Музыка ООО
Пояснительная
записка
Данная рабочая программа по музыке для 5- 7 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования , примерными программами по музыке Д.Б.Кабалевского, авторской и рабочей программы «Музыка» 5-7 классы, Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, М. "Просвещение", 2011г. Содержание программы связано с концепцией модернизации художественно-эстетического образования и воспитания школьников средствами музыки с учетом их возрастных особенностей и меняющихся социокультурных потребностей общества. Цель музыкального образования и воспитания - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры, умение ориентироваться в жизненно-информационном пространстве.
Общая
характеристика учебного предмета
Содержание
программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном,
жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства
(фольклор, музыка религиозная,
классическая и современная) в их взаимодействии с другими видами
искусства.
Задачи:
- приобщение к
музыке как нравственно-эстетическому феномену, раскрывающему духовный опыт
поколений.
•
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством
своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным
наследием; стремления к музыкальному
самообразованию;
•
развитие общих музыкальных способностей, эмпатии и
восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала,
художественного вкуса;
•
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального
искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка,
интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и
жизнью;
- овладение
художественно-практическими умениями и навыками в творческой деятельности (слушании,
инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении,
импровизации, применение ИКТ).
Приоритетными
в программе 5-7 классов, как и в
программе начальной школы, являются
следующие аспекты ее содержания: -введение
ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного искусства;
-воспитание
любви к своей культуре, народу, восприятие иных культур;
-
совершенствование «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путем привлечения
образов литературы, изобразительного искусства.
-освоение
учащимися закономерностей музыкального искусства, жанров, стилей, языка народных
произведений, религиозной музыки, классики и современной музыки.
Основные
методические принципы построения программы: -Принцип увлеченности, принцип
триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя, тождество и
контраст, принцип интонационности, принцип диалога культур.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «Музыка» изучается в 5-7 классах в объеме примерно 105 часов ( по 35 часов в каждом классе, из расчета один час в неделю).
Ценностные
ориентиры содержания учебного предмета
1. Воспитание
творческой памяти — важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной
среды обеспечит привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся,
готовность к сотрудничеству в современном поликультурном пространстве.
2. Дальнейшее обогащение
сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов
музыкально-творческой деятельности с
элементами музыкального самообразования. Постижение музыкального
искусства на данном этапе становится сферой выражения личной творческой
инициативы школьников.
3.Программа создана на основе
преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на углубление
полученных знаний, опыта, развитие интереса.
Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и
направлены на общение школьников с
высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения
образцов поп-культуры в средствах массовой информации.
Виды музыкальной деятельности: хоровое, ансамблевое, сольное пение; пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения; импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические ), инсценирование песен, сюжетов пьес; освоение элементов музыкальной грамоты. Помимо этого- размышления о музыке, импровизации , проектная деятельность и др.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты:
• чувство гордости за свою Родину, ее историю; осознание своей этнической и
национальной принадлежности; знание культуры своего народа, края;
• ответственное отношение к учению, готовность и
способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
- готовность и способность к диалогу и
взаимопониманию; этические чувства доброжелательности и отзывчивости, понимание чувств других людей и
сопереживание им;
• коммуникативная компетентность в общении со сверстниками в разных видах деятельности;участие в жизни школы ; признание бережного отношения к
окружающей среде, к ценностям семейной
жизни;
• целостный, социально ориентированный взгляд на
мир в его единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий;
• эстетическое сознание как результат освоения
художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности музыкально-эстетического
характера.
Метапредметные результаты:
• умение анализировать собственную учебную
деятельность, адекватно оценивать выполнение учебной задачи и возможности ее решения,
вносить коррективы для достижения
запланированных результатов;
• владение основами самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, обобщать,
устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и
делать выводы;
• смысловое чтение текстов различных стилей и
жанров;
• умение создавать, применять и преобразовывать
знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли
участников, взаимодействовать и работать
в группе;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий; стремление к самостоятельному
общению с искусством, к самообразованию.
Предметные результаты:
• сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития,
социализации, самообразования,
организации содержательного культурного
досуга на основе осознания роли музыки в жизни
человека и общества;
• развитие общих музыкальных способностей
школьников (памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления,
фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к
явлениям жизни и искусства;
• сформированность мотивационной направленности на
продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание, пение, музицирование, музыкально-пластическое движение и др.);
• воспитание эстетического отношения к миру,
критического восприятия музыкальной
информации, развитие творческих
способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с
театром, кино, литературой, живописью;
• расширение музыкального и общего культурного
кругозора; воспитание музыкального вкуса,
устойчивого интереса к музыке своего
народа, классическому и современному музыкальному наследию;
• овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку
как образное
искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями;
• приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной музыкально-учебной деятельности,
включая информационно-коммуникационные технологии.
• сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. .
Планируемые результаты изучения
учебного предмета «Музыка»
Выпускник научится:
• наблюдать за явлениями жизни и искусства,
выражать свое отношение к искусству;
• понимать специфику музыки и выявлять родство и
различие художественных образов разных искусств;
• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении;
• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в
музыке;
• понимать особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание произведения;
• осуществлять исследовательскую деятельность,
участвуя в творческих проектах; проявлять
инициативу в организации и проведении
концертов, спектаклей, выставок и конкурсов,
фестивалей и др.;
• разбираться в событиях художественной жизни
отечественной и зарубежной культуры, владеть терминологией, называть имена выдающихся отечественных и
зарубежных композиторов, музыкальные
центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
• определять стилевое своеобразие классической,
народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;
• применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Выпускник получит
возможность научиться:
·
реализовывать творческий
потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в
различных видах деятельности;
·
организовывать культурный
досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать
ИКТ в музыкальных играх;
·
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и
проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и
музыкально-поэтического творчества народов мира;
·
оказывать помощь в организации и проведении
школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике
результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение,
инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции;
·
реализовывать собственные творческие замыслы в
различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре
на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом
движении и импровизации);
·
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме
при пении простейших мелодий;
·
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и
участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении
заинтересовавших его музыкальных образов.
Содержание учебного предмета «Музыка»
Основное содержанием курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации».
Музыка
как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая,
стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и
средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная;
вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические
эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество
выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской
интерпретации в музыке.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами
искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт —
художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и
различие выразительных средств разных видов искусства.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом
обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной
правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Музыкальный образ и музыкальная
драматургия. Всеобщность музыкального
языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение,
взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические
образы и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и
контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни.
Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трехчастные, вариации, рондо,
сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и формы.
Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и
интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от
эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и
григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика
национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации.
Народное музыкальное
творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран:
истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская
народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты,
основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского
профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.
Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., ее стилевое
многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм).
Музыкальное творчество композиторов академического
направления. Джаз и симфоджаз.Современная популярная
музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные
технологии в музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся
отечественные и зарубежные исполнители,
ансамбли и музыкальные коллективы. Пение:
соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент,acapella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры:
народный, академический. Музыкальные
инструменты: духовые, струнные, ударные,
современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый.
Начиная с VI класса в
учебники «Музыка» введен раздел «Исследовательский
проект», который ориентирует
учащихся на постижение в индивидуальной и коллективной деятельности вечных тем
искусства и жизни.
В предлагаемых проектах могут
взаимодействовать формы урочной и
внеурочной деятельности учащихся:
индивидуальное и коллективное музицирование, театрализация художественных произведений, жизненных
впечатлений школьников, творческие работы(изготовление альбомов, газет,
составление коллекций, съемка видеофильмов, рисование, конструирование,
литературное творчество).
Итогом деятельности по проекту может
стать защита письменной творческой
работы в форме компьютерной
презентации, КВН, музыкального спектакля
и др.
Критерии оценки ученического проекта:
• актуальность
темы и предлагаемых решений, практическая направленность и значимость работы;
полнота и логичность раскрытия темы, ее
законченность;
умение делать выводы и обобщения;
• самостоятельность
суждений, уровень творчества участников проекта, оригинальность раскрытия темы,
решений;
• умение
аргументировать собственную точку зрения;
• художественное
оформление проекта.
Содержание программы представлено
нижеперечисленными темами.
5 класс
В программе
рассматривается взаимодействие музыки с
художественными образами других видов искусства: литературы, изо, театра, кино.
Рабочая программа состоит из двух разделов:» Музыка и литература» и
«Музыка и изобразительное искусство».
Раздел 1.
«Музыка и литература» 16 ч.
Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные
особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка
русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств
художественной выразительности каждого из искусств.Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов.Жанры
инструментальной и вокальной музыки.Вторая жизнь песни.Писатели и поэты о
музыке и музыкантах. Путешествие в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в
театре, кино, на телевидении.
Использование различных форм музицирования и
творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Раздел 2. «Музыка и
изобразительное искусство» (19 ч.)
Взаимодействие музыки с изобразительным
искусством Исторические события, картины природы, разнообразные характеры,
портреты людей в различных видах искусства. Об раз музыки разных эпох в
изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические
события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и
изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль
дирижера в прочтении музыкального сочинения Образы борьбы и победы в искусстве.
Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая
мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема
защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.
Использование различных форм
музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
6 класс
В данной
рабочей программе рассматриваются музыкальные образы в жанрах вокальной и инструментальной музыки. Программа состоит из
двух разделов: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» и «Мир образов
камерной и симфонической музыки».
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки
(16 ч)
Лирические, эпические, драматические
образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки
(песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня,
ария, хор в оперном спектакле. Единство Поэтического текста и музыки. Многообразие
жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения
для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного
искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской
духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный
концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката,
фуга, канта, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее.
Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные
джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов
искусства в раскрытии поразного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм
музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Раздел 2. Мир
образов камерной и симфонической музыки (18 ч)
Жизненная основа художественных образов
любого вида искусства. Воплощение нравственных исканий человека, времени и
пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов
камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцу
развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст.
Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления,
столкновения конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита,
вступление опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные
иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета.
Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др.
Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада,
этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная
симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и
образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм
музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных
произведений.
7 класс
Основное
содержание данной рабочей программы-«Классика и современность». Вечные темы
искусства и их претворение в музыке. Направления, стили и жанры классической и
современной музыки. Особенности музыкальной драматургии и образов в
произведениях крупных жанров. Стиль композитора, исполнителя, музыки разных
эпох.
Раздел 1.
Особенности драматургии сценической музыки(16 ч)
Стиль как отражение эпохи,
национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанров
разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические,
лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и
изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения
музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив,
ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы
(классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др.
Приемы симфонического paзвития
образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных
сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся
исполнители и исполнительские коллективы. Myзыка в
драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении.
Использование различных форм
музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных
произведений.
Раздел 2.
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18ч)
Сонатная форма, симфоническая сюита,
сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений
и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с
особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого
воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого,
воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр
классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в
современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя:
выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений.
Материально – технического
обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ
Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.)
2.Программа для общеобразовательных
учреждений «Музыка. 5-7 классы» авт.Е.Д.
Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М. « Просвещение», 2011.
4. Рабочая программа «Музыка» 5-7 класс
авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г.
5. Уроки музыки. 5-6 классы. Поурочные
разработки, авт.Е.Д.
Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М. «Просвещение», 2007 г.
6.Уроки музыки. 7 класс. Поурочные
разработки, авт.: Е. Д. Критская, Г. П.
Сергеева, Т. С. Шмагина, М. «Просвещение», 2012 г.
7.Музыка. Планируемые результаты.
Система заданий. 5-7 классы, авт.Е. Д. Критская, Л.А. Алексеева, М. «
Просвещение», 2011
8.Музыка, 5 кл. учебник для общеобразовательных
учреждений, 2013.
9.Рабочая тетрадь для 5 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина
Т.С. М. »Просвещение», 2012.
10.Фонохрестоматии музыкального
материала к учебнику «Музыка» 5 класс.аудиокассеты авт. Критская Е.Д., Сергеева
Г.П., Шмагина Т.С.
11.Музыка, 6 кл. учебник для
общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
М. «Просвещение», 2012.
12.Рабочая тетрадь для 6 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина
Т.С. «Просвещение», 2013.
13.Фонохрестоматии музыкального материала
к учебнику «Музыка» 6 класс.авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
14.Музыка, 7 кл. учебник для
общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
М. «Просвещение», 2013.
15.Рабочая тетрадь для 7 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина
Т.С. М. «Просвещение», 2013.
16.Фонохрестоматии музыкального
материала к учебнику «Музыка» 7 класс.авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П.,
Шмагина Т.С.
17.Книги о музыке и музыкантах.
18.Научно-популярная литература по искусству.
19.Сборники песен и хоров
20.Е.В. Чернобай. Технология подготовки
урока в современной образовательной среде. М., «Просвещение»,2012
21.К.Н. Поливанова. Проектная
деятельность школьников. М., «Просвещение», 2011
22.С.И. Заир-Бек, «Развитие критического
мышления», М., «Просвещение»,2011
Печатные пособия
1.Портреты композиторов.
2.Дидактический раздаточный материал
(анализ музыки)
3.Карточки для проведения музыкальных
викторин
Экранно-звуковые пособия
1.Аудиозаписи и фонохрестоматии по
музыке.
2.Видеофильмы, посвященные творчеству
выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
3. Поэтический текст песен.
4. Компакт-диски по творчеству русских
и зарубежных композиторов
Цифровые и электронные образовательные
ресурсы
1.Мультимедийная программа «Шедевры
музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
2.Мультимедийная программа «Учимся
понимать музыку»
3.Мультимедийная программа «Соната».
4.Мультимедийная программа «М. Казиник.
Беседы о музыке».
5.Мультимедийная программа «Азбука
искусства».
Учебно – практическое оборудование
Музыкальный центр, DVDпроигрыватель с экраном, учебная доска, компьютер,
Музыкальный
инструмент (фортепиано), шкаф для хранения литературы.