Пояснительная записка

Рабочая программа по «Музицированию»  для обучающихся 2х – 4х классов составлена в соответствии с нормативными документами:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373);

2. Основная образовательная программа НОО образовательного учреждения;

3. Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения.

Цель программы: освоение музыкально-исполнительских навыков коллективного музицирования и развитие творческого потенциала обучающихся.

Задачи:

  • Научить слушать и понимать музыку
  • Развивать музыкально-образное мышление
  • Развивать музыкальные способности: слух, ритм, память.
  • Освоить нотную грамоту в пределах 1-3х октав

Овладеть начальными умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: инструментального музицирования, хорового пения, эстрадного вокала.

Общая характеристика учебного предмета.

Данная программа занимает важное место в системе общего образования, потому что содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека.

Программа «Музицирование» даёт возможность детям попробовать себя в разных видах музыкально-исполнительской деятельности: игре на музыкальных инструментах, хоровом пении, эстрадном вокале и способствует развитию творческого потенциала учащихся. Предусмотрен индивидуальный подход не только к каждому ребёнку, но и к каждой учебной группе. В зависимости от способностей учащихся педагог определяет содержание занятий и темп продвижения. Главным в групповой работе является включённость каждого в учебный процесс, организация успеха детей, возможность создания каждым ребёнком собственного «образовательного маршрута»

Место учебного курса в Учебном плане

Предмет «Музицирование» входит в часть Учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса и составляет 34 часа в год, 1 час в неделю.

Содержание программы

Начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Содержание образовательной программы направлено на:

  • создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие музыкальных способностей и художественного вкуса;
  • приобретение умений и навыков коллективного музицирования;
  • обеспечение эмоционального комфорта ребенка;
  • профилактику асоциального поведения;
  • интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
  • укрепление психического и физического здоровья;
  • освоение навыков коллективного музицирования

Программа по музицированию состоит из трёх блоков:

  • Инструментальное музицирование (групповые занятия);
  • Хоровое музицирование;
  • Эстрадный вокал (групповые занятия)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

  • Развитие музыкально-художественного вкуса
  • Развитие образного мышления
  • Выработка позитивной самооценки своих музыкально-творческих способностей;

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности УУД учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

  • Уметь вместе с учителем и сверстниками решать  музыкально-творческие задачи на уроках музицирования и во внеурочной деятельности;
  • Приобретение умений исполнять музыкальные произведения на школьных и внешкольных мероприятиях;
  • Овладение навыками анализа музыкальных произведений: характера, выразительных особенностей, музыкальных форм.
  • Овладение навыками осмысленного чтения нотного текста.

Предметные результаты отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

  • Формирование музыкально-исполнительских умений и навыков;
  • Освоение нотной грамоты;
  • Эмоциональное исполнение музыкального произведения;
  • Выработка умений работы в коллективе;
  • Формирование навыков поведения на сцене.

Инструментальное музицирование

Содержание программы

Инструментальное музицирование предполагает:

  • «Донотный» период - знакомство с музыкальным языком: длительностями, сильной, слабой долями, развитие метро-ритмических навыков (метро-ритмические игры),  игру  в шумовом оркестре.   Импровизация, свободные диалоги, диалоги - «эхо». Подбор по слуху.
  • Слушание музыки: определение характера, выразительных особенностей музыки – темп, динамические оттенки, песенность, танцевальность, маршевость. Освоение простых музыкальных форм.
  • Освоение нотной грамоты – знакомство с ключами, нотным станом, закономерностями написания нот, размером, длительностями. Освоение навыков чтения с листа – поступенное движение, через звук, скачками. Сочинение и запись мелодий на «готовые» стихи.
  • Освоение первоначальных приёмов игры на различных инструментах (фортепиано, синтезатор, гитара, баян, ударные) – звукоизвлечение, постановка рук, штрихи( non legato, staccato), аккомпанемент в разных стилях ( синтезатор)
  • Развитие навыков ансамблевой игры – одновременное начало игры, исполнение в одном темпе, вступление вовремя «своей» темы, умение слушать других.
  • Воспитание сценической культуры – умение выходить на сцену, освоение правил поведения на сцене, воспитание сценической выдержки.
  • Слушание музыки – анализ выразительных особенностей, определение характера, музыкальных образов
  • Метро-ритмические игры – дидактические игры, пластические импровизации, ритмические диктанты
  • Игра в оркестре шумовых инструментов
  • Игра на музыкальных инструментах – посадка, постановка рук, приёмы игры
  • Концертная деятельность  - выступления на классных и школьных мероприятиях.

Основные виды учебной деятельности:

Планируемые результаты

Предметные результаты отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

  • Развитие музыкального слуха: подбор мелодий на слух
  • Развитие чувства ритма
    • Формирование музыкально-исполнительских умений и навыков;
    • Освоение нотной грамоты
    • Приобретение навыков чтения с листа простейших мелодий
    • Эмоциональное исполнение музыкального произведения;
    • Выработку умений работы в коллективе
    • Формирование навыков поведения на сцене

Ученик научится:

  • слушать и анализировать музыкальные произведения (форму, характер, выразительные особенности);
  • играть в шумовом оркестре
  • подбирать по слуху мелодии
  • играть простейшие мелодии по нотам разными штрихами сольно и в группе
  • читать с листа мелодии в пределах 1 - 2х октав
  • освоить простейший аккомпанемент
  • исполнять произведения ансамблем
  • правилам поведения на сцене

Ученик получит возможность научиться:

  • проявлять интерес к слушанию музыки вне школы (концерты, аудиозаписи)
  • читать с листа и выучивать самостоятельно музыкальные пьесы
  • подбирать самостоятельно понравившиеся мелодии
  • выступать на школьных и внешкольных мероприятиях
  • участвовать в школьных конкурсах, фестивалях.
  • Музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор, гитара, баян, аккордеон, ударные инструменты, шумовой оркестр);
  • Звуковая аппаратура( микрофоны, усилители, микшеры)
  • Ноты, музыкальная литература;
    • Звуковоспроизводящее оборудование (музыкальный центр или компьютер с колонками.

Материально-техническое обеспечение:

Хоровое музицирование

Содержание курса

1.Певческая установка и дыхание.

2.Звукообразование и звуковедение.

3.Артикуляция и дикция.

4.Ансамбль и строй.

5.Ритм, темп, метр.

6.Музыкально-выразительные средства: тембр, динамика – нюансы, агогика (фермата), тембр, штрихи, фразировка.

7.Анализ музыкального произведения.

8.Дирижерский жест: «внимание», «дыхание», «начало», « окончание пения»; воспитание  понимания дирижерского жеста.

9.Одноголосие: устойчивое интонирование одноголосного произведения с простым аккомпанементом, дублирующим  мелодическую линию; пение без сопровождения простых попевок, прибауток, русских народных песен.

10.Постановка голоса и вокально-хоровые упражнения.

Планируемые результаты

Предметные результаты отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

  • формирование основ музыкально-певческой культуры;
  • умение выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
  • умение осознанно относиться к произведениям разных направлений: фольклору, духовной музыке,  классической  и современной;
  • умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений.
  • приобретение навыков чистого интонирования при пении в унисон

Ученик научится к концу первого года обучения (второй класс):

  • принимать певческую установку;
  • петь в унисон округлым звуком на дыхании, используя мягкую атаку звука;
  • понимать элементарные дирижерские указания: «внимание», «начало пения», «окончание»;
  • исполнять примерно восемь разнохарактерных песен.

К концу второго и третьего года обучения (третий и четвертый классы):

  • использовать разные типы дыхания ( в т. ч.  цепное дыхание);
  • петь мягким звуком;
  • исполнять простейшие одноголосные и двухголосные  распевки (эпизодические, подголосочные, гармонические и др.);
  • исполнять  шесть-восемь одноголосных произведений в диапазоне от си малой октавы до ре второй октавы.

Ученик получит возможность научиться:

  • воплощать музыкально-художественные образы в процессе хорового исполнения;
  • Использовать полученные навыки во внешкольной жизни.

Материально-техническое обеспечение:

Музыкальный инструмент (фортепиано),  учебная  доска,  музыкальный центр, видеоаппаратура, караоке, компьютер, шкафы для хранения литературы и аппаратуры.

Эстрадный вокал

Содержание программы

Программа состоит  из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя темы занятий, беседы, работу с текстом. В практическую часть входят: приемы вокального мастерства, различные упражнения, распевки, а также концертная деятельность.

Обучение пению не должно замыкаться только на освоении певческих навыков и развитии голоса. В процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара. Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале. При составлении индивидуального репертуарного плана необходимо учитывать вокальные данные учащихся и на этой основе подбирать репертуар, постепенно усложняя его.

1.Знакомство с музыкальной терминологией.

Знакомство с голосовым аппаратом. Артикуляционный аппарат. Строение голосового аппарата. Дыхательный аппарат - виды дыхания.

2. Вокальные упражнения, игры на развитие слуха и голоса.

Развивать ладовое чувство, звуковысотный слух, умение различать интервалы. Развивать чувство ритма, умение различать динамические оттенки.

3. Работа над песнями.

4. Музыкально-ритмическая и пластическая деятельность.

5. Концертная деятельность.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
  • формирование эмоционального отношения к искусству;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
  • выстраивать самостоятельный творческий маршрут

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в жизни микро и макросоциума (группы, класса, школы, города);
  • уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;

Познавательные УУД:

  • использовать знаково-символические средства для решения задач;
  • знать элементарные способы  воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений  в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

Предметные результаты:

  • знание нотной грамоты;
  • правильная певческая установка;
  • применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности под руководством педагога
  • исполнять одноголосные произведения с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
  • выражать образное содержание музыки через пластику;
  • создавать коллективные музыкально-пластические композиции.
  • Петь под фонограмму

Ученик научится:

  • правильно дышать
  • петь короткие фразы на одном дыхании;
  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;
  • петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
  • петь легким звуком, без напряжения;
  • основам музыкальной грамоты.

Ученик получит возможность научиться :

  • читать с листа легкие музыкальные примеры;
  • выступать на концертах различного уровня;
  • определять на слух интервалы, ритмические рисунки.

Материально-техническое обеспечение

-наличие специального кабинета (кабинет эстрадного вокала);

- наличие репетиционного зала (сцена);

- синтезатор;

- усилитель;

- микшерский пульт;

- микрофоны;

- компьютер с программами обработки звука (Adobe Audition, Cakewalk Pro Audio, Time Factory, Audiograbber и др.)

- магнитофон, СД-проигрыватель, видеомагнитофон;

- костюмы;

- зеркало;

- шумовые инструменты (бубен, маракасы, колокольчик)