Пояснительная записка

Рабочая программа по сольфеджио для обучающихся 2х – 4х классов составлена в соответствии с нормативными документами:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373);

2.Основная образовательная программа НОО образовательного учреждения;

3.Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения.

Особое место среди музыкально теоретических дисциплин в классах с углубленным изучением предмета музыки занимает предмет сольфеджио, на котором педагог продолжает углублять знания школьников по теоретическим основам музыки, воспитывая  любовь к ней, активизируя и развивая потенциальные возможности ребенка.

Еще одной причиной изучения сольфеджио является получение специального музыкального образования, влияющего на общий культурный уровень и способствующего раскрытию личности.

Выпускники этих классов являются конкурентоспособными в современном мире и в дальнейшем успешно поступают в музыкальный или педагогический  колледж.

Цель: формирование музыкальной грамотности и умения сольфеджировать.

Задачи:

  • знание основ элементарной теории музыки;
  • развитие музыкально – творческих способностей средствами сольфеджио: музыкального слуха, памяти, метроритма и музыкальной грамотности через сольфеджирование  мелодий, гамм, интервалов, аккордов;
  • умение анализировать музыкальные фрагменты из учебника сольфеджио.

Общая характеристика предмета «Сольфеджио»

Программа по сольфеджио для учащихся 2-4 классов ориентирована на развитие первоначальных вокально-интонационных навыков, навыков сольфеджирования и пения с листа, воспитание чувства метроритма, умения анализировать на слух, писать музыкальные диктанты, воспитание творческих навыков.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Сольфеджио» входит в часть Учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса. Изучение предмета для учащихся начальной школы (2-4 классы) рассчитано на 3 года при нагрузке 1 час в неделю (34 часа в год). Занятия проводятся по группам в количестве 13-14 человек. По окончании каждого учебного года проходит итоговая аттестация в виде зачетного урока.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты :

  • развитие эмоционально - ценностного отношения к музыке при выполнении практических заданий;
  • овладение навыками сотрудничества с учителем, а также доброжелательного отношения к сверстникам при выполнении учебных задач.

Метапредметные результаты:

  • формирование умения  адекватной самооценки музыкальных возможностей в заданиях творческого характера;
  • формирование умений владения логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, аналогии при анализе музыкальных произведений;
  • умение преобразовывать знаки и символы  для решения учебных задач при определении языка музыки.

Предметные результаты:

  • развитие слуха, музыкальной памяти, чистоты интонирования и музыкальной грамотности на основе сольфеджирования;
  • формирование теоретических знаний, нотной грамотности и применение их в выполнении практических заданий.

Содержание курса

2 класс

Виды учебной деятельности:

Развитие вокально-интонационных навыков;

Сольфеджирование и пение с листа;

Развитие чувства метроритма;

Анализ на слух;

Музыкальный диктант;

Воспитание творческих навыков.

Планируемые результаты

Ученик научится:

- определять на слух регистры, лад, тонику, динамику, направления движения мелодии, используя аналогию, сравнение;

- записывать ноты среднего регистра, длительности нот;

- элементарной музыкальной терминологии;

- считать на 2/4;

- интонационно чисто петь  гамму до мажор; интервалы: секунда, терция, кварта;

- упражнения из учебника «Сольфеджио», анализировать их;

- хлопать ритмический рисунок короткой мелодии, прочитать ритм ритмослогами.

Ученик получит возможность научиться:

- петь и сочинять маленькие попевки,

- адекватно оценивать свои музыкальные способности, сохраняя при этом доброжелательное отношение к одноклассникам;

- записывать несложный мелодический или ритмический диктант в объеме 2-4 такта;

- проявлять интерес к предмету и ценностные ориентации при слушании интервалов, пении упражнений.

3 класс

Виды учебной деятельности:

Развитие вокально-интонационных навыков;

Сольфеджирование и пение с листа;

Развитие чувства метроритма;

Анализ на слух;

Музыкальный диктант;

Воспитание творческих навыков.

Планируемые результаты

Ученик научится:

- петь одну из выученных песен со словами или сольфеджируя  и анализировать ее;

- интонационно чисто петь пройденные гаммы (до мажор, фа мажор, соль мажор, ля минор), интервалы (ч.1,ч.8,м.2,б.2, ч.4,ч.5)  примеры и упражнения из учебника «Сольфеджио»;

- письменно строить пройденные мажорные и минорные гаммы, интервалы, тонические трезвучия с обращениями;

- писать несложный мелодический или ритмический диктант в объеме 4-8тактов с использованием длительностей: четвертная, восьмая, половинная и соответствующих пауз;

-выстукивать ритмический рисунок короткой мелодии с использованием пройденных длительностей, читать ритм ритмослогами и записывать его.

Ученик получит возможность научиться:

- допевать до тоники незавершенную короткую фразу;

-  импровизировать музыкальную фразу на знакомый текст;

- читать с листа легкие музыкальные примеры;

- определять на слух в музыкальных примерах размеры 2/4 и ¾, 4/4

- петь отдельный звук в интервале, аккорде из 3-х звуков.

4 класс

Виды учебной деятельности:

Развитие вокально-интонационных навыков;

Сольфеджирование и пение с листа;

Развитие чувства метроритма;

Анализ на слух;

Музыкальный диктант;

Воспитание творческих навыков.

Планируемые результаты

Ученик научится:

-письменно строить и интонационно чисто петь пройденные гаммы (фа мажор, ре мажор, соль мажор, си минор, ре минор, ми минор),  интервалы ( терции, сексты, септимы, кварта, квинта) и аккорды в этих тональностях;

- воспроизводить пройденный теоретический материал;

-писать мелодический или ритмический диктант в объеме 4-8тактов с ис- пользованием ритмической группы четвертная с точкой и восьмая;

-анализировать и петь незнакомые музыкальные номера из учебника «Сольфеджио».

Ученик получит возможность научиться:

-читать с листа легкие музыкальные примеры;

-определять на слух в музыкальных примерах размеры 2/4 и ¾

-петь отдельный звук в интервале, аккорде из 3-х звуков;

-развивать интерес к предмету при слушании интервалов, пении упражнений.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Музыкальный центр, DVD проигрыватель с экраном, учебная доска, компьюртер, музыкальный инструмент (фортепиано), шкаф для хранения литературы.