Пояснительная записка

             Речь в нашей жизни – это всегда самостоятельная деятельность каждого человека. В начальных классах развитие речи обучающихся имеет важное значение, так как успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того,  как они владеют речью: хорошее знание родного языка – ключ к успеху в изучении предметов школьного курса.

             Овладение речью – это способ познания действительности.

Наиболее существенный источник материала для связной речи – это жизненный опыт детей: ихдетство, школьные годы, семья, игры, окружающая природа.  Но эти представления у детей неодинаковы, ещё не богаты, и, сколько бы ребёнок ни читал и ни слушал правильную содержательную речь окружающих его взрослых, он не сможет ею овладеть без собственного речевого опыта.

 Цель: организовывать деятельность по расширению и уточнению имеющихся  у детей представлений, что тесно связано с развитием речи ребёнка,  с формированием интереса  к речи вообще и к собственной речи в частности, с потребностью совершенствовать и обогащать её.

 Задачи курса:

·                    Овладение навыками культуры общения, умение ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи и правильно понимать чужие.

·                    Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуника­тивных умений, нравственных и эстетических чувств, способ­ностей к творческой деятель­ности

·                    Развитие детского речевого творчества.

·                    Формирование у обучающихся положительного мотивационного отношения к изучению литературы.

·                    Развитие воображения, мышления, умения делать логические выводы.

·                    Пробуждение наблюдательности, познавательной активности.

·                    Формирование нравственных ценностей духовной культуры.

·                    Развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать человеку, самоуважения.

Место курса в плане внеурочной деятельности

Программа рассчитана на возраст детей  7—11 лет. Занятия  проводятся  во  внеурочное  время  1раз  в  неделю (1 класс- 33 часа, 2 класс- 34 часа, 3 класс- 34 часа, 4 класс- 34 часа).

Общая характеристика курса

         В младшем школьном возрасте на первый план выходит учебная деятельность, однако игровая не утрачивает своей силы и актуальности. Поэтому игра во внеурочной деятельности особенно успешно способствует развитию познавательной активности и речи ребёнка. Школьник становится субъектом деятельности. В данном   курсе  развития  речи, который  в доступной для детей форме раскрывает основные функции речи как средства общения, передачи и усвоения определённой информации, организации и планирования деятельности, воздействия на мысли и чувства, поведение людей, осуществляется личностный подход, предоставляется возможность для самореализации, для развития своих задатков и способностей.

         На занятиях  используются  различные формы работы:  игра,  сказка, спектакль, театральная гостиная, сценическая миниатюра,  театральное представление, викторина, утренник, экскурсия и другое,   предлагаются  разные  виды  деятельности:  игровая,  трудовая,  учебная,  исследовательская.

             В курсе рассматриваются наименее разработанные в методике начального обучения вопросы развития связной речи. Задания расположены в порядке возрастания сложности и имеют широкий диапазон трудностей, что позволяет ребёнку совершенствоваться.

           Центральным понятием является  понятие «текст», так как конечная цель освоения русского языка в школе – научить связно выражать свои мысли в устной и письменной форме, т.е. научить воспринимать текст, передавать его содержание и создавать свой собственный текст, речевое произведение, высказывание.

 

Содержание курса

В 1-м классе

·                    внимание в устной речи к темпу, громкости, отчётливости произведения, манере поведения во время разговора

·                    устные ответы на вопросы, объединённые одной темой;

·                    составление предложений по сюжетным картинкам;

·                    составление нескольких предложений, объединённых одной темой, под руководством учителя;

·                    устное изложение текста по вопросам учителя;

·                    составление рассказа на тему, заданную учителем или выбранную учащимися (по серии картинок, по наблюдениям и впечатлениям, по нескольким опорным словам, продолжение рассказа, сказки по его началу, сочинение загадок, считалок и т.д.)

Во 2 – 4 классах действия обучающихся направлены на текст, на такие  его стороны,  как содержание, построение и речевое оформление. Соответственно в комплекс умений, формируемых у обучающихся  при обучении связной речи, входят  умения, обеспечивающие владение данными сторонами текста:

·                    информационно – содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении;

·                    структурно – композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста и др.;

·                    умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю;

·                    умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.

Особое место в курсе занимает воспитание культуры речевого общения,  детское сочинительство, задания,  направленные на развитие воображения, фантазии.

Система творческих работ направлена на то, чтобы ученики овладели следующими предметными  умениями:

·      овладевать  навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

·      строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации

·      составлять тексты в устной и письменной формах;

·      понять тему сочинения, раскрыть её;

·      передать в своём сочинении определённую идею;

·      собирать и отбирать материал для сочинения;

·      составлять план своего рассказа;

·      правильно, логически последовательно выражать свои мысли.

·      обогащать жизненный опыт;

·      активизировать словарный запас.

Формы подведения итогов:

·                   праздник читательских удовольствий,

·                   составление сборников творческих работ и презентация детских книг,

·                   подбор материала и выпуск газет к предметной  неделе гуманитарных наук

·                   конкурс театрального мастерства,

·                   концерты для детей и родителей,

·                   выступления перед воспитанниками детского сада,

·                   школьные и районные смотры юных талантов и др.

            Курс является межпредметным, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка у детей развивается стремление к получению знаний по природоведению, изобразительному искусству, литературе, театру.

 

Результаты изучения курса

К личностным результатам обучающихся, освоивших данную программу, относятся умения:

·                    гордиться своей Родиной, краем, городом, любить свой народ, культуру, язык;

·                    сотрудничать со взрослыми, сверстниками в учебном диалоге;

·                    понимать, сопереживать чувствам других людей; быть доброжелательными, отзывчивыми;

·                    уважать чужое мнение; обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

·                    уметь  слушать и слышать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

·                    уметь  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

·                    осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

К метапредметным результатам обучающихся относятся универсальные учебные действия (познавательные,  коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться имежпредметными понятиями:

·                    находить способы решения проблем поискового и творческого характера; уметь  организовать  собственную деятельность;

·                    планировать, контролировать и оценивать свои  учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

·                    использовать  речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий  для решения коммуникативных и познавательных задач;

·                    использовать  различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными  задачами готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой

Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари).

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.

Настенная доска с набором приспособлений  для крепления картинок.

Магнитофон.

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Фотокамера.

Экранно-звуковые пособия.

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Компьютерный стол.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Магнитная доска.