1 ступени. Младший школьный возраст - это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1 - 4  классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией.  Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально. Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования - окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.   

Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребёнок "иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы Я и R ). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, "бросающиеся в глаза" свойства - в основном, цвет, форма и величина. К концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Эти особенности необходимо учитывать при общении с ребёнком и его развитии.

Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста - тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка - значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся - ярко выраженная эмоциональность восприятия.

В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них - слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.).

Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на характер внимания.

Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.  Продуктивность запоминания повышает также осмысливание запоминаемого материала.

Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте - это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.

Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.

В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия среди детей. Психологами выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

        Важным условием для формирования теоретического мышления является формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия

Очень часто притязания родителей ребенка не совпадают с развитием ребенка, с его реальными психологическими возможностями. В этом случае внутриличностные проблемы ребенка обостряются. Иногда это приводит к невротическим нарушениям личности ребенка. Чтобы понять и предотвратить негативные последствия проводится "Методика родительских оценок и притязаний" .

              Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны - склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их - недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности - деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.      

У младшего школьника вначале  формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.

Мотивы обучения

Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место у младших школьников занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

Помимо этого есть и другие мотивы:

Внутренние мотивы:

1) Познавательные мотивы - те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;
2) Социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью: стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать "двойки" и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.).

Внешние мотивы - учиться на хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, а какая-то награда.

От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, "двоечниками" и "троечниками", хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает главным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность - основная деятельность для младшего школьника, и если в ней ребёнок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.

Педагогическую деятельность  осуществляют  12 учителей начальных классов, 1 преподаватель физической культуры, 2 воспитателя группы продленного дня.