Учебный план основного общего образования разработан на основе: нормативно-правовых документов:

Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44);

Закон РФ  «Об образовании  в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ

Устава школы

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010  годаN 1897

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).

      МБОУ «Школа № 45» работает по 6-ти дневной учебной неделе в параллели 5-9 классов.  Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не   превышает определённую примерным учебным планом максимальную учебную нагрузку. Продолжительность учебного года на второй ступени общего образования составляет 35 недель. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Продолжительность урока в основной школе составляет 40 минут.

    На 2-й ступени обучения реализуется образовательная система, предусматривающая  овладение учебным материалом как на репродуктивном, так и на углубленном уровне, способствующая освоению общих принципов и законов познавательной деятельности. В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана на второй ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:

•  основа формирования учебной деятельности   — система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;

•   формируются универсальные учебные действия;

• развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету.

Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей,  в том числе  внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.

    Учебные предметы из   части формируемой участниками образовательных отношений  на уровне основного общего образования в 5 классе изучаются в объеме одного часа в неделю. Выбор содержания  определяется ОО в соответствии с социальным заказом родителей и обучающихся, отражает специфику образовательного учреждения.

В 5-х классах в соответствии с программой из   части формируемой участниками образовательных отношений  вводятся учебные предметы: информатика, обществознание и ОБЖ.

Приоритет в выборе предметов части формируемой участниками образовательных отношений отдан:  математике, вариант 6 часов в неделю рекомендуется для классов, нацеленных на повышенный уровень математической подготовки обучающихся,  т.к. с 8 класса в школе комплектуются классы с углубленным изучением математики, экономике, т.к.  школа входит в состав Университетского округа, сотрудничает с ВШЭ и ННГУ. Обучающиеся школы являются активными участниками и победителями конкурсов и олимпиад по экономике, экологии, математике.

Социальный заказ родителей  в 5-х классах

 

 

математика

100%

100%

   

экономика

75%

75%

 

75%

ОБЖ

100%

100%

100%

100%

информатика

100%

100%

100%

100%

обществознание

100%

100%

100%

100%

Учебные предметы части формируемой участниками образовательных отношений на уровне основного общего образования изучается в объеме одного часа в неделю. Выбор содержания  определяется ОО в соответствии с социальным заказом родителей и обучающихся, отражает специфику образовательного учреждения.

Часы из части формируемой участниками образовательных отношений используются на организацию ИГЗ (по одному часу)  в 5 классе, определяются ОО в соответствии с социальным заказом родителей и обучающихся:  5г класс - математика.

       При проведении занятий   по иностранному языку, технологии (5—9 кл.), информатике осуществляется деление классов на две группы   при наполняемости 25 и более человек. 

Виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

игровая деятельность;

познавательная деятельность;

проблемно-ценностное общение;

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

художественное творчество;

социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

трудовая (производственная) деятельность;

спортивно-оздоровительная деятельность;

туристско-краеведческая деятельность.

научно-познавательное,

военно-патриотическое,

общественно полезная 

проектная деятельность.

Традиционными стали следующие формы внеурочного воспитания

Внеурочная воспитательная работа в классных коллективах проводится в традиционных для школы формах по следующим направлениям:

1) учебно-познавательное:

-предметные недели;

-библиотечные часы;

-конкурсы, олимпиады, игры и другие учебно-познавательные мероприятия.

2) культурно-просветительное:

-театральные представления;

-проведение школьного фестиваля искусств.

3) общественно-патриотическое:

-встречи с ветеранами ВОВ, «уроки мужества»;

-экскурсионная работа;

-организация и проведение субботника по благоустройству школы.

4) физкультурно-оздоровительное и спортивное:

-работа спортивных секций;

-общеоздоровительная работа;

-проведение подвижных игр и «весёлых стартов»;

-проведение внутришкольных спортивных соревнований;

-проведение бесед по охране здоровья;

5) нравственно-правовое:

-беседа о правилах безопасности дорожного движения;

-экологическая работа;

-беседы о правилах поведения в общественном месте;

-работа с социально неадаптированными подростками и их семьями.

6) эстетическое и игровое:

-организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

-проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

-участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне района, города;

7) лекционно-образовательное:

-проведение родительских собраний;

-лектории;

-индивидуальная работа с родителями.

        В период каникул для продолжения внеурочной деятельности  в школе организуются лагеря с дневным пребыванием детей: летний оздоровительный лагерь «Солнечный», профильный спортивный лагерь «Олимпикс», профильный художественный лагерь «Летняя школа дизайна». 

Учебный план 5 классов

 

 

   

Количество часов в неделю

Предметные области

Учебные предметы

5в муз.

Филология

Русский язык

5

5

5

5

Литература

3

3

3

3

Ино      Иностранный язык

3

3

3

3

Математика и информатика

Математика

6

6

5

5

Информатика

1

1

1

1

Общественно- научные предметы

Всеобщая история

2

2

2

2

Обществознание

1

1

1

1

Экономика

1

1

 

1

География

1

1

1

1

Естественно -научные предметы

Биология

1

1

1

1

Искусство

Музыка

1

1

1

1

Сольфеджио

   

1

 

ИЗО

1

1

1

1

Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

3

3

3

3

Основы безопасности жизнедеятельности

1

1

1

1

Технология

Технология

2

2

2

2

Для обучающихся 5в класса 1 час по выбору

Искусство

Музыкальный инструмент

-

-

1

-

Музицирование

-

-

1

-

 

Ансамбль

   

1

 

итого

 

32

32

32

31

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

математика

     

1

Максимально допустимая недельная нагрузка

 

32

32

32

32

 

Учебный план 6 классов (общеобразовательные классы)

 

Предметные области

Учебные предметы

6а, б

7а,б

Филология

Русский язык

6

6

4

4

Литература

3

3

2

2

Иностранный язык

3

3

3

3

Математика и информатика

Математика

6

5

   

Алгебра

   

4

3

Геометрия

   

2

2

Информатика

1

1

1

1

Общественно- научные предметы

Всеобщая история

1

1

1

1

История России

1

1

1

1

Обществознание

1

1

1

1

Экономика

1

1

1

1

География

1

1

2

2

Естественно -научные предметы

Биология

1

1

2

2

физика

   

2

2

Искусство

Музыка

1

1

1

1

ИЗО

1

1

1

1

Технология

Технология

2

2

2

2

Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

3

3

3

3

Основы безопасности жизнедеятельности

1

1

1

1

итого

 

33

32

34

33

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

ИГЗ

 

1

1

2

Максимально допустимая недельная нагрузка

 

33

33

35

35

 

Классы с углубленным изучением музыки

Предметные области

Учебные предметы

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

Филология

Русский язык

6

4

3

3

Литература

3

        2

2

3

Иностранный язык

3

         3

3

3

Математика и информатика

Математика

5

     

Алгебра

 

3

3

3

Геометрия

 

2

2

2

Информатика

1

1

1

1

Общественно- научные предметы

Всеобщая история

1

1

1

2

История России

1

1

1

1

Обществознание

1

1

1

1

География

1

2

2

2

Естественно -научные предметы

Биология

1

2

2

2

Физика

 

2

2

2

Химия

   

2

2

Искусство

Музыка

1

         1

1

 

Сольфеджио

1

         1

1

1

Музыкальная литература

 

         1

1

1

ИЗО

1

1

1

 

Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

3

3

3

3

Основы безопасности жизнедеятельности

1

1

1

1

Технология

Технология

2

2

1

 

Для обучающихся 5в класса 1 час по выбору

Искусство

Музыкальный инструмент

1

1

1

1

Музицирование

1

1

1

1

 

Ансамбль

1

1

1

1

итого

 

33

35

35

34

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

ИГЗ

   

1

2

Максимально допустимая недельная нагрузка

 

33

35

36

36

 

Классы с углубленным изучением математики

 

Предметные области

Учебные предметы

8кл.

9 кл.

Филология

Русский язык

3

3

Литература

2

3

Иностранный язык

3

3

Математика и информатика

Математика

   

Алгебра

5

5

Геометрия

3

3

Информатика

1

1

Общественно- научные предметы

Всеобщая история

1

2

История России

1

1

Обществознание

1

1

Экономика

1

1

География

2

2

Естественно -научные предметы

Биология

2

2

Физика

2

2

Химия

2

2

Искусство

Музыка

1

 

ИЗО

1

 

Технология

Технология

1

1

Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

3

3

Основы безопасности жизнедеятельности

1

1

итого

 

36

35

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

ИГЗ

 

1

Максимально допустимая недельная нагрузка

 

36

36

 

Вариант № 2

Примерный недельный учебный план основного общего образования (максимальный в расчете на 6020 часов за весь период обучения)

 

Предметные области

Учебные

предметы

Классы

Количество часов в неделю

V

VI

VII

VIII

IX

Всего

 

Обязательная часть

   

Филология

Русский язык

5

6

4

3

3

21

 

Литература

3

3

2

2

3

13

 

Иностранный язык

3

3

3

3

3

15

 

Математика и информатика

Математика

5

5

     

10

 

Алгебра

   

3

3

3

9

 

Геометрия

   

2

2

2

6

 

Информатика

   

1

1

1

3

 

Общественно-научные предметы

История

2

2

2

2

3

11

 

Обществознание

 

1

1

1

1

4

 

География

1

1

2

2

2

8

 

Естественно-научные предметы

Физика

   

2

2

3

7

 

Химия

     

2

2

4

 

Биология

1

1

1

2

2

7

 

Искусство

Музыка

1

1

1

1

 

4

 

Изобразительное искусство

1

1

1

1

 

4

 

Технология

Технология

2

2

2

1

 

7

 

Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности

ОБЖ

     

1

1

2

 

Физическая культура

3

3

3

3

3

15

 

Итого

27

29

30

32

32

150

 

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

5

4

5

4

4

22

 

Максимально допустимая недельная нагрузка

32

33

35

36

36

172

 

 

 

 

3.2. Система условий реализации основной образовательной программы

Интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации основной образовательной программы образовательного учреждения является создание и поддержание развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.

В МБОУ «Школа №45» для  реализации ООП ООО создаются условия:

• соответствующие требованиям ФГОС;

• обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения ООП ООО и реализацию предусмотренных в ней образовательных программ;

• учитывающие особенности лицея, его организационную структуру, запросы участников образовательного процесса в основном общем образовании;

• предоставляющие возможность взаимодействия с социальными партнёрами, использования ресурсов социума.

Раздел основной образовательной программы МБОУ «Школа №45», характеризующий систему условий, содержит:

• описание кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических условий и ресурсов;

• обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями и приоритетами основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения;

• механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;

• сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;    систему оценки условий.

Система условий реализации основной образовательной программы МБОУ «Школа №45» базируется на результатах проведённой в ходе разработки программы комплексной аналитики - обобщающей и прогностической работы, включающей: 

анализ имеющихся в МБОУ «Школа №45» условий и ресурсов реализации основной образовательной программы основного общего образования;

• установление степени их соответствия требованиям Стандарта, а также целям и задачам основной образовательной программы МБОУ «Школа №45», сформированным с учётом потребностей всех участников образовательного процесса;

• выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в имеющихся условиях для приведения их в соответствие с требованиями Стандарта;

• разработку с привлечением всех участников образовательного процесса и возможных партнёров механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий;

• разработку сетевого графика (дорожной карты) создания необходимой системы условий;

• разработку механизмов мониторинга, оценки и коррекции реализации промежуточных этапов разработанного графика (дорожной карты).

 

 

3.2.1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования включает:

 

Кадровое обеспечение Педагогический коллектив школы объединяет 64 педагога,  из них 3 совместителя, 6 руководящих работников  преподают  учебные предметы. В состав педагогического коллектива входят: два воспитателя, учитель – логопед, педагог- психолог, социальный педагог, три педагога дополнительного образования. Средний возраст педагогов – 45 лет. До 35 лет – 16 человек, от 35 и старше -48 человек, пенсионного возраста – 13 человек. Не имеют квалификационных категорий -3 молодых специалиста.

 

Образовательное учреждение укомплектовано кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определённых основной образовательной программой образовательного учреждения, способными к инновационной профессиональной деятельности.

 

 

Учебные предметы

Всего учителей

Высшая квалификационная категория (чел.)

Высшая квалификационная категория (%)

Первая квалификационная категория (чел.)

Первая квалификационная категория (%)

Соответствие занимаемой должности

Соответствие занимаемой должности

Не имеют квалификационной категории (чел.)

Не имеют квалификационной категории (%)

Русский язык, литература

 

5

 

3

60

 

1

20

 

0

0

1

0

Иностранный язык

 

6

 

1

16

 

3

50

 

0

0

2

33

Математика и экономика

 

 

5

 

2

40

 

3

60

 

0

0

 

0

0

Информатика и ИКТ

 

2

 

1

50

 

1

50

0

0

0

0

История и обществознание

 

3

 

1

33

2

66

0

0

0

0

География

 

1

1

100

 

0

0

0

0

0

0

Биология

 

1

1

100

 

0

0

0

0

0

0

Физика

 

2

2

100

0

0

 

0

0

0

0

Химия

 

1

1

100

0  

0

 

0

0

0

0

Физическая культура и ОБЖ

 

3

0

0

 

3

100

 

0

0

0

0

Технология

 

2

1

50

 

0

0

 

1

50

0

0

Музыка

 

6

5

83

 

1

16

 

0

0

 

0

0

начальная школа

 

10

2

20

 

8

80

 

0

0

 

0

0

Всего

 

47

21

45

 

22

47

 

1

2

 

3

6

 

Основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учётом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников образовательного учреждения служат квалификационные характеристики, представленные в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих[1] (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).

Образовательное учреждение укомплектовано вспомогательным персоналом.

Кадровое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования

 

 

Должность

Должностные обязанности

Кол-во работников в ОУ (требуется/ имеется)

Уровень квалификации работников ОУ

     

Требования к уровню квалификации

Фактический

руководитель образовательного учреждения

обеспечивает системную образовательную и административно-хозяйственную работу образовательного учреждения

1/1

высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет

высшее профессиональное образование  и дополнительное профессиональное образование менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет

заместитель руководителя

координирует работу преподавателей, воспитателей, разработку учебно-методической и иной документации. Обеспечивает совершенствование методов организации образовательного процесса. Осуществляет контроль за качеством образовательного процесса

5/5

высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет

высшее профессиональное образование и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет

учитель

осуществляет обучение и воспитание обучающихся, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ

47/47

высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы

высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету

социальный педагог

осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся

1/0

высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика», «Социальная педагогика» без предъявления требований к стажу работы

высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика»

учитель-логопед

осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся

1/1

высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы

высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы

педагог-психолог

осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся

1/1

высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы

высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология»

воспитатель

осуществляет деятельность по воспитанию детей. Осуществляет изучение личности обучающихся, содействует росту их познавательной мотивации, формированию компетентностей

1/1

высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы

высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика»

преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности

осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики курса ОБЖ. Организует, планирует и проводит учебные, в том числе факультативные и внеурочные занятия, используя разнообразные формы, приёмы, методы и средства обучения

1/1

высшее профессиональное образование и профессиональная подготовка по направлению подготовки «Образование и педагогика» или ГО без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или ГО и стаж работы по специальности не менее 3 лет, либо среднее профессиональное (военное) образование и дополнительное профессиональное образование в области образования и педагогики и стаж работы по специальности не менее 3 лет

Высшее профессиональное образование «Образование и педагогика»

заведующий библиотеки

обеспечивает доступ обучающихся к информационным ресурсам, участвует в их духовно-нравственном воспитании, профориентации и социализации, содействует формированию информационной компетентности обучающихся

1/1

высшее или среднее профессиональное образование по специальности «Библиотечно-информационная деятельность»

Высшее профессиональное образование «Образование и педагогика»

лаборант

следит за исправным состоянием лабораторного оборудования, осуществляет его наладку. Подготавливает оборудование к проведению экспериментов

1,5/1,5

среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет

среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет

педагог дополнительного образования

осуществляет дополнительное образование обучающихся в соответствии с образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность

 

высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Высшее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения

 

Профессиональное развитие и повышение квалификации педагогических работников

Основным условием формирования и наращивания необходимого и достаточного кадрового потенциала образовательного учреждения является обеспечение в соответствии с новыми образовательными реалиями и задачами адекватности системы непрерывного педагогического образования происходящим изменениям в системе образования в целом.

График прохождения квалификационных курсов МБОУ «Школа № 45»

 

 

Ф.И.О.

Предмет должность

Последний год прохождения курсов

Курсовая подготовка

2011

2012

2013

2014

2015

на курсы

  1.  

Пятов М.Ю.

директор

     

108

ФГОС

 

72ч-физика

2017

  1.  

Маслякова Е.В.

зам. директора

 

Эконом 144

   

Зам.директора

ФГОС

   
  1.  

Мартьянова Т.В

зам. директора

 

ФГОС

    • 108
    • .
 
    •  

Зам.директора

ФГОС

Учитель

ОРКЭС

- июнь

72

ФГОС

72 часа,

учитель

 
  1.  

Горбачева В.В.

зам. директора

   

Учит

ФГОС

144

Зам дир.

ФГОС

 

ВШЭ

72ч

зам

 
  1.  

Олина И.В.

зам. директора

   

Учит

ФГОС

144

Зам дир.

ФГОС

 

ВШЭ-ФГОС-

72ч. Зам

 
  1.  

Мельник Н.И.

зам. директора

         

Зам.

108

ФГОС

 
  1.  

Гордеевцева Е.И.

зам. директора по АХЧ

             
  1.  

Пигарева Т.Г.

начальные классы.

   

ФГОС

108

     

2016

  1.  

Думчева Т.В

начальные классы

       

ОРКЭС

Июнь 72

 

2015

  1.  

Леонович

Н.И.

начальные классы

   

ОРКСЭ -72

ФГОС

144

   

2017

  1.  

Казанцева Л.А.

начальные классы

   

ФГОС

108

ОРКСЭ

72

   

2017

  1.  

Потоцкая М.Ю.

начальные классы

   

ОРКСЭ

72

ФГОС

144

   

2017

  1.  

Семина М.Г.

начальные классы

   

ОРКСЭ

72

ФГОС

Июнь-108

   

2017

  1.  

Тарасова М.И.

начальные классы

 

ФГОС

108

       

2015

  1.  

Лабутова С.В.

начальные классы

 

икт

 

ОРКСЭ

72

ФГОС 72 июнь

   
  1.  

Полетаева Е.П.

начальные классы

 

Икт

ФГОС

108

ОРКСЭ- 144

     

2016

  1.  

Вильнова Вера Николаевна

начальные классы

     

ФГОС

июнь108

   

2017

  1.  

Подковырина Н.М.

русский язык

   

Квал

144

     

2016

  1.  

Знаменская А.С.

русский язык

           

2016

  1.  

Костина М.В.

русский язык

 

2011

144

       

2016

  1.  

Батькина Н.Ф.

русский язык

 

икт

   

ФГОС

март108

 

2018

  1.  

Копылова М.А.

русский язык

Мол.специалист-2015

           
  1.  

Корнилова Э.Н.

английский язык

 

144+ икт

     

108ч

ФГОС

2015

  1.  

Жулина С.И.

     

ФГОС

144

     

2016

  1.  

Бочкова О.В.

английский язык

           

2016

  1.  

Рыбина Н.М.

английский язык

       

ФГОС

октябрь 108

   
  1.  

Антюшина А.В.

английский язык

   

ВШЭ

ФГОС

102

     

2016

  1.  

Зернова К.В.

английский язык

Мол.специалист-2015

           
  1.  

Судаева С.А.

математика

 

Академия АйТи

108ч

   

ИЗО ФГОС

108

 

2016

  1.  

Кондратьева Е.В.

Математика

 

Академия АйТи

108ч;

икт

     

108. ФГОС

 
  1.  

Демидовская А.М.

Математика

       

ФГОС

Апрель-108 мат

38ч эконом.

2018

  1.  

Сироткина Н.А.

Математика

 

Академия АйТи

108ч

       

2016

  1.  

Рыбакова В.А

Математика

 

ниро-икт 72ч

       

2016

  1.  

Лебедева С.Д.

история

 

Икт;

2011

144

       

2016

  1.  

Царегородцева Л.В.

история

       

ФГОС 108

ноябрь

   
  1.  

Ефимова Л.М.

история

 

144

       

2015

  1.  

Мартьянов А.Д.

физика

   

Квал

144

     

2017

  1.  

Куприянова М.А.

химия

2010

№1519

144ч

химия

икт

   

ФГОС-108

декабрь

 

Матем-2015

  1.  

Юлова М.Е.

география

 

География 144

   

ЕГЭ-72ч

108

ФГОС

 
  1.  

Мотылеко Л.Ю.

биология

2012

ИКт

   

ФГОС

ноябрь144

 

ЕГЭ

72ч,18ч

2017

  1.  

Шалимов Г.И.

Инфор-матика

         

108

информатика

ФГОС

72ч-физика

 
  1.  

Коротина В.Г

технология

2012

72ч

 

ИЗО

144

ФГОС

Ноябрь 144

   

2017

  1.  

Данилов В.М.

технология

 

2011

144

       

2016

  1.  

Жиганова Е.Е.

музыка

   

Квал

144

     

2016

  1.  

Лалыкина Е.В.

Музыка

 

икт

 

2013-ФГОС

144

   

   2017

  1.  

Сергеева Н.В.

Музыка

2010 НГК

72ч

Икт

Квал

144

     

   2016

  1.  

Лопатина А.В.

Музыка

2010 НОУВПО

108ч

Икт

музык2011

   

108ч

ФГОС

   
  1.  

Соколова В.И.

музыка

   

ФГОС

Декабрь

144

       
  1.  

Снежницкий А.А.

физкультура

2010

УИЦ

ГОУС

36 ОБЖ

ОБЖ

144

   

Физ-ра

144-декабрь

ФГОС

108

ОБЖ

 
  1.  

Давыдова Е.В.

физкультура

2010

197ч

 

ФГОС 144

     

2016

  1.  

Сапожникова

И.В.

физкультура

       

ОБЖ144

Ноябрь

ФГОС

 

2016

физ-ра

  1.  

Захарова А.С.

физкультура

           

2017

  1.  

Кондрашова Е.А.

воспитатель

Молодой специалист

2014

           
  1.  

Канаева А.С.

воспитатель

Молодой специалист

2014

           
  1.  

Кузнецова О.И.

ПДО

 

2011

108

ПДО

МХК

 

МХК 108

ФГОС

ноябрь

 

2016

  1.  

Легкова Н.А.

ПДО

   

Музыка

144

     

2016

ПДО

  1.  

Фирсов М.В.

ПДО

 

2011

108

       

2016

ПДО

  1.  

Сафронова Л.В.

психолог

   

2012-

175ч

Москва

     

2017

  1.  

Копылова И.С.

социальный педагог

2010

№ 5626

108ч

Икт

   

ФГОС

Июнь-72

 

2016

Соц.

пед

  1.  

Денисенко Г.В.

логопед

     

108ч

ФГОС

     
  1.  

Кашаева А.А.

старшая вожатая

             

 

График прохождения квалификационных курсов МБОУ «Школа № 45» (совместители)

 

 

Ф.И.О.

Предмет должность

Образо-вание

Квалификацион-ная категор.

Курсовая подготовка

2012

2013

2014

2015

На курсы

  1.  

Громова Т.А.

музыка

высшее

первая

   

72

 

2017

  1.  

Чичерова Т.С.

информатика

высшее

высшая

   

108

 

2017

  1.  

Старкова Е.Е.

физика

высшее

первая

   

108

 

2017

 

Сведения о присвоении квалификационной категории педагогическим работникам  по  результатам аттестации 

 

Ф.И.О.

Предмет

должность

категория

 

Высшая

Первая

Вторая

СЗД

 
  1.  

Пигарева Т.Г.

начальные классы

2015

     

2020

  1.  

Думчева Т.В

начальные классы

 

2015

   

2020

  1.  

Леонович Н.И.

начальные классы

 

2015

   

2020

  1.  

Казанцева Л.А.

начальные классы

 

2015

   

2020

  1.  

Потоцкая М.Ю.

начальные классы

2014

     

2019

  1.  

Семина М.Г.

начальные классы

 

2013

   

2018

  1.  

Лабутова С.В.

начальные классы

 

2013

   

2018

  1.  

Полетаева Е.П.

начальные классы

 

2012

   

2017

  1.  

Тарасова М.И.

начальные классы

 

2014

   

2019

  1.  

Вильнова В.Н.

начальные классы

 

2015

   

2020

  1.  

Подковырина Н.М.

русский язык

2010

     

2015

  1.  

Знаменская А.С.

русский язык

 

2015

   

2020

  1.  

Костина М.В.

русский язык

2012

     

2017

  1.  

Копылова М.А.

русский язык

       

2017

  1.  

Батькина Н.Ф.

русский язык

2014

     

2019

  1.  

Жулина С.И.

немецкий язык

2013

     

2018

  1.  

Бочкова  О.В.

английский язык

       

2017

  1.  

Корнилова Э.Н.

английский язык

 

2010

   

2015

  1.  

Рыбина Н.М.

английский язык

 

2015

   

2020

  1.  

Антюшина А.В.

английский язык

 

2015

   

2020

  1.  

Зернова К.В.

английский язык

       

2017

  1.  

Судаева С.А.

математика

 

2014

   

2019

  1.  

Кондратьева Е.В.

математика

2013

     

2018

  1.  

Демидовская А.М.

математика

2012

     

2017

  1.  

Сироткина Н.А.

математика

2012

     

2017

  1.  

Рыбакова В.А

математика

 

2013

   

2018

  1.  

Лебедева С.Д.

история

 

2013

   

2018

  1.  

Царегородцева Л.В.

история

2013

     

2018

  1.  

Ефимова Л.М.

история

 

2013

   

2018

  1.  

Мартьянов А.Д.

физика

2010

     

2015

  1.  

Куприянова М.А.

химия

2013

     

2018

  1.  

Юлова М.Е.

география

2014

     

2019

  1.  

Мотыленко Л.Ю.

биология

2014

     

2019

  1.  

Коротина В.Г.

технология

2015

     

2020

  1.  

Данилов В.М.

технология

     

2014

2019

  1.  

Шалимов Г.И.

информатика

 

2015

   

2020

  1.  

Жиганова Е.Е.

музыка

2013

     

2018

  1.  

Соколова В.И.

музыка

 

2012

   

2017

  1.  

Лалыкина Е.В.

музыка

2015

     

2020

  1.  

Сергеева Н.В.

музыка

2010

     

2015

  1.  

Лопатина А.В.

музыка

2010

     

2015

  1.  

Захарова А.С.

физкультура

   

2010

 

2015

  1.  

Давыдова Е.В.

физкультура

 

2015

   

2020

  1.  

Снежницкий А.А.

физкультура

 

2014

   

2019

  1.  

Сапожникова И.В.

физкультура

 

2012

   

2017

  1.  

Кондрашова Е.А.

воспитатель

       

2017

  1.  

Канаева А.С.

воспитатель

       

2017

  1.  

Легкова Н.А.

ПДО

 

2010

   

2015

  1.  

Кузнецова О.И.

ПДО

2010

     

2015

  1.  

Фирсов М.В.

ПДО

 

2013

   

2018

  1.  

Копылова И.С.

социальный педагог

 

2015

   

2020

  1.  

Сафронова Л.В.

психолог

 

2014

   

2019

  1.  

Денисенко Г.В.

логопед

2014

     

2019

  1.  

Кашаева А.А.

старшая вожатая

       

2017

 

Совместители

 

Ф.И.О.

Предмет должность

категория

высшая

первая

вторая

сзд

На аттестацию

  1.  

Громова Т.А.

музыка

2014

     

2019

  1.  

Чичерова Т.С.

информатика

2015

     

2020

  1.  

Старкова Е.Е.

физика

 

2013

   

2015

3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования

Требованиями Стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования являются (п. 25 Стандарта):

• обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый;

• формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;

• обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

 

 

Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на основной ступени общего образования

 

Уровни психолого-педагогического сопровождения

 

 

Индивидуальное

Групповое

 

На уровне класса

На уровне ОУ

 

Основные формы сопровождения


Консультирование

Диагностика

Экспертиза 

Развивающая работа

Профилактика

Просвещение

Коррекционная работа

 

 

Основные направления психолого-педагогического сопровождения

 

 

Сохранение и укрепление психологического здоровья

Мониторинг возможностей и способностей обучающихся

Психолого-педаго-гическая поддержка участников олимпиадного движения

Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни

 

Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями

 

Обеспечение осознанного иответственного выборадальнейшей профессиональной сферы деятельности

 

Развитие экологической культуры

Выявление и поддержка одарённых детей

Формирование коммуникативных навыков разновозрастной среде 

 

Дифференциация и индивидуализация обучения

Поддержка детских объединений и ученического самоуправления

 

 

3.2.3.Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования

 

Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих конституционное право граждан на бесплатное и общедоступное общее образование. Объём действующих расходных обязательств отражается в задании учредителя по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

 

Задание учредителя обеспечивает соответствие показателей объёмов и качества предоставляемых образовательным учреждением услуг (выполнения работ) с размерами направляемых на эти цели средств бюджета.

 

Финансовое обеспечение задания учредителя по реализации основной образовательной программы основного общего образования осуществляется на основе нормативного подушевого финансирования. Введение нормативного подушевого финансирования определяет механизм формирования расходов и доведения средств на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.

 

Применение принципа нормативного подушевого финансирования на уровне образовательного учреждения заключается в определении стоимости стандартной (базовой) бюджетной образовательной услуги в образовательном учреждении не ниже уровня фактически сложившейся стоимости в предыдущем финансовом году.

 

Региональный расчётный подушевой норматив— это минимально допустимый объём финансовых средств, необходимых для реализации основной образовательной программы в учреждениях данного региона в соответствии с ФГОС в расчёте на одного обучающегося в год, определяемый раздельно для образовательных учреждений, расположенных в городской и сельской местности.

 

Органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные нормативы финансирования образовательных учреждений за счёт средств местных бюджетов сверх установленного регионального подушевого норматива.

 

Региональный расчётный подушевой норматив должен покрывать следующие расходы на год:

 

• оплату труда работников образовательных учреждений с учётом районных коэффициентов к заработной плате, а также отчисления;

 

• расходы, непосредственно связанные с обеспечением образовательного процесса (приобретение учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, оплату услуг связи в части расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью);

 

• иные хозяйственные нужды и другие расходы, связанные с обеспечением образовательного процесса (обучение, повышение квалификации педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, командировочные расходы и др.), за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов.

 

В соответствии с расходными обязательствами органов местного самоуправления по организации предоставления общего образования в расходы местных бюджетов могут также включаться расходы, связанные с организацией подвоза обучающихся к образовательным учреждениям и развитием сетевого взаимодействия для реализации основной образовательной программы общего образования.

 

Реализация принципа нормативного подушевого финансирования осуществляется на трёх следующих уровнях:

 

• межбюджетных отношений (бюджет субъекта РФ — муниципальный бюджет);

 

• внутрибюджетных отношений (муниципальный бюджет — образовательное учреждение);

 

• образовательного учреждения.

 

Порядок определения и доведения до общеобразовательных учреждений бюджетных ассигнований, рассчитанных с использованием нормативов бюджетного финансирования на одного обучающегося, должен обеспечить нормативно-правовое закрепление на региональном уровне следующих положений:

 

— неуменьшение уровня финансирования по статьям расходов, включённым в величину регионального расчётного подушевого норматива (заработная плата с начислениями, прочие текущие расходы на обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с учебной деятельностью общеобразовательных учреждений);

 

— возможность использования нормативов не только на уровне межбюджетных отношений (бюджет региона — бюджеты муниципальных районов и городских округов), но и на уровне внутрибюджетных отношений (муниципальный бюджет — общеобразовательное учреждение) и образовательного учреждения.

 

В связи с требованиями Стандарта при расчёте регионального подушевого норматива должны учитываться затраты рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений на урочную и внеурочную деятельность, включая все виды работ (учебная, воспитательная методическая и т. п.), входящие в трудовые обязанности конкретных педагогических работников.

 

Формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения осуществляется в пределах объёма средств образовательного учреждения на текущий финансовый год, определённого в соответствии с региональным расчётным подушевым нормативом, количеством обучающихся и соответствующими поправочными коэффициентами, и отражается в смете образовательного учреждения.

 

Справочно: в соответствии с установленным порядком финансирования оплаты труда работников образовательных учреждений:

 

• фонд оплаты труда образовательного учреждения состоит из базовой части и стимулирующей части. Рекомендуемый диапазон стимулирущей доли фонда оплаты труда — от 20 до 40%;

 

• базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную заработную плату руководителей, педагогических работников, непосредственно осуществляющих образовательный процесс, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала образовательного учреждения;

 

рекомендуемое оптимальное значение объёма фонда оплаты труда педагогического персонала — 70% от общего объёма фонда оплаты труда. Значение или диапазон фонда оплаты труда педагогического персонала определяется самостоятельно общеобразовательным учреждением;

 

• базовая часть фонда оплаты труда для педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс, состоит из общей части и специальной части;

 

• общая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную оплату труда педагогического работника исходя из количества проведённых им учебных часов и численности обучающихся в классах.

 

Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются в локальных правовых актах образовательного учреждения и (или) в коллективных договорах. В локальных правовых актах о стимулирующих выплатах должны быть определены критерии и показатели результативности и качества, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. В них включаются: динамика учебных достижений обучающихся, активность их участия во внеурочной деятельности; использование учителями современных педагогических технологий, в том числе здоровьесберегающих; участие в методической работе, распространение передового педагогического опыта; повышение уровня профессионального мастерства и др.[i]

 

Образовательное учреждение самостоятельно определяет:

 

• соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда;

 

• соотношение фонда оплаты труда педагогического, административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала;

 

•  соотношение общей и специальной частей внутри базовой части фонда оплаты труда;

 

• порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с региональными и муниципальными нормативными актами.

 

В распределении стимулирующей части фонда оплаты труда предусматривается участие органов самоуправления.

 

Для обеспечения требований Стандарта на основе проведённого анализа материально-технических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Школа № 45») проводит экономический расчёт стоимости обеспечения требований Стандарта по каждой позиции;

 

2) устанавливает предмет закупок, количество и стоимость пополняемого оборудования, а также работ для обеспечения требований к условиям реализации ООП;

 

3) определяет величину затрат на обеспечение требований к условиям реализации ООП;

 

4) соотносит необходимые затраты с региональным (муниципальным) графиком внедрения Стандарта основной ступени и определяет распределение по годам освоения средств на обеспечение требований к условиям реализации ООП в соответствии с ФГОС;

 

5)определяет объёмы финансирования, обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности обучающихся, включённой в основную образовательную программу образовательного учреждения (механизмы расчёта необходимого финансирования представлены в материалах Минобрнауки «Модельная методика введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования» (утверждена Минобрнауки 22 ноября 2007 г.), «Новая система оплаты труда работников образования. Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений» (утверждена Минобрнауки 22 ноября 2007 г.), а также в письме Департамента общего образования «Финансовое обеспечение внедрения ФГОС. Вопросы-ответы», которым предложены дополнения к модельным методикам в соответствии с требованиями ФГОС);

 

6)разрабатывает финансовый механизм интеграции между общеобразовательным учреждением и учреждениями дополнительного образования детей, а также другими социальными партнёрами, организующими внеурочную деятельность обучающихся, и отражает его в своих локальных актах. При этом учитывается, что взаимодействие может осуществляться:

 

— на основе договоров на проведение занятий в рамках кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям внеурочной деятельности на базе школы (учреждения дополнительного образования, клуба, спортивного комплекса и др.);

— за счётвыделения ставок педагогов дополнительного образования, которые обеспечивают реализацию для обучающихся в общеобразователь-ном учреждении широкого спектра программ внеурочной деятельности.

 

 

3.2.4.Материально-технические условия реализации основной образовательной программы

 

Материально-техническая база МБОУ «Школа № 45» приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации основной образовательной программы МБОУ «Школа № 45», необходимого учебно-материального оснащения образовательного процесса и созданию соответствующей образовательной и социальной среды.

 

Критериальными источниками оценки учебно-материального обеспечения образовательного процесса являются требования Стандарта, требования и условия Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277, а также соответствующие методические рекомендации, в том числе:

 

— письмо Департамента государственной политики в сфере образования Минобранауки России от 1 апреля 2005 г. № 03-417 «О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»);

 

— перечни рекомендуемой учебной литературы и цифровых образовательных ресурсов;

 

— В соответствии с требованиями ФГОС в МБОУ «Школа № 45», реализующем основную образовательную программу основного общего образования, должны быть оборудованы:

 

• учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников;

 

• помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством;

 

• необходимые для реализации учебной и внеурочной деятельности лаборатории и мастерские;

 

• помещения (кабинеты, мастерские) для занятий музыкой и изобразительным искусством;

 

• информационно-библиотечные центр с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;

 

• 2 спортивных зала

 

 • помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;

 

• помещения для медицинского персонала;

 

• административные и иные помещения, оснащённые необходимым оборудованием;

 

• гардеробные, санузлы, места личной гигиены;

 

• участок (территория) с необходимым набором оснащённых зон.

 

Все помещения обеспечены комплектами оборудования для реализации всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности, а также мебелью, офисным оснащением и необходимым инвентарём.

 

Оценка материально-технических условий реализации основной образовательной программы

№ п/п

Требования ФГОС, нормативных и локальных актов

Необходимо/ имеются в наличии

1

Учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников

имеются в наличии

частично

2

Лекционные аудитории

необходимо

3

Помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством

необходимо

4

Необходимые для реализации учебной и внеурочной деятельности лаборатории и мастерские

имеются в наличии

5

Помещения (кабинеты, мастерские, студии) для занятий музыкой, хореографией и изобразительным искусством

имеются в наличии

6

Лингафонный кабинет

имеются в наличии

7

Информационно-библиотечный центр с рабочими зонами, оборудованными читальным залом и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой

имеется в наличии

8

Актовый зал

имеются в наличии

9

Спортивные залы, ФОК, оснащённые игровым, спортивным оборудованием и инвентарём

имеются в наличии

10

Автогородок

необходимо

11

Помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков

имеются в наличии

12

Помещения для медицинского персонала

имеются в наличии

13

Административные и иные помещения, оснащённые необходимым оборудованием, в том числе для организации учебного процесса с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

необходимы для организации учебного процесса с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

14

Гардеробные, санузлы, места личной гигиены

имеются в наличии

15

Участок (территория) с необходимым набором оснащённых зон

имеется в наличии

Компоненты оснащения

Необходимое оборудование и оснащение

Необходимо/

имеется в наличии

1.Компоненты оснащения учебного (предметного) кабинета ступени основной общего образования

1.1.Нормативные документы, программно-методическое обеспечение, локальные акты.

имеются в наличии

1.2. Учебно-методические материалы:

 

1.2.1. УМК по предмету

 

·        русский язык и литература;

имеется в наличии

·        английский язык;

имеется в наличии

·        математика;

имеется в наличии

·        информатика;

имеется в наличии

·        история и обществознание;

имеется в наличии

·        география;

имеется в наличии

·        биология;

имеется в наличии

·        физика;

имеется в наличии

·        химия;

имеется в наличии

·        технология;

имеется в наличии

·        физическая культура;

имеется в наличии

·        изобразительное искусство;

имеется в наличии

·        музыка;

имеется в наличии

·        ОБЖ.

имеется в наличии

1.2.2.Дидактические и раздаточные материалы по предмету:

 

·        русский язык и литература;

имеется в наличии

·        английский язык;

имеется в наличии

·        математика;

имеется в наличии

·        информатика;

имеется в наличии

·        история и обществознание;

имеется в наличии

·        география;

имеется в наличии

·        биология;

имеется в наличии

·        физика;

имеется в наличии

·        химия;

имеется в наличии

·        технология;

имеется в наличии

·        физическая культура;

имеется в наличии

·        изобразительное искусство;

имеется в наличии

·        музыка;

имеется в наличии

·        ОБЖ.

имеется в наличии

1.2.3.Аудиозаписи, слайды по содержанию учебного предмета

 

·        русский язык и литература;

имеется в наличии

·        английский язык;

имеется в наличии

·        музыка;

имеется в наличии

·        немецкий язык

имеется в наличии

1.2.4.ТСО, компьютерные, информационно-коммуникационные средства по учебному предмету

 

·        русский язык и литература;

имеется в наличии

·        английский язык;

имеется в наличии

·        немецкий язык;

имеется в наличии

·        математика;

имеется в наличии

·        информатика;

имеется в наличии

·        история и обществознание;

имеется в наличии

·        география;

имеется в наличии

·        биология;

имеется в наличии

·        физика;

имеется в наличии

·        химия;

имеется в наличии

·        технология;

имеется в наличии

·        физическая культура;

имеется в наличии

·        изобразительное искусство;

имеется в наличии

·        музыка;

имеется в наличии

·        ОБЖ.

имеется в наличии

1.2.5.Учебно-практическое оборудование по предметам:

 

·        русский язык и литература;

имеется в наличии

·        английский язык;

имеется в наличии

·        математика;

имеется в наличии

·        информатика;

имеется в наличии

·        история и обществознание;

имеется в наличии

·        география;

имеется в наличии

·        биология;

имеется в наличии

·        физика;

имеется в наличии

·        химия;

имеется в наличии

·        технология;

имеется в наличии

·        физическая культура;

имеется в наличии

·        изобразительное искусство;

имеется в наличии

·        музыка;

имеется в наличии

·        ОБЖ.

имеется в наличии

1.2.6. Оборудование (мебель):

 

·        русский язык и литература;

имеется в наличии

·        английский язык;

имеется в наличии

·        математика;

имеется в наличии

·        информатика;

имеется в наличии

·        история и обществознание;

имеется в наличии

·        география;

имеется в наличии

·        биология;

имеется в наличии

·        физика;

имеется в наличии

·        химия;

имеется в наличии

·        технология;

имеется в наличии

·        физическая культура;

имеется в наличии

·        изобразительное искусство;

имеется в наличии

·        музыка;

имеется в наличии

·        ОБЖ.

имеется в наличии

2.Компоненты оснащения методического кабинета ступени основного общего образования

2.1.Нормативные документы федерального, регионального и муниципального уровней, локальные акты

имеются в наличии

2.2. Документация

имеется в наличии

2.3. Комплекты диагностических материалов

имеются в наличии

2.4. Базы данных

имеются в наличии

 

Наличие и размещение помещений для осуществления образовательного процесса, активной деятельности, отдыха, питания и медицинского обслуживания обучающихся

Помещения, количество кабинетов указано в скобках

освещённость

воздушно-тепловой режим

расположение

размеры рабочих, учебных зон и зон для индивидуальных занятий

Кабинет музыки

соответствует СанПиН

соответствует СанПиН

2

соответствуют СанПиН

Столовая

соответствует СанПиН

соответствует СанПиН

1

соответствуют СанПиН

Кабинет физики

соответствует СанПиН

соответствует СанПиН

3

соответствует СанПиН

Лаборатория физики

соответствует СанПиН

соответствует СанПиН

3

соответствует СанПиН

Кабинет истории и обществознания (1)

соответствует СанПиН

соответствует СанПиН

3

соответствует СанПиН

Спортивный зал (2)

соответствует СанПиН

соответствует СанПиН

1

соответствует СанПиН

Медицинский кабинет (2)

соответствует СанПиН

соответствует СанПиН

1

соответствует СанПиН

Кабинет английского языка (3)

соответствует СанПиН

соответствует СанПиН

2,3

соответствует СанПиН

Библиотека, медиатека

соответствует СанПиН

соответствует СанПиН

1

соответствует СанПиН

Кабинет информатики(2)

соответствует СанПиН

соответствует СанПиН

3

соответствует СанПиН

Душевые

соответствует СанПиН

соответствует СанПиН

1

соответствует СанПиН

Кабинет математики (4)

соответствует СанПиН

соответствует СанПиН

3

соответствуют СанПиН

Кабинет изобразительного искусства

соответствует СанПиН

соответствует СанПиН

3

соответствуют СанПиН

Кабинет русского языка и литературы (4)

соответствует СанПиН

соответствует СанПиН

2

соответствуют СанПиН

Кабинет биологии

соответствует СанПиН

соответствует СанПиН

2

соответствуют СанПиН

Кабинет химии

соответствует СанПиН

соответствует СанПиН

3

соответствуют СанПиН

Кабинет немецкого языка (1)

соответствует СанПиН

соответствует СанПиН

2

соответствуют СанПиН

Мастерские (2)

соответствует СанПиН

соответствует СанПиН

1

соответствуют СанПиН

Кабинет домоводства, швейная мастерская

соответствует СанПиН

соответствует СанПиН

2

соответствует СанПиН

Кабинет географии

соответствует СанПиН

соответствует СанПиН

2

соответствуют СанПиН

Кабинет ОБЖ

соответствует СанПиН

соответствует СанПиН

1

соответствуют СанПиН

Актовый зал

соответствует СанПиН

соответствует СанПиН

2

соответствуют СанПиН

 

3.2.5. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования

В соответствии с требованиями Стандарта информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования обеспечиваются современной информационно-образовательной средой.

Под информационно-образовательной средой (или ИОС) понимается открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность), наличие служб поддержки применения ИКТ.

Создаваемая в МБОУ «Школа № 45» ИОС строится в соответствии со следующей иерархией:

— единая информационно-образовательная среда страны;

— единая информационно-образовательная среда региона;

— информационно-образовательная среда МБОУ «Школа № 45»;

— предметная информационно-образовательная среда;

— информационно-образовательная среда УМК;

— информационно-образовательная среда компонентов УМК;

— информационно-образовательная среда элементов УМК.

Основными элементами ИОС являются:

— информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции;

— информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях;

— информационно-образовательные ресурсы Интернета;

— вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура;

— прикладные программы, в том числе поддерживающие администрирование и финансово-хозяйственную деятельность МБОУ «Школа №45» (бухгалтерский учёт, делопроизводство, кадры и т. д.).

Необходимое для использования ИКТ оборудование отвечает современным требованиям и обеспечивать использование ИКТ:

— в учебной деятельности;

— во внеурочной деятельности;

— в исследовательской и проектной деятельности;

— при измерении, контроле и оценке результатов образования;

— в административной деятельности, включая дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования, а также дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы и органами управления.

обеспечивает возможность:

— реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;

— ввода русского и иноязычного текста, распознавания сканированного текста; создания текста на основе расшифровки аудиозаписи; использования средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке; редактирования и структурирования текста средствами текстового редактора;

— записи и обработки изображения (включая микроскопические,) и звука при фиксации явлений в природе и обществе, хода образовательного процесса; переноса информации с нецифровых носителей (включая трёхмерные объекты) в цифровую среду (оцифровка, сканирование);

— создания и использования диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, хронологических, родства и др.), специализированных географических (в ГИС) и исторических карт; создания виртуальных геометрических объектов, графических сообщений с проведением рукой произвольных линий;

— организации сообщения в виде линейного или включающего ссылки сопровождения выступления, сообщения для самостоятельного просмотра, в том числе видеомонтажа и озвучивания видеосообщений;

— выступления с аудио-, видео - и графическим экранным сопровождением;

— вывода информации на бумагу— информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет, входа в информационную среду МБОУ «Школа № 45», в том числе через Интернет, размещения гипермедиасообщений в информационной среде образовательного учреждения;

— поиска и получения информации;

— использования источников информации на бумажных и цифровых носителях (в том числе в справочниках, словарях, поисковых системах);

— общения в Интернете, взаимодействия в социальных группах и сетях, участия в форумах, групповой работы над сообщениями (вики);

— создания и заполнения баз данных, в том числе определителей; наглядного представления и анализа данных;

— включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования, цифрового (электронного) и традиционного измерения, включая определение местонахождения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений;

— проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов; управления объектами; программирования;

— занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерных тренажёров;

— размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде МБОУ «Школа № 45»;

— проектирования и организации индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);

— обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

— проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся с возможностью для массового просмотра кино- и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиасопровождением;

— выпуска школьных печатных изданий.

Все указанные виды деятельности обеспечиваются  расходными материалами.

Создание в образовательном учреждении информационно-образовательной среды, соответствующей требованиям Стандарта

Технические средства: мультимедийный проектор и экран; принтер монохромный; принтер цветной; фотопринтер; цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера; сканер; микрофон; оборудование компьютерной сети; цифровые датчики с интерфейсом; цифровой микроскоп; доска со средствами, обеспечивающими обратную связь.

Программные инструменты: операционные системы и служебные инструменты; орфографический корректор для текстов на русском и иностранном языках; клавиатурный тренажёр для русского и иностранного языков; текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами; инструмент планирования деятельности; графический редактор для обработки растровых изображений; графический редактор для обработки векторных изображений; музыкальный редактор; редактор подготовки презентаций; редактор видео; редактор звука; ГИС; редактор представления временной информации (линия времени); редактор генеалогических деревьев; цифровой биологический определитель; виртуальные лаборатории по учебным предметам; среды для дистанционного он-лайн взаимодействия; среда для интернет публикаций; редактор интернет-сайтов; редактор для совместного удалённого редактирования сообщений.

Обеспечение технической, методической и организационной поддержки: разработка планов, дорожных карт; заключение договоров; подготовка распорядительных документов учредителя; подготовка локальных актов образовательного учреждения; подготовка программ формирования ИКТ-компетентности работников ОУ (индивидуальных программ для каждого работника).

Отображение образовательного процесса в информационной среде: размещаются домашние задания (текстовая формулировка, видеофильм для анализа,  географическая карта); результаты выполнения аттестационных работ обучающихся; творческие работы учителей и обучающихся; осуществляется связь учителей, администрации, родителей, органов управления; осуществляется методическая поддержка учителей (интернет-школа, интернет-ИПК, мультимедиаколлекция).

Компоненты на бумажных носителях: учебники (органайзеры); рабочие тетради (тетради-тренажёры).

Компоненты на CD и DVD: электронные приложения к учебникам; электронные наглядные пособия; электронные тренажёры; электронные практикумы.

В МБОУ «Школа № 45» определяются необходимые меры и сроки по приведению информационно-методических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования в соответствие с требованиями Стандарта.

Материальная база для создания информационно-методических условий в

МБОУ «Школа №45»

ВСЕГО

компьютеров–  113,в том числе ноутбуков – 52

Количество компьютерных классов – 2

Количество компьютеров в этих классах – 18

Количество предметных кабинетов, в которых установлены компьютеры – 37

Количество компьютеров в предметных кабинетах – 82

Количество компьютеров у администраций – 10

Количество мультимедиа проекторов –  33

Количество интерактивных досок –  30

Количество проекционных экранов –  1

Количество принтеров –25

Количество сканеров –  2

Количество МФУ –  17

Количество ксероксов –  1

Количество документ – камер –  7

Количество цифровых фотоаппаратов – 2

Количество цифровых видеокамер – 1

Количество цифровых микроскопов –  3 

Количествоweb– камер –  6

В учреждении есть локальная сеть, доступ к сети Интернет, 84 компьютера имеют доступ к сети Интернет, скорость передачи данных свыше 12 Мб/сек.

Школа имеет официальныйWEB– сайт, используется электронная почта.

Имеется электронная библиотека:

Количество электронных энциклопедий и справочников – 1650

Количество электронных учебников – 37

Количество электронных методических коллекций учебных курсов – 75

Количество программ – тренажеров – 226

Количество учителей, использующих компьютерные технологии на уроке – 47

Предусматривается пополнение интерактивного оборудования и приобретение новых электронных пособий.

3.2.6. Модель сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой системы условий реализации основной образовательной программы основного общего образования

 

 

Направление мероприятий

Мероприятия

Сроки реализации

I.Нормативное обеспечение введения

ФГОС

  

Формирование банка нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровня по ФГОС ООО

в течение

2014-2015 уч. года

Подготовка приказов, локальных актов, регламентирующих введение ФГОС ООО, доведение нормативных документов до сведения всех заинтересованных лиц

в течение

2014-2015 уч. года

Приведение должностных инструкций работников ОО в соответствие с требованиями ФГОС ООО

март 2015

Изучение базисного образовательного плана по переходу на ФГОС ООО

март 2014

Внесение изменений в программу развития ОО

в течение

2014-2015 уч. года

Изучение примерной основной образовательной программы основного общего образования. Подготовка к разработке ООП ООО 

апрель – декабрь

2014

Отслеживание и своевременное информирование об изменениях нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней

в течение

2014-2015 уч. года

Ознакомление родителей с нормативно-правовой базой в связи с введением ФГОС, ООП  ООО

в течение

2014-2015 уч. года

Формирование банка нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровня по ФГОС ООО

в течение

2014-2015 уч. года

Подготовка приказов, локальных актов, регламентирующих введение ФГОС ООО, доведение нормативных документов до сведения всех заинтересованных лиц

в течение

2014-2015 уч. года

Приведение должностных инструкций работников ОО в соответствие с требованиями ФГОС ООО

в течение

2014-2015 уч. года

Изучение базисного образовательного плана по переходу на ФГОС ООО

март 2015

Внесение изменений в программу развития ОО

март 2014

Изучение примерной основной образовательной программы основного общего образования. Подготовка к разработке ООП ООО 

в течение

2014-2015 уч. года

Отслеживание и своевременное информирование об изменениях нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней

апрель – декабрь

2014

Ознакомление родителей с нормативно-правовой базой в связи с введением ФГОС, ООП  ООО

в течение

2014-2015 уч. года

Формирование банка нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровня по ФГОС ООО

в течение

2014-2015 уч. года

II. Финансовое обеспечение введения

ФГОС

Определение необходимого материального и технического оборудования в соответствии с требованиями ФГОС ООО

по результатам мониторинга

Приобретение необходимого материального и технического оборудования в соответствии с требованиями ФГОС ООО

по плану закупок

III. Организа-ционное обеспечение введения

ФГОС

Создание рабочей группы по подготовке к введению  ФГОС  ООО. Организация её работы

январь 2014

Анализ имеющихся в ОУ условий и ресурсного обеспечения реализации образовательных программ ООО в соответствии с требованиями ФГОС

апрель - сентябрь 2014

Анализ соответствия материально-технической базы реализации ООП ООО действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения.

апрель - сентябрь 2014

Разработка плана - графика повышения квалификации работников ОУ на 2015 г. и последующие 5 лет

сентябрь 2014

Определение списков учебников и учебных пособий для использования в образовательном процессе в соответствии в ФГОС ООО, информационных ресурсов.

ноябрь 2014

март 2015

Определение списков учебников и учебных пособий для использования в образовательном процессе в соответствии в ФГОС ООО, информационных ресурсов.

ноябрь 2014

март 2015

Определение оптимальной для ОО модели организации внеурочной деятельности

февраль 2015

Проведение разъяснительной работы с родителями  обучающихся о ФГОС ООО (сайт, собрания)

в течение

2014-2015 уч. года

IV. Кадровое обеспечение введения

ФГОС

Анализ кадрового обеспечения введения и реализации ФГОС основного общего образования

март-апрель 2015

Создание (корректировка) плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников МБОУ «Школа № 45» в связи с введением ФГОС

январь 2015

постоянно

Организация участия педагогов школы в школьных, региональных, муниципальных  конференциях, семинарах  по  введению ФГОС основного общего образования

постоянно

V. Информаци-онное обеспечение введения ФГОС

Информирование общественности о введении ФГОС основного общего образования через сайт  ОО. Сопровождение разделов (страничек) сайта ОО по вопросам ФГОС

постоянно

Участие в сети Интернет в форуме работников образования по  проблемам введения ФГОС основного общего образования

в течение

2014-2015 гг.

Обеспечение доступа родителей, учителей и обучающихся к электронным образовательным ресурсам ОО, сайту ОО

постоянно

Анкетирование родителей (законных представителей) с целью изучения общественного мнения по вопросам ФГОС НОО, ФГОС ООО

в течение

2014-2015 гг.

Информирование общественности о введении ФГОС основного общего образования через сайт  ОО. Сопровождение разделов (страничек) сайта ОО по вопросам ФГОС

постоянно

VI. Материаль-но-техническое обеспечение введения

ФГОС

Анализ материально-технического обеспечения введения и реализации ФГОС основного общего образования

май-июнь

2015

Обеспечение соответствия материально-технической базы ОУ требованиям ФГОС

май-август 2015, далее - систематически

Обеспечение соответствия санитарно-гигиенических условий требованиям ФГОС

май-август

2015

Обеспечение соответствия условий реализации ООП противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения

май-август

2015

Обеспечение соответствия информационно-образовательной среды требованиям ФГОС

май-август

2015 далее - систематически

Обеспечение укомплектованности библиотечно-информационного центра печатными и электронными образовательными ресурсами

постоянно

Наличие доступа МБОУ «Школа № 45»  к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), размещённым в федеральных и региональных базах данных

постоянно

Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет

постоянно

 

Используемые понятия, обозначения и сокращения

Базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие единство и успешное развитие страны в современных условиях.

Гражданское общество— общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся прежде всего общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)— дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие врéменные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Духовно-нравственное воспитание— педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, усвоения системы общечеловеческих ценностей, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие— осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

ИКТ— информационные и коммуникационные технологии — современные средства обработки и передачи информации, включая соответствующее оборудование, программное обеспечение, модели, методы и регламенты их применения.

ИКТ‑компетентность (или информационная компетентность) профессиональная (для учителя)— умение, способность и готовность решать профессиональные задачи, используя распространённые в данной профессиональной области средства ИКТ.

ИКТ‑компетентность учебная (для обучающегося)— умение, способность и готовность решать учебные задачи квалифицированным образом, используя средства ИКТ.

Индивидуальная образовательная траектория обучающегося— в обязательной части учебного плана: совместный выбор учителем, обучающимся и его родителями (законными представителями) уровня освоения программ учебных предметов; в части, формируемой участниками образовательного процесса: выбор обучающимся и его родителями (законными представителями) дополнительных учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности.

Инновационная профессиональная деятельность— создание и распространение новшеств (технических, потребительских и иных), нового или усовершенствованного процесса на основе результатов научных исследований, научных разработок или иных научных достижений.

Инновационная экономика— экономика, основанная на знаниях, создании, внедрении и использовании инноваций.

Информационная деятельность— поиск, запись, сбор, анализ, организация, представление, передача информации, проектирование и моделирование, осуществляемые человеком; информация при этом представляется в виде взаимосвязанной системы текстов, числовых данных, программных кодов, изображений, звуков, видео.

Информационное общество— историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительной чертой является создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Компетентность— качественная характеристика реализации человеком сформированных в образовательном процессе знаний, обобщённых способов деятельности, познавательных и практических умений, компетенций, отражающих способность (готовность) человека активно и творчески использовать полученное образование для решения личностно и социально значимых образовательных и практических задач, эффективного достижения жизненных целей.

Компетенция— актуализированная в освоенных областях образования система ценностей, знаний и умений (навыков), способная адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникающих проблем.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России— методологическая основа разработки и реализации Стандарта, определяющая характер современного национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи, основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Национальное самосознание (гражданская идентичность)— разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национального самосознания (идентичности) составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба.

Образовательная среда— дидактическое понятие, совокупность внутренних и внешних условий и ресурсов развития и образования обучающихся. Образовательная среда нацелена на создание целостности педагогических условий для решения задач обучения, развития и воспитания обучающихся.

Патриотизм— чувство и сформировавшаяся гражданская позиция верности своей стране и солидарности с её народом, гордости за своё Отечество, город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался, готовности к служению Отечеству.

Планируемые результаты— система обобщённых личностно ориентированных целей образования, уточнённых и дифференцированных по учебным предметам, для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке, с·учётом ведущих целевых установок изучения каждого учебного предмета, а также возрастной специфики обучающихся.

Программа формирования универсальных учебных действий— программа, регулирующая различные аспекты освоения метапредметных знаний и способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Содержит описание ценностных ориентиров на каждой ступени общего образования, связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, а также характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Социализация— усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.

Стандарт— федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Толерантность— терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Учебная деятельность— систематически организованная педагогом деятельность обучающихся, направленная на преобразование и расширение их собственного опыта на основе воссоздания и опробования культурных форм и способов действия.

Федеральные государственные образовательные стандарты— нормативные правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

ШМС – школьный методический совет