Экономика ООО
Содержание данного предмета группируется в два концентра, базирующихся в 5-7 классах на ключевых экономических понятиях и проблемах, а в 8-9 классах - на научных представлениях об экономических институтах и процессах, экономических интересах людей и факторах экономического развития государства, о типах и видах экономических отношений. При этом данная программа основана на системно-деятельностном подходе, что определяет необходимость организации совместной (или индивидуальной) учебно-познавательной и/или учебно-практической деятельности обучающихся, направленной на достижение определенного результата.
Содержание программы предмета Экономика направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций:
- знания ключевых понятий и научной терминологии микро- и макроэкономики и теории государственного регулирования экономики; соответствующих типов и видов экономических отношений;
- умений, специфических для данной предметной области:
- расчета различных экономических показателей;
-анализа ситуации с экономическим содержанием;
- оценки экономических событий (аргументированное мнение);
- формирования модели поведения экономического субъекта;
- основы информационно-познавательной, коммуникативной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- социальной активности, т.е.способности к осуществлению преобразовательной деятельности на основе соблюдения законов и осознания ответственности перед семьей , обществом, государством, человечеством; основ гражданской идентичности и социально- профессиональной ориентации.
В основу построения программы положен модульный принцип. Каждый год обучения предполагает освоение не только модулей, имеющих целостный характер содержания экономических знаний но и проектных модулей. Цель проектных модулей – освоить систему проектных действий в процессе реализации проектной деятельности, а к окончанию курса сформировать проектную компетентность выпускников основной школы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Понятия
Умения
Модуль 1. Введение в экономику
Выбор как экономическая проблема. Предпосылки выбора.
Необходимость выбора. Альтернативная стоимость.
Сетка принятия решений: варианты и критерии выбора.
Обосновывать необходимость выбора. Приводить примеры ситуаций
выбора. Определять альтернативную стоимость.
Применять сетку принятия решений для обоснования выбора
Основные вопросы экономики: Что? Как? Для кого?
Типы экономических систем: традиционная, командная, рыночная.
Смешанная экономика.
Экономические и неэкономические стимулы
Различать, как решаются основные вопросы экономики в различных экономических системах. Различать традиционную, командную, рыночную экономические системы; смешанную экономику. Приводить примеры преимуществ экономических и неэкономических стимулов
Модуль 2. Экономические ресурсы и факторы производства
Экономические ресурсы (труд, земля, капитал, предпринима-тельство, информация). Факторы производства. Доходы на факторы производства: зарплата, рента, процент, прибыль.
Различать экономические ресурсы и факторы производства. Приводить примеры и классифицировать экономические ресурсы. Выделять предпринимательство как особый фактор производства
Модуль 3. Производство товаров и услуг
Процесс производства. Затраты на производство товаров и услуг. Доходы от продажи произведенных товаров и услуг. Прибыль от продажи товаров и услуг. Взаимосвязь прибыли, доходов и затрат. Цена как сумма затрат на производство единицы продукции и прибыли от единицы проданной продукции.
Объяснять производство как процесс. Знать, из чего складывается цена. Уметь рассчитать доходы, прибыль. Решать типовые задачи на расчет доходов, прибыли, цены
Модуль 4. Деньги
История возникновения денег. Деньги в Российском государстве. Виды денег. Свойства денег. Функции денег: средство измерения ценности, средство обмена, средство сбережения, средство платежа.Количество денег, необходимое для экономики страны.
Различать свойства и функции денег. Объяснять роль денег в каждой из четырех функций.Классифицировать деньги по видам и выявлять преимущества различных видов денег. Различать средства обеспечения денег в экономике страны в прошлом и в настоящее время
Модуль 5. Торговля
Торговля как посредник между производителем и потребителем. Оптовая и розничная торговля. Организационные формы торговли: аукцион, биржа, магазин (оптовые и розничные, специализирован-ные и универсальные). Реклама, рекламная стратегия, требования к рекламе. Роль рекламы, положительные и отрицательные последствия рекламы
Объяснять выгоду для производителей и потребителей от торговли как посреднической деятельности. Различать оптовую и розничную торговлю по способу организации и ценам; приводить примеры.Приводить примеры товаров, которые можно купить на аукционе, бирже, в магазине. Уметь рекламировать товары (услуги).
Модуль 6. Роль государства в экономике
Цели государства в экономике: экономическая свобода, экономическая эффективность, экономическое равенство, экономическая безопасность, полная занятость, стабильность цен, экономический рост, экономическое развитие. Случаи несостоятельности рынка. Внешние (побочные) эффекты:
отрицательные и положительные. Функции государства в экономике: перераспределение доходов, стабилизация экономического развития, защита конкуренции, обеспечение общественными благами, ограничение отрицательных внешних эффектов.
Основные расходы государства.
Налоги как источник доходов государства. Необходимость
уплаты и сбора налогов.
Взаимосвязь между налоговыми поступлениями и выполнением
государством своих функций.
Налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.
Государственный бюджет как план доходов и расходов государства. Дефицит, профицит, баланс бюджета
Перечислять цели и функции государства.
Доказывать необходимость уплаты налогов.
Объяснять взаимосвязь между величиной налоговых поступлений и возможностью государства выполнять свои функции.
Решать типовые задачи по расчету налога на прибыль и подоходного налога.
Выявлять причины несостоятельности рынка.
Приводить примеры положительных и отрицательных внешних эффектов.
Приводить примеры общественных товаров и услуг
Модуль 7. Проектная деятельность обучающихся
Планирует и выполняет учебный проект:
- анализирует учебную ситуацию;
- выявляет и формирует проблему проекта;
- определяет цель и задачи проекта;
- разрабатывает характеристики проектного результата/ продукта (выдвигает гипотезу исследования);
- определяет критерии оценки проектного результата/продукта;
- создает продукт;
- контролирует ход и результаты выполнения проекта;
- представляет результаты выполненного проекта;
- оценивает качество проектного продукта по разработанным критериям и проектных действий участников проекта.
2. ТРЕБОВАНИЯ К МЕТАПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ
ученик научится:
- совместно с другими обучающимися или при помощи учителя формулировать цели;
- совместно с другими обучающимися или при помощи учителя анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- совместно с другими обучающимися или при помощи учителя планировать пути достижения целей;
-самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия совместно планировать общие способы работы;
- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- давать определения понятий;
- устанавливать причинно- следственные связи;
- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понтия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
- осуществлять сравнение, серацию и классификацию, при помощи учителя выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающие установление причинно- следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
ученик получит возможность научиться:
- устанавливать целевые приоритеты;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
-аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- строить монологическое контекстное высказывание на экономическую тему;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
3. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ
ученик научится:
- основы гражданского поведения на принципах социальной ответственности;
- образ социально- экономического устройства России; гражданский патриотизм, чувство гордости за свою страну;
- признание системы моральных норм и ценностей и их иерархизация; готовность следовать моральным нормам;
- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях;
- готовность к равноправному сотрудничеству; доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты.
ученик получит возможность научиться:
-основ социально- критического мышления ,ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установления взаимосвязи между общественными, политическими и экономическими событиями;
- потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- потребности в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- умения строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
- готовности к выбору профильного образования.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ (ПО МОДУЛЯМ)
ученик научится:
Модуль 1. Введение в экономику
- определять выбор как экономическую проблему и обосновывать его необходимость;
- характеризовать типы экономических систем с точки зрения решения основных вопросов экономики
Модуль 2. Экономические ресурсы и факторы производства
- характеризовать факторы производства и доходы по факторам производства;
- приводить примеры бережного использования ресурсов, потребляемых семьей в сфере ЖКХ
Модуль 3. Производство товаров и услуг
- различать понятия «затраты на производство товаров и услуг», «прибыль», «выручка»;
- определять цену товара как сумму затрат на производство единицы продукции и прибыли от единицы проданной продукции.
Модуль 4. Деньги
- различать виды и функции денег;
- объяснять, какое количество денег необходимо государству
Модуль 5. Торговля
- характеризовать торговлю как посредника при получении выгоды производителей потребителей от данного вида деятельности;
- характеризовать организационные формы торговли по способу организации и ценам
- объяснять взаимосвязь торговли и рыночных отношений
Модуль 6. Роль государства в экономике
- называть цели и функции государства в экономике;
- характеризовать государственный бюджет;
-объяснять необходимость уплаты налогов
- приводить примеры положительных и отрицательных внешних эффектов;
- приводить примеры общественных благ;
Модуль 7. Проектная деятельность обучающихся
Планирует и выполняет учебный проект:
- анализирует учебную ситуацию;
- выявляет и формирует проблему проекта;
- определяет цель и задачи проекта;
- разрабатывает характеристики проектного результата/ продукта (выдвигает гипотезу исследования);
- определяет критерии оценки проектного результата/продукта;
- создает продукт;
- контролирует ход и результаты выполнения проекта;
- представляет результаты выполненного проекта;
- оценивает качество проектного продукта по разработанным критериям и проектных действий участников проекта.
ученик получит возможность научиться:
Модуль 1. Введение в экономику
- самостоятельно обосновывать принятое решение, используя сетку принятия решения;
- определять альтернативную стоимость
Модуль 2. Экономические ресурсы и факторы производства
- выделять особенности фактора»предпринимательская деятельность»;
- читать платежные документы за услуги ЖКХ
Модуль 3. Производство товаров и услуг
- рассчитывать себестоимость единицы товара;
- рассчитывать выручку от продажи продукции и прибыль
Модуль 4. Деньги
- рассчитывать объем денежной массы, необходимой государству
Модуль 5. Торговля
- разрабатывать рекламу, ориентируясь на различные рекламные стратегии
Модуль 6. Роль государства в экономике
-объяснять взаимосвязь между налоговыми поступлениями и выполнением обязательств государства;
-объяснять различие между дефицитом и профицитом государственного бюджета
Модуль 7. Проектная деятельность обучающихся
Планирует и выполняет учебный проект:
- анализирует учебную ситуацию;
- выявляет и формирует проблему проекта;
- определяет цель и задачи проекта;
- разрабатывает характеристики проектного результата/ продукта (выдвигает гипотезу исследования);
- определяет критерии оценки проектного результата/продукта;
- создает продукт;
- контролирует ход и результаты выполнения проекта;
- представляет результаты выполненного проекта;
- оценивает качество проектного продукта по разработанным критериям и проектных действий участников проекта.