Пояснительная записка
Рабочая программа по сольфеджио для обучающихся 2х – 4х классов составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373);
2.Основная образовательная программа НОО образовательного учреждения;
3.Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения.
Особое место среди музыкально теоретических дисциплин в классах с углубленным изучением предмета музыки занимает предмет сольфеджио, на котором педагог продолжает углублять знания школьников по теоретическим основам музыки, воспитывая любовь к ней, активизируя и развивая потенциальные возможности ребенка.
Еще одной причиной изучения сольфеджио является получение специального музыкального образования, влияющего на общий культурный уровень и способствующего раскрытию личности.
Выпускники этих классов являются конкурентоспособными в современном мире и в дальнейшем успешно поступают в музыкальный или педагогический колледж.
Цель: формирование музыкальной грамотности и умения сольфеджировать.
Задачи:
- знание основ элементарной теории музыки;
- развитие музыкально – творческих способностей средствами сольфеджио: музыкального слуха, памяти, метроритма и музыкальной грамотности через сольфеджирование мелодий, гамм, интервалов, аккордов;
- умение анализировать музыкальные фрагменты из учебника сольфеджио.
Общая характеристика предмета «Сольфеджио»
Программа по сольфеджио для учащихся 2-4 классов ориентирована на развитие первоначальных вокально-интонационных навыков, навыков сольфеджирования и пения с листа, воспитание чувства метроритма, умения анализировать на слух, писать музыкальные диктанты, воспитание творческих навыков.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Сольфеджио» входит в часть Учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса. Изучение предмета для учащихся начальной школы (2-4 классы) рассчитано на 3 года при нагрузке 1 час в неделю (34 часа в год). Занятия проводятся по группам в количестве 13-14 человек. По окончании каждого учебного года проходит итоговая аттестация в виде зачетного урока.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты :
- развитие эмоционально - ценностного отношения к музыке при выполнении практических заданий;
- овладение навыками сотрудничества с учителем, а также доброжелательного отношения к сверстникам при выполнении учебных задач.
Метапредметные результаты:
- формирование умения адекватной самооценки музыкальных возможностей в заданиях творческого характера;
- формирование умений владения логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, аналогии при анализе музыкальных произведений;
- умение преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач при определении языка музыки.
Предметные результаты:
- развитие слуха, музыкальной памяти, чистоты интонирования и музыкальной грамотности на основе сольфеджирования;
- формирование теоретических знаний, нотной грамотности и применение их в выполнении практических заданий.
Содержание курса
2 класс
Виды учебной деятельности:
Развитие вокально-интонационных навыков;
Сольфеджирование и пение с листа;
Развитие чувства метроритма;
Анализ на слух;
Музыкальный диктант;
Воспитание творческих навыков.
Планируемые результаты
Ученик научится:
- определять на слух регистры, лад, тонику, динамику, направления движения мелодии, используя аналогию, сравнение;
- записывать ноты среднего регистра, длительности нот;
- элементарной музыкальной терминологии;
- считать на 2/4;
- интонационно чисто петь гамму до мажор; интервалы: секунда, терция, кварта;
- упражнения из учебника «Сольфеджио», анализировать их;
- хлопать ритмический рисунок короткой мелодии, прочитать ритм ритмослогами.
Ученик получит возможность научиться:
- петь и сочинять маленькие попевки,
- адекватно оценивать свои музыкальные способности, сохраняя при этом доброжелательное отношение к одноклассникам;
- записывать несложный мелодический или ритмический диктант в объеме 2-4 такта;
- проявлять интерес к предмету и ценностные ориентации при слушании интервалов, пении упражнений.
3 класс
Виды учебной деятельности:
Развитие вокально-интонационных навыков;
Сольфеджирование и пение с листа;
Развитие чувства метроритма;
Анализ на слух;
Музыкальный диктант;
Воспитание творческих навыков.
Планируемые результаты
Ученик научится:
- петь одну из выученных песен со словами или сольфеджируя и анализировать ее;
- интонационно чисто петь пройденные гаммы (до мажор, фа мажор, соль мажор, ля минор), интервалы (ч.1,ч.8,м.2,б.2, ч.4,ч.5) примеры и упражнения из учебника «Сольфеджио»;
- письменно строить пройденные мажорные и минорные гаммы, интервалы, тонические трезвучия с обращениями;
- писать несложный мелодический или ритмический диктант в объеме 4-8тактов с использованием длительностей: четвертная, восьмая, половинная и соответствующих пауз;
-выстукивать ритмический рисунок короткой мелодии с использованием пройденных длительностей, читать ритм ритмослогами и записывать его.
Ученик получит возможность научиться:
- допевать до тоники незавершенную короткую фразу;
- импровизировать музыкальную фразу на знакомый текст;
- читать с листа легкие музыкальные примеры;
- определять на слух в музыкальных примерах размеры 2/4 и ¾, 4/4
- петь отдельный звук в интервале, аккорде из 3-х звуков.
4 класс
Виды учебной деятельности:
Развитие вокально-интонационных навыков;
Сольфеджирование и пение с листа;
Развитие чувства метроритма;
Анализ на слух;
Музыкальный диктант;
Воспитание творческих навыков.
Планируемые результаты
Ученик научится:
-письменно строить и интонационно чисто петь пройденные гаммы (фа мажор, ре мажор, соль мажор, си минор, ре минор, ми минор), интервалы ( терции, сексты, септимы, кварта, квинта) и аккорды в этих тональностях;
- воспроизводить пройденный теоретический материал;
-писать мелодический или ритмический диктант в объеме 4-8тактов с ис- пользованием ритмической группы четвертная с точкой и восьмая;
-анализировать и петь незнакомые музыкальные номера из учебника «Сольфеджио».
Ученик получит возможность научиться:
-читать с листа легкие музыкальные примеры;
-определять на слух в музыкальных примерах размеры 2/4 и ¾
-петь отдельный звук в интервале, аккорде из 3-х звуков;
-развивать интерес к предмету при слушании интервалов, пении упражнений.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Музыкальный центр, DVD проигрыватель с экраном, учебная доска, компьюртер, музыкальный инструмент (фортепиано), шкаф для хранения литературы.