Примерная основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
На основе примерной основной образовательной программы основного общего образования разрабатывается основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, с учётом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития данного образовательного учреждения.
Разработка образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования осуществляется самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.
Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
—пояснительную записку;
—планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;
—систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
—программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
—программы отдельных учебных предметов, курсов;
—программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;
—программу коррекционной работы
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
— учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
—систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
—с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы основного общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения;
—с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми детьми основной образовательной программы основного общего образования.
Общая характеристика школы
Год ввода в эксплуатацию – 1987 год.
Адрес учреждения:603137 г.Н.Новгород, ул. Тропинина, д.1
Образовательная деятельность осуществляется на основании следующих документов:
• Лицензия на право ведения образовательной деятельности № 943
от 8 октября 2015г.
• Свидетельство о государственной аккредитации № 1288
от 7 марта 2012г.
• Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школы №45 с углубленным изучением отдельных предметов» (Приказ департамента образования администрации г. Н. Новгорода № 1411 от 28 июля 2015г.)
Одно из направлений работы школы – классы с углубленным изучением математики (уровень основного общего среднего общего образования) и предмета «Музыка». Особенности подачи учебного материала в классах с углубленным изучением математики позволяют глубже ввести обучающихся в мир одного из ключевых понятий математики - числа и числовых множеств, существенно расширяют кругозор обучающихся, знакомят их с различными видами умственной деятельности, развивают логическое мышление школьников, опираются на законы и правила логики. Программы способствуют развитию речи учащихся, так как язык и мышление находятся в неразрывной связи между собой, а математический язык считается образцом точности, ясности, лаконичности. Углубленное изучение математики достигается также введением принципиально новых курсов «Занимательная и практическая математика», «Введение в комбинаторику, теорию вероятностей и математическую статистику».
В классах с углубленным изучением предмета "Музыка" для осуществления учебного процесса был разработан комплекс программ по следующим дисциплинам:
- сольфеджио
- музыкальная литература
-музыкальный инструмент (фортепиано, гитара, баян, аккордеон, домра, балалайка)
- музицирование
- ансамбль
Актуальность создания таких классов вызвана, прежде всего, современными требованиями к образованию, направленных на гуманизацию всего учебного процесса, широкую социализацию индивидуума, усвоение им социально-культурного опыта, ценностей, традиций.
Необходимость создания подобных классов объясняется и тем, что школа находится на окраине, где нет музыкальных школ, театров, студий и других учреждений культуры.
Набор в музыкальные классы проводится без вступительного отборочного прослушивания (что является обязательным для музыкальных школ), и принимаются все желающие. Классы с углубленным изучением предмета «Музыка» формируются со 2 года обучения на основании заявления родителей (законных представителей).
Полученные на уроках знания и умения реализуются также на кружковых занятиях, здесь дети имеют возможность творческой реализации своих способностей.
Ученики нашей школы ведут активную творческую жизнь, их силами осуществляются праздничные концерты, ставшие традиционными мероприятия: "Посвящение в музыканты", "Новогодний серпантин", семейный клуб "Лира", конкурс ансамблей. Ежегодно учащиеся музыкальных классов становятся лауреатами районных и городских конкурсов "Юный музыкант", районных викторин по музыкальной литературе и сольфеджио, областных конкурсов немецкой песни, самодеятельной песни.
В рамках модернизации школьного образования планируется создание классов с углубленным изучением естественных наук, осуществляется сотрудничество с НГСХА, ННГУ, НГТУ.
Материально-техническая база МБОУ «Школа №45»
37классных комнат, 2 мастерские, актовый зал на 180 мест, физкультурно-оздоровительный комплекс, 2 спортзала, библиотека (19241 экз.), 2 компьютерных класса, 103 компьютера, локальная сеть на 52 компьютера, 30 интерактивных досок, 33 мультимедийных проекторов, музыкальное оборудование (5 синтезаторов, 2 музыкальных ударных установки, 10 фортепьяно, 3 баяна, 4 гитары и др.).
Характеристика состава обучающихся
87% обучающихся проживают на микроучастке школы: пр. Гагарина, д. 101 корпус 5, 101 корпус 2, 103, 103а, б, 105, 107, 109, 111, 113, 115, 117, 119; ул. Тропинина, д. 2 - 50
10% обучающихся проживают в микрорайоне Щербинки, 3 % детей проживают в пригороде : п. Бешенцево, п. Ольгино, д. Кусаковка, д. Б.Борисово, п. Дружный.
1 уровень – 46% обучающихся
2 уровень – 44,5% обучающихся
3 уровень – 9,5% обучающихся
Мониторинг успеваемости
В ОУ наблюдается повышение уровня качества образования.
Инновационно - образовательная деятельность школы
I. Школа единого информационного пространства
Работа осуществляется в четырех направлениях:
1. Образовательно-информационные ресурсы, создание базы информатизации.
2. Интеграция информационных технологий и традиционных технологических решений, разработка новых моделей обучения, адекватных современным условиям.
3. Формирование информационной культуры.
4. Диагностика. Мониторинг
II. Организация сетевого взаимодействия: Школа в системе университетского округа в сотрудничестве с НИУ ВШЭ
• Сотрудничество с Австрийским культурным центром «Австрийская библиотека» (семинары на базе школы, участие в днях Австрийской культуры в НЛГУ)
Учителя школы регулярно представляют свой опыт работы на городском и всероссийском уровне. Результаты работы были представлены:
• в Августовском интернет – педсовете;
• на Всероссийской научно-практической конференции «Новые технологии в преподавании астрономии» НГПУ;
• в городском семинаре «Информационно-коммуникативные технологии» - учителя начальных классов;
• на городском семинаре «Технология работы с интерактивной доской в классе»;
• на Всероссийском Интернет – педсовете;
• на Всероссийском фестивале «Открытый урок».
Социальное партнерство школы
Организация – партнер |
Формы партнерства |
Вузы: § НГУ им. Лобачевского § НГСХА § ВШЭ § НА МВД РФ |
§ Углубленное изучение предметов математики § Научно-исследовательская работа обучающихся § Экскурсионная работа § Интеллектуальные игры |
Музеи: § Музей - квартира им. А.М.Горького § Музей быта народов Нижегородского Поволжья § Музей истории Приокского района § Музей - квартира им. Сахарова А.Д. § Нижегородский Кремль, музей |
§ Посещение лекции по литературоведению, истории края § Экскурсионная работа § Научно-исследовательская работа по краеведению |
Библиотеки: - Библиотека МБОУ «Школа №45» - Библиотека им. А.А. Фадеева - ЦРДБ им. В.П. Катаева |
§ Семейные чтения-слушания § Новые имена в детской литературе § Конкуренты книги – Интернет и телевизор § «Модные» книги» § Библиотечные уроки § Дидактический театр § Интеллектуальные игры |
Экологический клуб «Зеленый парус» |
§ Научно-практическая работа учащихся по изучению экологических проблем § Экологические конкурсы § Экологические акции § Экологические конференции § Экологическая агитбригада |
Общественные объединения: - Территориальное общественное самоуправление (ТОС) «Мегаполис» - Совет ветеранов Приокского района |
§ Концертная деятельность § Экскурсионная работа § Посещение лекции по праву, изучение российского законодательства § Встречи с ветеранами войны и труда |
Лечебно-оздоровительные учреждения: -Детская поликлиника № 49 |
§ Медицинское обследование § Проведение уроков Здоровья § Проведение лекций для родителей |
Центры детского творчества: -ДТЮ им В.П. Чкалова -Приокским ЦРТ - клуб по месту жительства «Штрих» |
§ Участие в конкурсах, фестивалях § Занятия в кружках и творческих объединениях § Концертная деятельность, агитбригады, спектакли |
Спортивные организации: -ДЮФКП «Приокчанин» - МБОУ ДОД ДЮЦ «Контакт» -стадион «Радий» -бассейн «Дельфин» |
§ Занятия в спортивных секциях § Организация и проведение спортивных и военно- патриотических мероприятий |
В МБОУ «Школа №45» создана среда для развития творческих способностей каждого ребенка, их физических возможностей за счет системы дополнительного образования, которая активно используется классным руководителем.
Система дополнительного образования
Форма дополнительного образования |
Цель |
Театральные коллективы «Коломбина», «ТЭМ» |
Развитие творческих способностей, актерского мастерства, навыков самовыражения |
Театр мод и рукоделия «Анастасия» |
Формирование знаний и умений в области декоративно-прикладного искусства, привитие художественного вкуса, мотивация к самовыражению и самореализации учащихся через воплощение собственных замыслов в авторских работах |
Музыкальный театр младших школьников, ансамбль народных инструментов «Лель», ансамбль «Элегия», вокальная студия «Надежда» |
Музыкальное образование учащихся, формирование у них устойчивого интереса к музыкальной деятельности, развитие коммуникативности школьников за счет их самоорганизации в процессе занятий в музыкальных коллективах |
Патриотический клуб «Мое Отечество», краеведческий кружок «Ты – нижегородец» |
Приобщение школьников к истории России, Нижнего Новгорода путем вовлечения их в активную поисковую краеведческую работу, развитие исследовательских, проектных способностей |
Клуб самодеятельной песни «Балаганчик» |
Формирование вокальных навыков, создание новых школьных традиций, развитие творческих способностей учащихся через сочинение собственных стихов и музыки собственных песен |
Школа актива «Лидер – будущее России» |
Формирование организаторских умений: целеполагание, планирование, анализ и оценка результатов деятельности, привлечение школьников к управлению школой |
Физкультурно-оздоровительный комплекс школы: волейбол, мини-футбол, баскетбол, настольный теннис, ОФП с элементами лыжных гонок, гимнастика, ритмика, легкая атлетика, спортивные игры, подвижные игры |
Демонстрация преимуществ здорового образа жизни, развитие интереса учащихся к занятиям спортом, воспитание волевых качеств, стремления добиваться личных достижений в развитие собственной физической культуры |
Экологический кружок «Экология человека» |
Формирование ответственного экологически – грамотного поведения в природе и обществе, как социального и личностно значимого компонента образованности человека, осознания неразрывной связи человека с природой, овладение знаниями о здоровье |
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на уровне основного общего образования осуществляется:
• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
• формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
• укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристиквыпускника:
• любящий свой народ, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Оценка результатов деятельности образовательного учреждения
Оценка результатов деятельности образовательного учрежденияосуществляется в ходе его аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом:
• результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);
• условий реализации основной образовательной программы основного общего образования;
• особенностей контингента обучающихся.
Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность образовательных учреждений и педагогов и, в частности, отслеживание динамики образовательных достижений выпускников основной школы данного образовательного учреждения