Пояснительная записка

Рабочая программа по ансамблю для обучающихся 2х – 4х классов составлена в соответствии с нормативными документами:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373);

2.Основная образовательная программа НОО образовательного учреждения;

3.Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения.

Программа представляет обобщенный опыт деятельности учителей музыки муниципального бюджетного общеообразовательного учреждения «Школа №45 с углублённым изучением отдельных предметов» по становлению и развитию детского музыкального коллектива.

В 2004 году в школе начал свою работу ансамбль «Элегия» в составе: баян, аккордеон, фортепиано, синтезатор, гитара. С самого начала коллектив активно участвовал в общешкольных мероприятиях и концертах. Ансамбль «Элегия» неоднократно выступал на районном и городском конкурсах «Юный музыкант» (2006, 2008, 2010, 2012, 2014, 2016). В 2009г в ансамбле было уже два состава: старший и младший.

Программа обучения построена с учетом цели и задач, необходимых для приобретения ребенком технических, исполнительских, ансамблевых навыков игры на музыкальных инструментах.

Цель программы:

- обучение навыкам игры в инструментальном ансамбле.

Задачи:

  • развитие музыкальных способностей (слух, ритм, память);
  • освоение ансамблевого репертуара;
  • обучение навыкам коллективной творческой деятельности;
  • формирование коммуникативных навыков;
  • обучение сценическим навыкам.

Общая характеристика предмета

Музыкальное обучение в ансамбле, формирование и развитие художественного вкуса обучающихся основывается на изучении произведений российских и зарубежных композиторов, полифонической, классической, народной и эстрадной музыки, о чем свидетельствует постоянно пополняющийся репертуар ансамблей.

Данная программа направлена на расширение возможностей обучающихся, для углубления знаний по индивидуальному обучению игре на одном из музыкальных инструментов (по выбору учащихся), развитие их творческих способностей, интереса и любви к музыке.

Программа также несет в себе активные воспитательные моменты: педагог вместе с учениками участвует в коллективной творческой деятельности через репетиционные занятия и концертные выступления.

Большую роль в выполнении воспитательных задач программы играют концертная деятельность коллектива, творческие поездки и встречи с другими коллективами.

Развивая эмоционально - духовную сферу учащегося, бережно относясь к его здоровью, педагог призван обнаружить его способности, талант, дать возможность раскрыть лучшие качества его характера, помочь ребёнку адаптироваться в детском коллективе, развить коммуникабельность и трудолюбие.

Начиная с первого года обучения, обучающиеся имеют возможность заниматься в ансамблях в соответствии с учебным планом. Основная форма обучения – групповые занятия.

Программа обучения в ансамбле рассчитана на 3 года: занятия начинаются со 1-го года обучения (2класс) по музыкальному инструменту «Баян», «Аккордеон», «Фортепиано», «Синтезатор», «Гитара».

Место курса в Учебном плане

Предмет «Ансамбль» входит в часть Учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса. Рабочая программа рассчитана на 3 года обучения (для детей со 2-го по 4-й класс), один - два часа в неделю (34 - 68 ч. в год) в форме групповых занятий. Данная программа представляет первый этап развития ученика (2 - 4 классы).

Содержание курса

Ансамблевые занятия в рамках урока проводятся в двух направлениях: групповое (репетиционное) и индивидуальное (разучивание, закрепление партий).

Игра в ансамбле требует:

  • умелого применения знаний теоретического цикла,
  • способствует развитию навыков, без которых невозможно участие в ансамбле (строй, ритмичность, понимание роли своей партии в различных эпизодах музыкальных произведений),
  • выработки управляемости ритмом,
  • самоконтроля за качеством звука,
  • позволяет овладеть навыками анализа произведения (форма, динамика, метроритмическая основа),
  • понимания и исполнения требований своего руководителя.

Итог напряжённой повседневной работы музыкантов – публичные выступления, в которых практически проявляется общественно–полезный характер их музыкально–творческой деятельности.

Результаты освоения учебного курса

Предметными результатами занятий по программе «Ансамбль» являются:

  • освоение музыкальных произведений через ансамблевое исполнительство (единый характер звукоизвлечения: единства штриха, аппликатуры, приёмов игры, нужное динамическое звучание: фразировка, динамика, выразительность исполнения);
  • формирование умения работать в коллективе (сплочение коллектива: укрепление дисциплины, личной ответственности за общий результат ансамблевой деятельности, формирование трудолюбия);
  • слышать и понимать роль каждой партии в ансамбле, исполняя свою партию (закрепление и углубление ранее приобретённых знаний, умений и навыков у каждого участника ансамбля);
  • формирование интереса к ансамблевым видам учебно-творческой деятельности, традициям ансамблевого исполнительства и ансамблевого музицирования.

Ученик научится:

ü  применять полученные умения и навыки ансамблевого исполнительства (исполнять выученные музыкальные произведения в ансамбле);

ü  эмоционально исполнять музыкальные произведения

Ученик получит возможность научиться:

ü  понимать роль каждой партии ансамбля;

ü  самостоятельно разбирать доступную по трудности нотную партию;

ü  ориентироваться в ходе исполнения музыкального произведения

Метапредметными результатами изучения  предмета «Ансамбль» являются освоенные способы деятельности, которые можно будет применить в решении проблем в других музыкальных и общеобразовательных дисциплинах в индивидуальной и коллективной деятельности:

  • сравнение, анализ, установление связей и отношений между явлениями музыкальной культуры;
  • работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с музыкальным искусством и музыкальному самообразованию;
  • культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.

Ученик научится:

ü  воспринимать эстетические ценности и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

ü  оценивать, анализировать собственное исполнение (участвуя в концертах, конкурсах и творческих встречах с другими коллективами);

Личностными результатами являются:

  • развитый музыкально-художественный вкус;
  • адекватная самооценка музыкального исполнения;
  • умение играть в инструментальном ансамбле.

Ученик научится:

ü  использовать коммуникативные качества, проявлять толерантность в совместной деятельности;

ü  участвовать в музыкальной жизни класса, школы;

ü  адекватно анализировать и оценивать процесс и результаты собственной музыкально-творческой деятельности и соотносить их с поставленной задачей.

Ученик получит возможность научиться:

ü  действовать самостоятельно при индивидуальном исполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей;

ü  Взаимодействовать с другими участниками ансамбля в процессе игры в ансамбле;

ü  участвовать в конкурсах районного и городского уровня.

Контроль над реализацией программы:

  • Контрольные уроки (сдача ансамблевых партий) – один раз в четверть.
  • Участие в классных и общешкольных мероприятиях:

«Посвящение в музыканты», «Новогодний серпантин», конкурс ансамблей, заседание семейного клуба «Лира», праздничные концерты (ко Дню Учителя, Дню Победы и др.)

  • Участие в конкурсах и фестивалях  различного уровня:

«Юный музыкант», «Приокская метель», «Серебряный колокольчик», конкурс патриотической песни и др.

Материально-техническое обеспечение курса

  • Музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор, гитара, баян, аккордеон, ударные инструменты);
  • звуковая аппаратура (микрофоны, усилители, микшеры)
  • Ноты, музыкальная литература;
  • Звуковоспроизводящее оборудование (музыкальный центр или компьютер с колонками).