Пояснительная записка
Рабочая программа по «Музицированию» для обучающихся 2х – 4х классов составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373);
2. Основная образовательная программа НОО образовательного учреждения;
3. Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения.
Цель программы: освоение музыкально-исполнительских навыков коллективного музицирования и развитие творческого потенциала обучающихся.
Задачи:
- Научить слушать и понимать музыку
- Развивать музыкально-образное мышление
- Развивать музыкальные способности: слух, ритм, память.
- Освоить нотную грамоту в пределах 1-3х октав
Овладеть начальными умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: инструментального музицирования, хорового пения, эстрадного вокала.
Общая характеристика учебного предмета.
Данная программа занимает важное место в системе общего образования, потому что содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека.
Программа «Музицирование» даёт возможность детям попробовать себя в разных видах музыкально-исполнительской деятельности: игре на музыкальных инструментах, хоровом пении, эстрадном вокале и способствует развитию творческого потенциала учащихся. Предусмотрен индивидуальный подход не только к каждому ребёнку, но и к каждой учебной группе. В зависимости от способностей учащихся педагог определяет содержание занятий и темп продвижения. Главным в групповой работе является включённость каждого в учебный процесс, организация успеха детей, возможность создания каждым ребёнком собственного «образовательного маршрута»
Место учебного курса в Учебном плане
Предмет «Музицирование» входит в часть Учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса и составляет 34 часа в год, 1 час в неделю.
Содержание программы
Начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Содержание образовательной программы направлено на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие музыкальных способностей и художественного вкуса;
- приобретение умений и навыков коллективного музицирования;
- обеспечение эмоционального комфорта ребенка;
- профилактику асоциального поведения;
- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья;
- освоение навыков коллективного музицирования
Программа по музицированию состоит из трёх блоков:
- Инструментальное музицирование (групповые занятия);
- Хоровое музицирование;
- Эстрадный вокал (групповые занятия)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
- Развитие музыкально-художественного вкуса
- Развитие образного мышления
- Выработка позитивной самооценки своих музыкально-творческих способностей;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности УУД учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- Уметь вместе с учителем и сверстниками решать музыкально-творческие задачи на уроках музицирования и во внеурочной деятельности;
- Приобретение умений исполнять музыкальные произведения на школьных и внешкольных мероприятиях;
- Овладение навыками анализа музыкальных произведений: характера, выразительных особенностей, музыкальных форм.
- Овладение навыками осмысленного чтения нотного текста.
Предметные результаты отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- Формирование музыкально-исполнительских умений и навыков;
- Освоение нотной грамоты;
- Эмоциональное исполнение музыкального произведения;
- Выработка умений работы в коллективе;
- Формирование навыков поведения на сцене.
Инструментальное музицирование
Содержание программы
Инструментальное музицирование предполагает:
- «Донотный» период - знакомство с музыкальным языком: длительностями, сильной, слабой долями, развитие метро-ритмических навыков (метро-ритмические игры), игру в шумовом оркестре. Импровизация, свободные диалоги, диалоги - «эхо». Подбор по слуху.
- Слушание музыки: определение характера, выразительных особенностей музыки – темп, динамические оттенки, песенность, танцевальность, маршевость. Освоение простых музыкальных форм.
- Освоение нотной грамоты – знакомство с ключами, нотным станом, закономерностями написания нот, размером, длительностями. Освоение навыков чтения с листа – поступенное движение, через звук, скачками. Сочинение и запись мелодий на «готовые» стихи.
- Освоение первоначальных приёмов игры на различных инструментах (фортепиано, синтезатор, гитара, баян, ударные) – звукоизвлечение, постановка рук, штрихи( non legato, staccato), аккомпанемент в разных стилях ( синтезатор)
- Развитие навыков ансамблевой игры – одновременное начало игры, исполнение в одном темпе, вступление вовремя «своей» темы, умение слушать других.
- Воспитание сценической культуры – умение выходить на сцену, освоение правил поведения на сцене, воспитание сценической выдержки.
- Слушание музыки – анализ выразительных особенностей, определение характера, музыкальных образов
- Метро-ритмические игры – дидактические игры, пластические импровизации, ритмические диктанты
- Игра в оркестре шумовых инструментов
- Игра на музыкальных инструментах – посадка, постановка рук, приёмы игры
- Концертная деятельность - выступления на классных и школьных мероприятиях.
Основные виды учебной деятельности:
Планируемые результаты
Предметные результаты отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- Развитие музыкального слуха: подбор мелодий на слух
- Развитие чувства ритма
- Формирование музыкально-исполнительских умений и навыков;
- Освоение нотной грамоты
- Приобретение навыков чтения с листа простейших мелодий
- Эмоциональное исполнение музыкального произведения;
- Выработку умений работы в коллективе
- Формирование навыков поведения на сцене
Ученик научится:
- слушать и анализировать музыкальные произведения (форму, характер, выразительные особенности);
- играть в шумовом оркестре
- подбирать по слуху мелодии
- играть простейшие мелодии по нотам разными штрихами сольно и в группе
- читать с листа мелодии в пределах 1 - 2х октав
- освоить простейший аккомпанемент
- исполнять произведения ансамблем
- правилам поведения на сцене
Ученик получит возможность научиться:
- проявлять интерес к слушанию музыки вне школы (концерты, аудиозаписи)
- читать с листа и выучивать самостоятельно музыкальные пьесы
- подбирать самостоятельно понравившиеся мелодии
- выступать на школьных и внешкольных мероприятиях
- участвовать в школьных конкурсах, фестивалях.
- Музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор, гитара, баян, аккордеон, ударные инструменты, шумовой оркестр);
- Звуковая аппаратура( микрофоны, усилители, микшеры)
- Ноты, музыкальная литература;
- Звуковоспроизводящее оборудование (музыкальный центр или компьютер с колонками.
Материально-техническое обеспечение:
Хоровое музицирование
Содержание курса
1.Певческая установка и дыхание.
2.Звукообразование и звуковедение.
3.Артикуляция и дикция.
4.Ансамбль и строй.
5.Ритм, темп, метр.
6.Музыкально-выразительные средства: тембр, динамика – нюансы, агогика (фермата), тембр, штрихи, фразировка.
7.Анализ музыкального произведения.
8.Дирижерский жест: «внимание», «дыхание», «начало», « окончание пения»; воспитание понимания дирижерского жеста.
9.Одноголосие: устойчивое интонирование одноголосного произведения с простым аккомпанементом, дублирующим мелодическую линию; пение без сопровождения простых попевок, прибауток, русских народных песен.
10.Постановка голоса и вокально-хоровые упражнения.
Планируемые результаты
Предметные результаты отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование основ музыкально-певческой культуры;
- умение выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение осознанно относиться к произведениям разных направлений: фольклору, духовной музыке, классической и современной;
- умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений.
- приобретение навыков чистого интонирования при пении в унисон
Ученик научится к концу первого года обучения (второй класс):
- принимать певческую установку;
- петь в унисон округлым звуком на дыхании, используя мягкую атаку звука;
- понимать элементарные дирижерские указания: «внимание», «начало пения», «окончание»;
- исполнять примерно восемь разнохарактерных песен.
К концу второго и третьего года обучения (третий и четвертый классы):
- использовать разные типы дыхания ( в т. ч. цепное дыхание);
- петь мягким звуком;
- исполнять простейшие одноголосные и двухголосные распевки (эпизодические, подголосочные, гармонические и др.);
- исполнять шесть-восемь одноголосных произведений в диапазоне от си малой октавы до ре второй октавы.
Ученик получит возможность научиться:
- воплощать музыкально-художественные образы в процессе хорового исполнения;
- Использовать полученные навыки во внешкольной жизни.
Материально-техническое обеспечение:
Музыкальный инструмент (фортепиано), учебная доска, музыкальный центр, видеоаппаратура, караоке, компьютер, шкафы для хранения литературы и аппаратуры.
Эстрадный вокал
Содержание программы
Программа состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя темы занятий, беседы, работу с текстом. В практическую часть входят: приемы вокального мастерства, различные упражнения, распевки, а также концертная деятельность.
Обучение пению не должно замыкаться только на освоении певческих навыков и развитии голоса. В процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара. Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале. При составлении индивидуального репертуарного плана необходимо учитывать вокальные данные учащихся и на этой основе подбирать репертуар, постепенно усложняя его.
1.Знакомство с музыкальной терминологией.
Знакомство с голосовым аппаратом. Артикуляционный аппарат. Строение голосового аппарата. Дыхательный аппарат - виды дыхания.
2. Вокальные упражнения, игры на развитие слуха и голоса.
Развивать ладовое чувство, звуковысотный слух, умение различать интервалы. Развивать чувство ритма, умение различать динамические оттенки.
3. Работа над песнями.
4. Музыкально-ритмическая и пластическая деятельность.
5. Концертная деятельность.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
- формирование эмоционального отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
- выстраивать самостоятельный творческий маршрут
Коммуникативные УУД:
- участвовать в жизни микро и макросоциума (группы, класса, школы, города);
- уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
Познавательные УУД:
- использовать знаково-символические средства для решения задач;
- знать элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
Предметные результаты:
- знание нотной грамоты;
- правильная певческая установка;
- применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности под руководством педагога
- исполнять одноголосные произведения с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
- выражать образное содержание музыки через пластику;
- создавать коллективные музыкально-пластические композиции.
- Петь под фонограмму
Ученик научится:
- правильно дышать
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
- основам музыкальной грамоты.
Ученик получит возможность научиться :
- читать с листа легкие музыкальные примеры;
- выступать на концертах различного уровня;
- определять на слух интервалы, ритмические рисунки.
Материально-техническое обеспечение
-наличие специального кабинета (кабинет эстрадного вокала);
- наличие репетиционного зала (сцена);
- синтезатор;
- усилитель;
- микшерский пульт;
- микрофоны;
- компьютер с программами обработки звука (Adobe Audition, Cakewalk Pro Audio, Time Factory, Audiograbber и др.)
- магнитофон, СД-проигрыватель, видеомагнитофон;
- костюмы;
- зеркало;
- шумовые инструменты (бубен, маракасы, колокольчик)