Пояснительная записка

Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка и литературного чтения в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

·                    осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

·                    знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

·                    овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

Общая характеристика курса

В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

         Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления- наглядно-действенное, наглядно-образное,  словесно-логическое.

             Методы, которые используются при организации занятий в рамках данной программы, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так широко используются и слово учителя, и беседа, и слово ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

            Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.

           Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками.

           Программа данного кружка позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

           Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики направлено  на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

          Работа  по воспитанию этики общения  ведётся  с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях  используются  ролевые игры.

          Для  успешного проведения занятий  используются разнообразные виды работ:  игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки,  физкультминутки,  рифмовки,  считалки,  ребусы,  кроссворды,  головоломки,  грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.  

            Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Ценностные ориентиры содержания занятий

Важными ориентирами содержания данного курса являются:

·                    развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

·                    формирование представлений о языке как универсальной ценности;

·                    изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

·                    развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и др.);

·                    формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

·                    развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

·                    включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Место курса в учебном плане

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-2 классов. Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В 1 классе всего 33 часа в год, во 2 классе – 34 часа в год.

Содержание программы

Программа каждого класса состоит их четырех разделов.

1.                 Хорошо ли вы знаете русский язык?

Рассказ- беседа. Игры, кроссворды, соревнования.

2.                 Сокровища родного языка.

Беседа о богатстве русского языка (о многозначности, о словах близких и противоположных по значению;  о пословицах и поговорках). Игры, викторины.

3.                 Словарное богатство русского языка.

Знакомство с различными словарями. Тематические группы слов. Группировка слов по видам орфограмм. Наблюдение над использованием синонимов. Происхождение слов. Заимствованные слова. Фразеологизмы.

4.                 Проектная деятельность.

Составление вопросов для викторин. Праздники. Словари. Сборники пословиц, загадок. Блокноты трудных орфограмм. Литературные газеты.

Раздел

1 класс

2 класс

1.

Хорошо ли вы знаете русский язык?

5

6

2.

Сокровища родного языка.

4

6

3.

Словарное богатство русского языка.

22

18

4.

Проектная деятельность.

2

4

   

33

34

 

Результаты изучения курса

Предметные результаты

             В процессе изучения курса «Удивительный мир слов» ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний.                

            Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса русского языка.

            Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки.             Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

            Для овладения логическими действиями анализа, синтеза, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и др.

               Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

              Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных , практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного

пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Личностные результаты:

·         осознавать роль языка и речи в жизни людей;

·         эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

·         понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

·         обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

·         самостоятельно формулировать тему и цели урока;

·         составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

·         работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

·         в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

·         находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

·         делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

·         преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты

·         перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

·         пользоваться словарями, справочниками;

·         осуществлять анализ и синтез;

·         устанавливать причинно-следственные связи;

·         строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

·         оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

·         слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

·         высказывать и обосновывать свою точку зрения;

·         выразительно читать и пересказывать текст;

·         договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

·         учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

К концу 2 класса обучающиеся

 должны знать:

·         изученные орфограммы

·         признаки изученных частей речи

должны уметь:

·         составлять рассказы на определенную тему

·         составлять рассказы по картинкам

·         разъяснять значение известных слов, устойчивых сочетаний и правильно их употреблять

·         различать слова близкие и противоположные по значению

·         объяснять значение пословиц

·         подбирать тематические пословицы

·         отбирать материал для праздников, проектов

·         составлять и обсуждать тексты на определенную тему

·         пользоваться различными словарями

·         составлять вопросы для викторин

·         изготавливать блокноты трудных орфограмм, сборники пословиц, загадок.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.

Настенная доска с набором приспособлений  для крепления картинок.

Магнитофон.

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Фотокамера.

Экранно-звуковые пособия.

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Компьютерный стол.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Магнитная доска.