Пояснительная записка
Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи и пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.
Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование – наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Цель данной программы – раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Место курса в плане работы
Данная программа рассчитана на 3 года обучения, на работу с детьми 7-10 лет и состоит из следующих этапов:
- ознакомительный, 1 год обучения, 7-8 лет;
- развивающий, 2 год обучения, 8-9 лет;
- исследовательский, 3 год обучения, 9-10 лет.
Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с дифференцированным подходом к детям внутри каждой возрастной группы. Занятия проводятся 2 раза в неделю (68 часов в год).
В группы принимаются все желающие. Специального отбора не производится.
Общая характеристика курса
Уже в самой сути ребенка заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленней у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях изостудии. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
· Репродуктивный (воспроизводящий);
· Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
· Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
· Эвристический (проблема формулируется детьми, ими предлагаются способы ее решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок – куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть занятия – вариации, занятия – творческие портреты, импровизации, занятия – образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия – праздники, занятия – эксперименты. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.
Содержание работы
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет. Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.
Первый год обучения
№ |
Предметы |
Кол-во часов |
1 |
Основа художественной грамоты |
10 |
2 |
Радужный мир |
20 |
3 |
Чудеса из бумаги |
18 |
4 |
Игрушки делаем сами |
20 |
ИТОГО: |
68 |
Второй год обучения
Изобразительное искусство, художественное конструирование наиболее применимые области эмоциональных сфер ребенка. На этом этапе он исследует формы, экспериментирует с изобразительными и пластическими материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными и техническими средствами позволяет ребенку саморазвиться.
Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу.
№ |
Предметы |
Кол-во часов |
1 |
Основа художественной грамоты |
15 |
2 |
Графика |
20 |
3 |
Пластика, керамика |
28 |
4 |
Экскурсии, выставки |
5 |
ИТОГО: |
68 |
Третий год обучения
На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить ее выполнение.
Знания и умения, полученные в первые годы обучения, применяются в создании творческих работ. На этом этапе акцент на обучающий компонент делается в разделе декоративно-прикладного творчества.
Дети знакомятся со спецификой работы дизайнера, последовательностью работы над проектом.
№ |
Раздел программы |
Предметы |
Часы |
I |
Основы изобразительной грамоты |
1. Композиция 2. Графика 3. Цветоведение |
20 |
II |
Пластика |
1. Бумажная пластика 2. Керамика |
23 |
III |
Декоративно-прикладное искусство |
1. Прикладная графика 2.Батик 3.Флористика 4. Цветоделие |
25 |
Итого: |
68 |
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
§ чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
§ уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
§ понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
§ сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
§ сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
§ овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
§ умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
§ умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
§ овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
§ овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
§ использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
§ умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
§ умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
§ осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
- знать название основных и составных цветов; изобразительные основы декоративных элементов; материалы и технические приемы оформления; названия инструментов, приспособлений.
- понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент, аппликация, симметрия, асимметрия, силуэт, пятно, рельеф, шликер, обжиг, роспись, лепка, керамика;
- пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
- пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
- рисовать кистью элементы растительного орнамента;
- выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
- выполнять декоративные пластины, добиваясь рельефного изображения путем наращивания объема;
- лепить по заранее подготовленным эскизам
- передавать выразительные формы реального предмета в лепке с натуры, по памяти и представлению;
- проявлять творчество в создании изделий.
- работать в определенной цветовой гамме;
- добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема предметов несложной формы;
- передавать пространственные планы способом загораживания;
- передавать движения фигур человека и животных;
- сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
- свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
- самостоятельно комбинировать различные приемы работы с бумагой для достижения выразительного образа;
- решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Информационно - коммуникативные средства |
Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения |
Технические средства обучения |
Аудиопроигрыватель Персональный компьютер Мультимедийный проектор |