ЛИТЕРАТУРА ООО
Пояснительная
записка.
Настоящая программа по литературе для 5-9 классов создана на основе программы
общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е
издание, М.: Просвещение,2012год. Программа детализирует и раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения
литературы, которые определены стандартом.
Цели и задачи рабочей программы:
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
§ воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою
принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением,
общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к
русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других
народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического
опыта;
§ развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;
формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду
других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной
литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
§ освоение знаний о русской литературе, ее
духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях
русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной
классики;
§ овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Общая характеристика учебного предмета
Литература как искусство словесного
образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая
такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая
степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность,
ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество
воспринимающего .
Литература как один из ведущих
гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию
разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота.
Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих
способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого
и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически
относиться к себе и к окружающему миру.
Общение
школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не
просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как
необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными,
нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к
общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа,
нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как
художественном явлении, вписанном в истрию мировой литературы и обладающем
несомненной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства
народа нашей страны расширяет представление учащихся о богатстве и многообразии
художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной
России.
Художественная
картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов,
языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии
(эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не
случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют
«художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Нормативные
и правовые документы, на основе которых составлена программа:
Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена на основе следующих документов: Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897; Программы общеобразовательных учреждений «Литература», рекомендованные Министерством образования РФ , 5-е издание - М.: «Просвещение», 2010 г. и авторской программы под редакцией В.Я. Коровиной, 2011 г.
Место и роль учебного курса «Литература"
Содержание
школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших
концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные
группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст,
но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с
первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять
стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное
изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских
умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение
литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе
XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная
направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок,
стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными
сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии
писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных
веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе –
внимание к книге.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в
конце курса литературы за 5 класс.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
1)
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской
литературе, к культурам других народов;
2)
самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на
основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их
героев.
Личностные
результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности:
патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории,
языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к
учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения,
ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной
жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности
в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в
общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного
образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры
соответствующей современному уровню экологического
мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и
общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение
к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути
достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки
и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые
средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в
области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–
компетенции);
12)
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные
результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования с
учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в
состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей
ступени общего образования.
Литература:
1) осознание значимости чтения и изучения
литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации,
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа,
мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со
сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,
создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать
своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
В результате изучения предмета "Литература"
Выпускники научатся:
·
осознанно
воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций,
отбирать произведения для чтения;
·
воспринимать
художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю,
современнику и потомку;
·
определять для
себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать
произведения для самостоятельного чтения;
·
выявлять и
интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой
основе формировать собственные ценностные ориентации;
·
определять
актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с
другими читателями;
·
анализировать и
истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя
своё отношение к прочитанному;
·
создавать
собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных
форматах;
·
сопоставлять
произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусствах;
· работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускники получат возможность
научиться:
·
выбирать путь
анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного
текста;
·
дифференцировать
элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую
функцию;
·
сопоставлять
«чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
·
оценивать
интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
·
создавать
собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
·
сопоставлять
произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством
учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного
анализа;
· вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Сведения о
количестве учебных часов
Федеральный
базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской
Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на
этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе —
105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе
—105ч.
Формы
организации образовательного процесса:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Материально-техническое
обеспечение кабинета литературы:
В отличие от существовавших ранее перечней средств
обучения и учебного оборудования по литературе настоящие требования
ориентированы не только на обеспечение наглядности процесса обучения, но и,
прежде всего, на создание необходимых условий для реализации требований к
уровню подготовки выпускников. Государственный стандарт по литературе
предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения,
формирование у учащихся читательской компетенции, потребности в чтении
художественной литературы, широкого культурного кругозора, а также общих
учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, развитие
познавательной, информационной, коммуникативной компетенции.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным
для эффективного решения этих и других задач. Поэтому требования включают не
только продукцию, выпускаемую в настоящее время, но и ориентируют на
перспективу.
В перечнях объектов и средств материально-технического
обеспечения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные
названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в
современных условиях происходит перестройка промышленного сектора,
обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется
содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику
преподавания принципиально новые носители информации. Так, например,
значительная часть учебных материалов, в том числе справочно-энциклопедическая
литература, комплекты иллюстраций, таблицы все чаще размещаются не на
полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их
сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной
электронной библиотеки. Кроме того, многие средства и объекты
материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми, поскольку их
использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных
тем, но и, прежде всего, создание условий для формирования и развития умений и
навыков учащихся.
Таким образом, настоящие рекомендации выполняют
функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой
для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени
общего образования. Они исходят из задач комплексного использования
материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм
учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам
работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности,
формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с
различными типами информации и ее источников. Настоящие требования могут быть
уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных
учреждений, условиям их финансирования, а также исходя из последовательной
разработки и накопления собственной базы материально-технических средств
обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися,
электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).
Специфика
подходов к отбору объектов и средств материально-технического обеспечения
Помещение кабинета литературы должно быть оснащено
книгопечатной продукцией, демонстрационными пособиями на бумажном и электронном
носителях, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения,
создающими дополнительные условия для повышения качества подготовки учащихся.
Особую роль в
этом отношении играет создание технических условий для использования
компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в том числе для
передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена
информацией, использования различных форм презентации результатов
познавательной деятельности).
Реализация принципа вариативности; преемственность на разных
ступенях образования; учет внутрипредметных и межпредметных связей
Учебная техника и наглядные средства
обучения помогают реализовать
межпредметные связи литературы с другими дисциплинами. Интерпретация
литературного произведения в других видах искусств (в иллюстрациях художников, в
музыке, в киноверсии) позволяет выйти за рамки художественного произведения,
найти общие точки соприкосновения между литературой, живописью, графикой,
архитектурой, музыкой, формирует культурный кругозор и содействует глубокому пониманию литературного произведения. Видеофильмы, рассказывающие о
жизни и творчестве писателей, представляющих литературные экскурсии, передают
атмосферу жизни того или иного художника слова, формируют у ученика представления об историческом
контексте творчества писателя.
Наглядные средства обучения способствуют не только более глубокому
постижению знаний и приобретению необходимых умений, но и содействуют решению
задач дифференцированного образования (в
первую очередь реализации этих задач помогает раздаточный материал, ориентированный
на самостоятельную работу учащихся). Видео-фильмы на мультимедийной основе и
учебные CD-ROM по литературе позволяют познакомить учащихся с широкой,
разнообразной, полной информацией по тому или иному вопросу и дать им
возможность самостоятельно выбрать степень глубины этого знакомства. Звуковые
пособия являются наиболее органичными средствами обучения на уроках литературы,
поскольку выразительное чтение, работа над интонационно-смысловой структурой текста - важнейшие приемы в методике изучения
литературы
Характеристика расчета количественных показателей
материально-технического обеспечения
Количество
учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный
кабинет. При этом использование значительной части указанных технических
средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общеучебных
задач. Оснащение этими техническими средствами кабинета литературы
рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения
образовательного учреждения и соответствует Санитарно-эпидемиологическим
правилам и нормам (СанПиН 2.4.2. 178-02.)
Конкретное количество указанных в рекомендациях
средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний
расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных
показателей в таблице используется следующая система символических обозначений:
Ø Д –
демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
Ø К – полный
комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
Ø Ф – комплект
для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то
есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
Ø П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.).
Перечень
основных писательских имен и произведений, изучение творчества которых должно
быть обеспечено наглядными средствами обучения
(по
ступеням образования)
Реализация
программ основного общего образования
Русская
литература
Русский
фольклор (народные сказки, песни,
загадки, пословицы, поговорки, былины)
Древнерусская
литература: «Слово о полку Игореве» и произведения других жанров)
Русская
литература XVIII века: творчество М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль», «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Русская литература XIX века: басни И.А. Крылова, лирика В.А.
Жуковского; комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»; лирика, поэмы, «Повести
Белкина» «Пиковая дама» «Маленькие трагедии», романы: «Дубровский»,
«Капитанская дочка», «Евгений Онегин» А.С. Пушкина; лирика, поэмы «Песня про
царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»,
«Мцыри», роман «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова; лирика поэтов пушкинской поры; повести: «Вечера на
хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Шинель», комедия «Ревизор», поэма
«Мертвые души» Н.В. Гоголя; «Записки
охотника», «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева; лирика Н.А. Некрасова, сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина; рассказы В.М. Гаршина, А.П.
Чехова.
Русская литература XX века: М. Горького, М.М. Зощенко, А.П.
Платонова, К.Г. Паустовского; произведения А.С.
Грина, М.М. Пришвина; поэма «Василий
Теркин» А.Т. Твардовского; рассказ
«Судьба человека» М.А. Шолохова; рассказы В.М.
Шукшина; рассказ «Матренин двор» А.И.Солженицына
Зарубежная
литература
«Илиада»
и «Одиссея» Гомера; античная лирика; «Божественная комедия» Данте; роман «Дон
Кихот» М. Сервантеса; сонеты и трагедии
«Ромео и Джульетта», «Гамлет» У.
Шекспира; комедии Ж.-Б. Мольера; «Фауст» И.-В. Гете; произведения Ф. Шиллера, Э.Т.А.
Гофмана, Дж. Г. Байрона, П. Мериме, Э.А. По, О.
Генри, Д. Лондона; сказка «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери.
Реализация
программ среднего (полного) общего образования
Русская литература XIX века: драма «Гроза» А.Н. Островского; роман «Обломов» И.А. Гончарова; роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева; лирика
Ф.И. Тютчева и А.А. Фета; произведения А.К. Толстого; лирика и поэма «Кому на
Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова; произведения Н.С. Лескова; «История одного города» М.Е.
Салтыкова-Щедрина; роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского; роман-эпопея
«Война и мир» Л.Н. Толстого; рассказы и пьеса
«Вишневый сад» А.П. Чехова.
Русская литература XX века: лирика и рассказы И.А. Бунина; пьеса
«На дне» М. Горького; поэзия конца XIX – начала XX вв.; лирика и поэма «Двенадцать» А.А. Блока;
лирика и поэма «Облако в штанах» В.В. Маяковского; лирика и поэмы С.А. Есенина;
лирика М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама; лирика и поэма «Реквием» А.А.
Ахматовой; лирика и роман «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака; романы «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» М.А.
Булгакова; произведения А.П. Платонова;
роман-эпопея «Тихий Дон» М.А. Шолохова; лирика
А.Т. Твардовского, новеллы из цикла «Колымские рассказы» В.Т. Шаламова; повесть
«Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына; проза, поэзия, драматургия второй половины XX века; литература народов России.
№ |
Наименования
объектов и средств материально-технического
обеспечения |
Необходимое
количество |
Примечания |
||||
Основная
школа |
Старшая
школа |
||||||
Базовый
уровень |
Профильный
уровень |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
|
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
|
|||||
|
Стандарт
основного общего образования по литературе |
Д |
|
|
Стандарт
по литературе, примерные программы, рабочие (авторские) программы входят в
состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета
литературе. |
||
|
Стандарт
среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) |
|
Д |
|
|
||
|
Стандарт
среднего (полного) общего образования
по литературе (профильный уровень) |
|
|
|
|
||
|
Примерная
программа основного общего образования по литературе |
Д |
|
|
|
||
|
Примерная
программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по литературе |
|
Д |
|
|
||
|
Примерная
программа среднего (полного) общего образования (профильный уровень) по литературе |
|
|
|
|
||
|
Авторские
программы по литературе |
Д |
Д |
|
|
||
|
Учебник-хрестоматия
по литературе. 5 кл. |
к |
|
|
В
учебный фонд библиотеки
образовательного учреждения входят комплекты учебников, рекомендованных
(допущенных) Министерством. При
комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно
включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете литературы, и
по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу литературы.
Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических
работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета. |
||
|
Учебник-хрестоматия
по литературе. 6 кл. |
к |
|
|
|||
|
Учебник-хрестоматия
по литературе. 7 кл. |
д |
|
|
|||
|
Учебник-хрестоматия
по литературе. 8 кл. |
д |
|
|
|||
|
Учебник
и хрестоматия по литературе. 9 кл. |
д |
|
|
|||
|
Учебник
по литературе. 10 кл. |
|
д |
|
|||
|
Учебник
по литературе. 11 кл. |
|
д |
|
|||
|
Учебные
издания, соответствующие используемым комплектам учебников: рабочие тетради,
практикумы. Хрестоматии,
книги для внеклассного чтения, учебные пособия, дидактические материалы. |
д |
д |
д |
|||
|
Дидактические
материалы по всему курсу литературы |
|
|
|
Сборники
познавательных и развивающих заданий, а
также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам и курсам. |
||
|
Художественная
литература |
Д |
Д |
|
Основной
фонд библиотеки образовательного учреждения
должен включать художественную литературу, составляющую основу
авторских программ (не менее одного текста на трех учащихся) |
||
|
Методические
пособия по литературе для учителя |
Д |
Д |
|
|
||
|
Справочно-энциклопедическая
литература (Словарь литературоведческих терминов, словарь юного филолога,
Лермонтовская, Пушкинская энциклопедии и проч.) |
Д |
Д |
|
|
||
|
Учебники
и пособия для элективных и факультативных курсов («Зарубежная литература»,
«Древнерусская литература», «Искусство анализа художественного текста» и др.) |
д |
д |
|
|
||
2 |
ПЕЧАТНЫЕ
ПОСОБИЯ |
||||||
|
Таблицы
по литературе по основным разделам курса литературы |
Д |
Д |
Д |
Таблицы
могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и
индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на
электронных носителях. |
||
|
Портреты
писателей (русских и зарубежных) |
Д |
Д |
Д |
|
||
|
Альбомы
демонстрационного материала (по творчеству писателей, литературным
направлениям и проч.) |
Д |
Д |
Д |
Иллюстрации
могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и
индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на
электронных носителях. |
||
|
Альбомы
раздаточного изобразительного материала |
Д |
Д |
Д |
Может
использоваться при построении межпредметных связей (соотнесение
художественных произведений с произведениями живописи, графики,
архитектуры). |
||
3 |
информационно-коммуникативные средства |
||||||
|
Мультимедийные
обучающие программы по основным разделам курса литературы и электронные
учебники |
Д |
Д |
Д |
Мультимедийные
обучающие программы могут быть ориентированы на систему дистанционного
обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать
дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов
стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую
возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня
подготовки учащихся. |
||
|
Электронные
библиотеки по всему курсу литературы. Справочно-энциклопедическая
литература на электронных носителях. |
Д |
Д |
Д |
Электронные
библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов,
объединённых единой системой навигации и ориентированных на различные формы
познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В
состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных,
фрагменты исторических документов, фотографии, видео, анимация, таблицы,
схемы. |
||
4 |
Экранно-звуковые пособия |
||||||
|
Видеофильмы
по основным разделам курса литературы |
Д |
Д |
Д |
Видеофильмы
могут быть в цифровом (компьютерном) виде. |
||
|
Аудиозаписи
и фонохрестоматии по литературе |
|
|
|
|
||
|
Слайды
(диапозитивы) по литературе |
|
|
|
|
||
5 |
Технические средства обучения |
||||||
|
Мультимедийный компьютер |
|
|
|
Тех.требования:
графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков,
аудио-видео входы/выходы, возможности выхода в Интернет. Оснащён
акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных
программ(текстовых, графических и презентационных). |
||
|
Мультимедиапроектор |
|
|
|
Может
входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. |
||
|
Средства
телекоммуникации |
|
|
|
Включают:
электронная почта, локальная школьная
сеть, выход в Интернет, создаются в рамках материально-технического
обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых
финансовых и технических условий. |
||
|
Сканер |
|
|
|
|
||
|
Принтер
лазерный |
|
|
|
|
||
|
Копировальный
аппарат |
|
|
|
Может
входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. |
||
|
Диапроектор
или оверхэд (графопроектор) |
|
|
|
|
||
|
Экран на штативе или навесной |
|
|
|
Мин.
размеры 1,25х1,25 |
||
|
Видеоплейер,DVD-плейер (видеомагнитофон) |
|
|
|
|
||
|
Телевизор
|
|
|
|
Диагональ
не менее 72 см |
||
|
Аудио-центр.
|
|
|
|
С
возможностью использования аудио-дисков CDR |
||
|
Специализированная учебная МЕБЕЛЬ |
||||||
|
Аудиторная
доска (магнитная поверхность) с набором приспособлений для крепления схем,
таблиц и проч. |
|
|
|
|
||
|
Компьютерный
стол |
|
|
|
|
||
|
Ящики для хранения
таблиц |
|
|
|
|
||
|
Укладки для
аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.) |
|
|
|
|
||
|
Штатив
для карт и таблиц |
|
|
|
|
||
|
Шкаф 3-х секционный
(с остекленной средней секцией) |
|
|
|
|
||
Описание
материально-технического обеспечения.
Для учащихся:
1.
Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
2.
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.:
Просвещение, 2009.
3.
Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по
литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
4.
Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2008.
5.
Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред.
М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.
Для
учителя:
1.
Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по
литературе. 5 класс. - М.: ВАКО, 2002.
2. Беляева
Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода
к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М.,
2004.
3.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9
классы. - М.: Дрофа, 2006.
4. Еремина
О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии
Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Еременко. - М.: Изд-во «Экзамен»,
2006.
5.
Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.
5 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М: ВАКО, 2005.
6. Калганова
Т.А. Литература: Сборник упражнений: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
7.
Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение,
2005.
8.
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.:
Просвещение, 2006.
9.
Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др.
«Литература. 5 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2006.
10. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007.
Материальная
база кабинета:
·
компьютер;
·
проектор;
·
экран;
·
видеоплеер;
· телевизор;
2) Комплекты:
·
видеофильмов,
аудиокассет;
·
портреты великих
писателей, композиторов, художников, исторических лиц;
· программные иллюстрации.
3) Программное обеспечение:
·
операционная
система Windows 98/Me (2000/XP);
·
текстовый
редактор MS Word;
4) Электронные пособия:
·
Музыкальная
шкатулка. Хрестоматия для школьников 5-8-х классов на двух CD – ROM. Коллекция
музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов;
·
Библиотека
электронных наглядных пособий. Литература 5-11-х классов. М.: ООО «Дрофа» 2004,
ООО «Физикон» 2004;
·
Алиева Л,
Торкунова Т. Литература для поступающих в вузы. Тестовый комплекс на CD – ROM. М.:
«Айрис-пресс» 2004, Magnamedia 2005;
·
Электронный
сборник критических и литературоведческих работ «Русская литература 19 века в
классических разборах «От Белинского до Лотмана»;
·
1С Познавательная
коллекция. А.С.Пушкин в зеркале двух столетий;
·
Детская
мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
1.Знание
текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2.
Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3.
Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-художественного
содержания изученного произведения.
4
Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при
анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
В связи с этим:
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; об умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно- художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.
Оценка устных ответов
Устный опрос является одним из основных способов контроля знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика необходимо руководствоваться следующими критериями:
1. Полнота и правильность ответа;
2. Степень осознанности, понимания изученного;
3. Речевое оформление ответа.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила к конкретным случаям.
Оценка «5» ставится, если ученик обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий; обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Неудовлетворительная оценка отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Положительные
оценки («5», «4», «3») могут быть выставлены не только за единовременный ответ
(когда на подготовку ученика отводится определенное время), но и за
рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на
протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока
не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его
умения применять знания на практике.