Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

·        формирование установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

·        развитие навыка самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

·        обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

·                    создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных игр через включение их в совместную деятельность.

·                    Цели конкретизированы следующими задачами:

·                     активизировать двигательную активность младших школьников  во внеурочное время;

·                    познакомить детей с разнообразием  подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;

·                    формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;

·                    создавать условия для проявления чувства коллективизма;

·                    развивать: сообразительность, речь,  воображение,  коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;

·                    воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

          Принцип деятельности

            Программа составлена с учетом возрастных, психологических и физиологических  особенностей детей. Работа с детьми строится на основе уважительного, искреннего и тактичного отношения к личности ребенка. В педагогической деятельности следует исходить из концепции педагогического сотрудничества:

·                    уважать личность ребенка, его позицию;

·                    принять ребенка таким, каков он есть, в его своеобразии и индивидуальности;

·                    отмечать достоинства каждого ребенка;

·                    не навязывать свои мысли ребенку, а высказывать суждения, не приказывать, а советовать: вести ребенка к самоанализу, к рефлексии;

·                    проявлять искренний  интерес к словам ребенка, его переживаниям, слушать и понимать его.

В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся начальной школы  должны:

   иметь представление:

·                    о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;

·                    о режиме дня и личной гигиене;

·                     о способах изменения направления и скорости движения;

·                     о народной игре как средстве подвижной игры;

·                    об играх разных народов;

·                    о соблюдении правил игры
 уметь:

·                    выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки; 

·                     выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;

·                     играть в подвижные игры;

·                     выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; 

·                    выполнять строевые упражнения;

·                    соблюдать правила игры

Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.

Особенности реализации программы внеурочной деятельности:  форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению   «Подвижные игры» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.

Занятия проводятся в спортивном зале, на спортивной площадке, на свежем воздухе. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов, учитель физической культуры.

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает  использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника..

 Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  2 часа в неделю:  1 класс -66 часов в год, 2-4 классы -68 часов в год.

     Группировка игр по преимущественному проявлению у учащихся физических качеств.

Игры, в которых преимущественно проявляются

Характеристика игровых действий

Игры

Ловкость

Игры, побуждающие немедленно переходить от одних действий к другим; не задерживаясь, сочетать свои действия с действиями других занимающихся (по внезапным заданиям, сигналам).

“Салки”

“Ловкая подача”

“Ловкие и меткие”

Игры, требующие умения сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях (бег, прыжки, игры с увертыванием)

Быстрота

Игры, требующие своевременных двигательных ответов на зрительные, тактильные, звуковые сигналы, игры, с короткими перебежками типа догоняй-убегай

“Шишки, желуди, орехи”

“День и ночь”

Эстафета на полосе препятствий

. Игры с бегом на скорость в изменяющихся условиях.

Сила 

Игры с кратковременными мышечными напряжениями динамического и статического характера      

“Сильный бросок”

“Бой петухов”

“Перетягивание через черту”

Выносливость

Игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями

“Бег командами”

“Не давай мяча водящему”

“Перетягивание каната”

 

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию подвижных игр.

 

Содержание курса

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» имеет основные направления:

 

Основная  направленность

Классы

1-2

3-4

На закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скорост­ных способностей, спо­собности к ориентирова­нию в пространстве

«К своим флажкам»,

«Два мороза», «Пятнашки»


«Пустое место»,  «Белые медведи».

«Космонавты»

На закрепление и совер­шенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способ­ностей, ориентирование в пространстве

«Попрыгунчики - воробушки »,

«Зайцы в огороде»,

«Лисы и куры».

«Прыжки по полоскам»,

«Волк во рву»,   «Удочка»

На закрепление и совер­шенствование метаний на дальность и точность, раз­витие способностей к дифференцированию парамет­ров движений, скоростно-силовых способностей

«Кто дальше бросит»,

«Точный расчет»,  «Метко в цель».

 

   На комплексное развитие координационных и кон­диционных способностей, овладение элементарны­ми технико-тактическими взаимодействиями

При соответствующей игровой подготовке рекомендованные для 3 и 4 классов игры можно проводить в 1 и 2 классах

«Борьба за мяч» «Перестрелка»       «Мини-баскетбол» «Мини-гандбол» Варианты игры в футбол

На знания о физической культуре

Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила пове­дения и безопасности

Самостоятельные занятия

Броски, ловля и передача мяча, удары и остановки мяча ногами, ведение мяча на месте, в ходьбе и беге, выполняемые обеими руками и ногами

На овладение элементарными умениями в ловле,бросках, передачах и ведении мяча.

Ловля и передача,броски и 

ведение мяча в движении.

Броски  в  цель (кольцо,  щит, мишень, обруч), в парах,

стоя на месте и в шаге.

Ведение мяча (правой, левой

рукой)  в движении   по   прямой(шагом и бегом).

Ловля и передача

мяча на месте и в движении в    треугольниках, квадратах,

кругах.

Ведение мяча с изменением   направления.

Броски поворотам

с 3—4 м (гандбол)

Ведение мяча с изменением   направления и скорости.

Броски по воротам

с 3—4 м (гандбол)

и броски в цель (входьбе   и  медленном беге), удары по

воротам в футболе

На закрепление

и совершенствование держания,

ловли, передачи, броска

и ведения мяча и на развитие    способностей    кдифференцированию

параметров движений, ре-

акции, ориентированию

в пространстве

«Играй,    играй, мяч не теряй», «Мяч водящему»

«У кого меньше мячей»

«Школа мяча», «Мяч в корзину»

«Попади   в   обруч»

«Гонка мячей по кругу»

«Вызови по имени»

«Овладей мячом»

«Подвижная цель»

«Мяч ловцу»

«Охотники и утки»

«Быстро и точно»

«Снайперы»

«Игры с ведением мяча»

 

В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся.Основы игровой деятельности направлены на совершенствование, прежде всегоестественных движений. Элементарных игровых умений  (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу), и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнёром, командой и соперником).

Ø    Подвижные игры на материале гимнастики с основами акробатики.

Ø    В программный материал входят простейшие виды построений и перестроений, большой круг общеразвивающих упражнений без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазании,  в равновесии, несложные акробатические и танцевальные упражнения.

Ø    Подвижные игры на материале легкой атлетики.

Ø    Бег, прыжки, метание.

Ø    Подвижные игры на материале лыжной подготовки.

Ø    Ознакомление с простейшими правилами обращения с лыжным инвентарём, обучение основным строевым приёмам с лыжами.                                                                                           

Ø    Подвижные игры на материале спортивных игр (футбол, баскетбол, волейбол)                                                       

Ø    Подвижные игры для формирования правильной осанки.        

Ø    Подвижные игры на свежем воздухе.        

Командные игры;   типа веселых стартов, старты надежд, с преодолением    полосы препятствий, «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Вперёд,  мальчишки».

         Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние  интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.

Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья  у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих умений:

Ø  Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

Ø  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

·        Регулятивные УУД:

Ø    Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Ø    Проговаривать последовательность действий на уроке.

Ø    Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с правилами игры, учить работать по предложенному учителем плану.

Ø    Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Ø    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Ø    Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

·                        Делать предварительный отбор  подвижных игр.

·                        Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

·                        Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

·                        Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять план игры на основе (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

·                        Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

   3. Коммуникативные УУД:

Ø    Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Ø    Слушать и понимать речь других.

Ø    Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Ø    Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время игры,  в школе и следовать им.

Ø    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Ø    Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

·                    осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

·                    социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

 

Для реализациипрограммы «Подвижные игры» необходима материально-техническая база:

·                    Спортивный инвентарь:

Ø    Обручи, скакалки, мячи, гимнастические скамейки, гимнастические маты, канат, гимнастическая стенка.

·                    измерительные приборы: весы, часы, секундомер.

·                    Оборудование для  демонстрации мультимедийных презентаций:компьютер,  мультимедийный проектор, DVD, и др.

Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровья.