Пояснительная записка
Рабочая программа по музыкальной литературе для обучающихся 7х – 9х классов составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
2.Основная образовательная программа ООО образовательного учреждения;
3.Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения.
В системе образования с углубленным изучением предметов музыкального цикла большая роль принадлежит теоретическим дисциплинам, в частности, музыкальной литературе. На уроках музыкальной литературы педагог развивает музыкальные и творческие способности учащихся, знакомит с событиями музыкальной жизни, с биографиями крупнейших отечественных и зарубежный композиторов-классиков и наших современников. Также помогает учащимся понять связь искусства с явлениями общественной жизни, эмоционально и эстетически насыщает процесс музыкального воспитания и обучения теоретическими основами музыкального искусства, воспитывает у детей любовь к музыке.
Цель: изучение истории развития музыки.
Задачи:
- изучение творчества композиторов зарубежной и русской классики;
- изучение форм музыкальных произведений, жанров и стилей мирового музыкального искусства;
- развитие умения анализировать музыкальные произведения, средства их выразительности;
- развитие музыкального вкуса;
- развитие через музыку эмоциональной отзывчивости.
Общая характеристика предмета «Музыкальный инструмент»
Предмет «Музыкальная литература» активизирует и развивает потенциальные возможности ребенка, приобщает его к сокровищам мирового искусства.
Обучение музыкальной литературе – важнейший этап в воспитании любителя классической музыки. Данная программа дает широкое представление о развитии музыкального искусства, художественных стилей и направлений, начиная со Средневековья и до наших дней, знакомит с мировыми музыкальными шедеврами русских и зарубежных композиторов. Особое внимание уделено темам, связанным с развитием русской классической музыки.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Музыкальная литература» входит в часть Учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса. Изучение предмета рассчитано на 3 года в 7-9 классах при нагрузке 1 час в неделю (34 часа в год). Занятия проводятся с целым классом.
Содержание курса
Музыка эпохи барокко (А. Вивальди, И. С. Бах, В.Ф. Глюк)
Венский классицизм (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен)
Романтизм в музыке (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист, И. Брамс, Дж.Верди)
Музыкальный импрессионизм (К. Дебюсси)
Русская музыка до М.И. Глинки
М.И. Глинка
А.С. Даргомыжский
Русская музыкальная культура в 60- 70-е годы XIXвека (М. Балакирев)
А.П. Бородин
Н.А. Римский-Корсаков
М.П. Мусоргский
П.И. Чайковский
С.В. Рахманинов
А.Н. Скрябин
И.Ф. Стравинский
Стили и направления в музыке 20 века (Симфоджаз. Полистилистика)
Д. Гершвин
С.С. Прокофьев
Д.Д. Шостакович
А.И. Хачатурян
Р.К. Щедрин
А.Г. Шнитке
Г. Свиридов
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- целостный взгляд на мир через изучение музыки разных народов;
- уважительное отношение к отечественной музыке и музыке других народов;
- чувство гордости за свою Родину, ее культуру и музыку;
Метапредметные результаты:
- формирование и развитие умений по использованию ИКТ для учебного процесса и самообразования;
- обобщать, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи с целью грамотного изложения явлений музыкального искусства;
- расширение культурного кругозора, воспитание музыкального вкуса;
Предметные результаты:
- углубление знаний по основным стилям, жанрам, формам музыкального искусства,
- углубление знаний общей характеристики творчества русских и зарубежных композиторов, отдельных произведений;
- развитие слуха, памяти и музыкальной грамотности на основе пения главных тем;
- умение преобразовывать знаки и символы незнакомого музыкального произведения для понимания значения и выразительности элементов музыкальной речи;
Планируемые результаты
Выпускник научится:
- ориентироваться в мире классической музыки, определяя на слух музыкальные произведения по их главным темам и исполняя их голосом;
- называть общие черты творчества композиторов и особенности ведущих стилей и жанров музыки, используя правильную терминологию;
- точно интонировать музыкальные отрывки произведений, входящих в учебную программу.
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно общаться с искусством с использованием ИКТ при подготовке презентаций, сообщений, мотивируя тем самым стремление к самообразованию и развивая устойчивый интерес к музыке;
- адекватно оценивать явления отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, собирать музыкальные коллекции;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении несложных музыкальных фрагментов;
- строить суждения об особенностях творчества композиторов-классиков, изучаемых произведений, их композиции, образной сфере, аргументируя свое мнение при помощи сравнения, аналогии, обобщения.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Музыкальный центр, DVD проигрыватель сэкраном, учебная доска, компьютер, музыкальный инструмент (фортепиано), шкаф для хранения литературы.