Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования характеризуют кадровые, финансовые, материально-технические, психолого- педагогические условия, а также учебно- методического и информационного обеспечения   реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

         Результатом реализации указанных требований является создание образовательной среды:

$1·                     обеспечивающей достижение целей основного общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

$1·                     гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

$1·                     преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся на данной ступени общего образования.

Финансово-экономические условия реализации основной образовательной программы

Финансово-экономические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования обеспечивают:

$1·                     государственные гарантии прав граждан на получение бесплатного общедоступного основного общего образования;

$1·                     возможность исполнения требований Стандарта;

$1·                     реализацию обязательной части основной образовательной программы основного общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса, включая внеурочную деятельность;

и отражают структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы основного общего образования, а также механизм их формирования.

Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования бюджетного учреждения осуществляется исходя из расходных обязательств на основе государственного (муниципального) задания учредителя по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг в соответствии с требованиями Стандарта.

Государственное (муниципальное) задание учредителя по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг  обеспечивает соответствие показателей объемов и качества предоставляемых образовательными учреждениями данных услуг размерам направляемых на эти цели средств бюджета соответствующего уровня.  

Формирование государственного (муниципального) задания по оказанию образовательных услуг   осуществляется в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на срок  1 год.

Осуществление учреждением приносящей доход деятельности не влечет за собой снижение нормативов финансового обеспечения образовательных услуг за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять за счет средств местных бюджетов финансовое обеспечение предоставления общего образования муниципальными образовательными учреждениями в части расходов на оплату труда работников образовательных организаций, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды сверх норматива финансового обеспечения, установленного субъектом Российской Федерации.

 Структура расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов за счёт средств бюджета:

$1·                         расходы на оплату труда работников образовательного учреждения: оплата труда производится по НСОТ (новая система оплаты труда). Оклад (должностной оклад) педагогического работника определяется исходя из стандартной стоимости бюджетной образовательной услуги на одного обучающегося в зависимости от ступеней обучения, численности обучающихся в классах по состоянию на начало учебного года, среднемесячного количества учебных часов (часы аудиторной занятости)  по учебному плану и повышающих коэффициентов к стандартной стоимости бюджетной образовательной услуги; для поощрения работников используются стимулирующие надбавки

$1·                        расходы на приобретение учебной и методической литературы;

$1·                        расходы на повышение квалификации педагогических работников;

$1·                        затраты на приобретение расходных материалов и хозяйственные расходы (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов).

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивают:

1) возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

2) соблюдение:

$1·                     санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму, размещению и архитектурным особенностям здания образовательного учреждения, его территории, отдельным помещениям, средствам обучения, учебному оборудованию;

$1·                     требований к санитарно-бытовым условиям (оборудование гардеробов, санузлов, мест личной гигиены);

$1·                     требований к социально-бытовым условиям (оборудование в учебных кабинетах и , лабораториях рабочих мест учителя и каждого обучающегося; учительской с рабочей зоной и местами для отдыха; комнат психологической разгрузки; административных кабинетов (помещений); помещений для питания обучающихся, хранения и приготовления пищи, а также, при необходимости, транспортное обеспечение обслуживания обучающихся);

$1·                     строительных норм и правил;

$1·                     требований пожарной и электробезопасности;

$1·                     требований охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательных учреждений;

$1·                     требований к транспортному обслуживанию обучающихся;

$1·                     требований к организации безопасной эксплуатации улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения в местах расположения общеобразовательных учреждений;

$1·                     требований к организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования, используемого в общеобразовательных учреждениях;

$1·                     своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта.

Здание образовательного учреждения, набор и размещение помещений для осуществления образовательного процесса, активной деятельности, отдыха, питания и медицинского обслуживания обучающихся, их площадь, освещенность и воздушно – тепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон и зон для индивидуальных занятий  обеспечивают возможность безопасной и комфортной организации всех видов учебной и внеурочной деятельности для всех участников образовательного процесса.

Начальная школа расположена в отдельном блоке (3 этажа), имеющем 12 учебных комнат:

1 этаж:  №101 (S=55.7), №102 (S=54.5), №103 (S=54.5), №104 (S=55.4)

2 этаж: №201 (S=55.7), №202 (S=54.6), №203 (S=56.1), №204 (S=55.3)

3 этаж: №301 (S=55.7), №302 (S=55), №303 (S=57.2), №304 (S=55.2)

Учебное пространство классных комнат оснащено комплектами учебной мебели в соответствии с требованиями СанПиН стеллажами с раздаточным учебным материалом, находящимся в свободном доступе для детей; учебными книгами и лабораторным оборудованием, центральной доской с возможностью проецирования на доску со стационарного или мобильного компьютеров с потолочным размещением проектора без напольной проводки, средствами цифровой фото-видео-аудио-фиксации; местом для выставок ученических работ, а также дополнительными досками для учащихся.

Техническое оснащение:

$1ü    12 компьютеров

$1ü    12 мультимедиа-проекторов с потолочным креплением

$1ü    12 интерактивных досок 

$1ü    7 аудиомагнитофонов

$1ü    Настольные игры

Для организации всех видов деятельности младших школьников класс имеет доступ по расписанию в следующие помещения:

$1·                    кабинет иностранного языка;

$1·                    кабинет для индивидуальных и групповых занятий;

$1·                    кабинеты физики, биологии, химии с лабораторным оборудованием, включающим:

$1ü    приборы для наблюдений за погодой и погодными явлениями (измерения температуры воздуха и атмосферного давления);

$1ü    приборы для измерения длины, массы, температуры и времени, в том числе цифровые; приборы для изучения световых, звуковых, механических и тепловых явлений),

$1ü    оборудование для изучения поведения тел в воде,

$1ü    лупы и цифровые микроскопы;

$1·                    кабинеты начальной школы, оборудованные интерактивными досками, обеспечивающие  информационную  среду для эксперимента и наглядной деятельности с основными математическими объектами, в том числе с предметами для пересчета, представления чисел в пределах тысячи, наглядного представления цепочек и совокупностей, математическими играми.

$1·                    музыкальный класс, обеспеченный оборудованием для проведения уроков музыки, включающим простые музыкальные инструменты – 3 гитары, 3 баяна, фортепьяно, барабанная установка, индивидуальные музыкальные цифровые клавиатуры- синтезаторы - 4 шт;

$1·                    библиотека с читальным залом на 25 мест (с обеспечением возможности работы на стационарном компьютере библиотеки или использования переносных компьютеров), медиатекой, средствами  сканирования и распознавания текстов и выходом в сеть Интернет, контролируемой распечаткой и копированием бумажных материалов;

$1·                    игровой зал (малый спортивный зал S=97.6м2), включающий набор модульного спортивного оборудования, спортивные комплексы для лазания, подтягивания, качания и т.п., а так же места для занятий хореографией;

$1·                    большой спортивный зал S=274.5 м2,  включающий набор модульного спортивного оборудования, спортивные комплексы для лазания, подтягивания, качания и т.п.,

$1·                    физкультурно - оздоровительный комплекс, включающий гаревые дорожки для бега, футбольное поле, волейбольную и баскетбольную площадки,

$1·                    актовый зал (180 мест), имеющий оборудование для проведения массовых мероприятий, микрофоны, колонки

$1·                    театральная студия «Коломбина» (50 мест), имеющая световое оборудование,

$1·                    зоны для наблюдения за проращиванием и развитием растения.

Кабинеты начальной школы имеют наборы для занятий техническим трудом моделированием и конструированием (ножницы, клей, цветная бумага и картон, чертежно-измерительные инструменты, швейные принадлежности, пленка, технологические карты, конструкторы и др), для занятий изобразительным искусством (акварельные краски, гуашь, альбомы, кисти) по количеству обучающихся.

Все указанные виды деятельности   обеспечены расходными материалами.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы

Образовательное  учреждение обеспечено учебниками,  учебно-методической литературой и материалами  по всем учебным дисциплинам  ООП. ОУ  также  имеет доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ОЭР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения обеспечивает возможность осуществлять в следующие виды деятельности:

        - планирование образовательного процесса;

        - размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе - работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;

       - фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

       - контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);

           - проведения мониторинга успеваемости и здоровья учащихся;

     - взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями.

В школе функционирует сайт.

Во всех помещениях начальной школы, где  осуществляется образовательный процесс, обеспечен доступ педагогов и обучающихся к информационной среде учреждения через локальную сеть и  к глобальной информационной среде через подключение к сети Интернет.

Библиотека электронных ресурсов «Начальная школа»

Учебное оборудование (диски, презентации)

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Математика

36

46

48

Литературное чтение

180

182

195

Окружающий мир

270

278

300

ИЗО

50

76

78

Технология

60

84

85

Информатика и ИКТ

43

52

56

Речевое развитие

87

102

105

Обучение грамоте

40

46

57

Развитие психических процессов

54

54

54

Презентации детей

300

846

876

Учебно-методическое    обеспечение:

1.     Завершенная предметная линия учебников «Русский язык» авт. Канакина В.П., Горецкий В.Г.

2.     Завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение» авт. Климанова Л.Ф. и др.

3.     Завершенная предметная линия учебников «Математика» авт. Моро М.И. и др.

4.     Завершенная предметная линия учебников «Окружающий мир» авт. Плешаков А.А.

5.     Завершенная предметная линия учебников «Технология» авт. Н.М. Конышева.

6.     Завершенная предметная линия учебников «Музыка» авт. Критская Е.Д. и др.

7.     Завершенная предметная линия учебников «Изобразительное искусство» под ред. Неменского Б.М. 

8.     Завершенная предметная линия учебников «Физическая культура» авт. Лях В.И.

9. Завершенная предметная линия учебников «Английский язык» авт. Биболетова М.З.

10. Предметная линия учебников «Основы религиозных культур и светской этики»

Оснащение учебных кабинетовопределяется  перечнем необходимого  учебного оборудования, указанного в Требованиях  с учетом специфики площадей классов школы.   Оснащение помещений способствует решению задач основных образовательных программ, обеспечивающих реализацию ФГОС. Таковыми задачами являются, в первую очередь,  активизация мыслительной деятельности младших школьников, формирование системы универсальных учебных действий, развитие способностей к самоконтролю, самооценке и самоанализу, воспитание высокоорганизованной личности.Материально- техническая среда учебных классов, кабинетов постоянно пополняется за счет иллюстративных материалов, видеоматериалов, фотоальбомов, макетов и т. п., изготовленных учителями, обучающимися и их  родителями.

Кадровые условия реализации основной образовательной программы

          Кадровое обеспечение образовательной программы строится на основе социального заказа системы педагогического образования и соответствует требованиям к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих высоким уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования. Педагогические сотрудники МБОУ СОШ №45 имеют базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимаются научно-методической деятельностью. В педагогическом коллективе есть все необходимые специалисты: учителя-предметники, социальный педагог, педагог- психолог, воспитатели ГПД, библиотекарь, педагоги дополнительного образования.

  Укомплектованность образовательного учреждения квалифицированными  педагогическими, руководящими и иными работниками- 100%.

            Уровень квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, для каждой занимаемой должности  соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а   также квалификационной категории.

             Соответствие уровня квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям устанавливается при их аттестации не реже, чем 1 раз в 5 лет.

           Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, обеспечивается освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в три года в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности, а также программ стажировки на базе инновационных общеобразовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Кадровые условия  включают:

п/п

Специалисты

Функции

Количество специалистов в начальной школе

Квалификация  и сроки аттестации

 

Учитель

Классный руководитель

Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса.

Осуществляет индивидуальное или групповое педагогическое сопровождение образовательного процесса

14

14

 высшая кв. категория- 4    первая кв. категория- 9     вторая кв. категория- 1 курсовая подготовка «Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях введения ФГОС»

 

 Учитель физической культуры

Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса.

1

1 кв. категория

 

 Учитель иностранного языка

2

высшая кв. категория- 1    первая кв. категория- 1  

 

Учитель музыки

1

 
 

Педагог- психолог

Помощь педагогу в выявлении условий, необходимых для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Мониторинг метапредметных и личностных результатов.

1

1 кв. категория

 

Воспитатель

Отвечает за организацию условий, при которых ребенок может освоить  внеучебное пространство как пространство взаимоотношений и взаимодействия между  людьми

13

высшая кв. категория- 5    первая кв. категория- 5    вторая кв. категория- 3

 

Библиотекарь

Обеспечивает интеллектуальный и физический  доступ к информации, участвует в процессе воспитания культурного и гражданского самосознания, содействует формированию информационной компетентности уч-ся путем  обучения поиску, анализу, оценке и обработке  информации

1

высшая

 

Педагог дополнительного образования

Обеспечивает реализацию  внеурочной деятельности 

6

 
 

Административный персонал

Обеспечивает для специалистов ОУ условия для эффективной работы, осуществляет контроль и текущую организационную работу

1

первая

 

Медицинский персонал

Обеспечивает первую медицинскую помощь и диагностику, функционирование автоматизированной информационной системы мониторинга здоровья  учащихся и выработку рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья, организует диспансеризацию и вакцинацию школьников

2

 

Психолого- педагогические  условия реализации основной образовательной программы

Непременным условием реализации требований Стандарта является создание в образовательном учреждении психолого- педагогических условий, обеспечивающих:

$1·                    преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к дошкольному образованию с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

$1·                    формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;

$1·                    вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

$1·                    формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления;

$1·                    диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);

$1·                    вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

 

Преемственность содержания и форм организации образовательного процесса:

$11.                  Посещение и анализ занятий

- в детском саду,

- в 1-х классах,

- в 4-х классах.

$12.                  Проведение индивидуальных консультаций с воспитателями, психологом, родителями по результатам тестирования детей на этапе приема в школу.

$13.                  Проведение индивидуальных консультаций с педагогами 1-х классов по результатам входной диагностики детей

       4. Психологическое сопровождение процесса адаптации в 1-х классах и учащихся  4-х классов, переходящих в среднее звено:

- наблюдение за поведением первоклассников в учебных и внеучебных ситуациях;

- проведение психодиагностического минимума в параллели 1-х, 4-х классах;

- опрос педагогов, родителей;

- проведение углубленной психодиагностики с группой школьников

1-х, 4-х классов;

- проведение индивидуальных консультаций с учащимися 1-х, 4-х классов, педагогами, родителями по итогам психодиагностики;

- оказание помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении:

1) ведение психокоррекционных групп в 1-4 классах;

2) ведение развивающей работы в 1-4 классах;

3) консультирование школьников.

- проведение индивидуальных консультаций с родителями на тему: «Создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка».

        5.Работа медико- психолого-педагогического консилиума:

- готовность детей к школе;

- адаптация первоклассников;

- переход учащихся в среднее звено;

- организация психолого-педагогического сопровождения учащихся 1-х, 5-х классов (создание групп педагогической поддержки, индивидуальных программ и др.)

Учет специфики возрастного психофизического развития

            ООП предполагает учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося  (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями развития и здоровья), выдвигает на первый план проблему соотношения обучения и развития.

 ООП учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный:

 *   с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

 *   с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

 *   с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

 *    с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

 *  с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

 *   с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

         Разнообразие аудиторной и внеурочной деятельности, система заданий разного уровня трудности с учетом меры трудности, сочетание разнообразных организационных форм (индивидуальных, групповых, коллективных) позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого обучаемого на основе учета уровня его актуального развития и сформированных (формируемых) мотивов. То, с чем обучаемый не может справиться самостоятельно, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в условиях коллективной совместной деятельности. Высокая степень дифференциации заданий и их количества позволяют нашим обучающимся работать в условиях своего актуального развития и создают возможности индивидуального продвижения вперед.

            Работа с одаренными детьми  будет осуществляться в различных формах урочной и внеурочной деятельности. Это дифференцированная и  индивидуальная работа с сильными учащимися по отдельным предметам, подготовка к олимпиадам, организация проектной деятельности. Для развития творческих способностей - организация кружков танцевальных, хоровых, вокальных.

Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности  участников образовательного процесса

 

Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности учителей и административных работников:

Практикум «Мониторинг формирования УУД»

Проведение индивидуальных, групповых консультаций с педагогами на темы: «Организация эффективного процесса обучения школьников»

«Построение взаимоотношений со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах».

  

 Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей):

Под родительской  компетентностью понимают:

             -знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности;

             -интегральную характеристику, определяющую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей;

             -интегральную личностную характеристику, определяющую готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятым в социуме в конкретный исторический момент нормами, стандартами, требованиями.

            - способность понимать потребности ребёнка и создать условия для их разумного удовлетворения;

             -способность сознательно планировать образование ребенка и вхождение во взрослую жизнь в соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребёнка и социальной ситуацией.

             -возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом

             -наличие у родителей знаний, умений и опыта в области воспитания ребенка.

 Важно, когда родитель понимает, что не только знания и умения в воспитании ребенка определяют успех в его развитии, но и понимание себя как родителя и как человека, работа над собой имеет важное значение для выстраивания позитивного взаимодействия и развития ребенка. Самопознание и саморазвитие родителей   считается  важным компонентом родительской компетентности.

 В практике работы школы  сложились методы работы с родителями по повышению их родительской компетентности:

$1·                    формирование необходимых знаний,

$1·                    обучение   навыкам общения с детьми,

$1·                    обучение   навыкам разрешения конфликтных ситуаций,

$1·                    улучшение стиля родительского поведения  

В работе с родителями закрепились такие формы работы, как:

 - Лекция

 - Конференция

 - Практикум

 - Дни открытых дверей

 - Индивидуальные тематические консультации

 - Посещение семьи

 - Родительское собрание

 - Родительские вечера

 - Родительский тренинг

           

Вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса

В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение. В нашей школе существуют свои  варианты сопровождения:  медико- психолого-педагогический консилиум, работа социального педагога, психолога.

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка рассматривается как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

 

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка:

 -  предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

 - помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

 -  психологическое обеспечение образовательных программ;

 - развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

 Виды  работ по психолого-педагогическому сопровождению:

 -  профилактика;

 -  диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг));

 -  консультирование (индивидуальное и групповое);

 -  развивающая работа (индивидуальная и групповая);

 -  коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

 - психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;

 -  экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

Можно выделить следующие уровни психолого-педагогического сопровождения: индивидуальное, групповое, на уровне класса, на уровне образовательного учреждения.

Основными формами психолого-педагогического сопровождения являются:

• диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьника. Она может проводиться на этапе знакомства с ребёнком, после зачисления его в школу и в конце каждого учебного года;

• консультирование педагогов и родителей, которое осуществляется учителем и психологом с учётом результатов диагностики, а также администрацией образовательного учреждения;

• профилактика, экспертиза, развивающая работа, просвещение, коррекционная работа, осуществляемая в течение всего учебного времени.

К основным направлениям психолого-педагогического сопровождения можно отнести:

$1·                    сохранение и укрепление психологического здоровья;

$1·                    мониторинг возможностей и способностей обучающихся;

$1·                    психолого-педагогическую поддержку участников олимпиадного движения;

$1·                    формирование у обучающихся ценности здоровья и безопасного образа жизни;

$1·                    развитие экологической культуры;

$1·                    выявление и поддержку детей с особыми образовательными потребностями;

$1·                    формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;

$1·                    поддержку детских объединений и ученического самоуправления;

$1·                    выявление и поддержку одарённых детей

                       

            Психолого-педагогическое сопровождение семьи – это создание условий профессионалами школы, направленных на оказание превентивной и оперативной помощи родителям в решении их индивидуальных проблем, на развитие родительской компетентности.

          Психолого-педагогическое сопровождение позволяет сохранять и развивать достоинства личности, организовать взаимодействие педагога и родителя по выявлению и анализу реальных или потенциальных личностных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них. В этом случае возрастает роль педагога, как инициатора доверительных открытых отношений и помощника в развитии его ключевых родительских компетенций. Тип взаимодействия между педагогом и родителем в логике психолого-педагогического сопровождения носит характер договорных отношений.

Дивесификация уровней психолого-педагогического сопровождения

            Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.

          Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей, подготовка перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения.

            При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения.

Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности - развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение адаптации ребенка, возникновение острых проблемных ситуаций.

Уровень учреждения. На данном уровне работа ведется педагогами-психологами, учителями, социальными педагогами, ПМПк, выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями.

 Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения

   С целью учета приоритетов основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения необходимо обеспечить

1) наладить регулярное информирование родителей и общественности о процессе реализации ООП НОО;

2)вести мониторинг развития обучающихся в соответствии с основными приоритетами программы;

3)укреплять материальную базу школы.

 Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий

   Основным механизмом достижения целевых ориентиров в системе условий является чёткое взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Сетевой график (дорожная карта)
по формированию необходимой системы условий реализации ООП ООО


Направление мероприятий

Мероприятия

Сроки
реали-
зации

1.Нормативное обеспечение введения ФГОС ООО

1.Наличие решения органа государственно-общественного управления о введении ФГОС ООО

2011г.

2.Внесение изменений и дополнений в Устав ОУ

2011г.

3.Разработка ООП ООО

2010-2011г.г.

4.Утверждение ООП ООО

2011г.

5.Обеспечение соответствия нормативной базы ОУ требованиям ФГОС

2011г.

6.Приведение должностных инструкций работников ОУ в соответствие требованиям ФГОС и тарифно-квалификационным характеристикам

2011г.

7.Разработка и утверждение плана-графика введения ФГОС ООО

2011г.

8.Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ООО

2010-2011г.г

9.Разработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры ОУ с учётом требований к минимальной оснащённости учебного процесса

2010-2011г.г.

10.Разработка:
- учебного плана;
- годового календарного учебного графика;
- рабочих программ учебных курсов;
- положения об организации текущей и итоговой оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП;
- положения о формах получения образования.

2010-2011г.г.

2.Финансовое обеспечение введения ФГОС ООО

1.Определение объёма расходов, необходимых для реализации ООП

Ежегодно

2.Внесение изменений в локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работникам ОУ, в том числе, стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования

 

3.Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с работниками ОУ

 Ежегодно

3.Организаци-
онное обеспечение введения ФГОС ООО

1.Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур ОУ по подготовке введения ФГОС ООО

2010-2011г.г.

2.Разработка модели организации образовательного процесса

2010-2011г.г.

3.Разработка и реализация мониторинга образовательных потребностей обучающихся и родителей (законных представителе) по использованию часов вариативной части ШУП и внеурочной деятельности

Ежегодно

4.Привлечение органов государственно-общественного управления ОУ к проектированию ООП ООО

2010-2011г.г.

 

5.Разработка и реализация  модели психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на ступени основного общего образования в условиях введения ФГОС

Ежегодно

4.Кадровое обеспечение введения ФГОС ООО

1.Анализ кадрового обеспечения и реализации ФГОС ООО

Ежегодно

2.Создание и корректировка плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников ОУ в связи с введением ФГОС ООО

2011г.

3.Разработка и корректировка плана методической работы ОУ в рамках введения ФГОС ООО

Ежегодно

5.Информаци-
онное обеспечение введения ФГОС ООО

1.Размещение на сайте ОУ информационных материалов о введении ФГОС ООО

Ежегодно

2.Широкое информирование родительской общественности о подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты

Ежегодно

3.Организация изучения общественного мнения по вопросам введения ФГОС ООО

Ежегодно

4.Обеспечение публичной отчётности по вопросам введения ФГОС ООО

Ежегодно

5.Разработка рекомендаций для педагогических работников:
- об организации внеурочной деятельности обучающихся;
- об организации текущей и итоговой оценки достижения планируемых результатов;
- по использованию ресурсов времени для организации домашней работы обучающихся;
- по организации проектной деятельности обучающихся;
- по использованию педагогических технологий

 2010-2011г.г.

6.Материально-техническое обеспечение введения ФГОС ООО

1.Анализ материально-технического обеспечения введения и реализации ФГОС ООО

Ежегодно

2.Обеспечение соответствия материально-технической базы ОУ требованиям ФГОС

Ежегодно

3.Обеспечение соответствия санитарно-гигиенических условий требованиям ФГОС

Ежегодно

4.Обеспечение условий реализации ООП ООО противопожарным нормам, нормам охраны труда работников ОУ

Ежегодно

5.Обеспечение соответствия информационно-образовательной среды требованиям ФГОС

Ежегодно

6.Обеспечение учебниками и учебными пособиями, обеспечивающими реализацию ФГОС ООО

ежегодно

7.Обеспечение укомплектованности электронными образовательными ресурсами

Ежегодно

8.Наличие доступа ОУ к электронным образовательным ресурсам, размещённым в федеральных и региональных базах данных

Ежегодно

9.Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным ресурсам

постоянно

Контроль за состоянием системы условий

В ходе создания системы условий реализации ООП НОО проводится  мониторинг  с целью ее  управления. Оценке подлежат: кадровые, психолого-педагогические, финансовые, материально-технических условия, учебно-методическое и информационное обеспечение; деятельность педагогов в реализации психолого-педагогических условий; условий (ресурсов) ОУ. Для такой оценки  используется определенный набор  показателей.

Объект контроля

Содержание контроля

Методы сбора информации

Сроки проведения

Ответственность

Кадровые условия реализации ООП НОО

проверка укомплектованности ОУ педагогическими, руководящими и иными работниками

Изучение документации

Июль- август

директор

установление соответствия уровня квалификациипедагогических и иных работников ОУ требованиям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих

управленческий аудит

При приеме на работу

директор

проверка обеспеченности непрерывности профессионального развития педагогических работников  ОУ

Изучение документации (наличие документов государственного образца о прохождении профессиональной переподготовки или повышения квалификации

В течение года

Зам.директора

Психолого-педагогические условия реализации ООП НОО

Проверка степени освоения педагогами образовательной программы повышения квалификации (знание материалов ФГОС НОО)

Собеседование

Август

Зам.директора

Оценка достижения  обучающимися планируемых результатов: личностных, метапредметных, предметных

Анализ выполнения комплексной контрольной работы

В течение года

Зам.директора

Финансовые условия реализации ООП НОО

Проверкаусловий финансирования реализации  ООП НОО

информация для публичного отчета

В течение года

Директор

 бухгалтер

проверка обеспечения реализации обязательной части  ООП НОО и части, формируемой участниками образовательного процесса вне зависимости от количества учебных дней в неделю

информация о прохождении программного материала

В течение года

Директор

 бухгалтер

проверка по привлечению дополнительных финансовых средств

информация для публичного отчета

В течение года

Директор

 бухгалтер

Материально-технические условия реализации ООП НОО

проверка соблюдения: санитарно-гигиенических норм; санитарно-бытовых условий; социально-бытовых условий; пожарной и электробезопасности; требованийохраны труда; своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта

информация для подготовки ОУ к приемке

В течение года

Директор

Зам.директора по АХЧ

проверка наличия доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения

информация

В течение года

Директор

Зам.директора по АХЧ

Информационно-методические условия реализации ООП НОО

Проверка достаточности учебников, учебно-методических и дидактических материалов, наглядных пособий и др.

информация

В течение года

Зав.библиотекой

 

проверка обеспеченности доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией ООП, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления

информация

В течение года

Зам.директора

Зав.библиотекой

проверка обеспеченности доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР

информация

В течение года

Зам.директора

Зав.библиотекой

обеспечение учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их  составной  частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам  ООП НОО

информация

В течение года

Зам.директора

Зав.библиотекой

обеспечение фондом дополнительной литературы, включающий детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования

информация

В течение года

Зам.директора

Зав.библиотекой

обеспечение учебно-методической литературой и материалами по всем  курсам внеурочной деятельности, реализуемы в ОУ

информация

В течение года

Зам.директора

Зав.библиотекой