Пояснительная записка

Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи и пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

        Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.

        Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование – наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках  расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

Цель данной программы – раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.

Задачи:

1.                Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

2.                Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

3.                Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

4.                Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

5.                Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

6.                Обогащать  визуальный  опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.

Место курса в плане работы

         Данная программа рассчитана на 3 года обучения,  на работу с детьми 7-10 лет и состоит из следующих этапов:

- ознакомительный, 1 год обучения, 7-8 лет;

- развивающий, 2 год  обучения, 8-9 лет;

- исследовательский, 3 год обучения, 9-10 лет.

       Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с дифференцированным подходом к детям внутри каждой возрастной группы. Занятия проводятся 2 раза в неделю (68 часов в год).

В группы   принимаются все желающие. Специального отбора не производится.  

  Общая характеристика курса

  Уже в самой сути ребенка заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленней у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

       Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях изостудии. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. 

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

·       Репродуктивный (воспроизводящий);

·       Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

·       Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

·       Эвристический (проблема формулируется детьми, ими предлагаются способы ее решения).

        В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

        Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

        Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок – куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.

        Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

        Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

        Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

        Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть  занятия – вариации, занятия – творческие портреты, импровизации, занятия – образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия – праздники, занятия – эксперименты. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

Содержание работы  

   Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка  7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет. Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.

Первый  год обучения 

Предметы

Кол-во часов

1

Основа художественной грамоты

10

2

Радужный мир

20

3

Чудеса из бумаги

18

4

Игрушки делаем сами  

20

 

ИТОГО:

68

Второй год обучения

Изобразительное искусство, художественное конструирование наиболее применимые области эмоциональных сфер ребенка. На этом этапе он исследует формы, экспериментирует с изобразительными и пластическими материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными и техническими средствами позволяет ребенку саморазвиться.

Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу.

Предметы

Кол-во часов

1

Основа художественной грамоты

15

2

Графика 

20

3

Пластика, керамика

28

4

Экскурсии, выставки  

5

 

ИТОГО:

68

 

Третий год обучения

На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных им проблем.  Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить ее выполнение.

    Знания и умения, полученные в первые годы обучения, применяются в создании творческих работ. На этом этапе акцент на обучающий компонент делается в разделе декоративно-прикладного творчества.

    Дети знакомятся со спецификой работы дизайнера,  последовательностью работы над проектом.

Раздел программы

Предметы

Часы

I

Основы изобразительной грамоты       

1. Композиция       

2. Графика

3. Цветоведение

20

II

Пластика                                                  

1. Бумажная пластика        2. Керамика

23

III

Декоративно-прикладное искусство   

1. Прикладная графика                                                                           2.Батик                                                                       3.Флористика                                                                       4. Цветоделие

25

 

Итого:

 

68

 

Результаты изучения курса

Личностные результаты:

§     чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

§     уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

§     понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

§     сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

§     сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

§     овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

§     умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

§     умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты:

§     овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

§     овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

§     использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

§     умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

§     умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

§     осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

 Предметные результаты:

- знать название основных и составных цветов; изобразительные основы декоративных элементов; материалы и технические приемы оформления;  названия инструментов, приспособлений.

- понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент, аппликация, симметрия, асимметрия, силуэт, пятно, рельеф, шликер, обжиг, роспись, лепка, керамика;

- пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;

- пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);

- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

- рисовать кистью элементы растительного орнамента;

- выполнять орнамент в круге, овал, ленту;

- выполнять декоративные пластины, добиваясь рельефного изображения путем наращивания объема;

- лепить по заранее подготовленным эскизам

- передавать выразительные формы реального предмета в лепке с натуры, по памяти и представлению;

- проявлять творчество в создании изделий.

- работать в определенной цветовой гамме;

- добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема предметов несложной формы;

- передавать пространственные планы способом загораживания;

- передавать движения фигур человека и животных;

- сознательно выбирать средства выражения своего замысла;

- свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;

- самостоятельно комбинировать различные приемы работы с бумагой для достижения выразительного образа;

- решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Информационно - коммуникативные средства

Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Технические средства обучения

Аудиопроигрыватель

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор