Музыка   ООО

Пояснительная записка 

Данная рабочая   программа по  музыке для  5- 7  классов составлена  в соответствии с  Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  основного общего образования , примерными программами по музыке Д.Б.Кабалевского, авторской и рабочей программы «Музыка» 5-7 классы,  Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, М.      "Просвещение", 2011г.                                                                                   Содержание программы связано с концепцией модернизации художественно-эстетического образования и воспитания школьников средствами музыки с учетом их возрастных особенностей и меняющихся социокультурных потребностей общества.                                                                                                           Цель музыкального образования и воспитания - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры, умение ориентироваться в жизненно-информационном пространстве.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозная,  классическая и современная) в их взаимодействии с другими видами искусства.                                                                                                      Задачи:

- приобщение к музыке как нравственно-эстетическому феномену, раскрывающему духовный опыт поколений.

                     воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием;  стремления к музыкальному самообразованию;

                     развитие общих музыкальных способностей, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса;

                     освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

- овладение художественно-практическими умениями и навыками в  творческой деятельности (слушании, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации,   применение ИКТ).                                                                          

Приоритетными в  программе 5-7 классов, как и в программе  начальной школы, являются следующие аспекты ее содержания:  -введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного искусства;

-воспитание любви к своей культуре, народу, восприятие иных культур;

- совершенствование «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов литературы, изобразительного искусства.

-освоение учащимися закономерностей музыкального искусства, жанров, стилей, языка народных произведений, религиозной музыки, классики и современной музыки.

Основные методические принципы построения программы: -Принцип увлеченности, принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя, тождество и контраст, принцип интонационности, принцип диалога культур.

 В соответствии с базисным учебным планом  предмет «Музыка» изучается в 5-7 классах в объеме примерно 105 часов ( по 35 часов в каждом классе, из расчета  один час в неделю).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

1. Воспитание  творческой памяти — важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды  обеспечит привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся, готовность к сотрудничеству в современном поликультурном пространстве.

2. Дальнейшее обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности с  элементами музыкального самообразования. Постижение музыкального искусства на данном этапе становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников.

       3.Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на углубление полученных знаний, опыта, развитие интереса.                                                   Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на  общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации.

Виды музыкальной деятельности: хоровое, ансамблевое, сольное пение; пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения;  импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические ), инсценирование  песен, сюжетов пьес; освоение элементов музыкальной грамоты. Помимо этого- размышления о музыке, импровизации ,   проектная деятельность и др.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного предмета  «Музыка»                                                    

Личностные результаты:

      чувство гордости за свою Родину,  ее историю; осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа,  края;

      ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

     - готовность и способность к диалогу и взаимопониманию; этические чувства доброжелательности и  отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

      коммуникативная компетентность в общении  со сверстниками в разных  видах деятельности;участие в  жизни школы ;                     признание   бережного отношения к окружающей среде, к  ценностям семейной жизни;

      целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его  единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

       эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты:

      умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать выполнение учебной задачи и  возможности ее решения, вносить  коррективы для достижения запланированных результатов;

     владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

      умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

      смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

     умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

     умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников,  взаимодействовать и работать в группе;

      формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством, к самообразованию.

Предметные результаты:

      сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни  человека и общества;

     развитие общих музыкальных способностей школьников (памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства;

      сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание, пение, музицирование,  музыкально-пластическое движение и др.);

      воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

     расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию;

    овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как  образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями;

      приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии.

      сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.                                                       .

 Планируемые результаты изучения учебного предмета «Музыка»

Выпускник научится:

     наблюдать за явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;

     понимать специфику музыки и выявлять родство и различие художественных образов разных искусств;

     выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении;

      раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;

      понимать особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание  произведения;

     осуществлять исследовательскую деятельность, участвуя в творческих проектах; проявлять инициативу в организации и проведении концертов,  спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;

      разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры,       владеть терминологией, называть имена выдающихся отечественных      и           

зарубежных композиторов, музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

     определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;

      применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.                                                                                                                                                      

Выпускник получит возможность научиться:

·         реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

·           организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх;              

·               адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;            

·                оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции;        

·                    реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

·           использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

·           владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

Содержание учебного предмета «Музыка»

Основное  содержанием курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации».                                                       

Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке.

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и формы.

Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIXXX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVIIXVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).

Музыка в современном мире: традиции и инновации.

Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.

Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз.Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.

Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент,acapella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый.

Начиная с VI класса в учебники «Музыка» введен раздел  «Исследовательский проект», который  ориентирует учащихся на постижение в индивидуальной и коллективной деятельности вечных тем искусства и жизни.

В предлагаемых проектах могут взаимодействовать  формы урочной и внеурочной деятельности учащихся:  индивидуальное и коллективное музицирование, театрализация  художественных произведений, жизненных впечатлений школьников, творческие работы(изготовление альбомов, газет, составление коллекций, съемка видеофильмов, рисование, конструирование, литературное творчество).

Итогом деятельности по проекту может стать защита письменной творческой  работы  в форме компьютерной презентации, КВН, музыкального спектакля  и др.

 Критерии оценки ученического проекта:

•          актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность и значимость работы;

полнота и логичность раскрытия темы, ее законченность;

умение делать выводы и обобщения;

•          самостоятельность суждений, уровень творчества участников проекта, оригинальность раскрытия темы, решений;

•          умение аргументировать собственную точку зрения;

•          художественное оформление проекта.

 

  Содержание программы представлено нижеперечисленными темами.

5 класс

В программе рассматривается взаимодействие музыки  с художественными образами других видов искусства: литературы, изо, театра, кино. Рабочая программа состоит из двух разделов:» Музыка и литература» и «Музыка   и изобразительное искусство».

Раздел 1. «Музыка и литература» 16 ч.

Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств.Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов.Жанры инструментальной и вокальной музыки.Вторая жизнь песни.Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествие в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство» (19 ч.)

Взаимодействие музыки с изобразительным искусством Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Об раз музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись  и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

                                                          6 класс

В данной рабочей программе рассматриваются музыкальные образы в жанрах вокальной и  инструментальной музыки. Программа состоит из двух разделов: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» и «Мир образов камерной и симфонической музыки».

Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16 ч)

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство Поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, канта, реквием). Полифония и гомофония.

Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии поразного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)

Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцу развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.

                                                              7 класс

Основное содержание данной рабочей программы-«Классика и современность». Вечные темы искусства и их претворение в музыке. Направления, стили и жанры классической и современной музыки. Особенности музыкальной драматургии и образов в произведениях крупных жанров. Стиль композитора, исполнителя, музыки разных эпох.

Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки(16 ч)

Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанров разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического paзвития образов.

Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.

Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18ч)

Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.

Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений.                                                                                                    

Материально – технического обеспечение образовательного процесса 

Книгопечатная продукция

1.Федеральный  государственный  образовательный  стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.)

2.Программа для общеобразовательных учреждений  «Музыка. 5-7 классы» авт.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М. « Просвещение», 2011.

4. Рабочая программа «Музыка» 5-7 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г.

5. Уроки музыки. 5-6 классы. Поурочные разработки, авт.Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.HYPERLINK "http://www.ozon.ru/context/detail/id/19724139/"С. HYPERLINK "http://www.ozon.ru/context/detail/id/19724139/"Шмагина, М. «Просвещение», 2007 г.

6.Уроки музыки. 7 класс. Поурочные разработки, авт.: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. HYPERLINK "http://www.ozon.ru/context/detail/id/19724139/"Шмагина, М. «Просвещение», 2012 г.

7.Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы, авт.Е. Д. Критская, Л.А. Алексеева, М. « Просвещение», 2011

8.Музыка,  5 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, 2013.

9.Рабочая тетрадь для 5 класс,  авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М. »Просвещение», 2012.

10.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 5 класс.аудиокассеты авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

11.Музыка, 6 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М. «Просвещение», 2012.

12.Рабочая тетрадь для 6 класс,  авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Просвещение», 2013.

13.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 6 класс.авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

14.Музыка, 7 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М. «Просвещение», 2013.

15.Рабочая тетрадь для 7 класс,  авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М. «Просвещение», 2013.

16.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 7 класс.авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

17.Книги о музыке и музыкантах.

18.Научно-популярная литература по искусству.

19.Сборники песен и хоров

20.Е.В. Чернобай. Технология подготовки урока в современной образовательной среде. М., «Просвещение»,2012

21.К.Н. Поливанова. Проектная деятельность школьников. М., «Просвещение», 2011

22.С.И. Заир-Бек, «Развитие критического мышления», М., «Просвещение»,2011

                                                       Печатные пособия

1.Портреты композиторов.

2.Дидактический раздаточный материал (анализ музыки)

3.Карточки для проведения музыкальных викторин

                                                     Экранно-звуковые пособия

1.Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

2.Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

3. Поэтический текст песен.

4. Компакт-диски по творчеству русских и зарубежных композиторов

                                         Цифровые и электронные образовательные ресурсы

1.Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий».

2.Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

3.Мультимедийная программа «Соната».

4.Мультимедийная программа «М. Казиник. Беседы о музыке».

5.Мультимедийная программа «Азбука искусства».

                                          Учебно – практическое оборудование

Музыкальный центр, DVDпроигрыватель с экраном, учебная доска, компьютер,


Музыкальный инструмент (фортепиано), шкаф для хранения литературы.