Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Цели программы:

$1·                    формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

$1·                    воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

$1·                    развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

$1·                    обогащение знаний  о музыкальном искусстве;

$1·                    овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задачи программы:

$1·                    развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;

$1·                    понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;

$1·                    освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);

$1·                    изучение особенностей музыкального языка;

$1·                    формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Общая характеристика учебного предмета

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Описание места учебного предмета

В соответствии с    учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс- 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Рабочая программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1.

Музыка в жизни человека.

14 ч.

13 ч.

4 ч.

4 ч.

2.

 Основные закономерности музыкального искусства

2 ч.

17 ч.

24 ч.

23 ч.

3.

Музыкальная картина мира.

17 ч.

4 ч.

6 ч.

7 ч.

4.

Резерв.

       
 

ИТОГО:

33 ч

34 ч

34 ч

34 ч

 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь  образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества  предполагает:

$1·                    формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

$1·                    начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

$1·                    приобретение знаний и умении;

$1·                    овладение УУД

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Результаты освоения учебного предмета «Музыка»

Личностные результаты:

$1·                    чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности

$1·                     целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий

$1·                    уважительное отношение к культуре других народов:

$1·                    эстетические потребности, ценности  и чувства

$1·                    развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

$1·                    развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

$1·                     способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

$1·                     умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

$1·                    освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

$1·                    овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты  в устной и письменной формах.

$1·                    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий

$1·                    умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

Предметные результаты

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

$1·                    основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

$1·                    воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;

$1·                    начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Обучающиеся научатся:

$1·                    воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;

$1·                    воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;

$1·                    вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

$1·                    реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;

$1·                    понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

Музыка в жизни человека

Выпускник научится:

$1·                    воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

$1·                    ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной

$1·                    и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

$1·                    воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

$1·                    реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

$1·                    организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

Основные закономерности музыкального искусства

Выпускник научится:

$1·                    соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

$1·                    наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм

$1·                    построения музыки;

$1·                    общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Выпускник получит возможность научиться:

$1·                    реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

$1·                    использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

$1·                    владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

Музыкальная картина мира

Выпускник научится:

$1·                    исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

$1·                    определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

$1·                    оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Выпускник получит возможность научиться:

$1·                    адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

$1·                    оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Содержание программы учебного предмета  

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», « Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения. В первом классе сокращение часов осуществляется за счёт резерва учебного времени.

«Музыка в жизни человека». 35 ч.

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно- эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры- драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов о Родине.

« Основные закономерности музыкального искусства» .66ч.

Выразительность и изобразительность в музыке.  Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие . интонация- источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности ( мелодия, ритм, темп, динамика и др.)

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов.

«Музыкальная картина мира».34 ч.

Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певчие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.

Музыкальные инструменты.

Материально-техническое обеспечение курса





Наименование  объектов и  средств материально-технического         обеспечения


Примечания

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего   общего образования
по образовательной области «Искусство»

Стандарт по музыке, примерная программа, авторские программы, входящие в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета музыки.
В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения; представлены содержание начального обучения музыке, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1.2

Примерная  программа начального общего образования по музыке

1.3

Программы по музыке

1.4

Хрестоматии с нотным материалом

Для каждого года обучения


1.5


Сборники песен и хоров

Для хорового пения в классе и школьном хоре (с учетом разных возрастных составов)


1.6

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).

Пособия могут входить в учебно-методический комплект по музыке, а также освещать различные разделы и темы курса.

1.7

Методические журналы по искусству

Федерального значения


1.8

Учебно-методические комплекты к программе по музыке Е.Д.Критской,
Г.П. Сергеевой: учебник-тетрадь «Музыка 1 класс», учебники «Музыка» для 1-4 классов.

Полный комплект, исходя из реальной наполняемости класса


1.9


Рабочие тетради (творческие блокноты)

Рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников, для каждого года обучения

1.10

Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству

Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской, проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки


1.11


Справочные пособия, энциклопедии

Музыкальная энциклопедия, музыкальный энциклопедический словарь, энциклопедический словарь юного музыканта, словарь основных терминов по искусствоведению

2. Печатные пособия


2.1


Таблицы: средства музыкальной выразительности, нотные примеры, признаки характера звучания

Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуальном раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях


2.2

Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре

2.3

Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России

Комплекты могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях

2.4

Портреты композиторов. Портреты исполнителей

2.5

Атласы музыкальных инструментов.
Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы


2.6

Дидактический раздаточный материал:
Карточки с признаками характера звучания
Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств
Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности

Комплект

Комплект


Комплект

3. Игры и игрушки

3.1

Театральные куклы

Для театрализованных форм работы на уроках музыки и во
внеклассной деятельности

4. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)


4.1


Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал для слушания и исполнения. Песенный материал может быть представлен в виде инструментального сопровождения, специально аранжированного для учащихся начальной школы

4.2

Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, певцов



4.3

Видеофильмы с записью фрагментов из оперных, балетных спектаклей, мюзиклов



4.4

Видеофильмы с записью известных оркестровых, хоровых коллективов



4.5

Слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств различных исторических стилей и направлений, эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений), нотный и поэтический текст песен, изображения музыкантов, играющих на различных инструментах, фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры



5. Учебно-практическое оборудование

5.1

Музыкальные инструменты: фортепиано (пианино, рояль); баян/аккордеон; скрипка, гитара, клавишный синтезатор

Два инструмента: для кабинета музыки и школьного зала
Для учителя

5.2

Комплект детских музыкальных инструментов: блок-флейта; глокеншпиль/колокольчик; бубен; барабан; треугольник; румба; маракасы; кастаньеты; металлофоны; ксилофоны.
Народные инструменты (свистульки, деревянные ложки, трещотки и др.). Дирижерская палочка

Набор народных инструментов определяется содержанием регионального компонента и может быть значительно расширен. Комплектацией инструментов занимается учитель

5.3

Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики)



5.4

Расходные материалы:нотная бумага; цветные фломастеры; цветные мелки

Для оформления музыкально-графических схем

5.5

Персональный компьютер

Для учителя

5.6

Медиапроектор

Для демонстрации электронных образовательных ресурсов

6. Цифровые образовательные ресурсы

6.1

Цифровые компоненты учебно-методических комплектов по музыке

Цифровые компоненты учебно-методического комплекта могут быть ориентированы на различные формы учебной деятельности (в том числе игровую), носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В любом случае эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе в форме тестового контроля)

6.2

Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы

Цифровой компонент учебно-методического комплекта, включающий обновляемый набор заданий по музыке, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся

6.3

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке

Коллекция образовательных ресурсов включает комплект информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу. В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы, ссылки на внешние источники.

6.4

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности

К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе музыки, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций

6.5

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

К специализированным инструментам учебной деятельности, используемым в курсе музыки, относятся, в частности, редактор нотной грамоты, система обработки звука