Технология ООО
Пояснительная записка
5 – 8 классы
(разработана на основании программы для 5-8 классов по «Технологии» А.Т.Тищенко, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко 2013г)
Цели изучения учебного предмета «Технология»
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» являются:
- формирование представлений о современном производстве и распространённых в нём технологиях
- освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности
- формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда
- овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства
- развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих способностей
- формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности
- воспитание трудолюбия, бережливости аккуратности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда, воспитание гражданских и патриотических качеств личности
- профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование социально обоснованных ценностных ориентаций.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
В данной программе изложено два основных направления технологии: «Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома».
В результате изучения технологии обучающиеся ознакомятся:
- с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства
- с элементами домашней экономики, бюджетом семьи, предпринимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом, себестоимостью продукции
- экологическими требованиями к технологиям, социальными последствиями применения технологий
- производительностью труда, реализацией продукции
- методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве
- информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями
овладеют:
- основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информации, навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности
- умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов
- умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера
- навыками чтения и составления технологической документации, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера
- навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдение культуры труда
- навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями и оборудованием
- умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий
- умение соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно – практические и практические работы.
Основная форма обучения:: учебно – практическая деятельность.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно – практические и практические работы.
Программой предусмотрено выполнение в каждом учебном году творческого проекта.
Место предмета «Технология» в базисном учебном плане
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников.
Базисный учебный план общеобразовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 204 учебных часов для изучения каждого направления образовательной области «Технология». В том числе в 5 и 6 классах – 68 часов из расчёта 2ч в неделю, в 7 и 8 классах – 34 часа из расчёта 1 час в неделю.
Дополнительное время может быть выделено за счёт резерва времени в базисном учебном плане.
С учётом общих требований изучение предмета «Технология» должно обеспечить:
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий
- совершенствование умений осуществлять учебно – исследовательскую деятельность
- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Результаты освоения учебного предмета «Технология»
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работы
- проявление технико – технологического мышления при организации своей деятельности
- формирование основ экологической культуры
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.
Метапредметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология»:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка для себя новых задач в учёбе
- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов
- виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов, проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач
- осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникативных технологий
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей в её решении
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно – трудовой деятельности и созидательного труда
- формирование и развитие экологического мышления
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» подробны изложены в программе, они затронут познавательную и трудовую, мотивационную, эстетическую, коммуникативную и физиолого– психологическую сферы развития обучающихся.
Содержание учебного предмета
Обоснование выбора УМК по технологии
Учебно-методический комплекс под редакцией В.Д.Симоненко наиболее полно отвечает парадигме личностного воспитания подрастающего поколения. Материал нагляден и доступен как ученику, так и учителю
Линия учебно–методических комплектов по технологии для 5 – 8 классов
(авторы: Тищенко А.Т., Синица Н.В., Симоненко В.Д.)
Особенности содержания учебников соответствующих ФГОС:
- содержание учебников построено с учётом межпредметных связей
- методы обучения: упражнения, лабораторно-практические работы, практические работы, выполнение творческих проектов.
- технологические приёмы обработки на примере конкретных объектов,
- реализован системно - деятельностный подход
- содержат обширный иллюстрационный материал
- сквозная рубрика «Коротко о профессиях»
| |||||||||||
Реализация системы оценивания ФГОС на уроках технологии.
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.
Данная технология направлена прежде всего на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.
Основные принципы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП:
- - оценивание является постоянным процессом;
- - в зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание;
- - оценивание может быть только критериальным;
критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
- оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества; оценивать можно только то, чему учат;
- - критерии оценивания и алгоритм выставления отметки должны быть заранее известны и педагогам, и обучающимся (они могут вырабатываться совместно);
- - система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке.
Результаты освоения обучающихся ООП включают в себя:
предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и т.д.);
метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
личностные результаты (система ценностных отношений, интересов обучающихся и др.).
Отличие системы оценивания ФГОС от традиционной системы оценивания:
- Подавляющее большинство образовательных результатов можно сравнить только с его же предыдущими показателями.
- Целью оценочной деятельности является определение комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
- Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП предполагает:
- включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность с целью приобретения ими навыков самооценки и самоанализа (рефлексии).
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), подводятся итоги, это позволяет каждому учащемуся в случае необходимости восполнить пробелы в своих знаниях и закрепить пройденный материал.
- использование критической системы оценивания.
Необходимо обратить внимание на определённые недостатки в учебной деятельности, это ориентирует ученика на более высокий результат, способствует повышению его активности.
Таким образом, подводя первые итоги своей деятельности по развитию навыков самооценки и самоопределению учащихся на уроках технологии, можно сделать следующие выводы:
Критерии оценивания предложенные учащимся делают сам процесс оценивания прозрачным для учителя, ученика и его родителей; такой подход к оценке знаний и умений школьника снимает элементы конфликтности между участниками учебной деятельности, помогают ученику сформировать объективную самооценку и понять, осознать свою конкурентоспособность в коллективе одноклассников, а значит, самостоятельно создать мотивацию для самосовершенствования и видеть пути к успеху.
Оценочный лист стартового мониторинга формирования УУД учащихся 5-х классов
Метапредметные УУД
Критерии |
|
Регулятивные |
|
Умеет следовать предъявляемому образцу, правилу, инструкции |
|
Умеет организовать свою деятельность в процессе познания |
|
Способен к контролю за выполнением учебной задачи |
|
Умеет изложить план предстоящей работы |
|
Умеет определять цели, ставить задачи УД |
|
Умеет объективно оценить свою работу |
|
Умеет корректировать свои действия в их выполнении на основании оценки и учета характера ошибок |
|
ИТОГО |
|
Познавательные |
|
Смысловое чтение |
|
Умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление |
|
ИТОГО |
|
Коммуникативные |
|
Умеет договариваться и конструктивно участвовать в совместной деятельности |
|
Умеет связно построить предложение или короткий рассказ |
|
Умеет задавать учебные вопросы |
|
Умеет взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности |
|
Умеет слушать собеседника и адекватно реагировать на его высказывания |
|
Умеет спорить без агрессии |
|
Умеет выполнять порученные обязанности |
|
ИТОГО |
|
ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ |
|
Методика проведения контроля качества знаний, умений и навыков по технологии.
Контроль – это проверка процесса и результата труда. Контроль в педагогическом труде – это система наблюдения и проверки соответствия педагогического труда, выявление достигнутых успехов учащихся, допущенных ошибок и отклонений.
Основными видами проверки и оценки знаний являются:
1. Констатирующий контроль- констатация уровня знаний, умений, навыков, выставление оценки.
а) текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;
б) четвертная оценка и проверка знаний;
в) годовая оценка знаний;
г) выпускные и переводные экзамены.
2. Корректирующий контроль- диагностика знаний, умений и навыков и коррекция пробелов и ошибок в знаниях, умениях, навыках.
Организация контроля на различных этапах обучения.
В педагогических исследованиях условно выделяются несколько этапов процесса усвоения:
I этап: психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала. Учитель должен быть уверен в том, что “порция” материала, предшествующая вновь изучаемому, усвоена. На этом этапе учитель устанавливает, владеют ли учащиеся опорными знаниями, и устраняет выявленные проблемы.
На этом этапе целесообразно использовать устные формы контроля такие, как опрос (индивидуальный, фронтальный), беседу.
II этап: предъявление новой информации и осмысление её учащимися. После ознакомления с новой информацией учащиеся обычно выполняют задания на применение только, что полученных знаний в наиболее существенных ситуациях. Именно в этот момент и целесообразно контролировать. Для правильного контроля необходимо чётко представлять, что должно быть усвоено школьниками в данной теме и на каждом уровне, каковы наиболее типичные задания в теме.
Используются виды устного, письменного контроля, выполняются практические и лабораторные работы, тестовые задания.
III этап: этап самостоятельного применения учащимися знаний в знакомой и незнакомой ситуации. Самостоятельному решению задач на данном этапе предшествует выполнение заданий по образцу. Для проверки умения применять полученные знания в незнакомых ситуациях в комплекс контролирующих задач полезно включить нестандартные задания на развитие творчества, на самостоятельное составление задач. Целесообразно подумать, можно ли учесть индивидуальные особенности учащихся , если внести некоторые изменения или дополнения в тексты самостоятельной работы . Эффективность контроля во многом зависит от его содержания , методически обоснованный материал для контроля поможет учителю ликвидировать обнаруженные проблемы на различных этапах обучения.
В последнее время пропагандируется такая форма контроля, как тестирование. Тестирование- это форма контроля знаний учащихся, основанное на применении педагогических тестов.
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.
Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.
Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности
Примерный тематический план
5 – 8 классы
Разделы и темы программы |
5кл. |
6кл. |
7кл. |
8кл. |
Технология домашнего хозяйства (11ч) 1.Интерьер кухни, столовой 2.Инттерьр жилого дома 3.Комнатные растения в интерьере 4.Освещение жилого помещения. Предметы искусства и коллекции в интерьере 5.Гигиена жилища 6.Экология жилища 7.Водоснобжение и канализация в доме Электротехника (14ч) 1.Бытовые электроприборы 2. Электромонтажные и сборочные технологии 3.Электротехнические устройства с элементами автоматики
|
2 2 - - - - - - - 1 1 - - |
3 - 1 2 - - - - - - - - - |
2 - - - 1 1 - - - 1 1 - - |
- - - - - - - 2 2 12 6 4 2 |
Кулинария (33ч) 1.Санитарная гигиена на кухне 2.Физиология питания 3.Бутерброды и горячие напитки 4.Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий 5.Блюда из овощей и фруктов 6.Блюда из яиц 7.Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку 8.Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря 9.Блюда из мяса 10.Блюда из птицы 11.Заправочные супы 12.Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду 13.Блюда из молока и кисломолочных продуктов 14.Изделия из жидкого теста 15.Виды теста и выпечки 16.Сладости, десерты, напитки 17.Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет
Создание изделий из текстильных материалов (52ч) 1.Свойства текстильных материалов 2.Конструирование швейных изделий 3.Моделирование швейных изделий 4.Швейная машина 5.Технология изготовления швейных изделий |
14 1 1 2 2 4 2 2 - - - - - - - - - - - -
22 4 4 - 4 10
|
14 - - - - - - - - 4 4 2 2 2 - - - - - -
22 2 4 2 2 12 |
5 - - - - - - - - - - - - -
1 1 1 1 1
8 1 1 1 1 4 |
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - |
Художественные ремёсла (24ч) 1.Декоративно – прикладное искусство 2.Оснвы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно – прикладного искусства 3.Лоскутное шитьё 4.Вязание крючком 5.Вязание спицами 6.Ручная роспись тканей 7.Вышивание
|
8 2 2
4 - - - - |
8 - -
- 4 4 - - |
8 - -
- - - 2 6
|
- - -
- - - - - |
Семейная экономика (6ч) Бюджет семьи |
- - |
- - |
- - |
6 6 |
Современное производство и профессиональное самоопределение (4ч) 1.Сферы производства и разделение труда 2.Профессиональное образование и профессиональная карьера |
-
- - |
-
- - |
-
- - |
4
2 2 |
Технологии творческой и опытнической деятельности (60ч) Исследовательская и созидательная деятельность |
21 21 |
21 21 |
10 10 |
8 8 |
Всего:204ч, 6ч – резервное время |
68 |
68 |
34 |
34 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Технология»
Направление «Технологии ведения дома»
Раздел «Кулинария»
Выпускник научится:
Самостоятельно готовить простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, различных видов теста, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно – гигиенические требования и правила безопасной работы.
Выпускник получит возможность научиться:
Составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма, выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в пищевых веществах, организовывать своё рациональное питание в домашних условиях, применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ,
экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов, оформлять приготовленные блюда, сервировать стол, соблюдать правила этикета, определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов, выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Выпускник научится:
Изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно – прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией, выполнять влажно – тепловую обработку швейных изделий.
Выпускник получит возможность научиться:
Выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий, определять и исправлять дефекты швейных изделий, выполнять художественную отделку швейных изделий, изготовлять изделия декоративно – прикладного искусства, определять основные стили одежды и современные направления моды
Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности»
Выпускник научится:
Планировать и выполнять учебные технологические проекты, выявлять и формулировать проблему, обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, планировать этапы выполнения работ, составлять технологическую карту изготовления изделия, выбирать средства реализации замысла, контролировать ход и результаты проекта.
Выпускник получит возможность научиться:
Организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений, осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта
Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение»
Выпускник научится:
Планировать варианты личной профессиональной карьеры и путём получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда
Выпускник получит возможность научиться:
Планировать профессиональную карьеру, рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства, оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности
Раздел «Электротехника»
Выпускник научится:
разбираться в информации по электротехнике и ориентироваться в электрических схемах, составлять простые электрические схемы, осуществлять процессы сборки и ремонта объектов, содержащих электрические цепи.
Выпускник получит возможность научиться:
Составлять электрические схемы, использовать дополнительные источники информации, осуществлять процессы сборки, регулировки, ремонта объектов, содержащих электрические цепи