Примерная основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

На основе примерной основной образовательной программы основного общего образования разрабатывается основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, с учётом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития данного образовательного учреждения.

Разработка образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования осуществляется самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

—пояснительную записку;

—планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

—систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

—программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

—программы отдельных учебных предметов, курсов;

—программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;

—программу коррекционной работы

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

— учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;

систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы основного общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения;

с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми детьми основной образовательной программы основного общего образования.

 

 

Общая характеристика школы

Год ввода в эксплуатацию – 1987 год.

Адрес учреждения:603137   г.Н.Новгород, ул. Тропинина,  д.1

Образовательная деятельность осуществляется на основании следующих документов:

•     Лицензия на право ведения образовательной деятельности № 943  

      от 8 октября 2015г.

•    Свидетельство о государственной аккредитации № 1288

от 7 марта 2012г.

•  Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школы №45 с углубленным изучением отдельных предметов» (Приказ департамента образования администрации г. Н. Новгорода  № 1411 от  28 июля 2015г.)

Одно из направлений работы школы – классы с углубленным изучением математики   (уровень основного общего среднего общего образования) и предмета «Музыка». Особенности подачи учебного материала в классах с углубленным изучением математики позволяют глубже ввести обучающихся в мир одного из ключевых понятий математики - числа и числовых множеств,  существенно расширяют кругозор обучающихся, знакомят их с различными видами умственной деятельности, развивают логическое мышление школьников, опираются на  законы и правила логики. Программы способствуют развитию  речи учащихся,  так как язык и мышление находятся в неразрывной связи между собой, а математический язык  считается образцом точности, ясности, лаконичности. Углубленное изучение математики достигается также введением принципиально новых курсов «Занимательная и практическая математика», «Введение в комбинаторику, теорию вероятностей и математическую статистику».

В классах с углубленным изучением предмета "Музыка" для осуществления учебного процесса был  разработан  комплекс программ по следующим дисциплинам:

- сольфеджио

- музыкальная литература  

-музыкальный инструмент (фортепиано, гитара, баян, аккордеон, домра, балалайка)

- музицирование

- ансамбль

Актуальность создания таких классов вызвана, прежде всего, современными требованиями к образованию,  направленных на гуманизацию всего учебного процесса, широкую социализацию индивидуума, усвоение им социально-культурного опыта, ценностей, традиций.

Необходимость создания подобных классов объясняется и тем, что школа  находится на окраине, где нет музыкальных школ, театров, студий и других учреждений культуры.

 Набор в музыкальные классы проводится без вступительного  отборочного прослушивания (что является обязательным для музыкальных школ), и принимаются все желающие. Классы с углубленным изучением предмета «Музыка» формируются со 2 года обучения на основании заявления родителей (законных представителей).

Полученные на уроках знания и умения реализуются также на кружковых занятиях, здесь дети имеют возможность творческой реализации своих способностей.

    Ученики нашей школы ведут активную творческую жизнь, их силами осуществляются праздничные концерты, ставшие традиционными мероприятия: "Посвящение в музыканты", "Новогодний серпантин", семейный клуб "Лира", конкурс ансамблей. Ежегодно учащиеся музыкальных классов становятся лауреатами районных и городских конкурсов "Юный музыкант", районных викторин по музыкальной литературе и сольфеджио, областных конкурсов немецкой песни, самодеятельной песни.

В рамках модернизации школьного образования планируется создание классов с углубленным изучением естественных наук, осуществляется сотрудничество с НГСХА, ННГУ, НГТУ.



Материально-техническая база МБОУ «Школа №45»

37классных комнат, 2 мастерские, актовый зал на 180 мест, физкультурно-оздоровительный комплекс, 2 спортзала, библиотека (19241 экз.), 2 компьютерных класса, 103 компьютера, локальная сеть на 52 компьютера, 30 интерактивных досок, 33 мультимедийных проекторов, музыкальное оборудование (5 синтезаторов, 2 музыкальных ударных установки, 10 фортепьяно, 3 баяна, 4 гитары и др.).



Характеристика состава обучающихся

87% обучающихся проживают  на микроучастке школы: пр. Гагарина, д. 101 корпус 5, 101 корпус 2, 103, 103а, б, 105, 107, 109, 111, 113, 115, 117, 119; ул. Тропинина, д. 2 - 50

10% обучающихся  проживают в  микрорайоне Щербинки, 3 % детей проживают в пригороде : п. Бешенцево, п. Ольгино, д. Кусаковка, д. Б.Борисово,  п. Дружный.

1 уровень – 46% обучающихся

2 уровень – 44,5% обучающихся

3 уровень – 9,5% обучающихся

Мониторинг успеваемости

В ОУ наблюдается повышение уровня качества образования. 


Инновационно - образовательная   деятельность  школы

I.  Школа единого информационного пространства  

Работа  осуществляется в четырех направлениях:

1. Образовательно-информационные ресурсы, создание базы информатизации.

2.  Интеграция информационных технологий и традиционных технологических решений, разработка новых моделей обучения, адекватных современным условиям.

3. Формирование информационной культуры.

4.  Диагностика. Мониторинг

II. Организация сетевого взаимодействия:  Школа в системе университетского  округа  в сотрудничестве с НИУ ВШЭ

• Сотрудничество с Австрийским культурным центром «Австрийская библиотека» (семинары на базе школы, участие в днях Австрийской культуры в НЛГУ)

Учителя  школы регулярно представляют свой опыт работы на городском и всероссийском уровне. Результаты работы были представлены:

• в Августовском  интернет – педсовете;  

• на  Всероссийской  научно-практической конференции «Новые технологии  в преподавании астрономии» НГПУ;

• в городском семинаре «Информационно-коммуникативные технологии» - учителя начальных классов;

• на городском семинаре «Технология работы с интерактивной доской в классе»;

• на  Всероссийском  Интернет – педсовете;

• на Всероссийском фестивале «Открытый  урок».

Социальное партнерство школы

Организация – партнер

Формы партнерства

Вузы:

§  НГУ им. Лобачевского

§  НГСХА

§  ВШЭ

§  НА МВД РФ

§  Углубленное изучение предметов математики

§  Научно-исследовательская работа обучающихся

§  Экскурсионная работа

§  Интеллектуальные игры

Музеи:

§  Музей - квартира им. А.М.Горького

§  Музей быта народов Нижегородского Поволжья

§  Музей истории Приокского района

§  Музей - квартира им. Сахарова А.Д.

§  Нижегородский Кремль, музей

§  Посещение лекции по литературоведению, истории края

§  Экскурсионная работа

§  Научно-исследовательская работа по краеведению

Библиотеки:

- Библиотека МБОУ «Школа №45»

- Библиотека им. А.А. Фадеева

- ЦРДБ им. В.П. Катаева

§  Семейные чтения-слушания

§  Новые имена в детской литературе

§  Конкуренты книги – Интернет и телевизор

§  «Модные» книги»

§  Библиотечные уроки

§  Дидактический театр

§  Интеллектуальные игры

Экологический клуб «Зеленый парус»

§  Научно-практическая работа учащихся по изучению экологических проблем

§  Экологические конкурсы

§  Экологические акции

§  Экологические конференции

§  Экологическая агитбригада

Общественные объединения:

- Территориальное общественное самоуправление (ТОС)  «Мегаполис»

- Совет ветеранов Приокского района

§  Концертная деятельность

§  Экскурсионная работа

§  Посещение лекции по праву, изучение российского законодательства

§  Встречи с ветеранами войны и труда

Лечебно-оздоровительные учреждения:

-Детская поликлиника  № 49

§  Медицинское обследование

§  Проведение уроков Здоровья

§  Проведение лекций для родителей

Центры детского творчества:

-ДТЮ им В.П. Чкалова

-Приокским ЦРТ

- клуб по месту жительства «Штрих»

§  Участие в конкурсах, фестивалях

§  Занятия в кружках и творческих объединениях

§  Концертная деятельность, агитбригады, спектакли

Спортивные организации:

-ДЮФКП «Приокчанин»

- МБОУ ДОД  ДЮЦ «Контакт»

-стадион «Радий»

-бассейн «Дельфин»

§  Занятия в спортивных секциях

§  Организация и проведение спортивных и военно- патриотических мероприятий


В МБОУ «Школа №45» создана среда для развития творческих способностей каждого ребенка, их физических возможностей за счет системы дополнительного образования, которая активно используется классным руководителем.

Система дополнительного образования 

Форма дополнительного образования

Цель

Театральные коллективы «Коломбина», «ТЭМ»

Развитие творческих способностей, актерского мастерства, навыков самовыражения

Театр мод и рукоделия «Анастасия»

Формирование знаний и умений в области декоративно-прикладного искусства, привитие художественного вкуса, мотивация к самовыражению и самореализации учащихся через воплощение собственных замыслов в авторских работах

Музыкальный театр младших школьников, ансамбль народных инструментов «Лель», ансамбль «Элегия», вокальная студия «Надежда»

Музыкальное образование учащихся, формирование у них устойчивого интереса к музыкальной деятельности, развитие коммуникативности школьников за счет их самоорганизации в процессе занятий в музыкальных коллективах

Патриотический клуб «Мое Отечество», краеведческий кружок «Ты – нижегородец»

Приобщение школьников к истории России, Нижнего Новгорода путем вовлечения их в активную поисковую краеведческую работу, развитие исследовательских, проектных способностей

Клуб самодеятельной песни «Балаганчик»

Формирование вокальных навыков, создание новых школьных традиций, развитие творческих способностей учащихся через сочинение собственных стихов и музыки собственных песен

Школа актива «Лидер – будущее России»

Формирование организаторских умений: целеполагание, планирование, анализ и оценка результатов деятельности, привлечение школьников к управлению школой

Физкультурно-оздоровительный комплекс школы: волейбол, мини-футбол, баскетбол, настольный теннис, ОФП с элементами лыжных гонок, гимнастика, ритмика, легкая атлетика, спортивные игры, подвижные игры

Демонстрация преимуществ здорового образа жизни, развитие интереса учащихся к занятиям спортом, воспитание волевых качеств, стремления добиваться личных достижений в развитие собственной физической культуры

Экологический кружок «Экология человека»

Формирование ответственного экологически – грамотного поведения в природе и обществе, как социального и личностно значимого компонента образованности человека, осознания неразрывной связи человека с природой, овладение знаниями о здоровье


В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на уровне основного общего образования осуществляется:

• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

• формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

•  духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

• укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристиквыпускника:

• любящий свой народ, свой край и свою Родину;

• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

• выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Оценка результатов деятельности образовательного учреждения

Оценка результатов деятельности образовательного учрежденияосуществляется в ходе его аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом:

• результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального,     регионального, муниципального);

• условий реализации основной образовательной программы основного общего образования;

• особенностей контингента обучающихся.

Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность образовательных учреждений и педагогов и, в частности, отслеживание динамики образовательных достижений выпускников основной школы данного образовательного учреждения