Учебный план

Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).

Структура обязательных предметных областей,
реализуемых Учебным планом образовательного учреждения

№ п/п

Предметные области

Предметы

обязательная (инвариантная)  часть

часть, формируемая участниками образовательного процесса

1

Филология

- обучение грамоте
- русский язык
- литературное чтение
- иностранный язык

- речевое развитие младших школьников

2

Математика и информатика

- математика

- Математика и информатика;
- Математика и конструирование;

3

Обществознание и
естествознание (Окружающий мир)

- окружающий мир

 

4

Основы
религиозных культур и светской этики

- основы религиозных культур и светской этики

- мировая художественная культура

5

Искусство

- изобразительное искусство
- музыка

- Мировая художественная культура;
- чтение и работа с информацией

6

Технология

- технология

- проектная деятельность

7

Физическая
культура

- физическая культура

 


При определении структуры  учебного плана учитывалось, что особую роль в образовании  младших школьников играют интегративные курсы: окружающий мир (естествознание и обществознание), математика и информатика, обучение грамоте, курсы, обеспечивающие успешную социализацию обучающихся (риторика, проектная деятельность, мир деятельности и  пр.).

Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся  часть  учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса,  предусматривает:

  •   учебные занятия, для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
  • Учебные занятия, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

Увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов и на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся,  проводится в пределах максимально допустимой нагрузки учащихся (в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями).

Продолжительность учебного года:

  • 1класс- 33 учебные недели
  • 2-4 класс- 34 учебные недели

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

   

1

2

3

4

 

Филология

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

4

4

16

Иностранный язык

 -

2

2

2

6

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

16

Обществознание и
естествознание (Окружающий мир)

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Основы
религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

-

-

-

1

1

Искусство

Музыка

1

1

1

1

4

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

12

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной неделе

21

23

23

-

91

Количество часов за год

693

782

782

816

3073

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

         

 6-дневная неделя  (по выбору)

3

3

2

8

Искусство

Иностранный язык и музыка

         

Музицирование

         

Ансамбль

         

Музыкальный инструмент

         
 

Сольфеджио

         
 

Индивидуально- групповые занятия

         

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной неделе

21

26

26

26

99

Количество часов за год

693

884

884

884

3345

Учебный  план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. 

Инвариантная часть содержит следующие предметы учебного плана:

  • русский язык,
  • литературное чтение,
  • иностранный язык,
  • математика,
  • окружающий мир,
  • основы религиозных культур и светской этики,
  • изобразительное искусство,
  • технология,
  • физкультура. 

Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию учебного плана для образовательных учреждений, работающих по основной образовательной программе  

  1. Завершенная предметная линия учебников «Русский язык» авт. Канакина В.П., Горецкий В.Г.
  2. Завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение»                                авт. Климанова Л.Ф. и др.
  3. Завершенная предметная линия учебников «Математика» авт. Моро М.И. и др.
  4.  Завершенная предметная линия учебников «Окружающий мир» авт. Плешаков А.А.
  5. Завершенная предметная линия учебников «Технология» авт. Конышева Н.М.
  6. Завершенная предметная линия учебников «Музыка» авт. Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С.
  7. Завершенная предметная линия учебников «Изобразительное искусство» под ред. Неменского Б.М. 
  8. Завершенная предметная линия учебников «Физическая культура» авт. Лях В.И.
  9. Завершенная предметная линия учебников «Английский язык» авт. Биболетова М.З.
  10. Завершенная предметная линия учебников « Основы религиозных культур и светской этики»

В  4 классе (1 час в неделю) педагог, прошедший курсовую подготовку,  реализует комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Данный курс  включает 6  содержательных модулей: 

  • «Основы православной культуры»,
  • «Основы исламской культуры»,
  • «Основы буддийской культуры»,
  • «Основы иудейской культуры»,
  • «Основы светской этики»;
  • «Основы мировых религиозных культур».

Право выбора модуля принадлежит обучающимся совместно с родителями или их законными представителями.
Поддержка  данного курса осуществляется на основе представленной программы Духовно-нравственного развития и воспитания.

2. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса.

Перечень возможных направлений деятельности  с использованием

УМК «Школа России»
Математика

  • Волкова С.И., Пчелкина О.Л.  Математика и конструирование (1-4 классы).
  • Петерсон Л.Г. Мир деятельности.

Проектная деятельность*

  • на основе учебников «Литературное чтение» 1- 4 кл. (Л.Ф. Климанова и др.);
  • на основе учебников «Русский язык» 1- 4 кл. (В.П. Канакина)
  • на основе учебников «Математика» 1- 4 кл.  (Моро М.И и др.)
  • на основе учебников «Окружающий мир» 1- 4 кл.  (Плешаков А.А..)

Мировая художественная культура

  • на основе учебников «Изобразительное искусство» (Б.Я. Неменский и др.);
  • на основе учебных пособий по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.

Театр

  • на основе учебников «Литературное чтение» (Л.Ф. Климанова и др.; УМК «Перспектива»)

Чтение и работа с информацией

  • на основе учебников «Литературное чтение» (Л.Ф. Климанова и др.);
  • на основе учебников «Окружающий мир» (А.А. Плешаков  и др.)
  • на основе учебников по иностранному языку (Биболетова  «Английский язык»)

Мир вокруг нас

  • на основе учебников и пособий по окружающему миру(Плешаков А.А.
    Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов (Зеленый дом); Плешаков А.А., Румянцев А. А.)
    Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений (Зелёный дом); Плешаков А. А.
    От земли до неба. Атлас-определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. (Зеленый дом).