РУССКИЙ ЯЗЫК ООО
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов
составлена на основе Федерального
компонента государственного стандарта
основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку
для 5-9 классов (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.,
издательство: М.: Просвещение, 2011.)
Программа обеспечивает
преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана
на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку,
созданной с учётом:
· программы духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России;
· фундаментального ядра содержания
общего образования по русскому языку;
· требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования;
· программы развития универсальных учебных
действий.
В соответствии с ФГОС и Примерной
программой содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих
целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
·
воспитание
духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством
самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою
родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего
традиции и культуры других народов;
·
воспитание
уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения
знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения
морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности
родного языка;
·
овладение
русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной
деятельности: развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержательным
компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
·
овладение
навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими
обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать
цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и
самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и
других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную
переработку текста и др.);
· освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Общая характеристика курса
В школе изучается
современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса
русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё
включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных
разновидностях.
Программа содержит:
·
отобранную
в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики
и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и
стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли
языка в жизни общества и т. д., речеведческие понятия, на основе которых
строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных
умений и навыков, сведения об основных нормах русского литературного языка;
·
сведения
о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий
пунктуационных правил.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе
обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение
метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного
подхода, который обеспечивает формирование
и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и
культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками
использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях
общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели
коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и
способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть
готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает
совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования
(слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих
единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся – овладение
нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования
форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в
соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами
русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению
из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.
Второе направление – обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках
русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение
грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией
словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и
особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся – формирование
умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и
языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении
специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает
формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в
соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые
средства.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков
выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и
сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать
звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные
слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и
замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).
Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения
необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о
лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования
орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными
видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка
как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и
истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм
русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность
объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный
подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в
деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на
формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой
компетенции нашла отражение в структуре программы.
Школьный курс русского языка в основной школе предполагает
изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и
словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных
понятиях синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи.
Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения
воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению
интереса к предмету и успешному его изучению.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для
чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в
конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение
пройденного в 1 – 4 классах» определено содержание этой работы, что
продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между
начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением
пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных
знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи
– пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие
понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди
грамматического материала.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для
образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает
обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего
образования в 5 классе в объёме 175 часов, в 6 классе – 210 часов, в 7
классе – 140 часов, в 8 классе – 105 часов, в 9 классе - 105 часов.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому (родному) языку являются:
1)
понимание
русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского
народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих
способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения
школьного образования;
2)
осознание
эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому (родному) языку являются:
1)
владение
всеми видами речевой деятельности:
·
адекватное
понимание информации устного и письменного сообщения;
·
владение
разными видами чтения;
·
способность
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
·
овладение
приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
·
способность
определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
·
умение
воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свёрнутости;
·
способность
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
·
соблюдение
в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
·
умение
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2)
применение
приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам,
применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. Д.);
3)
коммуникативно
целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения,
совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях
языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о
связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и
общества;
2) понимание места родного языка в
системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о
родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых основ лингвистики;
5) овладение основными стилистическими
ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского
литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),
нормами речевого этикета;
6) опознавание и анализ основных единиц
языка, грамматических категорий языка;
7) проведение различных видов анализа
слова, словосочетания, предложения и текста;
8) понимание коммуникативно-эстетических
возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в
собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
В результате изучения предмета "Русский язык"
Выпускники научатся:
·
Определять
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического,
официально-делового стилей, языка художественной литературы; особенности
основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и
разговорной речи;
·
признаки
текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания,
рассуждения);
·
определять
тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
·
анализировать структуру и языковые особенности
текста;
·
опознавать
основные единицы языка, их признаки; проводить различные виды их анализа;
·
соблюдать
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические,
грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
·
объяснять
с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
·
адекватно
понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста,
основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
·
читать
тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное,
просмотровое);
·
извлекать
информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
·
воспроизводить
текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
·
осуществлять
выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и
ситуацией общения;
·
владеть
различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) · свободно, правильно излагать
свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста
(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно
выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному;
·
соблюдать
в практике речевого общения основные произносительные, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
·
соблюдать
в практике письма основные правила орфографии и пунктуации
· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Выпускники
получат возможность научиться:
Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
·
осознания роли родного языка в развитии
интеллектуальных и творческих способностей личности;
·
значения
родного языка в жизни человека и общества;
·
развития
речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку,
сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
·
удовлетворения
коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях
общения; увеличения словарного запаса;
·
расширения
круга используемых грамматических средств;
· развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Основное содержание
Основное содержание разработанного
курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования
по русскому языку. В ней выделяются три сквозные содержательные линии:
·
содержание,
обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
·
содержание,
обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой)
компетенций;
·
содержание,
обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
В разработанном курсе указанные
содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в
Тематическом планировании.
Содержание курса
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной
компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение
1. Речь и речевое общение. Речевая
ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей
устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи.
Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого
поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного
общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1.
Виды
речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.
Раздел 3. Текст
1. Понятие текста, основные признаки
текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль
текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание,
повествование, рассуждение.
2. Анализ текста с точки зрения его
темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу
речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм
построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме
и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого
высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка:
разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной
литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).
2. Установление принадлежности текста к
определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных
высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и
лингвистической (языковедческой) компетенций
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Осознание важности коммуникативных
умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и
государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности
русского языка.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук
как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение
звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.
2. Орфоэпия как раздел лингвистики.
Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
3. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики.
Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости
согласных. Способы обозначения [j].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики.
Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и
формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка,
суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование
гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
2. Возможность исторических изменений в
структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
3. Осмысление морфемы как значимой
единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики.
Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные
слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа
тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского
языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным
богатством родного языка.
2. Извлечение необходимой информации из
лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов,
антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных
видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в
русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее
грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени
существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари
грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по
грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли.
Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное
употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний
и умений в практике правописания.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели
высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения,
главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений:
двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые,
предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения,
обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь
2. Проведение синтаксического разбора
словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с
точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления
синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в
практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил
правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе
морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос
слов. Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил
правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце
предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки
препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном
предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.
2. Овладение орфографической и
пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных
норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический
анализ при выборе правильного написания слова. Опора на
грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в
предложении. Использование орфографических словарей и справочников по
правописанию.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой
компетенции
Раздел 13. Язык и культура
1. Взаимосвязь языка и культуры, истории
народа. Русский речевой этикет.
2. Уместное использование правил
русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Перечень учебно-методического
обеспечения
Для учителя
1.
Богданова
Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5- 9 классы. - М.: «Просвещение»,
2007 г.
2.
М.Т.Баранов,
Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Обучение русскому языку в 5 классе: Методические
рекомендации к учебнику для 5 класса ОУ. -
М.: Просвещение, 2006.- 110 с.
3.
Василенко
М.В., Лагутина Е.В., Денисова М.А. Грамматика русского языка 5-9 класс (в
таблицах). – М.: Издат-школа, 1997
4.
Водолазькая
С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады.
– Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008
5.
Гдалевич
Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя. – М.:
«Просвещение», 1991
6.
Зельманова
Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции
картин. 5-7 классы. – М.: «Дрофа», 1998
7.
Никитина
Е.И. Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя. – М.: «Просвещение»,
2003
8.
Орг
А.О. Олимпиады по русскому языку. Книга для учителя. - М.: «Просвещение», 2002
9.
Розенталь
Д.А. Справочник по орфографии и пунктуации. – Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во,
1999
Дополнительная
литература
1. Ожегов С.И. Словарь русского
языка/под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н.Ю.Шведовой.-18 издание,
стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 797с.
2. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П.
Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник.:- 2-е издание,
стереотип.- М.: Русский язык, 2001.- 944с.
3. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г.
Словарь грамматических трудностей русского языка.- 3-е издание, стереотип.- М.:
Русский язык, 1997.- 347 с.
4. Резниченко И.Л. Орфоэпический
словарь русского языка: Произношение. Ударение: Резниченко.- М.: ООО
«Издательство Астрель»: ООО»Издательство АСТ», 2004.- 1182с.
5. Н.П.Колесников Словарь слов с
двойными согласными. Ростов н/Д.: Издательство Рост. ун-та, 1995.- 416с.
6. Александрова З.Е. Словарь
синонимов русского языка: под редакцией Л.А.Чешко.- 5-е издание, стереотип.-
М.: Русский язык, 1986.- 600 с.
7. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник
лингвистических терминов. Издание 2-е, исправлено и дополнено, М.,
«Просвещение», 1976, 543с.
8. Лапатухин М.С., Скорлуповская
Е.В., Снегова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка – М., 1981
9. Баранов М.Т., Костяева Т.А.,
Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы (Под ред. Н.М. Шанского) М.,
1993
Материально- технические средства обучения
1. Печатные пособия (таблицы, схемы,
репродукции картин, плакаты, демонстрационные карточки, альбомы
демонстрационного и раздаточного материала)
2. Информационно-коммуникативные
средства (электронные библиотеки, игровые программы)
3. Экранно-звуковые пособия (слайды, диафильмы, видеофильмы)
Список литературы, использованной при
составлении рабочей программы
1. Государственный стандарт общего
образования 2011;
2. Примерная программа основного общего
образования по русскому языку;
3. Баранов М.Т. Программа по русскому
языку для общеобразовательных учреждений к учебникам 5 – 9 классов (авторы:
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский – М.: «Просвещение», 2010);
Вялкова Г.М. Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы (по программам Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М.; Власенкова А.И.) – М.: Глобус, 2010 (Новый образовательный стандарт)
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
«Нормы оценки…» призваны обеспечить
одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку.
В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения
устной и письменной формами русского языка
(критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового
оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы
оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4)
количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из
основных способов учета знаний учета
учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой
связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать
его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка
«5» ставится, если ученик: 1) полно
излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2)
обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить
знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и
самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с
точки зрения норм литературного языка.
Оценка
«4» ставится, если ученик дает ответ,
удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2
ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и
языковом оформлении излагаемого.
Оценка
«3» ставится, если ученик
обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает
материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке
правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения
и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает
ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка
«2» ставится, если ученик
обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого
материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их
смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие
недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к
успешному овладению последующим материалом.
Оценка
«1» ставится, если ученик
обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и
пунктуационной грамотности.
Для
диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать
нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся
данного класса.
Объем
диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса –
100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170
слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные
слова.)
Контрольный
словарный диктант проверяет усвоение
слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из
следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса –
20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9
класса – 35-40 слов.
Диктант,
имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен
включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать
выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые
в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем
изученным темам.
Для
контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в
данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3
случаями. Из изученных ранее орфограмм и
пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В
целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12
различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и
3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8
классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных
орфограмм и 15 пунктограмм.
В
текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные
орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3
предыдущих уроках).
В
диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7
слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и
труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально
обучались.
До
конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется
объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При
оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и
пунктуационные ошибки:
1) В переносе слов;
2) На правила, которые не включены в школьную программу;
3) На еще не изученные правила;
4) В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не
проводилась специальная работа;
5) В передаче авторской пунктуации.
Исправляются,
но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик
слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля»
(вместо земля).
При
оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует
выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для
характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) В исключениях из правил;
2) В написании большой буквы в составных собственных
наименованиях;
3) В случаях слитного и раздельного написания приставок в
наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не
регулируется правилами;
4) В случаях раздельного и слитного написания «не» с
прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) В написании ы и
и после приставок;
6) В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не
обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …;
не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
7) В собственных именах нерусского происхождения;
8) В случаях, когда вместо одного знака препинания
поставлен другой;
9) В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания
или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать
также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и
том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются
ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в
грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок,
сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в
котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать
другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный –
грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные
ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается
как самостоятельная.
Примечание.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они
считаются за одну ошибку.
При наличии в
контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на
верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии
3-х и более исправлений.
Диктант оценивается
одной отметкой.
Оценка «5»
выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой
орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4»
выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных
ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может
выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3»
выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4
пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе
допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х
пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6
орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются
однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2»
выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7
пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5
орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6
пунктуационных ошибок.
При большем
количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок,
учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание
предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким
пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3»
- 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для
оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной
контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического,
орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид
работы.
При оценке выполнения
дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5»
ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4»
ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3»
ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более
половины заданий.
Оценка «1»
ставится, если ученик не выполнил не одного задания.
Примечание.
Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении
дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта
рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5»
ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4»
ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3»
ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1»
Оценка сочинений и изложений
Сочинения
и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно
излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения
и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела
программы «Развития навыков связной речи».
Примерный
объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе –
150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450
слов.
Объем
текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть
увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится
подготовительная работа.
Рекомендуется
следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы,
в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9
классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа –
4-5 листов.
К
указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как
объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от
стиля и жанра сочинения, от почерка.
С
помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение
использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей
высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение
оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое
оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических,
пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому
языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания
учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь)
считается оценкой по литературе.
Содержание
сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие
работы ученика теме и основной мысли;
полнота
раскрытия темы;
правильность
фактического материала;
последовательность
изложения.
При
оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие
словаря и грамматического строя речи;
Стилевое
единство и выразительность речи;
Число
речевых недочетов.
Грамотность оценивается по
числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и
грамматических.
Оценка
«5» 1. Содержание работы полностью
соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание
излагается последовательно.
4. Работа
отличается богатством словаря, разнообразием используемых
синтаксических
конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое
единство и выразительность текста.
В
целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная,
или 1 грамматическая ошибка.
Оценка
«4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются
незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в
основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные
нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и
грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы
отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе
допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых
недочетов.
Грамотность: допускаются 2
орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3
пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии
орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
1. В работе допущены
существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в
ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены
отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь
и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы
не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается
не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные
ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных
при отсутствии орфографических ошибок (
в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4
грамматичсеские ошибки.
Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено
много фактических неточностей.
3. Нарушена
последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь
между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден
словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо
выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено
стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6
недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных
ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9
пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7
грамматических ошибок.
Оценка «1» В работе допущено более 6 недочетов в
содержании и более 7 речевых недочетов.
Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Примечания.
При оценке сочинения необходимо учитывать
самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его
композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его
хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
1. Если объем
сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при
оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на
одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4»
ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или
при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3;
«3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 ,
4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При
выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
2. Первая оценка
(за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема
высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку
сочинения и изложения распространяются положения об
однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях,
приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного
характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При
оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая
правильность письма.
Если
возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся
только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил
ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и
содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других
особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе,
превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки
«4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая
и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного
умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа
возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего
или близкого вида.