Изобразительное искусство ООО
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, Концепции духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с «Рабочей программой по Изобразительному искусству». Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5–9 классы – М.: Просвещение, 2011
Основные задачи:
формирование опыта смыслового и эмоционально – ценностного восприятия
визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в
пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально–пространственной
формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям
в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры
как к смысловой, эстетической и личностно–значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно–материальной
и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной
культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития
умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию
визуального образа, на основе его эмоционально–нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Общая
характеристика учебного предмета.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую
образовательную структуру практическую художественно–творческую деятельность,
художественно–эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей
действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет
интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально–пространственных
искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и
декоративно–прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных
искусствах.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства
познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях
современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе – продолжение
художественно–эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе,
которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным
интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его
художественно–творческой активности, овладение образным языком декоративного
искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно –
нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих
представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в
восприятии мира.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено
по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса – «Декоративно–прикладное искусство в жизни человека» –
посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с
фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени
раскрывается свойственный детству наивно–декоративный язык изображения, игровая
атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства
в современной жизни.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности,
интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода,
акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется
в практической, деятельностной форме в процессе личностного
художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности – практическое художественное
творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское
восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
В рабочей программе объединены практические художественно–творческие задания,
художественно–эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей
действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для
глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена
на принципах тематической цельности и последовательности развития курса,
предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание
предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества
учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и
сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует
качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и
личностных и метапредметных результатов обучения.
Основные виды учебной деятельности —
практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты
окружающего мира и произведений искусства.
Практическая
художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность
по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая
опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают
различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь,
пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы),
инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники
(аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная
смена художественных материалов, овладение их выразительными
возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует
интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием
формирования личности каждого.
Восприятие
произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также
овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений
искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование
образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся
является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима
работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного
мышления учащихся
строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности,
т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т.
е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный
образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание
окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных
переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми
материала курса. Конечная цель — духовное развитие
личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного
видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения
опыта художественной культуры.
Восприятие
произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей
задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой
предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия,
помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа
«Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического
творчества учащихся и уроков коллективной творческой
деятельности.
Коллективные формы работы могут
быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый
выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая
деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать
друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий
положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в
своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой
темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия
каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность
школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на
плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и
конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений
искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и
индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор
иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и
литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и
навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре.
Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство,
светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция —
осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках
вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой,
литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение
художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись
человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску
истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися
произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики,
декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство
разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание
художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания,
выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт
творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 5 -9 классов
основной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 170 ч.
Предмет изучается: в 5 классе — 34 ч в год, в 6 классе — 34 ч в год, в 7 классе – 34 ч в год , в 8 классе – 34 ч в год, в 9 классе – 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Ценностные
ориентиры содержания учебного предмета.
Приоритетная цель художественного
образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е.
формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности,
о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая
роль программы состоит также в воспитании гражданственности и
патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом
знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от
родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного
и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур
разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи
искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение
искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать
школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из
окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического
переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми
программного материала. Стремление к выражению своего отношения к
действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса —
развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека,
способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это
является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема
по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через
чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме
личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству
становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально
окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное
отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения
основной образовательной программы общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по изобразительному
искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей
многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся
в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно–творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства
организации общения; развитие эстетического, эмоционально–ценностного
видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к
сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного
вкуса и творческого воображения;
развитие визуально–пространственного мышления как формы эмоционально–ценностного
освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров
и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в
пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов,
классические произведения отечественного и зарубежного искусства,
искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно–материальной
и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах
и жанрах визуально–пространственных искусств: изобразительных (живопись,
графика, скульптура), декоративно–прикладных, в архитектуре и дизайне;
приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических
искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в
разных техниках в различных видах визуально–пространственных искусств, в
специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на
ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и
анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно–значимой
ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Роль искусства и художественной
деятельности в жизни человека и общества
Выпускник
научится:
понимать роль и место искусства в
развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
осознавать потенциал искусства в
познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным
явлениям;
понимать роль искусства в
создании материальной среды обитания человека;
осознавать главные темы искусства и,
обращаясь к ним в собственной художественно–творческой деятельности, создавать
выразительные образы.
Выпускник
получит возможность научиться:
выделять и анализировать
авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
определять эстетические категории
«прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в
произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
различать произведения
разных эпох, художественных стилей;
различать работы великих
мастеров по художественной манере (по манере письма).
Духовно–нравственные проблемы жизни
и искусства
Выпускник научится:
понимать связи искусства с
всемирной историей и историей Отечества;
осознавать
роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных
представлений и в передаче духовно–нравственного опыта
поколений; осмысливать на основе произведений искусства
морально–нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной
позицией; передавать в собственной художественной деятельности красоту
мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и
искусства; осознавать важность сохранения художественных ценностей для
последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города
Выпускник получит возможность научиться:
понимать
гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных
сторон жизни в художественном образе; осознавать необходимость развитого
эстетического вкуса в жизни современного человека; понимать
специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического
над эстетическим.
Язык
пластических искусств и художественный образ
Выпускник
научится:
эмоционально–ценностно
относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в
художественно–творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё
отношение к ним средствами художественного языка;
понимать
роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
создавать
композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя
выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм,
линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения
собственного художественно–творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
создавать
средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно–прикладного искусства
образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры,
характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать,
сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета;
изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания
выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном
конструировании;
использовать
декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий
и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в
собственной художественно–творческой деятельности специфику стилистики
произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных
условий).
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать
и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников; понимать и использовать в художественной работе
материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами,
архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Виды
и жанры изобразительного искусства
Выпускник
научится:
различать
виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное
конструирование и дизайн, декоративно–прикладное искусство) и участвовать в
художественно–творческой деятельности, используя различные художественные
материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать
виды декоративно–прикладных искусств, понимать их специфику;
различать
жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой,
исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно–творческой
деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с
ними для передачи собственного замысла.
Выпускник получит возможность научиться:
определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства; понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств. |
Содержание учебного предмета «Изобразительное
искусство»5 класс
Изобразительное искусство в жизни человека
«Древние корни народного искусства»
·
Древние образы в народном искусстве.
·
Убранство русской избы.
·
Внутренний мир русской избы.
·
Конструкция, декор предметов народного быта.
·
Русская народная вышивка.
·
Народный праздничный костюм.
·
Народные праздничные обряды.
«Связь времен в народном искусстве»
·
Древние образы в современных народных игрушках.
·
Искусство Гжели.
·
Городецкая роспись.
·
Хохлома.
·
Жостово. Роспись по металлу.
·
Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла.
·
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор – человек, общество, время
·
Зачем людям украшения.
·
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
·
Одежда «говорит» о человеке.
·
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»
·
О чём рассказывают нам гербы Белгородской области.
·
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
Декоративное искусство в современном мире
·
Современное выставочное искусство.
·
Ты сам – мастер декоративно–прикладного искусства (Витраж)
·
Ты сам – мастер декоративно–прикладного искусства ( мозаичное панно)
· Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».
Содержание учебного предмета «Изобразительное
искусство» 6 класс
Содержание
тем учебного курса
«Изобразительное искусство в жизни человека»
Виды
изобразительного искусства и основы их образного языка
·
Рисунок – основа изобразительного творчества
·
Линия и ее выразительные возможности
·
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм
пятен
·
Цвет. Основы цветоведения
·
Цвет в произведениях живописи
·
Объемные изображения в скульптуре
· Основы языка изображения
Мир наших вещей. Натюрморт
·
Реальность и фантазия в творчестве художника
·
Изображение предметного мира – натюрморт
·
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
·
Изображение объема на плоскости и линейная
перспектива
·
Освещение. Свет и тень
·
Натюрморт в графике
·
Цвет в натюрморте
· Выразительные возможности натюрморта
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве
·
Образ человека – главная тема искусства
·
Конструкция головы человека и ее пропорции
·
Изображение головы человека в пространстве
·
Графический портретный рисунок и выразительность
образа, человека
·
Портрет в скульптуре
·
Сатирические образы человека
·
Образные возможности освещения в портрете
·
Портрет в живописи
·
Роль цвета в портрете
· Великие портретисты
Человек и пространство в изобразительном искусстве
·
Жанры в изобразительном искусстве
·
Изображение пространства
·
Правила линейной и воздушной перспективы
·
Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого
пространства
·
Пейзаж–настроение. Природа и художник
·
Городской пейзаж
·
Выразительные возможности изобразительного
искусства. Язык и смысл
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»7 класс
Содержание
тем учебного курса
«Изобразительное искусство в жизни
человека»
Изображение
фигуры человека и образ человека
·
Изображение
фигуры человека в истории искусства.
·
Пропорции
и строение фигуры человека.
·
Лепка
фигуры человека.
·
Набросок
фигуры человека с натуры.
·
Понимание
красоты человека в европейском и русском искусстве.
Поэзия
повседневности
·
Поэзия
повседневной жизни в искусстве разных народов.
·
Тематическая
картина.
·
Бытовой
и исторический жанры.
·
Сюжет
и содержание в картине.
·
Жизнь
каждого дня – большая тема в искусстве.
·
Жизнь
в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).
·
Праздник
и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Великие
темы жизни
·
Исторические
темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.
·
Тематическая
картина в русском искусстве XIX века.
·
Процесс
работы над тематической картиной.
·
Библейские
темы в изобразительном искусстве.
·
Монументальная
скульптура и образ истории народа.
·
Место
и роль картины в искусстве XX века
Реальность
жизни и художественный образ
·
Искусство
иллюстрации. Слово и изображение.
·
Конструктивное
и декоративное начало в изобразительном искусстве.
·
Зрительские
умения и их значение для современного человека.
·
История
искусства и история человечества.
·
Стиль
и направление в изобразительном искусстве.
·
Личность
художника и мир его времени в произведениях искусства.
·
Крупнейшие
музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 8 класс
Содержание
тем учебного курса
« Дизайн и архитектура
в жизни человека »
Архитектура
и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир,
который создает человек.
Художник — дизайн — архитектура. Искусство
композиции — основа дизайна и архитектуры .
Основы композиции в конструктивных искусствах
·
Гармония,
контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!»
·
Прямые линии и организация пространства. Цвет
— элемент композиционного творчества.
·
Свободные
формы: линии и тоновые пятна.
Буква — строка — текст
·
Искусство
шрифта.
Когда текст и изображение
вместе
·
Композиционные
основы макетирования в графическом дизайне.
В бескрайнем море
книг и журналов
·
Многообразие
форм графического дизайна.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных
искусств
Объект и пространство
·
От
плоскостного изображения к объемному макету.
·
Взаимосвязь
объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть
и целое
·
Здание
как сочетание различных объемов. Понятие модуля.
·
Важнейшие
архитектурные элементы здания.
Красота и
целесообразность
·
Вещь
как сочетание объемов и образ времени.
·
Форма
и материал.
Цвет в архитектуре
и дизайне
·
Роль
цвета в формотворчестве.
Город и человек. Социальное значение дизайна и
архитектуры в жизни человека
Город сквозь времена и страны
·
Образы
материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра
·
Пути
развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города
·
Город,
микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома
·
Городской
дизайн.
·
Интерьер
и вещь в доме.
·
Дизайн
пространственно-вещной среды интерьера.
Природа и архитектура
·
Организация
архитектурно-ландшафтного пространства.
Ты — архитектор!
·
Замысел
архитектурного проекта и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ
жизни и индивидуальное проектирование
Мой дом — мой образ жизни
·
Скажи
мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
·
Интерьер,
который мы создаем.
·
Пугало
в огороде, или ... под шепот фонтанных струй.
Мода, культура и ты
·
Композиционно-конструктивные
принципы дизайна одежды.
·
Встречают
по одежке.
·
Автопортрет
на каждый день.
·
Моделируя
себя — моделируешь мир
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 9 класс
Содержание
тем учебного курса
«Изобразительное
искусство в театре, кино, на телевидении»
Художник
и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах
·
Образная
сила искусства. Изображение в театре и кино.
·
Театральное
искусство и художник. Правда и магия театра.
·
Сценография
— особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены.
·
Сценография — искусство и производство.
·
Костюм,
грим и маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения
·
Художник в театре кукол. Привет от
Карабаса-Барабаса!
·
Спектакль
— от замысла к воплощению. Третий звонок.
Эстафета
искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и
технологий
·
Фотография
— взгляд, сохраненный навсегда. Фотография — новое изображение реальности.
·
Грамота
фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фото-мастерства: умение видеть
выбирать
·
Фотография
— искусство «светописи». Вещь: свет и фактура.
·
«На
фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
·
Человек
на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.
·
Событие
в кадре. Искусство фоторепортажа.
·
Фотография
и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
Фильм
— творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?
·
Многоголосый
язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в
кино.
·
Художник
и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме.
·
От
«большого» экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.
·
Бесконечный
мир кинематографа.
Телевидение
— пространство культуры? Экран — искусство — зритель
·
Мир
на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа
телевизионного изображения.
·
Телевидение
и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до
телерепортажа.
·
Киноглаз,
или Жизнь врасплох.
·
Телевидение,
Интернет... Что дальше? Современные формы экранного языка.
·
В
царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.
Описание учебно–методического и материально–технического обеспечения
образовательного процесса
по предмету «Изобразительное искусство»
Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая
тетрадь. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского.
Н. А. Горяева. Изобразительное искусство. Декоративно–прикладное
искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений
/Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского.
Неменская
Л. А. Изобразительное Искусство. Искусство в жизни человека. 6
класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская ; под ред.
Б. М. Неменского.
А.С. Питерских. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7– 8 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменского.
Пособия для учителей.
Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно–прикладное
искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского; О.М.
Гусева. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 5 класс. – М.:
ВАКО, 2012
О.М. Гусева. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 6
класс. – М.: ВАКО, 2012
О.М. Гусева. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 7
класс. – М.: ВАКО, 2012
Б.М. Неменский. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6
класс: методическое пособие / Б. М. Неменский [и др.]; под ред. Б. М.
Неменского.
«Изобразительное искусство.
Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс» под редакцией Б. М.
Неменского;
Г. Е. Гуров, А. С.Питерских. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни
человека. Методическое пособие. 7–8 классы» под редакцией Б. М. Неменского.
Изобразительное искусство. 5–8 классы: проверочные и контрольные тесты /
авт.–сост. О.В. Свиридова, – Волгоград: Учитель, 2008.
Изобразительное искусство. 5–7
классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины /
авт.–сост. О. В. Павлова. Волгоград: Учитель, 2010.
Г.Е. Гуров. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни
человека. 7–8 классы : методическое пособие / Г. Е. Гуров, А. С. Питерских; под
ред. Б. М. Неменского.
П.П.
Гнедич.
История искусств с
древнейших времен
Л.
Волынский. Лицо времени.
Ю.
Солодовников.
Человек в мировой
художественной культуре
Е.
Каменева.
Какого цвета радуга
А.Д.
Алехин. Когда начинается
художник
Ю.
Аксенов. Цвет и
линия
А.
Воротников.
История искусств
М.
Семенова. Мы –
россияне
Н.
Костерин.
Учебное рисование
Журналы «Юный художник»
О. Шматова.
Самоучитель по рисованию акварелью