Пояснительная записка

Программа составлена на основе

Федерального Государствен­ного образовательного стан­дарта основного общего образова­ния, утверждённого приказом Министерства образова­ния и науки РФ  от 17.12. 2010г. №1897;

Учебного плана МБОУ «Школа № 45»

Примерные программы по учебным предметам.Математика 5-6классы.Москва «Просвещение»,2015год.

Математическое образование является обязательной и не­отъемлемой ча­стью общего образова­ния на всех ступенях школы. Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:

I   В направлении  личностного развития:

$1      формирование представлений о математике, как части общечеловече­ской культуры, о значимости математики в раз­витии цивилизации и современ­ного общества;

$1      развитие логического и критического мышления, куль­туры речи, способно­сти к умствен­ному эксперименту;

$1      формирование интеллектуальной честности и объектив­ности, способно­сти к преодоле­нию мыслительных стереоти­пов, вытекающих из обыденного опыта;

$1      воспитание качеств личности, обеспечивающих соци­альную мобиль­ность, способ­ность принимать самостоятель­ные решения;

$1      формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современ­ном информа­ционном обществе;

$1      развитие интереса к математическому творчеству и ма­тематических способ­ностей;

II В метапредметном направлении:

$1      развитие представлений о математике как форме опи­сания и методе позна­ния действи­тельности, создание условий для приобретения первоначаль­ного опыта математиче­ского моделирования;

$1      формирование общих способов интеллектуальной дея­тельности, характер­ных для мате­матики и  являющихся осно­вой познавательной куль­туры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

III  В предметном направлении:

•   овладение математическими знаниями и умениями, не­обходимыми для про­долже­ния образования, изучения смеж­ных дисциплин, применения в повсе­дневной жизни;

• создание фундамента для математического развития, формирования меха­низмов мышле­ния, характерных для мате­матической деятельности.

       Задачи:

$1·         овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучении смежных дисциплин;

$1·         способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

$1·         формировать представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средствах моделирования явлений и процессов;

$1·         воспитывать культуру личности, отношение к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В основе содержания обучения математике лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной. В соответствии с этими видами компетенций выделены главные содержательно-целевые направления  развития учащихся средствами предмета «Математика».

Предметная компетенция. Под предметной компетенцией понимается осведомлённость школьников о системе основных математических представлений и овладение ими необходимыми предметными умениями. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: о математическом языке как средстве выражения математических законов, закономерностей и т.д.; о математическом моделировании как одном из важных методов познания мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: создавать простейшие математические модели, работать с ними и интерпретировать полученные результаты; приобретать и систематизировать знания о способах решения математических задач, а также применять эти знания и умения для решения многих жизненных задач.

Коммуникативная компетенция. Под коммуникативной компетенцией понимается сформированность умения ясно и чётко излагать свои мысли, строить аргументированные рассуждения, вести диалог, воспринимая точку зрения собеседника и в то же время подвергая её критическому анализу, отстаивать (при необходимости) свою точку зрения, выстраивая систему аргументации. Формируются образующие эту компетенцию умения, а также умения извлекать информацию из разного рода источников, преобразовывая её при необходимости в другие формы (тексты, таблицы, схемы и т.д.).

Организационная компетенция. Под организационной компетенцией понимается сформированность умения самостоятельно находить и присваивать необходимые учащимся новые знания. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: самостоятельно ставить учебную задачу (цель), разбивать её на составные части, на которых будет основываться процесс её решения, анализировать результат действия, выявлять допущенные ошибки и неточности, исправлять их и представлять полученный результат в форме, легко доступной для восприятия других людей.

Общекультурная компетенция.Под общекультурной компетенцией понимается осведомленность школьников о математике как элементе общечеловеческой культуры, её месте в системе других наук, а также её роли в развитии представлений человечества о целостной картине мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: об уровне развития математики на разных исторических этапах; о высокой практической значимости математики с точки зрения создания и развития материальной культуры человечества, а также о важной роли математики с точки зрения формировании таких важнейших черт личности, как независимость и критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели и др.

                  Общая характеристика курса  математики в 5-6 классах

В курсе математики 5-6 классов можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика, элементы алгебры, вероятность и статистика, наглядная геометрия. Наряду с этим в содержание включены две дополнительные методологические темы: множества и математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно-методологическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия - «Множества» - служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая – «Математика в историческом развитии» - способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.

Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.

Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывает применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.

Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.

Линия «Вероятность и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволить учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении вероятности и статистики обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

Место курса в учебном плане

Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 5-6 классах основной школы отводит 5 часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 170 уроков. Учебное время может быть увеличено до 6 часов в неделю за счет вариативной части Базисного плана.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

$11.      ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

$12.      формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

$13.      умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смыл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

$14.      первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

$15.      критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

$16.      креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;

$17.      умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

$18.      формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

$11.      способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

$12.      умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

$13.      способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

$14.      умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

$15.      умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

$16.      развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность и учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работ; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

$17.      формирование учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентости);

$18.      первоначального представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники;

$19.      развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

$110.  умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

$111.  умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

$112.  умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;

$113.  понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

$114.  умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

$115.  способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

$11.      умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мыслив устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символьный, графический), развития способности обосновывать суждения. проводить классификацию;

$12.      владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирование представления о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;

$13.      умения формировать арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

$14.      умения пользоваться изученными математическими формулами;

$15.      знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;

$16.      умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

Содержание курса

АРИФМЕТИКА

Натуральные числа. Натуральный ряд. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Понятие о степени с натуральным показателем. Квадрат и куб числа. Числовые выражения, значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях, использование скобок. Решение текстовых задач арифметическими способами. Делители и кратные. Наибольший общий делитель; наименьшее общее кратное. Свойства делимости. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком.

Дроби. Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части. Десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Отношение. Пропорция; основное свойство пропорции. Проценты; нахождение процентов от величины и величины по ее процентам; выражение отношения в процентах. Решение текстовых задач арифметическими способами.

Рациональные числа. Положительные и  отрицательные числа, модуль числа. Изображение чисел точками координатной прямой; геометрическая интерпретация модуля числа. Множество целых чисел. Множество рациональных чисел. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства арифметических действий.

Измерения, приближения, оценки. Зависимости между величинами. Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Примеры зависимостей между величинами скорость, время, расстояние; производительность, время, работа; цена, количество, стоимость и др. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам. Решение текстовых задач арифметическими способами.

ЭЛЕМЕНТЫ АЛГЕБРЫ

Использование букв для обозначения чисел; для записи свойств арифметических действий. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Уравнение, корень уравнения. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий. Декартовы координаты на плоскости. Построение точки по ее координатам, определение координат точки на плоскости.

ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА. ВЕРОЯТНОСТЬ.

КОМБИНАТОРИКА. МНОЖЕСТВА

Представление данных в виде таблиц, диаграмм. Понятие о случайном опыте и событии. Достоверное и невозможное события. Сравнение шансов. Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Множество, элемент множества, пустое множество. Подмножество. Объединение и пересечение множеств. Иллюстрация отношений между множествами с помощью диаграмм Эйлера-Венна.

НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ

Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, правильный многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Изображение геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Равновеликие фигуры. Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Пример сечений. Многогранники, правильные многогранники. Примеры разверток многогранников, цилиндра и конуса. Понятие объема, единицы объема. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба. Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.

МАТЕМАТИКА В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби, недостаточность рациональных чисел для геометрических измерений. Старинные системы записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные систем мер. Десятичные дроби и метрическая система мер. Появление отрицательных чисел и нуля. Л. Магницкий. Л. Эйлер.

Планируемые результаты изучения курса математики в 5-6 классах

Рациональные числа

Ученик научится:

$11.      понимать особенности десятичной системы счисления;

$12.      владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;

$13.      выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;

$14.      сравнивать и упорядочивать рациональные числа;

$15.      выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора;

$16.      использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные математические расчеты.

Ученик получит возможность:

$11.      познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;

$12.      углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;

$13.      научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Действительные числа

Ученик получит возможность:

$11.      развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;

$12.      развить и углубить знания о десятичной записи рациональных чисел.

Измерения, приближения, оценки

Ученик научится:

использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближенными значениями величин.

Ученик получит возможность:

$11.      понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближенными;

$12.      понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.

Наглядная геометрия

Ученик научится:

$11.      распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

$12.      распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;

$13.      строить развертки куба и прямоугольного параллелепипеда;

$14.      определять по линейным размерам развертки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

$15.      вычислять объем прямоугольного параллелепипеда.

Ученик получит возможность:

$11.      вычислять объемы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

$12.      углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

$13.      применять понятие развертки для выполнения практических расчетов.

Нормы оценки:

$11.      Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

1) работа выполнена полностью;

2) в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

3) в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

1) работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

2) допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

1) допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

1) допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2. Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

1)полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;

2)правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

3)продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;

4)отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по за­мечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4»,если

1)он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

2)в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;

3)допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

1)неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);

2)имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, в использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

3)ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

4)при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2»ставится в следующих случаях:

1)не раскрыто основное содержание учебного материала;

2)обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

3)допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу

 

 

 

Алгебра 7-9 класс

Пояснительная записка

            Рабочие программы основного общего образования по алгебре составлены на основе фундаментального ядра содержания общего  образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования. В них также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

            Сознательное овладение учащимися системой алгебраических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

            Практическая значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что ее объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С ее помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

            Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно - научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении алгебре способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

            Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении алгебраических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте алгебры в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, алгебра развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность.Ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения.

            Изучение алгебры, функций, вероятности и статистики существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом. Классификацией и систематизацией. Абстрагированием. Аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.

            Изучение алгебры позволяет формировать умения и навыки умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическая оценка результатов. В процессе изучения алгебры школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и емко, приобрести навыки четкого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.

            Важнейшей задачей школьного курса алгебры является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в алгебре правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить четкие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым алгебра занимает одно из ведущих мест в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, алгебра вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.

Общая характеристика курса

            В курсе алгебры можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика. Наряду с этим в содержание включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно- методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия – «Логика и множества» - служит цели овладения учащимися элементами универсального математического языка, вторая – «Математика в историческом развитии» - способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.

            Содержание линии «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления. Формированию умения пользоваться алгоритмами. А также приобретению практических навыков. Необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе.

            Содержание линии «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разделов математики, смежных предметов и окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира.

            Развитие алгоритмического мышления, необходимого для освоения курса информатики, и овладение навыками дедуктивных рассуждений также являются задачами изучения алгебры. Преобразование символьных форм вносит вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений.

            Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики, вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

            Раздел «Вероятность и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим для формирования у учащихся функциональной грамотности. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев. Перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

            При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

            Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные:

$11)      Сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

$12)      Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

$13)      Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

$14)      Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. Понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

$15)      Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

$16)      Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

$17)      Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;

$18)      Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

$19)      Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Метапредметные:

$11)      Умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

$12)      Умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

$13)      Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

$14)      Осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

$15)      Умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение. Умозаключение и выводы;

$16)      Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

$17)      Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и  общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

$18)      Сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования ИКТ;

$19)      Первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

$110)  Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

$111)   умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной. Точной и вероятностной информации;

$112)  Умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации. Интерпретации, аргументации;

$113)  Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

$114)  Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

$115)  Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

$116)  Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

$117)  Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Предметные:

$11)      Умение работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики, обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;

$12)      Владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей. Формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов. Носящих вероятностный характер;

$13)      Умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

$14)      Умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

$15)      Умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств. Систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;

$16)      Овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций. Описывать их свойства, использовать функционально- графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;

$17)      Овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;

$18)      Умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач,  не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

Арифметика

Рациональные числа. Расширение множества натуральных чисел до множества целых. Множества целых чисел до множества рациональных. Рациональное число как отношениеm/n , где m-целое число,n-натуральное. Степень с целым показателем.

Действительные числа. Квадратный корень из числа. Корень третьей степени. Запись корней с помощью степени с дробным показателем.

            Понятие об иррациональном числе. Иррациональность числа и несоизмеримость стороны и диагонали квадрата. Десятичное приближение иррационального числа.

            Множество действительных чисел; представление действительных чисел бесконечными десятичными дробями. Сравнение действительных чисел.

            Координатная прямая. Изображение чисел точками координатной прямой. Числовые промежутки.

Измерения, приближения, оценки. Размеры объектов окружающего мира, длительность процессов в окружающем мире. Выделение множителя – степени десяти в записи числа. Приближенное значение величины, точность приближения. Прикидка и оценка результатов вычислений.

АЛГЕБРА

Алгебраические выражения. Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных. Преобразование буквенных выражений на основе свойств арифметических действий. Равенство буквенных выражений. Тождество.

            Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлены и многочлены. Степень многочлена. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения. Преобразование целого выражения в многочлен. Разложение многочлена на множители. Многочлены с одной переменной. Корень многочлена. Квадратный трехчлен; разложение квадратного трехчлена на множители

            Алгебраическая дробь. Основное свойство алгебраической дроби. Сложение, вычитание, умножение, деление алгебраических дробей. Степень с целым показателем и ее свойства.

            Рациональные выражения и их преобразования. Доказательство тождеств.

            Квадратные корни. Свойства арифметических квадратных корней и их применение к преобразованию числовых выражений и вычислениям.

Уравнения. Уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Свойства числовых равенств. Равносильность уравнений.

            Линейное уравнение. Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение уравнений, сводящихся к линейным и квадратным. Примеры решения уравнений третьей и четвертой степеней. Решение дробно-рациональных уравнений.

            Уравнение с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными, примеры решения уравнений в целых числах.

            Система уравнений с двумя переменными. Равносильность систем. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и сложением. Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными.

            Решение текстовых задач алгебраическим способом.

            Декартовы координаты на плоскости. Графическая интерпретация уравнения с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными; угловой коэффициент прямой; условие параллельности прямых. Графики простейших нелинейных уравнений: парабола, гипербола, окружность. Графическая интерпретация систем уравнений с двумя переменными.

Неравенства. Числовые неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Равносильность неравенств. Линейные неравенства с одной переменной. Квадратные неравенства. Системы неравенств с одной переменной.

ФУНКЦИИ

Основные понятия. Зависимости между величинами. Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции.  График функции. Свойства функций, их отображение на графике. Примеры графиков зависимостей, отражающих реальные процессы.

Числовые функции. Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики и свойства.  Квадратичная функция, ее график и свойства. Степенные функции с натуральными показателями 2 и 3, их графики и свойства. Графики функций.

Числовые последовательности. Понятие числовой последовательности. Задание последовательности рекуррентной формулой и формулой n-го члена

            Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первыхn-х членов. Изображение членов арифметической и геометрической прогрессий точками координатной плоскости. Линейный и экспоненциальный рост. Сложные проценты.

ВЕРОЯТНОСТЬ   И  СТАТИСТИКА

Описательная статистика. Представление данных в видетаблиц, диаграмм, графиков. Случайная изменчивость. Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах. Представление о выборочном исследовании.

Случайные события и вероятность. Понятие о случайном опыте и случайном событии. Частота случайного события. Статистический подход к понятию вероятности. Вероятности противоположных событий. Независимые события. Умножение вероятностей. Достоверные и невозможные события. Равновозможность событий. Классическое определение вероятности.

Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Комбинаторное правило умножения. Перестановки и факториал.

ЛОГИКА  И  МНОЖЕСТВА

Теоретико-множественные понятия. Множество, элемент множества. Задание множеств перечислением элементов, характеристическим свойством. Стандартные обозначения числовых множеств. Пустое множество и его обозначение. Подмножество. Объединение и пересечение множеств, разность множеств. Иллюстрация отношений между множествами с помощью диаграмм Эйлера- Венна.

Элементы логики. Понятие о равносильности, следовании, употребление логических связокесли…, то…, в том и только в том случае, логическиесвязки и, или.

МАТЕМАТИКА   В  ИСТОРИЧЕСКОМ  РАЗВИТИИ

            История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби, недостаточность рациональных чисел для геометрических измерений, иррациональные числа. Старинные системы записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер. Появление отрицательных чисел и нуля. Л. Магницкий. Л. Эйлер.

            Зарождение алгебры в недрах арифметики. Ал-Хорезми. Рождение буквенной символики. П. Ферма, Ф. Виет, Р. Декарт. История вопроса о нахождении формул корней алгебраических уравнений, неразрешимость в радикалах уравнений степени, большей четырех. Н. Тарталья,Дж. Кардано, Н.Х. Абель, Э. Галуа.

            Изобретение метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Р. Декарт и П. Ферма. Примеры различных систем координат на плоскости.

            Задача Леонардо Пизанского (Фибоначчи) о кроликах, числа Фибоначчи. Задача о шахматной доске.

            Истоки теории вероятностей: страховое дело, азартные игры. П. Ферма и Б. Паскаль. Я. Бернулли. А.Н. Колмогоров.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ИЗУЧЕНИЯ  КУРСА АЛГЕБРЫ  В  7-9  КЛАССАХ

РАЦИОНАЛЬНЫЕ  ЧИСЛА

Выпускник научится:

$11)      Понимать особенности десятичной системы счисления;

$12)      Владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;

$13)      Выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;

$14)      Сравнивать и упорядочивать рациональные числа;

$15)      Выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора;

$16)      Использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты.

Выпускник получит возможность:

$17)      Познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 100;

$18)      Углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;

$19)      Научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ  ЧИСЛА

      Выпускник научится:

$11)      Использовать начальные представления о множестве действительных чисел;

$12)      Владеть понятием квадратного корня, применять его в вычислениях.

Выпускник получит возможность:

$13)      Развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;

$14)      Развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел(периодические и непериодические дроби)

ИЗМЕРЕНИЯ,  ПРИБЛИЖЕНИЯ, ОЦЕНКИ

Выпускник научится:

$11)      Использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближенными значениями величин.

Выпускник получит возможность:

$12)      Понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближенными, что по записи приближенных значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;

$13)      Понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.

АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ  ВЫРАЖЕНИЯ

Выпускник научится:

$11)      Владеть понятиями «тождество», «тождественные преобразования», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;

$12)      Выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;

$13)      Выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;

$14)      Выполнять разложение многочлена на множители.

Выпускник получит возможность:

$15)      Научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приемов;

$16)      Применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.

УРАВНЕНИЯ

Выпускник научится:

$11)      Решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;

$12)      Понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;

$13)      Применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.

Выпускник получит возможность:

$14)      Овладеть специальными приемами решения уравнений и систем уравнений4 уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;

$15)      Применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.

НЕРАВЕНСТВА

Выпускник научится:

$11)      понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;

$12)      Решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;

$13)      Применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.

Выпускник получит возможность научиться:

$14)      Разнообразным приемам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;

$15)      Применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.

ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ. ЧИСЛОВЫЕ  ФУНКЦИИ

Выпускник научится:

$11)      Понимать и использовать функциональные понятия и язык

$12)      Строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;

$13)      Понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.

Выпускник получит возможность научиться:

$14)      Проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики;

$15)      Использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.

ЧИСЛОВЫЕ  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

Выпускник научится:

$11)      Понимать и использовать язык последовательностей;

$12)      Применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессий, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

$13)      Решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;

$14)      Понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую прогрессию – с экспоненциальным ростом.

ОПИСАТЕЛЬНАЯ  СТАТИСТИКА

Выпускник научится использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.

Выпускник получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.

СЛУЧАЙНЫЕ СОБЫТИЯ  И  ВЕРОЯТНОСТЬ

Выпускник научится находить относительную частоту и вероятность случайного события.

Выпускник получит возможность приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов.

КОМБИНАТОРИКА

Выпускник научится решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.

Выпускник получит возможность научиться некоторым специальным приемам решения комбинаторных задач.

Геометрия 7-9 класс

Пояснительнаязаписка

Рабочая программа по геометрии для основной школы разработанав соответствии:

$1·        с требованиями Федерального Государственногообразовательного стандарта общего образования (ФГОС  ООО,  М.: «Просвещение», 2012 год);

$1·        с рекомендациями Программы (Программы по учебнымпредметам. Геометрия.7-9 классы. М.: «Просвещение»,2012);

$1·        с авторской программой (А.В.Погорелов. Программыдля общеобразовательных учреждений.          Геометрия.     7-9       классы.           /сост.Бурмистрова Т.А. - М.: Просвещение, 2014. — 26с.);

$1·        Примерные       программы       по     учебным       предметам.       Геометрия.        7-9

классы.– М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второгопоколения).

Программа по геометрии для основной школы составлена наоснове Фундаментального ядра содержания общего образования и Требованийк результатам освоения основной образовательной программыосновного общего образования, представленных в федеральномгосударственном образовательном стандарте основного общего образованиявторого поколения (личностным, метапредметным, предметным); в соответствиис основными подходами к развитию и формированию универсальныхучебных действий (УУД) для основного общего образования. В нейсоблюдается преемственность с федеральным государственнымобразовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастныеи психологические особенности школьников, обучающихся наступени основного общего образования, учитываются межпредметныесвязи.

В программе учитывается специфика обучения столичныхшкольников, определяемая окружающей их высокотехнологичной средой столичногоме- гаполиса, в том числе высоким уровнем технологическойоснащенности школ (образовательныхкомплексов).

Вклад учебного предмета в достижение целейосновного общегообразования

Овладение учащимися системой геометрических знаний иумений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплини продолженияобразования.

Практическая значимость школьного курса геометрии обусловленатем, что его объектом являются пространственные формы иколичественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовканеобходима для понимания принципов устройства и  использованиясовременной техники, восприятия  научных и  технических понятий и идей.    Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются иизучаются явления и процессы, происходящие вприроде. Геометрияявляетсяоднимизопорныхпредметовосновнойшколы:она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относитсяк предметам естественно-научного цикла, в частности к физике.Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрииспособствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения инавыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельностии профессиональной подготовкишкольников.

Развитие у учащихся правильных представлений о сущностии происхождении геометрических абстракций, соотношении реальногои идеального, характере отражения математической наукой явленийи процессов реального мира, месте геометрии в системе наук ироли математического моделирования в научном познании и впрактике способствует фор формированию качеств мышления, необходимыхдля адаптации в современном информационномобществе.

Требуя от учащихся умственных и волевых усилий,концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрияразвивает нравственные черты личности (настойчивость,целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность,трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умениеаргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способностьпринимать самостоятельныерешения.

Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя ихс индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализоми синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием,аналогией. Активноеиспользованиезадачнавсехэтапахучебногопроцессаразвивает творческие способностишкольников.

При обучении геометрии формируются умения и навыкиумственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путейеё выполнения, критическая оценка результатов. В процессеобучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли яснои исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математическихзаписей.

Важнейшей задачей школьного курса геометрии являетсяразвитие логического мышления учащихся. Сами объектыгеометрических умозаключений и принятые в геометрии правила ихконструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, краткои наглядно вскрывают механизм логических построений и учатих применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место вформировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрываявнутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты иизящества математических рассуждений, способствуя восприятиюгеометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вкладв эстетическое воспитание учащихся. Её изучение развиваетвоображение школьников, существенно обогащает и развивает ихпространственные представления.

Общая характеристика учебногопредмета

В курсе можно выделить следующие содержательные линии:«Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», «Измерениегеометрических величин», «Координаты», «Векторы», «Логика и множества», «Геометрияв историческомразвитии».

Материал, относящийся к линии «Наглядная геометрия»(элементы наглядной стереометрии) способствует развитиюпространственных представлений учащихся в рамках изученияпланиметрии.

Содержание разделов «Геометрические фигуры» и«Измерение геометрических величин» нацелено на получение конкретных знанийо геометрической фигуре как важнейшей математической модели дляописания окружающего мира. Систематическое изучение свойствгеометрических фигурпозволитразвитьлогическоемышлениеипоказатьприменениеэтих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера,а такжепрактических.

Материал,      относящийся к          содержательным       линиям           «Координаты»          и

«Векторы», в значительной степени несёт в себе межпредметныезнания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежныхпредметах.

Особенностью линии «Логика и множества» является то,что представленный здесь материал преимущественно изучаетсяпри рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующийматериал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у нихумения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменнойречи.

Линия «Геометрия в историческом развитии» предназначенадля формирования представлений о геометрии как части человеческойкультуры, для общего развития школьников, для созданиякультурно-исторической средыобучения.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМПЛАНЕ

В соответствии с требованиями Федерального государственногообразо- вательного стандарта основного общего образования предмет«Геометрия» изучается с 7-го по 9-йкласс.

Федеральный базисный учебный план для образовательныхучреждений Российской   Федерации   отводит    в течение  2 учебных часа в неделю  в течение каждого года обучения, всего 204 урока. Учебное время может быть увеличено до 3 уроков в неделю за счет вариативной части Базисного плана.

Требования  к результатам освоения содержания курса

Программа обеспечивает достижение следующих результатовосвоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные:          

$11.      формирование ответственного отношения к учению, готовностии способности обучающихся к саморазвитию и самообразованиюна основе мотивации к обучению и познанию, выборудальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессийи профессиональных предпочтений, осознанномупостроению индивидуальной образовательной траектории с учётомустойчивых познавательных интересов;

$12.      формирование целостного мировоззрения,соответствующего современному уровню развития науки и общественнойпрактики;

$13.      формирование коммуникативной компетентности в общениии сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшимив образовательной, общественно полезной,учебно-исследовательской, творческой и других видахдеятельности;

$14.      умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устнойи письменной' речи, понимать смысл поставленной задачи,выстраивать аргументацию, приводить примеры иконтрпримеры;

$15.      критичность мышления, умение распознавать логическинекорректные высказывания, отличать гипотезу отфакта;

$16.      креативность мышления, инициативу, находчивость, активностьпри решении геометрических задач;

$17.      умение контролировать процесс и результат учебнойматематической деятельности;

$18.      способность к эмоциональному восприятию математическихобъектов, задач, решений,рассуждений

Метапредметные:

$11.      умение самостоятельно планировать альтернативные путидостижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способырешения учебных и познавательныхзадач;

$12.      умение осуществлять контроль по результату и по способу действияна уровне произвольного внимания и вносить необходимыекоррективы;

$13.      умение адекватно оценивать правильность илиошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность исобственные возможности еёрешения;

$14.      осознанное владение логическими действиями определенияпонятий, обобщения, установления аналогий, классификации наоснове самостоятельного           выбора           основанийи критериев, установления родовидовыхсвязей;

$15.      умение устанавливать причинно-следственные связи,строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивноеи по аналогии) и выводы;

$16.      умение создавать, применять и преобразовыватьзнаково- символические средства, модели и схемы для решения учебныхи познавательных задач;

$17.      умение организовывать учебное сотрудничество исовместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способыработы; умение работать в группе: находить общее решение иразрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своёмнение;

$18.      формирование и развитие учебной иобщепользовательской компетентности в области использованияинформационно- коммуникационных технологий(ИКТ-компетентности);

$19.      первоначальные представления об идеях и о методах математики какоб универсальном языке науки и техники, о средствемоделирования явлений ипроцессов;

$110.  умение видеть математическую задачу в контекстепроблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающейжизни;

$111.  умение находить в различных источниках информацию,необходимую для решения математических проблем, и представлять её впонятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной,точной и вероятностнойинформации;

$112.  умение понимать и использовать математические средстванаглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации,интерпретации, аргументации;

$113.  умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач ипониматьнеобходимость ихпроверки;

$114.  умение применять индуктивные и дедуктивные способырассуждений, видеть различные стратегии решениязадач;

$115.  понимание сущности алгоритмических предписаний иумение действовать в соответствии с предложеннымалгоритмом;

$116.  умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создаватьалгоритмы для решения учебных математическихпроблем;

$117.  умение планировать и осуществлять деятельность, направленнуюна решение задач исследовательскогохарактера

Предметные:

$11.      овладение базовым понятийным аппаратом по основнымразделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях(число, геометрическая фигура, вектор, координаты) какважнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучатьреальные процессы иявления;

$12.      умение работать с геометрическим текстом (анализировать,извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мыслив устной и письменной речи с применениемматематической терминологии и символики, использовать различные языкиматематики, проводить классификации, логические обоснования,доказательства математических утверждений;

$13.      овладение навыками устных, письменных,инструментальных вычислений;

$14.      овладение геометрическим языком, умение использовать егодля описания предметов окружающего мира, развитиепространственных представлений и изобразительных умений, приобретениенавыков геометрических построений;

$15.      усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах,а также на наглядном уровне — о простейших пространственныхтелах, умение применять систематические знания о них длярешения геометрических и практическихзадач;

$16.      умение измерять длины отрезков, величины углов,использовать формулы для нахождения периметров, площадей иобъёмов геометрических фигур;

$17.      умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплинс использованием при необходимости справочных материалов,калькулятора, компьютера.

Содержание курса

Наглядная геометрия. Наглядные представления опространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера,конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примерысечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примерыразвёрток многогранников, цилиндра иконуса.

Понятие объёма; единицы объёма. Объёмпрямоугольного параллелепипеда,куба.

Геометрические фигуры. Прямые и углы. Точка, прямая,плоскость. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы.Биссектриса угла.

Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярныепрямые. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Перпендикуляри наклонная к прямой. Серединный перпендикуляр котрезку.

Геометрическоеместоточек.Свойствабиссектрисыуглаисерединного перпендикуляра котрезку.

Треугольник. Высота, медиана, биссектриса, средняя линиятреугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства ипризнаки равнобедренного треугольника. Признаки равенстватреугольников. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами иуглами треугольника.

Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. ТеоремаФалеса. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников.Теорема Пифагора. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого углапрямоугольного треугольника и углов от 0 до 180°; приведение к острому углу.Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическоетождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и тогоже угла. Решение треугольников: теорема косинусов и теоремасинусов. Замечательные точкитреугольника.

Четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства ипризнаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция,средняя линиятрапеции.

Многоугольник. Выпуклые многоугольники. Сумма угловвыпуклого многоугольника. Правильныемногоугольники.

Окружность и круг. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральныйугол, вписанный угол, величина вписанного угла. Взаимное расположениепрямой и окружности, двух  окружностей. Касательная и  секущая к  окружности, их свойства. Вписанные и описанные многоугольники. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанныеи описанные окружности правильногомногоугольника.

Геометрические преобразования. Понятие о равенстве фигур. Понятиео движении: осевая и центральная симметрии, параллельный перенос,поворот. Понятие о подобии фигур игомотетии.

Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачина построение: деление отрезка пополам; построение угла, равногоданному; построениетреугольникапотрёмсторонам;построениеперпендикулярак прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на п равныхчастей.

Решение задач на вычисление, доказательство и построениес использованием свойств изученныхфигур.

Измерение геометрических величин. Длина отрезка.  Расстояниеот точки до прямой. Расстояние между параллельнымипрямыми.

Периметрмногоугольника.

Длина окружности, число те; длина дугиокружности.

Градусная мера угла, соответствие между величиной центрального углаи длиной дугиокружности.

Понятие площади плоских фигур. Равносоставленные иравновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площади параллелограмма,треугольника итрапеции.Площадьмногоугольника.Площадькругаиплощадьсектора. Соотношение между площадями подобныхфигур.

Решение задач на вычисление и доказательство сиспользованием изученныхформул.

Координаты. Уравнение прямой. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости.Уравнение окружности.

Векторы. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов.Коллинеарные векторы. Координаты вектора. Умножение вектора на число, суммавекторов, разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.Скалярное произведениевекторов.

Теоретико-множественные понятия. Множество, элементмножества. Задание множеств перечислением элементов, характеристическимсвойством. Подмножество. Объединение и пересечениемножеств.

Элементы логики. Определение. Аксиомы и теоремы.Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Примери контрпример.

Понятие о равносильности, следовании, употребление логических  связок

если ..., то ..., в том и только в том случае, логические связки и,или.

Геометрия в историческом развитии. От землемерия кгеометрии. Пифагор и его школа. Фалес. Архимед. Построениеправильных многоугольников. Трисекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба. История числа π. Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л. Эйлер. Н.И. Лобачевский. История пятогопостулата.

Изобретение метода координат, позволяющего переводить геометрическиеобъектынаязыкалгебры.Р.ДекартиП.Ферма.Примеры различных систем координат наплоскости.

Планируемые результаты изучения курса геометрии в 7 – 9 классах

Наглядная геометрия

              Выпускник научится:

распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;

определять по линейным размерам развертки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

вычислять объем прямоугольного параллелепипеда.

Выпускник получит возможность:

вычислять объемы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

применять понятие развертки для выполнения практических расчетов.

Геометрические фигуры

             Выпускник научится:

пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180о, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);

оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;

решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Выпускник получит возможность:

овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от  противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрического места точек;

приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;

 овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение,  доказательство и исследование;

 научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;

 приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;

приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».

Измерение геометрических величин

Выпускник научится:

использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;

вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;

вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;

решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

             

Выпускник получит возможность:

вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;

приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического  аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.

Координаты

Выпускник научится:

вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;

использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.

Выпускник получит возможность:

овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;

приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;

приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисление и доказательство».

Векторы

Выпускник научится:

оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически,  находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;

находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;

вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.

               Выпускник получит возможность:

овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;

приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение векторного метода при решении задач на вычисление и доказательство».