Пояснительная записка

Актуальность данной программы обусловлена тем, что МБОУ СОШ№ 45 является школой с углублённым изучением отдельных предметов, в том числе и музыки. Мы живём в то время, когда языковой «бум» затронул все возрастные слои населения и иностранный язык является инструментом общения в диалоге культур современного мира. Следовательно, привитие интереса к предмету иностранный язык необходимо начинать с первых дней его изучения (со второго класса).

Данная программа может быть использована как в классах с углубленным изучением предмета «Музыка», так и в общеобразовательных классах.

Общественно-политические и экономические преобразования в нашей стране, начавшиеся в последние десятилетия прошлого века, привели к существенным изменениям в сфере образования.

  На смену знание центрической парадигмы образования пришла гуманистическая личностно ориентированная  парадигма образования и воспитания, с позиции которой ученик рассматривается как активный субъект  учебной деятельности, а весь учебно-воспитательный процесс нацелен, прежде всего, на развитие личности школьника с учетом его способностей, потребностей, ценностей, возможностей. Применительно к обучению иностранным языкам процесс модернизации привел как к содержательным, таки структурным изменениям всего школьного курса обучения иностранным языкам. Необходимо использовать развивающий и воспитательный потенциал иностранного языка как учебного предмета.

 Уже в начальной школе следует закладывать фундамент для развития мотивации к образованию и самообразованию (через всю жизнь).

Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе, интегративных, в результате использования которых у детей возникает целостное восприятие мира, формируется деятельностный подход в обучении.  Необходимость введения данной программы обусловлена тем, что  МБОУ СОШ №45  является школой с углубленным изучением музыки.

На начальном этапе обучения иностранному языку детям необходимо овладеть артикуляционной базой и интонационным оформлением речи, то есть необходимо сформировать фонетические навыки, и песенный и музыкально-игровой материал является огромным помощником в этом.

При работе с песенным материалом создаются благоприятные предпосылки для всестороннего развития личности, стимулируется  и формируется образное мышление, формируется хороший фонетический вкус. Песни обладают коммуникативной функцией, так как воздействуют не только на интеллект, но и на эмоции ребенка и его образно-художественное мышление, то есть являются эффективным приемом активизации и мотивации процесса обучения иностранному языку как средству общения. Они мотивируют монологические, диалогические высказывания, развивают речемыслительную деятельность, способствуют развитию подготовленной и неподготовленной речи.

Цели программы:

1. Развитие личности ребёнка;

2. Расширение кругозора учащихся;

3. Формирование положительных мотивов учебно-познавательной деятельности;

4. Воспитание активного субъекта учебной деятельности.

Задачи программы:

·   Формирование правильного произношения: осознание и усвоение фонетических правил, умение их применять.

·   Развитие памяти, внимания, речевого слуха.

·   Формирование коммуникативных способностей.

·   Развитие творческих способностей детей через музыку.

Воспитание у детей позитивного  отношения  и интереса к родному языку и культуре народа стран изучаемого языка.

Общая характеристика курса

Культурологический подход к обучению, развитию и воспитанию через ряд предметов эстетического цикла. Обучение иностранному языку должно вестись путем погружения учащихся в культурную среду через язык параллельно с родной культурой через компаративный анализ. Одновременно совершенствуется личность ученика через активный поиск путей и способов максимально полного развития и проявления личности каждого ребенка, проявление и развитие его индивидуальности.

Принципы организации учебного  процесса по данной программе:

·   Коммуникативной направленности

·   Принцип создания благоприятного психологического климата

·   Принцип межкультурной ориентированности при изучении иностранного языка

·   Принцип активности

·   Принцип индивидуализации

·    Принцип  межкультурной ориентированности

·   Принцип доступности и посильности

·   Принцип ориентации на развитие умений  школьников работать в коллективе

·   Принцип со-развития  коммуникативных и когнитивных умений учащихся

Содержание курса

       Работа состоит из блоков, а каждый блок из 4-х занятий. На протяжении всего курса обучения прослеживается взаимосвязь на уровне действующих в УМК тем с тематикой песенного материала, позволяющих объединить отдельные аспекты обучения иностранному языку в единое целое и создать учащимся все условия для перехода от учебного иноязычного контекста к овладению коммуникативными навыками и переходу к реальному речевому общению с носителями языка.

Неотъемлемой частью программы являются сборники песен, разделы которых содержат огромное количество песен на обработку и закрепление лексического и грамматического материала. Весь материал, предназначенный для прослушивания, записан на аудиодиски носителями языка.

Содержание этапов обучения: 2-4 классы (1 час в неделю, 34 часа в год)

В этот период, принимая во внимание минимальное количество часов, отводимое в средней школе на изучение  данной программы, основной целью являются достижения учащимися элементарного уровня овладения коммуникативной компетенцией и овладения музыкальной грамотностью.

Речевые умения.

Говорение.

Диалогическая речь. Развитие у школьников диалогической речи на средней ступени предусматривает овладение ими умения вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побкждение к действию и диалог-обмен мнениями, а также их комбинации.

Речевые умения при ведении диалогов этикетного характера:

ü    начать, поддержать и закончить разговор;

ü    поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них; выразить благодарность;

ü    вежливо переспросить, выразить согласие / отказ.

Объем этикетных диалогов – до 4 реплик со стороны каждого учащегося.

Речевые умения при ведении диалога-расспроса:

ü       запрашивать и сообщать фактическую информацию (Кто? Что? Как? Где? Куда? Когда? С кем? Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего.

ü       целенаправленно расспрашивать, «брать интервью».

ü       Объем данных диалогов – до 6 реплик со стороны каждого учащегося.

Речевые умения при ведении диалога-побуждения к действию:

ü       обратиться с просьбой и выразить готовность / отказ ее выполнить;

ü       дать совет и принять/ не принять его;

ü       пригласить к действию / взаимодействию и согласиться / не согласиться принять в нем участие;

ü       сделать предложение и выразить согласие   / несогласие, принять его, объяснить причину.

Объем данных диалогов – до 4 реплик со стороны каждого учащегося.

Речевые учения при ведении диалога-обмена мнениями:

ü          выразить точку зрения и согласиться / не согласиться с ней;

ü          высказать одобрение  / неодобрение;

ü          выразить сомнение;

ü          выразить эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость / огорчение, желание  / не желание)

ü          выразить эмоциональную поддержку партнера, в том числе с помощью комплиментов.

Объем диалогов – не менее 5-7 реплик со стороны каждого учащегося.

При участии в этих видах диалога и их комбинациях школьники решают различные коммуникативные задачи, предполагающие развитие и совершенствование культуры речи и соответствующих речевых умений.

Письменная речь.

Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:

ü            делать выписки из текста;

ü            списывать текст песни, отвечать письменно на вопросы к тексту песни;

ü            писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками, выражать пожелания ( с опорой на образец)

ü            заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);

Содержание текстов песен должно  соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 2-4-х классов, иметь образовательную и воспитательную ценность.

Время заучивания текста – 1,5 минуты.

Аудирование.

Владение умениями понимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов песен с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

При этом предусматривается развитие следующих умений: понимать в целом речь, опознавая на слух знакомые языковые средства и догадываясь по мимике и жестам, распознавать на слух и полностью понимать песенный материал.

Чтение.

Школьники учатся:

·   читать и понимать аутентичные тексты песен с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание:

·   Зрительно воспринимать текст песни, узнавая знакомые слова, грамматические явления и понимать его основное содержание;

·   Определять значение незнакомого слова по переводу, а также с помощью словаря в учебники;

·   находить в тексте (песне) требуемую информацию

Предметное содержание речи. Английский язык.

2 класс

1.      Английский алфавит

2.      Музыка и движение

3.      Знакомство

4.      Мои друзья

3 класс

1.      Английский в цифрах

2.      Рождество

3.      В мире животных

4.      Английский язык. Цвет

4 класс

1.      С днем рождения

2.      Народные английские песни

3.      Песни - истории

4.      Мое тело

Предметное содержание  речи. Немецкий язык.

2 класс

1.    Немецкий алфавит

2.     Музыка и движение

3.     Знакомство

4.     Мои друзья

3 класс

1.Встреча с друзьями после летних каникул.

Немецкие песни о лете.

2.День рождения

3.Осень

4.Зима

4 класс

1.                 Свободное времяпровождение. Отдых. Песни об отдыхе.

2.                 Пасха. Весна. Песни великих композиторов о весне

3.                 Детские немецкие песни

4.                 В мире животных

Содержание предмета. Музыка.

2 класс

1.Легкие попевки на изучение английского / немецкого алфавита(4-8 тактов)

2.Развитие чувства ритма слова  через движение и пение под музыку.

3.Развитие чувства интонации слова и музыкального ритма в исполнении песен с использованием шумовых музыкальных инструментов.

4.Изучение простых песен по теме «Мои друзья»

3 класс

1. Разучивание попевок на английский / немецкий счет с дирижерским жестом в простых размерах (2/4, ¾)

2. Изучение песен по теме «Рождество»/ «День рождения»

3. Развитие начальных навыков умения самостоятельно характеризовать музыку, текст песенного материала на английском / немецком языке

4. Работа над артикуляцией в песенном материале по теме «Цвет» / «В мире животных», «Осень», «Зима».

 4 класс

1. Знакомство с народными песнями

2. Развитие начальных навыков сочинения простейших мелодий на английский / немецкий текст

3. Театрализация выученных ранее песен

4. Подготовка концертных номеров к «Празднику выпускника» в 4 классе

Место курса в учебном плане

Программа разработана для обучающихся 2-4 классов, рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год). Организация учебного процессапредусматривает проведение теоретических и практических интегрированных  занятий по музыке и иностранному языку.

Результаты освоения учебного курса

1.  Личностными результатами изучения иностранного языка  являются:

·  общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;

·  осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;

·  знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детских песен, традиции)[4].

2.  Метапредметными результатами являются:

·  развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;

·  развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

·  расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;

·  развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;

·  овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т.д.)[4].

3. Предметными  результатами  освоения учебного предмета «Иностранный язык и   музыка» являются:

·  приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

·  освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

·  сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским музыкальным фольклором.

Материально-техническое обеспечение курса

1.Форепьяно;

2. Диск с песнями  (к сборнику с песнями  для начальной школы «Gamesongs» издательство «Титул»);

3.Диск с песнями «Английские песенки» (издательство «Каро» Санкт Петербург 2010) ;

4. Дискспеснями «Learning  English kids» («brutish council» );

5. Интерактивная доска ;

6. Караоке;

7. Шумовой оркестр( трещотки, маракасы,  колокольчики).