Пояснительная записка
Речь в нашей жизни – это всегда самостоятельная деятельность каждого человека. В начальных классах развитие речи обучающихся имеет важное значение, так как успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они владеют речью: хорошее знание родного языка – ключ к успеху в изучении предметов школьного курса.
Овладение речью – это способ познания действительности.
Наиболее существенный источник материала для связной речи – это жизненный опыт детей: ихдетство, школьные годы, семья, игры, окружающая природа. Но эти представления у детей неодинаковы, ещё не богаты, и, сколько бы ребёнок ни читал и ни слушал правильную содержательную речь окружающих его взрослых, он не сможет ею овладеть без собственного речевого опыта.
Цель: организовывать деятельность по расширению и уточнению имеющихся у детей представлений, что тесно связано с развитием речи ребёнка, с формированием интереса к речи вообще и к собственной речи в частности, с потребностью совершенствовать и обогащать её.
Задачи курса:
· Овладение навыками культуры общения, умение ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи и правильно понимать чужие.
· Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности
· Развитие детского речевого творчества.
· Формирование у обучающихся положительного мотивационного отношения к изучению литературы.
· Развитие воображения, мышления, умения делать логические выводы.
· Пробуждение наблюдательности, познавательной активности.
· Формирование нравственных ценностей духовной культуры.
· Развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать человеку, самоуважения.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Программа рассчитана на возраст детей 7—11 лет. Занятия проводятся во внеурочное время 1раз в неделю (1 класс- 33 часа, 2 класс- 34 часа, 3 класс- 34 часа, 4 класс- 34 часа).
Общая характеристика курса
В младшем школьном возрасте на первый план выходит учебная деятельность, однако игровая не утрачивает своей силы и актуальности. Поэтому игра во внеурочной деятельности особенно успешно способствует развитию познавательной активности и речи ребёнка. Школьник становится субъектом деятельности. В данном курсе развития речи, который в доступной для детей форме раскрывает основные функции речи как средства общения, передачи и усвоения определённой информации, организации и планирования деятельности, воздействия на мысли и чувства, поведение людей, осуществляется личностный подход, предоставляется возможность для самореализации, для развития своих задатков и способностей.
На занятиях используются различные формы работы: игра, сказка, спектакль, театральная гостиная, сценическая миниатюра, театральное представление, викторина, утренник, экскурсия и другое, предлагаются разные виды деятельности: игровая, трудовая, учебная, исследовательская.
В курсе рассматриваются наименее разработанные в методике начального обучения вопросы развития связной речи. Задания расположены в порядке возрастания сложности и имеют широкий диапазон трудностей, что позволяет ребёнку совершенствоваться.
Центральным понятием является понятие «текст», так как конечная цель освоения русского языка в школе – научить связно выражать свои мысли в устной и письменной форме, т.е. научить воспринимать текст, передавать его содержание и создавать свой собственный текст, речевое произведение, высказывание.
Содержание курса
В 1-м классе
· внимание в устной речи к темпу, громкости, отчётливости произведения, манере поведения во время разговора
· устные ответы на вопросы, объединённые одной темой;
· составление предложений по сюжетным картинкам;
· составление нескольких предложений, объединённых одной темой, под руководством учителя;
· устное изложение текста по вопросам учителя;
· составление рассказа на тему, заданную учителем или выбранную учащимися (по серии картинок, по наблюдениям и впечатлениям, по нескольким опорным словам, продолжение рассказа, сказки по его началу, сочинение загадок, считалок и т.д.)
Во 2 – 4 классах действия обучающихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление. Соответственно в комплекс умений, формируемых у обучающихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение данными сторонами текста:
· информационно – содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении;
· структурно – композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста и др.;
· умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю;
· умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.
Особое место в курсе занимает воспитание культуры речевого общения, детское сочинительство, задания, направленные на развитие воображения, фантазии.
Система творческих работ направлена на то, чтобы ученики овладели следующими предметными умениями:
· овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
· строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации
· составлять тексты в устной и письменной формах;
· понять тему сочинения, раскрыть её;
· передать в своём сочинении определённую идею;
· собирать и отбирать материал для сочинения;
· составлять план своего рассказа;
· правильно, логически последовательно выражать свои мысли.
· обогащать жизненный опыт;
· активизировать словарный запас.
Формы подведения итогов:
· праздник читательских удовольствий,
· составление сборников творческих работ и презентация детских книг,
· подбор материала и выпуск газет к предметной неделе гуманитарных наук
· конкурс театрального мастерства,
· концерты для детей и родителей,
· выступления перед воспитанниками детского сада,
· школьные и районные смотры юных талантов и др.
Курс является межпредметным, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка у детей развивается стремление к получению знаний по природоведению, изобразительному искусству, литературе, театру.
Результаты изучения курса
К личностным результатам обучающихся, освоивших данную программу, относятся умения:
· гордиться своей Родиной, краем, городом, любить свой народ, культуру, язык;
· сотрудничать со взрослыми, сверстниками в учебном диалоге;
· понимать, сопереживать чувствам других людей; быть доброжелательными, отзывчивыми;
· уважать чужое мнение; обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
· уметь слушать и слышать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
· осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
К метапредметным результатам обучающихся относятся универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться имежпредметными понятиями:
· находить способы решения проблем поискового и творческого характера; уметь организовать собственную деятельность;
· планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
· использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными задачами готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия |
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари). Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы |
Технические средства обучения |
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Магнитофон. Мультимедийный проектор. Компьютер. Фотокамера. |
Экранно-звуковые пособия. |
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы |
Оборудование класса |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Компьютерный стол. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Магнитная доска. |