Пояснительная записка

Рабочая программа по музыкальному инструменту для обучающихся 2х – 4х классов составлена в соответствии с нормативными документами:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373);

2.Основная образовательная программа НОО образовательного учреждения;

3.Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения.

Главная цель музыкального образования - это научить детей исполнительскому мастерству на том или ином инструменте. Чтобы поступить в музыкальную школу, ребёнку нужно пройти строгий отбор, иметь хорошие музыкальные способности и большое желание учиться, т.к. музыкальные школы занимаются ориентированным подходом к профессии музыканта.

Как показал социологический опрос, большинство родителей хотят обучать своих детей игре на музыкальных инструментах для их общего развития, а не для овладения профессией музыканта. Поэтому появилась образовательная программа по Музыкальному инструменту в рамках углублённого изучения предмета «Музыка» в общеобразовательной школе.

Цель программы – обучение игре на музыкальном инструменте (по выбору обучающегося: фортепиано/синтезатор, баян, аккордеон, гитара) .

Задачи:

  • Приобретение начальных навыков игры на музыкальном инструменте (посадка, организация руки, освоение нотной грамоты, чтения нот с листа, подбор по слуху);
  • Развитие музыкальных и творческих способностей (музыкальный слух, память, ритм, выполнение творческих заданий);
  • Исполнение произведений разных жанров и стилей.

Общая характеристика предмета «Музыкальный инструмент»

Основная задача учителя по музыкальному инструменту - научить детей чувствовать, слушать - переживать музыку. Первичные навыки оказывают большое влияние на все последующее развитие ученика. Поэтому педагог должен выработать у каждого ученика естественные и целесообразные приемы звукоизвлечения на основе активного слухового контроля.

Непринужденная прямая посадка, активный мышечный тонус, координированные движения всей руки и пальцев - залог успехов ученика в овладении музыкальным инструментом.

Работа над выразительностью исполнения, развитием слухового контроля, качеством и разнообразием звучания, ритмом и динамикой должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом пристального внимания педагога.

Репертуар ученика должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю, фактуре. В программе предлагается примерный репертуар, рассчитанный на различную степень продвинутости обучающихся. Преподавателю предоставляется право дополнять его в соответствии с индивидуальными возможностями обучающегося.

Сильным стимулом к музыкальным занятиям может послужить осознание учеником ценности своей музыкально-творческой деятельности для окружающих. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личностные качества как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы при переводе ученика на самостоятельность в обучении. Активная самостоятельная работа под контролем преподавателя позволяет значительно интенсифицировать учебный процесс. Это освобождает много урочного времени для объяснения нового материала, способствует быстрому продвижению обучающегося, формированию у него чувства ответственности и способности к саморазвитию.

Форма индивидуальных занятий создает необходимые условия для внимательного всестороннего изучения и воспитания каждого ученика. От учителя требуется большое мастерство, творческая инициатива, умение терпеливо работать над развитием музыкальных данных детей.

Место учебного предмета в Учебном плане

Предмет «Музыкальный инструмент» входит в часть Учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса. Согласно учебному плану образовательного учреждения на обучение предмету «Музыкальный инструмент» отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).

Данная программа представляет первый этап развития ученика (2 - 4 классы).

Содержание курса

Содержание программы основано на принципе поэтапности обучения – постепенного усложнения музыкального материала, развития ассоциативно-образного мышления.

Основное содержание рабочей программы представлено следующими темами:

  • Работа над техникой (упражнения, гаммы, этюды);
  • Работа над разнохарактерными пьесами (освоение штрихов, динамических оттенков, аппликатурных навыков);
  • Работа над полифонией (старинные танцы, народные песни);
  • Работа над крупной формой (рондо, вариации, сонатины);
  • Работа над ансамблями.

Виды учебной деятельности

ü  Развитие технических навыков;

В процессе обучения преподаватель должен добиваться гармоничного развития художественных и технических навыков.

Учитель по музыкальному инструменту имеет возможность выбрать для каждого ученика разнообразные по стилю, лаконичные, легко запоминающиеся этюды. Ученик извлечет наибольшую пользу из каждого этюда в том случае, если доведет исполнение его до законченности и блеска в подвижном темпе.

ü  Чтение нот с листа

Одним из важнейших разделов работы в классах с углублённым изучением предмета «Музыка» является развитие у обучающихся навыка чтения нот с листа.

Пьесы для чтения нот с листа должны быть значительно легче изучаемых обучающимся по программе. Чтение с листа должно начинаться с первого года и носить систематический характер на протяжении всего периода обучения.

ü  Игра в ансамбле

Этот вид учебной деятельности способствует развитию способностей детей: двигательно-моторных навыков, музыкального слуха, чувства ритма, памяти, навыка чтения нот с листа.

Первый опыт ансамблевой игры ученик получает, когда гармоническое сопровождение простейших песен исполняет преподаватель. Играя вместе с педагогом, ученик находится в определённых метроритмических рамках, что развивает метроритмический слух и метроощущение.

ü   Развитие творческих навыков.

подбор по слуху, сочинение (на готовые стихи), подбор небольших отрывков из народных и детских песен. Транспонирование продолжается на протяжении всех лет обучения и способствует развитию творческих навыков обучающихся. Так как подбирать по слуху аккомпанемент значительно труднее, чем мелодию, следует научить обучающихся элементарному анализу гармоний, поддерживающих данную мелодию.

Слушание музыки в исполнении педагога. Пластические импровизации, рисунки на прослушанное произведение

ü  Работа над произведениями – это основной вид учебной деятельности.

Работа над пьесами (кантиленными и характерными) , этюдами, произведениями крупной формы, полифонией.

В данную программу включены разделы по обучению на музыкальных инструментах:

  • Фортепиано (синтезатор);
  • Баян, аккордеон;
  • Гитара.

Результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

  • Становление и развитие художественно-эстетического вкуса;
  • Развитие потребности к музыкально-творческой деятельности;
  • Развитие самостоятельности при разборе музыкальных произведений;
  • Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

Метапредметные результаты:

  • продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной деятельности;
  • выработка адекватной самооценки своих музыкально-творческих способностей;
  • выработка сценических навыков.

Предметные результаты:

  • формирование устойчивого интереса к музыкально-творческой деятельности;
  • освоение элементарных приёмов игры на музыкальных инструментах, (посадка, постановка рук, звукоизвлечение, штрихи);
  • освоение нотной грамоты и чтения нот с листа,
  • подбор мелодии на слух;
  • эмоционально-выразительное исполнение музыкального произведения;
  • формирование начальных навыков сценического поведения.

Планируемые результаты

Музыкальный инструмент фортепиано

Ученик научится:

  • первоначальным навыкам игры на фортепиано;
  • слушать и анализировать музыкальное произведение;
  • играть разными штрихами;
  • читать с листа мелодии в пределах 1-2 октав;
  • освоить простейший аккомпанемент;
  • самостоятельному разбору по нотам несложных пьес;
  • приёмам игры;
  • подбирать простые мелодии;
  • эмоционально, выразительно исполнять музыкальные произведения

Ученик получит возможность научиться:

  • проявлять интерес к слушанию музыки вне школы (посещение концертов, аудиозаписи);
  • читать с листа и выучивать самостоятельно заданные пьесы;
  • самостоятельно подбирать понравившиеся мелодии; выступать на школьных и внешкольных мероприятиях;
  • участвовать в конкурсах, фестивалях;
  • играть в ансамблях.

Музыкальные инструменты баян и аккордеон

Ученик научится:

  • первоначальным навыкам игры на баяне или аккордеоне;
  • слушать и анализировать музыкальное произведение;
  • играть разными штрихами;
  • читать с листа мелодии в пределах 1-2 октав;
  • освоить простейший аккомпанемент;
  • самостоятельному разбору по нотам несложных пьес;
  • приёмам игры;
  • подбирать простые мелодии;
  • эмоционально и выразительно исполнять музыкальные произведения

Ученик получит возможность научиться:

  • проявлять интерес к слушанию музыки вне школы (посещение концертов, аудиозаписи);
  • читать с листа и выучивать самостоятельно заданные пьесы;
  • самостоятельно подбирать понравившиеся мелодии; выступать на школьных и внешкольных мероприятиях;
  • участвовать в конкурсах, фестивалях;
  • играть в ансамблях.

Музыкальный инструмент гитара

Ученик научится:

  • первоначальным навыкам игры на гитаре;
  • слушать и анализировать музыкальное произведение;
  • играть разными штрихами;
  • читать с листа мелодии в пределах 1-2 октав;
  • освоить простейший аккомпанемент;
  • самостоятельному разбору по нотам несложных пьес;
  • приёмам игры;
  • подбирать простые мелодии и аккомпанемент;
  • эмоционально и  выразительно исполнять музыкальные произведения

Ученик получит возможность научиться:

  • проявлять интерес к слушанию музыки вне школы (посещение концертов, аудиозаписи);
  • читать с листа и выучивать самостоятельно заданные пьесы;
  • самостоятельно подбирать понравившиеся мелодии;
  • выступать на школьных и внешкольных мероприятиях;
  • участвовать в конкурсах, фестивалях;
  • играть в ансамблях.

Материально-техническое обеспечение

Музыкальные инструменты: фортепиано, электропианино, синтезаторы, баяны, аккордеоны, гитары.

Звуковоспроизводящее оборудование: микшерский пульт, колонки, микрофоны, усилители.

Пюпитры, подставки для ног.