Пояснительная записка

Рабочая программа по музыкальной литературе для обучающихся 7х – 9х классов составлена в соответствии с нормативными документами:

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;

2.Основная образовательная программа ООО образовательного учреждения;

3.Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения.

В системе образования с углубленным изучением предметов музыкального цикла большая роль принадлежит теоретическим дисциплинам, в частности, музыкальной литературе. На уроках музыкальной литературы  педагог развивает музыкальные и творческие способности учащихся, знакомит с  событиями музыкальной жизни, с биографиями крупнейших отечественных и зарубежный композиторов-классиков и наших современников. Также помогает учащимся понять связь искусства с явлениями общественной жизни, эмоционально и эстетически насыщает процесс музыкального воспитания и обучения теоретическими основами музыкального искусства, воспитывает у детей любовь к музыке.

Цель: изучение истории развития музыки.

Задачи:

  • изучение творчества композиторов зарубежной и русской классики;
  • изучение форм музыкальных произведений, жанров и стилей  мирового  музыкального искусства;
  • развитие умения анализировать  музыкальные произведения, средства их выразительности;
  • развитие музыкального вкуса;
  • развитие через музыку эмоциональной отзывчивости.

Общая характеристика предмета «Музыкальный инструмент»

Предмет «Музыкальная литература» активизирует и развивает потенциальные возможности ребенка, приобщает его к сокровищам мирового искусства.

Обучение музыкальной литературе – важнейший этап в воспитании любителя классической музыки. Данная программа дает широкое представление о развитии музыкального искусства, художественных стилей и направлений, начиная со Средневековья и до наших дней, знакомит с мировыми музыкальными шедеврами русских и зарубежных композиторов. Особое внимание уделено темам, связанным с развитием русской классической музыки.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Музыкальная литература» входит в часть Учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса. Изучение предмета рассчитано на 3 года в 7-9 классах при нагрузке 1 час в неделю (34 часа в год). Занятия проводятся с целым классом.

Содержание курса

Музыка эпохи барокко (А. Вивальди, И. С. Бах, В.Ф. Глюк)

Венский классицизм (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен)

Романтизм в музыке (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист, И. Брамс, Дж.Верди)

Музыкальный импрессионизм (К. Дебюсси)

Русская музыка до М.И. Глинки

М.И. Глинка

А.С. Даргомыжский

Русская музыкальная культура в 60- 70-е годы XIXвека (М. Балакирев)

А.П. Бородин

Н.А. Римский-Корсаков

М.П. Мусоргский

П.И. Чайковский

С.В. Рахманинов

А.Н. Скрябин

И.Ф. Стравинский

Стили и направления в музыке 20 века (Симфоджаз. Полистилистика)

Д. Гершвин

С.С. Прокофьев

Д.Д. Шостакович

А.И. Хачатурян

Р.К. Щедрин

А.Г. Шнитке

Г. Свиридов

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • целостный взгляд на мир через изучение музыки разных народов;
  • уважительное отношение к отечественной музыке и музыке других народов;
  • чувство гордости за свою Родину, ее культуру и музыку;

Метапредметные  результаты:

  • формирование и развитие умений по использованию ИКТ для учебного процесса и самообразования;
  • обобщать,  рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи с целью грамотного изложения явлений музыкального искусства;
  • расширение культурного кругозора, воспитание музыкального вкуса;

Предметные результаты:

  • углубление знаний по основным стилям, жанрам, формам  музыкального искусства,
  • углубление знаний общей характеристики творчества русских и зарубежных композиторов, отдельных произведений;
  • развитие слуха, памяти и музыкальной грамотности на основе пения главных тем;
  • умение преобразовывать знаки и символы незнакомого музыкального произведения для понимания значения и выразительности элементов музыкальной речи;

Планируемые результаты

Выпускник научится:

  • ориентироваться в мире классической музыки, определяя на слух  музыкальные произведения по их главным темам и исполняя их голосом;
  • называть общие черты творчества композиторов и особенности ведущих стилей и жанров музыки, используя правильную терминологию;
  • точно интонировать  музыкальные отрывки произведений, входящих в учебную программу.

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно общаться с искусством с использованием ИКТ при подготовке презентаций, сообщений, мотивируя тем самым стремление к самообразованию и  развивая устойчивый интерес к музыке;
  • адекватно оценивать явления отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий,  собирать музыкальные коллекции;
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении несложных музыкальных фрагментов;
  • строить суждения об  особенностях творчества композиторов-классиков, изучаемых произведений, их композиции, образной сфере, аргументируя свое мнение при помощи сравнения, аналогии, обобщения.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Музыкальный центр, DVD проигрыватель сэкраном, учебная доска, компьютер, музыкальный инструмент (фортепиано), шкаф для хранения литературы.