Пояснительная записка
Книга- это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга- это путь к познанию вещей и явлений. Книга- это путь к открытию мира людей, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости….Открывая этот мир, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя. Так как в последнее время дети стали читать совсем мало, необходимо пробудить в них интерес к художественному слову.
Цель: пробуждение и формирование у обучающихся интерес к детским книгам, желание их читать.
Кружок « Юный библиотекарь» имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:
развивать способность думать над книгой;
развивать стремление самостоятельно сосредоточить своё внимание на книге, чтобы проникнуть в её содержание;
учить различать различные жанры художественной литературы и фольклора;
формировать потребность и мотив чтения;
овладение начальными умениями и навыками чтения детей семи лет;
овладение логикой развития литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам;
овладение актуальным уровнем эстетического и нравственного развития детей шести лет;
научить свободно, ориентироваться в книгах;
формировать у ребёнка индивидуальный опыт самостоятельного чтения.
Общая характеристика курса
Данный курс призван выработать у учащихся привычку, а затем потребность самостоятельно, осмысленно выбирать и систематически, по всем правилам читать детские книги, оспитать у детей сознания чётко и интеллигентно воспринимающего мир людей и природы. Умение воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы, получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму.
Дидактические принципы отбора детской литературы:
доступность;
введение в мир большой литературы;
знакомство с широким кругом детских книг;
знакомство с классиками детской литературы;
гуманитарное развитие младших школьников
Всё это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать язык.
Методы обучения:
эвристическая беседа;
исследование;
проблемно-поисковые задания;
наблюдение;
индивидуальные задания.
Место курса в плане работы
Курс предназначен для обучающихся 3-4 классов. Содержание курса рассчитано на 1 час в неделю (34 часа в год), продолжительность каждого занятия 35- 40 минут.
Содержание курса
Содержание курса обеспечивает преемственность с программным материалом, но с включением новых произведений художественной литературы различной тематики.
1. Вводное занятие. Основные понятия и термины библиотековедения.
Цели и задачи занятий по программе «юный библиотекарь». Основные понятия о библиотеке и библиотечном деле (абонемент, читальный зал, хранилище, выставки, обзорные полки, подборка литературы).
2. Строение книги. Элементы книги.
Ознакомление с библиотечными терминами. Структура книги. Внешние формы и внутренний облик книг.
Практическое занятие:
Самостоятельная подготовка тетрадей, прошивка и формирование книжки. Изготовление красочной обложки и наброски рисунков к тексту.
3.Книга и ее создатели.
История создания книги. Раскрыть значение книги; знакомство с историей возникновения книги, первых библиотек; воспитание бережного отношения к книге. Обзор авторов, художников-оформителей, различных издательств
Практическое занятие:
Написание миниатюрных сочинений, составление предисловий, раскраска рисунков.
Поиск книг в фонде по авторам.
4. Книга и речь.
Проект «История создания книг». Беседа о богатстве русского языка (о многозначности; о словах близких и противоположных по значению; о пословицах и поговорках).
Практическое занятие:
Работа над проектом «История создания книг»
5. Выбор книг в библиотеке.
Ознакомить учащихся с базовыми понятиями по основам библиотечно-библиографической грамотности. Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки. Знакомство с понятием «каталог».
Практические занятия:
Ориентирование в книжном фонде. Расстановка книг на полках. Подборка детской литературы для книжных выставок.
6. Заседание «Толковых»
Углубление и расширение знаний и представлений учащихся о справочных изданиях как особом типе литературы.
Практическое занятие:
Приобретение практических навыков работы со справочной литературой.
Индивидуальные задания по карточкам.
7. Реклама книги.
Бенефис одной книги. Громкое чтение наиболее выразительных моментов книги с элементами обсуждения. Умение преподнести наиболее понравившиеся фрагменты. Первичные навыки рекламы книги.
Практические занятия:
Индивидуальная подготовка и реклама книги наиболее понравившаяся читателю.
Разработка презентации.
8. Путеводитель по библиотеке.
Раскрытие понятия «Библиография», ее значение. Что такое библиографические указатели, как ими пользоваться в самостоятельном поиске необходимой литературы.
Практическое занятие.
Работа в операционной системе МАРК- SQL.
Поиск литературы по библиографическим указателям.
9. «В лабиринтах страны книг»
Проектная деятельность «Путь книги: от каменной до компьютерной или книга и ее создатели»
Практические занятия:
Групповая работа над проектом.
10. «Дневник чтения» - твоя настольная книга
Рассмотрение необходимости системы чтения. Подборка литературы определенной направленности. Списки чтения внеклассной литературы.
Практическое занятие:
Составление дневников чтения.
11. Проектная деятельность «Как книжки с бумагой подружились»
Самостоятельная работа учащихся в поиске подборке материала для проекта.
Раскрытие значения книги, рассказ об истории ее создания, о книгах древности. Самостоятельный показ презентаций.
Практические занятия:
Работа над проектом, подборка материала. Создание буклетов. Оформление газеты.
12. Информационная культура школьника «Библиотечный репетитор»
Формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности. Усвоение алгоритма информационного поиска
Практическое занятие:
Закрепление умений использования поисковых знаний в практической деятельности. Совершенствование работы в команде.
13.Заключительное занятие. Посвящение: «Юный библиотекарь»
Проведение праздника с вручением удостоверения «Юный библиотекарь» (Открытое мероприятие).
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
· использование приобретенных знаний в учении и повседневной жизни для исследования языковых явлений;
Метапредметные результаты:
· целеполагание – постановка учебной задачи;
· планирование хода рассуждений, составление плана художественного произведения;
· контроль правильности чтения, составления ответов-рассуждений;
коррекция смысловых и речевых ошибок;
Предметные результаты:
· применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификация) для установления языковых закономерностей;
· классифицирование художественных произведений по заданному основанию;
· анализ предложенного текста;
· синтез – составление целого текста из частей;
· построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
· смысловое чтение – как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
· различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
· установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений;
· самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;
коммуникативные учебные действия:
· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
· постановка вопросов для поиска и сбора информации;
· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства обучения |
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Магнитофон. Мультимедийный проектор. Компьютер. Фотокамера. |
Экранно-звуковые пособия. |
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы |
Оборудование класса |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Компьютерный стол. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Магнитная доска. |