Пояснительная записка
Книга- это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга- это путь к познанию вещей и явлений. Книга- это путь к открытию мира людей, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости….Открывая этот мир, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя. Так как в последнее время дети стали читать совсем мало, необходимо пробудить в них интерес к художественному слову.
Цель: пробуждение и формирование у обучающихся интерес к детским книгам, желание их читать.
Кружок « Юный библиотекарь» имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:
развивать способность думать над книгой;
развивать стремление самостоятельно сосредоточить своё внимание на книге, чтобы проникнуть в её содержание;
учить различать различные жанры художественной литературы и фольклора;
формировать потребность и мотив чтения;
овладение начальными умениями и навыками чтения детей семи лет;
овладение логикой развития литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам;
овладение актуальным уровнем эстетического и нравственного раз­вития детей шести лет;
научить свободно, ориентироваться в книгах;
формировать у ребёнка индивидуальный опыт самостоятельного чтения.

Общая характеристика курса

Данный курс призван выработать у учащихся привычку, а затем потребность самостоятельно, осмысленно выбирать и систематически, по всем правилам читать детские книги, оспитать у детей сознания чётко и интеллигентно воспринимающего мир людей и природы. Умение воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы, получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму.                                               

Дидактические принципы отбора детской литературы:
доступность;
введение в мир большой литературы;
знакомство с широким кругом детских книг;
знакомство с классиками детской литературы;
гуманитарное развитие младших школьников
Всё это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать язык.
Методы обучения:
эвристическая беседа;
исследование;
проблемно-поисковые задания;
наблюдение;
индивидуальные задания.

Место курса в плане работы

Курс предназначен для обучающихся 3-4 классов. Содержание курса рассчитано на 1 час в неделю (34 часа в год), продолжительность каждого занятия 35- 40 минут.

Содержание курса

Содержание курса обеспечивает преемственность с программным материалом, но с включением новых произведений художественной литературы различной тематики.

    1. Вводное занятие. Основные понятия и термины библиотековедения.

Цели и задачи занятий по программе «юный библиотекарь». Основные понятия о библиотеке и библиотечном деле (абонемент, читальный зал, хранилище, выставки, обзорные полки, подборка литературы).

    2. Строение книги. Элементы книги.

Ознакомление  с библиотечными терминами.  Структура книги. Внешние формы и внутренний облик книг.

       Практическое занятие:

Самостоятельная подготовка тетрадей, прошивка и формирование книжки. Изготовление красочной обложки и наброски рисунков к тексту.

    3.Книга и ее создатели.

История создания книги. Раскрыть значение книги; знакомство с историей возникновения книги, первых библиотек; воспитание бережного отношения к книге. Обзор авторов, художников-оформителей, различных издательств

      Практическое занятие:

Написание миниатюрных сочинений, составление предисловий, раскраска рисунков.

Поиск книг в фонде по авторам.

     4. Книга и речь.

Проект «История создания книг». Беседа о богатстве русского языка (о многозначности; о словах близких и противоположных по значению; о пословицах и поговорках).

     Практическое занятие:

Работа над проектом «История создания книг»

      5. Выбор книг в библиотеке.

Ознакомить учащихся с базовыми понятиями по основам библиотечно-библиографической грамотности. Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки. Знакомство с понятием «каталог».

      Практические  занятия:

Ориентирование в книжном фонде. Расстановка книг на полках. Подборка детской литературы для книжных выставок.

        6. Заседание «Толковых»

Углубление и расширение знаний и представлений учащихся о справочных изданиях как особом типе литературы.

       Практическое занятие:

Приобретение практических навыков работы со справочной литературой.

Индивидуальные задания по карточкам.

      7. Реклама книги.

Бенефис одной книги. Громкое чтение наиболее выразительных моментов книги с элементами  обсуждения. Умение преподнести наиболее понравившиеся фрагменты. Первичные навыки рекламы книги.

      Практические занятия:

Индивидуальная подготовка и реклама книги наиболее понравившаяся читателю.

Разработка презентации.

      8. Путеводитель по библиотеке.

Раскрытие понятия «Библиография», ее значение. Что такое библиографические указатели, как ими пользоваться в самостоятельном поиске необходимой литературы.

     Практическое занятие.

Работа в операционной системе МАРК- SQL.

Поиск литературы  по библиографическим указателям.

     9. «В лабиринтах страны книг»

Проектная деятельность «Путь книги: от каменной до компьютерной или книга и ее создатели»

     Практические занятия:

Групповая работа над проектом.

     10. «Дневник чтения» - твоя настольная книга

Рассмотрение необходимости системы чтения. Подборка литературы определенной направленности. Списки чтения внеклассной литературы.

     Практическое занятие:

Составление дневников чтения.

    11. Проектная деятельность «Как книжки с бумагой подружились»

Самостоятельная работа учащихся в поиске подборке материала для проекта.

Раскрытие значения книги, рассказ об истории ее создания, о книгах древности. Самостоятельный показ презентаций.

      Практические занятия:

Работа над проектом, подборка материала. Создание буклетов. Оформление газеты.

      12. Информационная культура школьника «Библиотечный репетитор»

Формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности. Усвоение алгоритма информационного поиска

      Практическое занятие:

Закрепление умений использования поисковых знаний в практической деятельности. Совершенствование работы в команде.

     13.Заключительное занятие. Посвящение:  «Юный библиотекарь»

Проведение праздника с вручением удостоверения «Юный библиотекарь» (Открытое мероприятие).

Результаты изучения курса

Личностные результаты:

·                    использование приобретенных знаний в учении и повседневной жизни для исследования языковых явлений; 

Метапредметные результаты:

·                    целеполагание – постановка учебной задачи;

·                    планирование хода рассуждений, составление плана художественного произведения;

·                    контроль правильности чтения, составления ответов-рассуждений;

коррекция смысловых и речевых ошибок;

Предметные результаты:

·                    применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификация) для установления языковых закономерностей;

·                    классифицирование художественных произведений по заданному основанию;

·                    анализ предложенного текста;

·                    синтез – составление целого текста из частей;

·                    построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

·                    смысловое чтение – как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

·                    различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

·                    установление причинно-следственных связей;

·                    построение логической цепи рассуждений;

·                    самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; 
коммуникативные учебные действия: 

·                    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

·                    постановка вопросов для поиска и сбора информации;

·                    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.

Настенная доска с набором приспособлений  для крепления картинок.

Магнитофон.

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Фотокамера.

Экранно-звуковые пособия.

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Компьютерный стол.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Магнитная доска.