Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Цели программы:
$1· формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
$1· воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
$1· развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
$1· обогащение знаний о музыкальном искусстве;
$1· овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
$1· развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
$1· понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
$1· освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
$1· изучение особенностей музыкального языка;
$1· формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Описание места учебного предмета
В соответствии с учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс- 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п |
Разделы, темы |
Количество часов |
|||
Рабочая программа по классам |
|||||
1 кл. |
2 кл. |
3 кл. |
4 кл. |
||
1. |
Музыка в жизни человека. |
14 ч. |
13 ч. |
4 ч. |
4 ч. |
2. |
Основные закономерности музыкального искусства |
2 ч. |
17 ч. |
24 ч. |
23 ч. |
3. |
Музыкальная картина мира. |
17 ч. |
4 ч. |
6 ч. |
7 ч. |
4. |
Резерв. |
||||
ИТОГО: |
33 ч |
34 ч |
34 ч |
34 ч |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
$1· формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
$1· начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
$1· приобретение знаний и умении;
$1· овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты:
$1· чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
$1· целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
$1· уважительное отношение к культуре других народов:
$1· эстетические потребности, ценности и чувства
$1· развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
$1· развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
$1· способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
$1· умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
$1· освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
$1· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
$1· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
$1· умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
$1· основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
$1· воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
$1· начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
$1· воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
$1· воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
$1· вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
$1· реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
$1· понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
$1· воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
$1· ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
$1· и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
$1· воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
$1· реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
$1· организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
$1· соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
$1· наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
$1· построения музыки;
$1· общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
$1· реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
$1· использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
$1· владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
$1· исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
$1· определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
$1· оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
$1· адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
$1· оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Содержание программы учебного предмета
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», « Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения. В первом классе сокращение часов осуществляется за счёт резерва учебного времени.
«Музыка в жизни человека». 35 ч.
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно- эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры- драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов о Родине.
« Основные закономерности музыкального искусства» .66ч.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие . интонация- источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности ( мелодия, ритм, темп, динамика и др.)
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов.
«Музыкальная картина мира».34 ч.
Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певчие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.
Музыкальные инструменты.
Материально-техническое обеспечение курса
|
|
|
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||
1.1 |
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего общего образования |
Стандарт по музыке, примерная программа, авторские программы, входящие в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета музыки. |
1.2 |
Примерная программа начального общего образования по музыке |
|
1.3 |
Программы по музыке |
|
1.4 |
Хрестоматии с нотным материалом |
Для каждого года обучения |
|
|
Для хорового пения в классе и школьном хоре (с учетом разных возрастных составов) |
|
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки). |
Пособия могут входить в учебно-методический комплект по музыке, а также освещать различные разделы и темы курса. |
1.7 |
Методические журналы по искусству |
Федерального значения |
|
Учебно-методические комплекты к программе по музыке Е.Д.Критской, |
Полный комплект, исходя из реальной наполняемости класса |
|
|
Рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников, для каждого года обучения |
1.10 |
Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству |
Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской, проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки |
|
|
Музыкальная энциклопедия, музыкальный энциклопедический словарь, энциклопедический словарь юного музыканта, словарь основных терминов по искусствоведению |
2. Печатные пособия |
||
|
|
Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуальном раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях |
|
Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре |
|
2.3 |
Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России |
Комплекты могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях |
2.4 |
Портреты композиторов. Портреты исполнителей |
|
2.5 |
Атласы музыкальных инструментов. |
|
|
Дидактический раздаточный материал: |
Комплект |
3. Игры и игрушки |
||
3.1 |
Театральные куклы |
Для театрализованных форм работы на уроках музыки и во |
4. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) |
||
|
|
Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал для слушания и исполнения. Песенный материал может быть представлен в виде инструментального сопровождения, специально аранжированного для учащихся начальной школы |
4.2 |
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, певцов |
|
4.3 |
Видеофильмы с записью фрагментов из оперных, балетных спектаклей, мюзиклов |
|
4.4 |
Видеофильмы с записью известных оркестровых, хоровых коллективов |
|
4.5 |
Слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств различных исторических стилей и направлений, эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений), нотный и поэтический текст песен, изображения музыкантов, играющих на различных инструментах, фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры |
|
5. Учебно-практическое оборудование |
||
5.1 |
Музыкальные инструменты: фортепиано (пианино, рояль); баян/аккордеон; скрипка, гитара, клавишный синтезатор |
Два инструмента: для кабинета музыки и школьного зала |
5.2 |
Комплект детских музыкальных инструментов: блок-флейта; глокеншпиль/колокольчик; бубен; барабан; треугольник; румба; маракасы; кастаньеты; металлофоны; ксилофоны. |
Набор народных инструментов определяется содержанием регионального компонента и может быть значительно расширен. Комплектацией инструментов занимается учитель |
5.3 |
Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики) |
|
5.4 |
Расходные материалы:нотная бумага; цветные фломастеры; цветные мелки |
Для оформления музыкально-графических схем |
5.5 |
Персональный компьютер |
Для учителя |
5.6 |
Медиапроектор |
Для демонстрации электронных образовательных ресурсов |
6. Цифровые образовательные ресурсы |
||
6.1 |
Цифровые компоненты учебно-методических комплектов по музыке |
Цифровые компоненты учебно-методического комплекта могут быть ориентированы на различные формы учебной деятельности (в том числе игровую), носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В любом случае эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе в форме тестового контроля) |
6.2 |
Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы |
Цифровой компонент учебно-методического комплекта, включающий обновляемый набор заданий по музыке, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся |
6.3 |
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке |
Коллекция образовательных ресурсов включает комплект информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу. В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы, ссылки на внешние источники. |
6.4 |
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности |
К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе музыки, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций |
6.5 |
Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности |
К специализированным инструментам учебной деятельности, используемым в курсе музыки, относятся, в частности, редактор нотной грамоты, система обработки звука |