Пояснительная записка

Данная дополнительная образовательная программа носит физкультурно-спортивную оздоровительную направленность.

Особенность данной программы заключается в следующем:

- более глубокая теоретическая подготовленность обучающихся спортивным играм

- реализация потребностей обучающихся в соревновательной деятельности

- привлечение к занятиям физкультурой и спортом.

Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы состоит в формировании физкультурных способностей и потребностей школьников необходимых и достаточных для обеспечения базовых возможностей двигательной жизнедеятельности в настоящем и будущем

Цели и задачи программы

- привлечение детей к регулярным занятиям физкультурой и спортом

- пропаганда здорового образа жизни

- популяризация игровых видов спорта

- развитие физических качеств и навыков занимающихся

- углубленное изучение баскетбола и футбола

- организация и проведение массовых спортивно-оздоровительных мероприятий

Общая характеристика курса

Данная программа предусматривает проведение занятий преимущественно в практической форме (групповые тренировки)

Теоретические занятия проводятся в форме бесед (лекций). В процессе реализации отдельных разделов программы допускаются другие формы организации занятий (экскурсии, соревновательные встречи).

Для реализации программы необходимо следующее методическое обеспечение: спортивный зал, набор мячей, спортивные снаряды (скамейки, гимнастические лестницы, скакалки, набивные мячи).

Подведение итогов по некоторым разделам программы проводится в форме зачётов, тестов, бесед; по практическим разделам программы подведение итогов проводится в форме сдачи контрольных нормативов по физподготовке и выполнения контрольных технических упражнений. Общие итоги подготовки проводятся в процессе соревновательной и судейской практики.

Место курса в плане работы

Программа рассчитана на один год обучения для детей 7-15 лет, секционная форма занятий два раза в неделю (68 часов в год).

Содержание курса

Учебно-тематический план

Содержание материала

Кол-во часов

Теоретические сведения

6ч.

Правила поведения. Техника безопасности

1ч.

Правила игры

2ч.

Инструкторская и судейская практика

2ч.

Гигиена спортсмена

Практическая подготовка

70ч.

Общая и специальная физическая подготовка

30ч.

Технико-тактическая подготовка

30ч.

Соревнования и игры

10ч.

Всего

76ч.

 

I.          Основы теоретических знаний (6ч.)

1.      Правила поведения на занятиях

2.      Знания терминологии игры

3.      Техника владений перемещений

4.      Индивидуальные, групповые, командные, атакующие и защитные действия

5.      Влияние игровых упражнений на развитие координационных и кондиционных способностей, воспитание нравственных и волевых качеств

6.      Правила игры

II.           Техническая подготовка

1.      Баскетбол

1.1.       Комбинации из освоенных элементов техники

-        передвижений

-        остановок

-        поворотов

-        стоек

1.2. Варианты ловли и передачи мяча

                                     -  без сопротивления

                                     -  с сопротивлением защитника

                                     -  в различных построениях

1.3.    Варианты ведения мяча

                                     -  без сопротивления

                                     -  с сопротивлением защитника

                                     -  с изменением скорости и направления передвижения      

1.4.    Варианты бросков мяча

                                     -  без сопротивления

                                     -  с сопротивлением защитников

1.5.    Защитные действия

                                     -  против игроков без мяча

                                     -  против игроков с мячом

1.6.    Тактики игры

                                     -  индивидуальные действия в нападении, защите

                                     -  групповые действия в нападении и защите

                                     -  командные действия в нападении и защите

                                     -  игра по упрощённым правилам баскетбола

                                     -  игра по правилам баскетбола

2. Футбол

2.1.    Комбинации из освоенных ранее элементов техники

                                     -  передвижений

                                     - остановок

                                     -  поворотов

                                     -  стоек

2.2.    Варианты ударов по мячу

                                     -  ногой

                                     -  головой

                                     -  грудью

2.3.    Варианты ведения мяча

                                     -  без сопротивления

                                     -  с сопротивлением защитника

                                     -  с изменением скорости и направления движения

             -     с включением в комбинацию с элементами техники    перемещений остановок и ударов по мячу

2.4.       Защитные действия

             -     против игрока без мяча

             -     против игрока с мячом

2.5.       Тактика игры

             -     индивидуальные действия в нападении и защите

             -     групповые действия в нападении и защите

             -     командные действия в нападении и защите

             -     игра по упрощённым правилам

             -     игра по правилам футбола

III. Физическая подготовка

3.1.              Развитие ловкостных способностей

-            передачи, жонглирование различных мячей (по весу, размеру) на точность, на месте (индивидуально, в парах), у стены

-            передачи, жонглирование

-            упражнения на точность и быстроту реакции без мяча

                                     -  упражнения на точность и быстроту реакции с мячом

                                     -  прыжки в различных направлениях в заданном ритме

-        комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владений мячом на быстроту исполнения

-        комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом на быстроту исполнения в сочетании с акробатическими и другими упражнениями

-        эстафеты с инвентарём для спортивных игр

-        подвижные игры с мячом

-        подвижные игры с мячом приближённые к спортивным

3.2.    развитие выносливости

                                     -  полосы препятствия длительностью более 30 секунд

-        игровые задания с акцентом на анаэробный и аэробный механизмы длительностью от 20сек. до 3 минут

-        игровые задания с акцентом на анаэробный и аэробный механизмы длительностью от 3 минут до 10 минут

-        круговая тренировка

3.3.    развитие скоростных и скоростно-силовых способностей

-        бег с ускорением из различных исходных положений от 10 до 25 метров

-        бег с изменением направления и темпа из различных исходных положений от 10 до 25 метров

-        перемещение с мячом в различных стойках с максимальной частотой

-        игровые задания в сочетании с прыжками и бросками мячей различных по весу и размеру на точность и дальность.

Результаты изучения курса

Личностные результаты:

- высокий уровень мотивации здорового образа жизни;
- укрепление здоровья и повышение физической подготовленности и выносливости;
- самостоятельная организация и проведение подвижных игр в малых группах сверстников;
- соблюдение норм общения и взаимодействия с одноклассниками и сверстниками в процессе подвижных игр и занятий спортом;

– проявление самостоятельности в принятии адекватных решений в условиях игровой деятельности.

Метапредметнве результаты:

- расширение кругозора о подвижных играх и забавах;

- владение двигательными действиями, составляющими содержание подвижных игр.

- соблюдение дисциплины, правил безопасного поведения в местах проведения спортивных игр и занятий спортом, 

Предметные результаты:

-           основные технические элементы игры в баскетбол и футбол; уметь применять изученные действия в стандартных ситуациях и уметь применять необходимые действия в меняющейся игровой обстановке;

-           основные тактические (индивидуальные, групповые и командные) действия; уметь применять тактические комбинации по установке тренера и самостоятельно выбирать рациональные тактические действия в соответствии с меняющейся игровой обстановкой.

-           навыки самостоятельного судейства игр и организации соревнований

-           знания о современном состоянии футбола и баскетбола в мире, России и в регионе

-           навыки самостоятельных занятий избранным видом спорта; уметь самостоятельно организовывать учебно-тренировочное занятие в группе, овладеть навыками безопасной организации занятия;

-           выполнять тестовые и контрольные задания и нормативы по окончании отдельных периодов и всего срока обучения;

 -          успешно применять полученные технические, тактические и теоретические знания, умения, навыки в условиях соревнований по баскетболу и футболу в составе команды.

Полученные знания, навыки и умения должны стать основой при дальнейшем совершенствовании занимающихся в данном виде спорта при занятиях в группах и по программам более высокого спортивного уровня (детская спортивная школа).

Материально- техническое обеспечение курса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Стенка гимнастическая

Скамейка гимнастическая жесткая (длиной  4 м)

Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты)

Мячи:  набивные весом 1 кг, малый  мяч(мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные

Палка гимнастическая

Скакалка детская

Мат гимнастический

Кегли

Обруч пластиковый детский

Флажки: разметочные с опорой, стартовые

Щит баскетбольный тренировочный

Сетка для переноски и хранения мячей

Сетка волейбольная

Аптечка