Изобразительное искусство ООО

 Пояснительная записка.

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, Концепции духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с «Рабочей программой по Изобразительному искусству». Предметная линия учебников под   редакцией Б.М. Неменского. 5–9 классы – М.: Просвещение, 2011

Основные задачи:

формирование опыта смыслового и эмоционально – ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально–пространственной формы;

развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно–значимой ценности;

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно–материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально–нравственной оценки;

овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Общая характеристика учебного предмета.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно–творческую деятельность, художественно–эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально–пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно–прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе – продолжение художественно–эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование  его художественно–творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса – «Декоративно–прикладное искусство в жизни человека» – посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно–декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.

Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется  в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

В рабочей программе объединены практические художественно–творческие задания, художественно–эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.

         Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

         Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

         Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

          Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

             Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

             Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

            Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

            Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

            Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

           Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выра­зительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Место учебного предмета  в учебном плане

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 5 -9 классов основной школы.

На изучение предмета отводится 1 ч в  неделю, всего на курс — 170 ч.

Предмет изучается: в 5 классе — 34 ч в год, в 6  классе — 34 ч в год, в 7 классе – 34 ч в год , в 8 классе – 34 ч в год, в 9 классе – 34 ч в год (при 1 ч в неделю). 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

         Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

         В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

          Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

          Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

          Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта,  обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно–творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально–ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

развитие визуально–пространственного мышления как формы эмоционально–ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно–материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально–пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно–прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально–пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно–значимой ценности;

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Выпускник научится:

понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;

осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

 понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно–творческой деятельности, создавать выразительные образы.

Выпускник получит возможность научиться:

 выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;

определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;

 различать произведения разных эпох, художественных стилей;

 различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).

Духовно–нравственные проблемы жизни и искусства

Выпускник научится:

 понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;

 осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно–нравственного опыта поколений; осмысливать на основе произведений искусства морально–нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;  передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства; осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города

Выпускник получит возможность научиться:

 понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе; осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;  понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.

Язык пластических искусств и художественный образ

Выпускник научится:

эмоционально–ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно–творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

 понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно–творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;

создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно–прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно–творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников; понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу; анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.

Виды и жанры изобразительного искусства

Выпускник научится:

различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно–прикладное искусство) и участвовать в художественно–творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

различать виды декоративно–прикладных искусств, понимать их специфику;

различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно–творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

Выпускник получит возможность научиться:

определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства; понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.

 




Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»5 класс

Изобразительное искусство в жизни человека

«Древние корни народного искусства»

·         Древние образы в народном искусстве.

·         Убранство русской избы.

·         Внутренний мир русской избы.

·         Конструкция, декор предметов народного быта.

·         Русская народная вышивка.

·         Народный праздничный костюм.

·         Народные праздничные обряды.

«Связь времен в народном искусстве»

·         Древние образы в современных народных игрушках.

·         Искусство Гжели.

·         Городецкая роспись.

·         Хохлома.

·         Жостово. Роспись по металлу.

·         Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла.

·         Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Декор – человек, общество, время

·         Зачем людям украшения.

·         Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

·         Одежда «говорит» о человеке.

·         Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

·         О чём рассказывают нам гербы Белгородской области.

·         Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Декоративное искусство в современном мире

 

·         Современное выставочное искусство.

·         Ты сам – мастер декоративно–прикладного искусства (Витраж)

·         Ты сам – мастер декоративно–прикладного искусства ( мозаичное панно)

·         Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 6 класс

Содержание тем учебного курса

«Изобразительное искусство в жизни человека» 

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

 

·         Рисунок – основа изобразительного творчества

·         Линия и ее выразительные возможности

·         Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

·         Цвет. Основы цветоведения

·         Цвет в произведениях живописи

·         Объемные изображения в скульптуре

·         Основы языка изображения

 Мир наших вещей. Натюрморт

·         Реальность и фантазия в творчестве художника

·         Изображение предметного мира – натюрморт

·         Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

·         Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

·         Освещение. Свет и тень

·         Натюрморт в графике

·         Цвет в натюрморте

·         Выразительные возможности натюрморта

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве

·         Образ человека – главная тема искусства

·         Конструкция головы человека и ее пропорции

·         Изображение головы человека в пространстве

·         Графический портретный рисунок и выразительность образа, человека

·         Портрет в скульптуре

·         Сатирические образы человека

·         Образные возможности освещения в портрете

·         Портрет в живописи

·         Роль цвета в портрете

·         Великие портретисты

Человек и пространство в изобразительном искусстве

·         Жанры в изобразительном искусстве

·         Изображение пространства

·         Правила линейной и воздушной перспективы

·         Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства

·         Пейзаж–настроение. Природа и художник

·         Городской пейзаж

·         Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

 

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»7 класс

Содержание тем учебного курса

«Изобразительное искусство в жизни человека» 

Изображение фигуры человека и образ человека

·         Изображение фигуры человека в истории искусства.

·         Пропорции и строение фигуры человека.

·         Лепка фигуры человека.

·         Набросок фигуры человека с натуры.

·         Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

Поэзия повседневности

·         Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

·         Тематическая картина.

·         Бытовой и исторический жанры.

·         Сюжет и содержание в картине.

·         Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

·         Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

·         Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).

Великие темы жизни

·         Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.

·         Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

·         Процесс работы над тематической картиной.

·         Библейские темы в изобразительном искусстве.

·         Монументальная скульптура и образ истории народа.

·         Место и роль картины в искусстве XX века

Реальность жизни и художественный образ

·         Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

·         Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.

·         Зрительские умения и их значение для современного человека.

·         История искусства и история человечества.

·         Стиль и направление в изобразительном искусстве.

·         Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.

·         Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

 

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 8 класс

Содержание тем учебного курса

     « Дизайн и архитектура в жизни человека »

 Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек.

 Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры .

 Основы композиции в конструктивных искусствах

·         Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!»

·          Прямые линии и организация пространства. Цвет — элемент композиционного творчества.

·         Свободные формы: линии и тоновые пятна.

 Буква — строка — текст

·         Искусство шрифта.

Когда текст и изображение вместе

·         Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

В бескрайнем море книг и журналов

·         Многообразие форм графического дизайна.

 В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств

 Объект и пространство

·         От плоскостного изображения к объемному макету.

·         Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Конструкция: часть и целое

·         Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.

·         Важнейшие архитектурные элементы здания.

Красота и целесообразность

·         Вещь как сочетание объемов и образ времени.

·         Форма и материал.

Цвет в архитектуре и дизайне

·         Роль цвета в формотворчестве.

 Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека

 Город сквозь времена и страны

·         Образы материальной культуры прошлого.

 Город сегодня и завтра

·         Пути развития современной архитектуры и дизайна.

Живое пространство города

·         Город, микрорайон, улица.

 Вещь в городе и дома

·         Городской дизайн.

·         Интерьер и вещь в доме.

·         Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.

 Природа и архитектура

·         Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

 Ты — архитектор!

·         Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

 Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование

 Мой дом — мой образ жизни

·         Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.

·         Интерьер, который мы создаем.

·         Пугало в огороде, или ... под шепот фонтанных струй.

Мода, культура и ты

·         Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

·         Встречают по одежке.

·         Автопортрет на каждый день.

·         Моделируя себя — моделируешь мир

 

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 9 класс

Содержание тем учебного курса

 

 «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении»

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах  

·         Образная сила искусства. Изображение в театре и кино.

·         Театральное искусство и художник. Правда и магия театра.

·         Сценография — особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены.

·          Сценография — искусство и производство.

·         Костюм, грим и маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения

·          Художник в театре кукол. Привет от Карабаса-Барабаса!

·         Спектакль — от замысла к воплощению. Третий звонок.

 Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий

·         Фотография — взгляд, сохраненный навсегда. Фотография — новое изображение реальности.

·         Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фото-мастерства: умение видеть выбирать

·         Фотография — искусство «светописи». Вещь: свет и фактура.

·         «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.

·         Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.

·         Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.

·         Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.

Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?

·         Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.

·         Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме.

·         От «большого» экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.

·         Бесконечный мир кинематографа.

Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель

·         Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.

·         Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа.

·         Киноглаз, или Жизнь врасплох.

·         Телевидение, Интернет... Что дальше? Современные формы экранного языка.

·         В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.

 

Описание учебно–методического и материально–технического обеспечения образовательного процесса

по предмету «Изобразительное искусство»

Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского.

Н. А. Горяева. Изобразительное искусство. Декоративно–прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского.

Неменская Л. А. Изобразительное Искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб­ник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского.

А.С. Питерских. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7– 8 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменского.

                                                   Пособия для учителей.

Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно–прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского; О.М. Гусева. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 5 класс. – М.: ВАКО, 2012
О.М. Гусева. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 6 класс. – М.: ВАКО, 2012
О.М. Гусева. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 7 класс. – М.: ВАКО, 2012
Б.М. Неменский. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: методи­ческое пособие / Б. М. Неменский [и др.]; под ред. Б. М. Неменского.

«Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского;

Г. Е. Гуров, А. С.Питерских. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие. 7–8 классы» под редакцией Б. М. Неменского.
Изобразительное искусство. 5–8 классы: проверочные и контрольные тесты / авт.–сост. О.В. Свиридова, – Волгоград: Учитель, 2008.

Изобразительное искусство. 5–7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт.–сост. О. В. Павлова. Волгоград: Учитель, 2010.
Г.Е. Гуров. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7–8 классы : методическое пособие / Г. Е. Гуров, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского.

П.П. Гнедич.    История  искусств  с  древнейших  времен

Л. Волынский.   Лицо  времени.

Ю. Солодовников.  Человек  в  мировой  художественной  культуре

Е. Каменева.  Какого  цвета  радуга

А.Д. Алехин.  Когда  начинается  художник

Ю. Аксенов.  Цвет  и  линия

А. Воротников.  История  искусств

М. Семенова.  Мы – россияне

Н. Костерин.  Учебное  рисование

  Журналы  «Юный  художник»

 О. Шматова. Самоучитель по рисованию акварелью