«L’anima allegro»
Пояснительная записка
Данная программа основана на опыте работы театральной студии «Коломбина» и направлена на развитие личности, индивидуальности ребёнка средствами театрального искусства. Театральное образование в студии объединяет педагогические и эстетические задачи, но не преследует цель профессиональной подготовки актёров. Процесс обучения – процесс развития личности ученика, всё более полное раскрытие его индивидуальности, стимулирование самостоятельного творчества.
Необходимое условие творчества – свобода. Это синоним творчества. К сожалению, современный человек отнюдь не свободен. Уже к 17 годам он представляет собой целый комплекс мышечных зажимов, являющихся проекцией зажимов внутренних: психологических и интеллектуальных. Это – итог необходимости «соответствия миру» и его социальному устройству. А начало этого процесса можно обнаружить уже у 5-летних детей. «Модель соответствия» заслоняет ребёнка истинного в его первозданности и чистоте. Это сложнейшая проблема, ею занимаются психологи и социологи.
Наша задача – помочь ребёнку вернуться к себе естественному, подлинному, свободному, в процессе театрального творчества воспитать свободного человека.
В название данной программы два слова «L’animaallegro» не случайно. Это словосочетание (в переводе – «весёлая душа») составляло суть средневекового театра масок, итальянского театра импровизации (кстати, Коломбина – персонаж этого театра) – особый настрой, радость творчества, радость жизни, особая атмосфера, энергетика, в которых и возможно творчество. Это то, что хотелось бы нам вырастить в наших учениках – радостное открытие себя, радостное восприятие другого человека, настрой на добро и позитив, в итоге – комфортное и полноценное ощущение себя в любом коллективе, любом деле.
Основные качества, которые необходимо развивать у детей, выходящих на сцену – внимание, свобода и воображение. Они понадобятся им в любой сфере деятельности, особенно в учёбе. Театральные занятия, основной формой которых, как в нашем случае, является тренинг, помогут развить и укрепить эти качества, сделать их привычными.
Программа рассчитана на 3 этапа, так, в студии существуют соответственно 3 возрастных группы.
а) младший возраст – 8-10 лет (2 года)
б) средний возраст – 11-13 лет (2 года)
в) старший возраст – 14-16 (2 года)
В среднем дети занимаются в студии 6 лет, поэтому программа рассчитана на этот срок.
Цели программы:
· изменение формирования мировоззрения личности, её культуры через вовлечение в творческий процесс;
· раскрытие индивидуальности, создание возможностей для его творческого развития;
· нравственное воспитание личности, сплочение детского коллектива;
· формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций
· адаптация детей в обществе;
· приобщение детей к культурным ценностям;
· поддержка и развитие талантов;
· повышение занятости детей в свободное время, организация полноценного досуга;
Задачи:
· создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, включения в активную деятельность, ситуацию успеха;
· развить познавательный интерес (история театра, литературная основа театрального спектакля и. т. д.);
· способствовать личностному саморазвитию: активность, самостоятельность, общение;
· освоить навыки и умения свободного существования на сценической площадке;
· сформировать этические основы культуры поведения студийца, эстетические принципы его внешнего вида через практическую деятельность;
· объединить детей разных возрастных групп, а так же родителей через совместные коллективные творческие дела;
Краткие сведения о коллективе:
· статус группы: профильная – театральная
· состав группы: постоянный
· набор детей: свободный
· форма занятий: групповые; индивидуальные; как разновозрастные, так и одного возраста (это зависит от подобранного репертуара и условий занятий в школе);
· количество обучающихся: 45 человек;
- младшая группа – 15 человек;
- средняя группа – 15 человек;
- старшая группа – 15 человек;
· возраст учащихся:
- младшая группа – 8-10 лет;
- средняя группа – 11-13 лет;
- старшая группа – 14-16 лет;
· количество занятий, учебных часов в неделю – 7 ч., в год – 252 ч.
- младшая группа – 2 часа, 72 в год;
- средняя группа – 3 часа, 108 в год;
- старшая группа – 2 часа, 72 в год;
· педагог работает в школе;
Основные направления содержания деятельности:
Ø Пути решения задач, методы и технологии преподавания:
· воспитание игрового, творческого саморазвития через театральную игру;
· психофизический тренинг как средство развития и раскрытия духовного потенциала, возвращения человека к себе, к своей творческой природе через освобождение физическое и психическое;
· «метод физических действий» как путь к органичному существованию ребёнка на сценической площадке;
Ø Особенности организации образовательного процесса.
Формирование группы в студию происходит на добровольных началах без каких-либо вступительных экзаменов, просмотров, отборов детей по наличию способностей и талантов. Мы исходим из того, что каждый ребёнок потенциально талантлив, а мы пытаемся создать условия для раскрытия этих таланов.
Таким образом, «отбор» в студию проходит естественным путём: остаётся в студии тот, для кого условия, атмосфер, требования оказываются комфортными для существования в группе, а в итоге – для самореализации. Главным в нашем театральном учебно-воспитательном процессе становится на одарённость ребёнка от природы теми или иными способностями, но, прежде всего – надёжность, ответственность, увлечённость общим делом, желание совместного творчества, интерес к процессу обучения. Ведь основные принципы театрального искусства, отличающие его от других видов:
- театр – искусство коллективное;
- театр – искусство общения;
- театр – искусство синтетическое – это путь к созданию уникальной компании со своей атмосферой, неписаными правилами, традициями, режимом жизни;
Разделение детей студии на возрастные подгруппы продиктовано, с одной стороны, организационной необходимостью (дети учатся в 2 смены), с другой стороны – сроком их занятия в театральной студии, их творческим опытом. Тем интереснее становится объединение детей разных групп в одном спектакле (например, спектакль «Тайна старого Ворона», где участвовали дети первого года обучения и наши старшие студийцы, десятиклассники). В таких ситуациях законы преемственности поколений, существующие в студии, усваиваются практически.
Законы и дух студийности – основополагающие для нашего коллектива.
Ø Основные формы проведения занятий:
· тренинговые занятия;
· репетиции спектакля;
· рассказы о театре и его истории;
· спектакли;
· экскурсии по театральным залам города, в мастерские художников;
· участие в общешкольных праздничных мероприятиях;
· проведение конкурсных, игровых программ, театральных викторин;
· традиционные праздники студии: «Коломбина» приглашает друзей», «Новый год в «Коломбине», «День рождения «Коломбины» и др.
Праздники студии – это всегда совместные вечера, в которые собираются не только воспитанники разных групп, но и их родители, друзья нашей студии и, конечно, наши выпускники.
Материально- технические условия реализации программ:
Студия имеет своё постоянное помещение (кабинет №311), оборудованное как малый театральный зал. В нём имеются:
· сцена – размер 6,3м x 4,1м x 0,2м;
· зрительный зал 6,8м x 7,2м;
· стулья – места для зрителей – 50 шт.;
· фортепиано;
· осветительная аппаратура: прожектора – 3, софиты – 3;
· одежда сцены – кулисы, порталы, задник – чёрный бархат;
· стенды для размещения материалов по истории студии и фотографий;
· звуковая аппаратура: магнитола, музыкальный центр, микшерный пульт, усилитель, колонки, MP3 плеер;
· видеоаппаратура: телевизор, видеомагнитофон, DVD плеер, видеокамера;
Так же есть подсобные помещения за сценой (размер 3м x 6м) – для хранения костюмов, реквизита, расположения там детей во время спектакля. В студии имеется свой фонд костюмов, созданных своими руками и с помощью родителей, реквизита, деталей оформления спектаклей.
Есть фонд драматургического материала спектаклей, которые в разные годы игрались в студии, а так же традиционных «Коломбинских» праздников, выездов студийцев на фестивали и летний профильный отдых. Имеется фотофонд спектаклей разных лет, подбор материалов, опубликованных в прессе, посвящённых студии.
В студии имеется репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств», выпускаемая Всероссийским Центром художественного творчества учащихся и работников начального профессионального образования. Она насчитывает 52 единицы хранения – сборники, содержащие репертуар для детского театрального коллектива, а так же учебно-методические пособия. На студийной книжной полке есть и другая литература по истории и практике театра.
Создана видеотека, где не только записи спектаклей, но и учебные материалы: «Школа театра. Уроки мастерства актёра. Психофизический тренинг» С. В. Клубкова. Существует картотека тренинговых упражнений и заданий. Имеется большая фонотека с записью музыкального материала для оформления спектаклей.
Для реализации программы студии «Коломбина» в штате МБОУ СОШ №45 работают педагоги – художественный руководитель студии Фирсов Михаил Владимирович и Лопатина Алла Владимировна, музыкальный руководитель, которая работает как по своей авторской программе, так и участвует в практическом освоении данной программы в силу специфики театрального творчества, ассимилирующего разные виды художественной деятельности, в частности – музыкальной.
К сожалению, студия, имеющая большой опыт работы, множество наград, высокую результативность, не имеет постоянных источников финансирования. В бюджете школы нет статьи, поддерживающей коллективы дополнительного образования.
А потому самым надёжным «спонсором» является «родитель-банк» - добровольный попечительский совет родителей, который формирует «банк» из ежегодных родительских взносов на оборудование студии (они никогда не являлись платой за обучение в студии. Занятия в нашей студи бесплатные, что является принципиальным). Собранные взносы тратятся на приобретение тканей для костюмов, различных материалов для изготовления реквизита, а так же на приобретение некоторых уже готовых изделий, используемых для спектаклей, компакт-дисков с записями музыкального материала для использования в занятиях и спектаклях, различные хозяйственные товары для проведения ремонтных работ самими родителями студийцев (обои, клей, краски, линолеум, ковровое покрытие и. т. д.), электрические лампы для прожекторов, подарков и призов при проведении конкурсных программ, печатание фотографий для студии и. т. д.
Ведётся полный учёт и контроль поступающих и расходуемых средств.
Ожидаемые результаты
Обучение в студии проводится в три этапа. Программа является развивающей, а потому не предполагает зачётно-экзаменационной системы контроля за результатами образования. Успехи, достигнутые студийцами, демонстрирующимся во время проведения творческих мероприятий, реализуются в конкретной творческой работе в виде этюдов, спектаклей, творческих вечеров, участия в общешкольных мероприятиях, проведении студийных праздников в разных формах: игровых, развлекательных программ, а так же интеллектуальных викторин и конкурсов по общим знаниям теории и истории театра. Работа студийцев оценивается зрителями, педагогами и коллегами-профессионалами.
I этап.
Проявление детьми интереса к театру как к виду искусства, понимание его места в ряду других искусств, его специфических особенностей и отличий, его выразительных средств.
Овладение навыками психофизического тренинга I этапа: приёмами концентрации внимания, релаксации, оправдания движения, движения по кругу и хаотично в ритме, переключать ритм движения по сигналу, равномерно распределять движения; выполнять индивидуальные задания, не реагируя на отвлекающие сигналы, распределяться по площадке, уметь пересказать сюжет своими словами.
Освоение навыков на сценической площадке, используя авторский текст. Постановка спектакля на материале стихотворения и песенных текстов (до 40 минут).
На II этапе студийцы, освоившие программу, должны:
Ориентироваться в устройстве театрального здания и театральных профессиях, знать и владеть правилами поведения в театре, уметь сформировать своё мнение о просмотренном спектакле; освоить элементы психофизического тренинга II этапа, связанные с элементами общения, творческой фантазии и воображения, энергетики, атмосферы, темпо-ритма; освоить «метод физических действий», использовать приспособления, освоить навыки сценической речи, играть спектакль по готовому драматургическому материалу (до 60 минут).
III этап – овладеть образным представлением об истории и развитии театрального искусства; различать компоненты актёрской выразительности; включать в работу весь психофизический аппарат; определять сквозное действие роли, раскладывать сквозные действия на простые физические действия, находить элементы характерного поведения персонажа; играть спектакли разных жанров (60 минут и более).
Главный же результат – творческий, сплочённый, доброжелательный коллектив с комфортной средой обитания и условиями для свободного раскрытия и развития личности.
Личностные результаты:
§ чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
§ уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
§ понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
§ сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
§ сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
§ овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
§ умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
§ умение обсуждать и анализировать собственную творческую деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
§ овладение умением творческого видения с позиций актера, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
§ овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
§ использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений и т.д.;
§ умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
§ умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
§ осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
· готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно;
· управлять своим вниманием;
· уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц;
· запомнить заданные мизансцены;
· запомнить и описать внешний вид любого ребёнка;
· уметь произносить скороговорки;
· уметь сочинять этюды по сказкам;
· уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;
· ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке;
· уметь двигаться в заданном ритме по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четвёрки;
· навык импровизационного оправдания установленных мизансцен;
· навык точного соблюдение текста;
· культура восприятия реакции зрителей – учеников класса;
· владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
· уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
· уметь произносить скороговорки;
· уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
· выработать навык уметь координировать речь и движения при одинаковых и меняющихся по ходу - исполнения темпоритма;
· освоить навыки применения театрального грима в работе над ролью (создание образов старика, черепа, портретный грим сказочных персонажей – Баба-Яга, Кощей);
· навык правильного дыхания и сознательного управления речеголосового аппарата;
· навык непроизвольного запоминания текста при технической работе с ним;
· навык умения определять смысловые воздействия в живой речи и пользоваться ими в своей работе;
навык работы над совершенствованием исполнения: закрепление удачных находок и устранение ошибок.