Пояснительная записка
Актуальность данной программы обусловлена тем, что МБОУ СОШ№ 45 является школой с углублённым изучением отдельных предметов, в том числе и музыки. Мы живём в то время, когда языковой «бум» затронул все возрастные слои населения и иностранный язык является инструментом общения в диалоге культур современного мира. Следовательно, привитие интереса к предмету иностранный язык необходимо начинать с первых дней его изучения (со второго класса).
Данная программа может быть использована как в классах с углубленным изучением предмета «Музыка», так и в общеобразовательных классах.
Общественно-политические и экономические преобразования в нашей стране, начавшиеся в последние десятилетия прошлого века, привели к существенным изменениям в сфере образования.
На смену знание центрической парадигмы образования пришла гуманистическая личностно ориентированная парадигма образования и воспитания, с позиции которой ученик рассматривается как активный субъект учебной деятельности, а весь учебно-воспитательный процесс нацелен, прежде всего, на развитие личности школьника с учетом его способностей, потребностей, ценностей, возможностей. Применительно к обучению иностранным языкам процесс модернизации привел как к содержательным, таки структурным изменениям всего школьного курса обучения иностранным языкам. Необходимо использовать развивающий и воспитательный потенциал иностранного языка как учебного предмета.
Уже в начальной школе следует закладывать фундамент для развития мотивации к образованию и самообразованию (через всю жизнь).
Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе, интегративных, в результате использования которых у детей возникает целостное восприятие мира, формируется деятельностный подход в обучении. Необходимость введения данной программы обусловлена тем, что МБОУ СОШ №45 является школой с углубленным изучением музыки.
На начальном этапе обучения иностранному языку детям необходимо овладеть артикуляционной базой и интонационным оформлением речи, то есть необходимо сформировать фонетические навыки, и песенный и музыкально-игровой материал является огромным помощником в этом.
При работе с песенным материалом создаются благоприятные предпосылки для всестороннего развития личности, стимулируется и формируется образное мышление, формируется хороший фонетический вкус. Песни обладают коммуникативной функцией, так как воздействуют не только на интеллект, но и на эмоции ребенка и его образно-художественное мышление, то есть являются эффективным приемом активизации и мотивации процесса обучения иностранному языку как средству общения. Они мотивируют монологические, диалогические высказывания, развивают речемыслительную деятельность, способствуют развитию подготовленной и неподготовленной речи.
Цели программы:
1. Развитие личности ребёнка;
2. Расширение кругозора учащихся;
3. Формирование положительных мотивов учебно-познавательной деятельности;
4. Воспитание активного субъекта учебной деятельности.
Задачи программы:
· Формирование правильного произношения: осознание и усвоение фонетических правил, умение их применять.
· Развитие памяти, внимания, речевого слуха.
· Формирование коммуникативных способностей.
· Развитие творческих способностей детей через музыку.
Воспитание у детей позитивного отношения и интереса к родному языку и культуре народа стран изучаемого языка.
Общая характеристика курса
Культурологический подход к обучению, развитию и воспитанию через ряд предметов эстетического цикла. Обучение иностранному языку должно вестись путем погружения учащихся в культурную среду через язык параллельно с родной культурой через компаративный анализ. Одновременно совершенствуется личность ученика через активный поиск путей и способов максимально полного развития и проявления личности каждого ребенка, проявление и развитие его индивидуальности.
Принципы организации учебного процесса по данной программе:
· Коммуникативной направленности
· Принцип создания благоприятного психологического климата
· Принцип межкультурной ориентированности при изучении иностранного языка
· Принцип активности
· Принцип индивидуализации
· Принцип межкультурной ориентированности
· Принцип доступности и посильности
· Принцип ориентации на развитие умений школьников работать в коллективе
· Принцип со-развития коммуникативных и когнитивных умений учащихся
Содержание курса
Работа состоит из блоков, а каждый блок из 4-х занятий. На протяжении всего курса обучения прослеживается взаимосвязь на уровне действующих в УМК тем с тематикой песенного материала, позволяющих объединить отдельные аспекты обучения иностранному языку в единое целое и создать учащимся все условия для перехода от учебного иноязычного контекста к овладению коммуникативными навыками и переходу к реальному речевому общению с носителями языка.
Неотъемлемой частью программы являются сборники песен, разделы которых содержат огромное количество песен на обработку и закрепление лексического и грамматического материала. Весь материал, предназначенный для прослушивания, записан на аудиодиски носителями языка.
Содержание этапов обучения: 2-4 классы (1 час в неделю, 34 часа в год)
В этот период, принимая во внимание минимальное количество часов, отводимое в средней школе на изучение данной программы, основной целью являются достижения учащимися элементарного уровня овладения коммуникативной компетенцией и овладения музыкальной грамотностью.
Речевые умения.
Говорение.
Диалогическая речь. Развитие у школьников диалогической речи на средней ступени предусматривает овладение ими умения вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побкждение к действию и диалог-обмен мнениями, а также их комбинации.
Речевые умения при ведении диалогов этикетного характера:
ü начать, поддержать и закончить разговор;
ü поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них; выразить благодарность;
ü вежливо переспросить, выразить согласие / отказ.
Объем этикетных диалогов – до 4 реплик со стороны каждого учащегося.
Речевые умения при ведении диалога-расспроса:
ü запрашивать и сообщать фактическую информацию (Кто? Что? Как? Где? Куда? Когда? С кем? Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего.
ü целенаправленно расспрашивать, «брать интервью».
ü Объем данных диалогов – до 6 реплик со стороны каждого учащегося.
Речевые умения при ведении диалога-побуждения к действию:
ü обратиться с просьбой и выразить готовность / отказ ее выполнить;
ü дать совет и принять/ не принять его;
ü пригласить к действию / взаимодействию и согласиться / не согласиться принять в нем участие;
ü сделать предложение и выразить согласие / несогласие, принять его, объяснить причину.
Объем данных диалогов – до 4 реплик со стороны каждого учащегося.
Речевые учения при ведении диалога-обмена мнениями:
ü выразить точку зрения и согласиться / не согласиться с ней;
ü высказать одобрение / неодобрение;
ü выразить сомнение;
ü выразить эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость / огорчение, желание / не желание)
ü выразить эмоциональную поддержку партнера, в том числе с помощью комплиментов.
Объем диалогов – не менее 5-7 реплик со стороны каждого учащегося.
При участии в этих видах диалога и их комбинациях школьники решают различные коммуникативные задачи, предполагающие развитие и совершенствование культуры речи и соответствующих речевых умений.
Письменная речь.
Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:
ü делать выписки из текста;
ü списывать текст песни, отвечать письменно на вопросы к тексту песни;
ü писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками, выражать пожелания ( с опорой на образец)
ü заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
Содержание текстов песен должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 2-4-х классов, иметь образовательную и воспитательную ценность.
Время заучивания текста – 1,5 минуты.
Аудирование.
Владение умениями понимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов песен с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
При этом предусматривается развитие следующих умений: понимать в целом речь, опознавая на слух знакомые языковые средства и догадываясь по мимике и жестам, распознавать на слух и полностью понимать песенный материал.
Чтение.
Школьники учатся:
· читать и понимать аутентичные тексты песен с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание:
· Зрительно воспринимать текст песни, узнавая знакомые слова, грамматические явления и понимать его основное содержание;
· Определять значение незнакомого слова по переводу, а также с помощью словаря в учебники;
· находить в тексте (песне) требуемую информацию
Предметное содержание речи. Английский язык.
2 класс
1. Английский алфавит
2. Музыка и движение
3. Знакомство
4. Мои друзья
3 класс
1. Английский в цифрах
2. Рождество
3. В мире животных
4. Английский язык. Цвет
4 класс
1. С днем рождения
2. Народные английские песни
3. Песни - истории
4. Мое тело
Предметное содержание речи. Немецкий язык.
2 класс
1. Немецкий алфавит
2. Музыка и движение
3. Знакомство
4. Мои друзья
3 класс
1.Встреча с друзьями после летних каникул.
Немецкие песни о лете.
2.День рождения
3.Осень
4.Зима
4 класс
1. Свободное времяпровождение. Отдых. Песни об отдыхе.
2. Пасха. Весна. Песни великих композиторов о весне
3. Детские немецкие песни
4. В мире животных
Содержание предмета. Музыка.
2 класс
1.Легкие попевки на изучение английского / немецкого алфавита(4-8 тактов)
2.Развитие чувства ритма слова через движение и пение под музыку.
3.Развитие чувства интонации слова и музыкального ритма в исполнении песен с использованием шумовых музыкальных инструментов.
4.Изучение простых песен по теме «Мои друзья»
3 класс
1. Разучивание попевок на английский / немецкий счет с дирижерским жестом в простых размерах (2/4, ¾)
2. Изучение песен по теме «Рождество»/ «День рождения»
3. Развитие начальных навыков умения самостоятельно характеризовать музыку, текст песенного материала на английском / немецком языке
4. Работа над артикуляцией в песенном материале по теме «Цвет» / «В мире животных», «Осень», «Зима».
4 класс
1. Знакомство с народными песнями
2. Развитие начальных навыков сочинения простейших мелодий на английский / немецкий текст
3. Театрализация выученных ранее песен
4. Подготовка концертных номеров к «Празднику выпускника» в 4 классе
Место курса в учебном плане
Программа разработана для обучающихся 2-4 классов, рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год). Организация учебного процессапредусматривает проведение теоретических и практических интегрированных занятий по музыке и иностранному языку.
Результаты освоения учебного курса
1. Личностными результатами изучения иностранного языка являются:
· общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
· осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
· знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детских песен, традиции)[4].
2. Метапредметными результатами являются:
· развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
· развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
· расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
· развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;
· овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т.д.)[4].
3. Предметными результатами освоения учебного предмета «Иностранный язык и музыка» являются:
· приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
· освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
· сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским музыкальным фольклором.
Материально-техническое обеспечение курса
1.Форепьяно;
2. Диск с песнями (к сборнику с песнями для начальной школы «Game –songs» издательство «Титул»);
3.Диск с песнями «Английские песенки» (издательство «Каро» Санкт Петербург 2010) ;
4. Дискспеснями «Learning English kids» («brutish council» );
5. Интерактивная доска ;
6. Караоке;
7. Шумовой оркестр( трещотки, маракасы, колокольчики).