Пояснительная записка
Данная дополнительная образовательная программа носит физкультурно-спортивную оздоровительную направленность.
Особенность данной программы заключается в следующем:
- более глубокая теоретическая подготовленность обучающихся спортивным играм
- реализация потребностей обучающихся в соревновательной деятельности
- привлечение к занятиям физкультурой и спортом.
Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы состоит в формировании физкультурных способностей и потребностей школьников необходимых и достаточных для обеспечения базовых возможностей двигательной жизнедеятельности в настоящем и будущем
Цели и задачи программы
- привлечение детей к регулярным занятиям физкультурой и спортом
- пропаганда здорового образа жизни
- популяризация игровых видов спорта
- развитие физических качеств и навыков занимающихся
- углубленное изучение баскетбола и футбола
- организация и проведение массовых спортивно-оздоровительных мероприятий
Общая характеристика курса
Данная программа предусматривает проведение занятий преимущественно в практической форме (групповые тренировки)
Теоретические занятия проводятся в форме бесед (лекций). В процессе реализации отдельных разделов программы допускаются другие формы организации занятий (экскурсии, соревновательные встречи).
Для реализации программы необходимо следующее методическое обеспечение: спортивный зал, набор мячей, спортивные снаряды (скамейки, гимнастические лестницы, скакалки, набивные мячи).
Подведение итогов по некоторым разделам программы проводится в форме зачётов, тестов, бесед; по практическим разделам программы подведение итогов проводится в форме сдачи контрольных нормативов по физподготовке и выполнения контрольных технических упражнений. Общие итоги подготовки проводятся в процессе соревновательной и судейской практики.
Место курса в плане работы
Программа рассчитана на один год обучения для детей 7-15 лет, секционная форма занятий два раза в неделю (68 часов в год).
Содержание курса
Учебно-тематический план
Содержание материала |
Кол-во часов |
Теоретические сведения |
6ч. |
Правила поведения. Техника безопасности |
1ч. |
Правила игры |
2ч. |
Инструкторская и судейская практика |
2ч. |
Гигиена спортсмена |
1ч |
Практическая подготовка |
70ч. |
Общая и специальная физическая подготовка |
30ч. |
Технико-тактическая подготовка |
30ч. |
Соревнования и игры |
10ч. |
Всего |
76ч. |
I. Основы теоретических знаний (6ч.)
1. Правила поведения на занятиях
2. Знания терминологии игры
3. Техника владений перемещений
4. Индивидуальные, групповые, командные, атакующие и защитные действия
5. Влияние игровых упражнений на развитие координационных и кондиционных способностей, воспитание нравственных и волевых качеств
6. Правила игры
II. Техническая подготовка
1. Баскетбол
1.1. Комбинации из освоенных элементов техники
- передвижений
- остановок
- поворотов
- стоек
1.2. Варианты ловли и передачи мяча
- без сопротивления
- с сопротивлением защитника
- в различных построениях
1.3. Варианты ведения мяча
- без сопротивления
- с сопротивлением защитника
- с изменением скорости и направления передвижения
1.4. Варианты бросков мяча
- без сопротивления
- с сопротивлением защитников
1.5. Защитные действия
- против игроков без мяча
- против игроков с мячом
1.6. Тактики игры
- индивидуальные действия в нападении, защите
- групповые действия в нападении и защите
- командные действия в нападении и защите
- игра по упрощённым правилам баскетбола
- игра по правилам баскетбола
2. Футбол
2.1. Комбинации из освоенных ранее элементов техники
- передвижений
- остановок
- поворотов
- стоек
2.2. Варианты ударов по мячу
- ногой
- головой
- грудью
2.3. Варианты ведения мяча
- без сопротивления
- с сопротивлением защитника
- с изменением скорости и направления движения
- с включением в комбинацию с элементами техники перемещений остановок и ударов по мячу
2.4. Защитные действия
- против игрока без мяча
- против игрока с мячом
2.5. Тактика игры
- индивидуальные действия в нападении и защите
- групповые действия в нападении и защите
- командные действия в нападении и защите
- игра по упрощённым правилам
- игра по правилам футбола
III. Физическая подготовка
3.1. Развитие ловкостных способностей
- передачи, жонглирование различных мячей (по весу, размеру) на точность, на месте (индивидуально, в парах), у стены
- передачи, жонглирование
- упражнения на точность и быстроту реакции без мяча
- упражнения на точность и быстроту реакции с мячом
- прыжки в различных направлениях в заданном ритме
- комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владений мячом на быстроту исполнения
- комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом на быстроту исполнения в сочетании с акробатическими и другими упражнениями
- эстафеты с инвентарём для спортивных игр
- подвижные игры с мячом
- подвижные игры с мячом приближённые к спортивным
3.2. развитие выносливости
- полосы препятствия длительностью более 30 секунд
- игровые задания с акцентом на анаэробный и аэробный механизмы длительностью от 20сек. до 3 минут
- игровые задания с акцентом на анаэробный и аэробный механизмы длительностью от 3 минут до 10 минут
- круговая тренировка
3.3. развитие скоростных и скоростно-силовых способностей
- бег с ускорением из различных исходных положений от 10 до 25 метров
- бег с изменением направления и темпа из различных исходных положений от 10 до 25 метров
- перемещение с мячом в различных стойках с максимальной частотой
- игровые задания в сочетании с прыжками и бросками мячей различных по весу и размеру на точность и дальность.
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
- высокий уровень мотивации здорового образа жизни;
- укрепление здоровья и повышение физической подготовленности и выносливости;
- самостоятельная организация и проведение подвижных игр в малых группах сверстников;
- соблюдение норм общения и взаимодействия с одноклассниками и сверстниками в процессе подвижных игр и занятий спортом;
– проявление самостоятельности в принятии адекватных решений в условиях игровой деятельности.
Метапредметнве результаты:
- расширение кругозора о подвижных играх и забавах;
- владение двигательными действиями, составляющими содержание подвижных игр.
- соблюдение дисциплины, правил безопасного поведения в местах проведения спортивных игр и занятий спортом,
Предметные результаты:
- основные технические элементы игры в баскетбол и футбол; уметь применять изученные действия в стандартных ситуациях и уметь применять необходимые действия в меняющейся игровой обстановке;
- основные тактические (индивидуальные, групповые и командные) действия; уметь применять тактические комбинации по установке тренера и самостоятельно выбирать рациональные тактические действия в соответствии с меняющейся игровой обстановкой.
- навыки самостоятельного судейства игр и организации соревнований
- знания о современном состоянии футбола и баскетбола в мире, России и в регионе
- навыки самостоятельных занятий избранным видом спорта; уметь самостоятельно организовывать учебно-тренировочное занятие в группе, овладеть навыками безопасной организации занятия;
- выполнять тестовые и контрольные задания и нормативы по окончании отдельных периодов и всего срока обучения;
- успешно применять полученные технические, тактические и теоретические знания, умения, навыки в условиях соревнований по баскетболу и футболу в составе команды.
Полученные знания, навыки и умения должны стать основой при дальнейшем совершенствовании занимающихся в данном виде спорта при занятиях в группах и по программам более высокого спортивного уровня (детская спортивная школа).
Материально- техническое обеспечение курса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Стенка гимнастическая |
Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м) |
Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты) |
Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч(мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные |
Палка гимнастическая |
Скакалка детская |
Мат гимнастический |
Кегли |
Обруч пластиковый детский |
Флажки: разметочные с опорой, стартовые |
Щит баскетбольный тренировочный |
Сетка для переноски и хранения мячей |
Сетка волейбольная |
Аптечка |