Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащенности общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
6. Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова - Москва, Просвещение, 2011.
Предметное содержание рабочей программы по ОБЖ основано на нормативных документах:
1. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента России от 12 мая 2009 г № 537)
2. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера / Федеральный закон РФ от 21.12.1994 г. № 68
3. О пожарной безопасности / Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69
4. О безопасности дорожного движения / Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196
5. О радиационной безопасности населения / Федеральный закон от 09.01.1996 г. № 3
6. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения /Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52
7. О гражданской обороне / Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28
8. О воинской обязанности и военной службе / Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53
9. О статусе военнослужащих / Федеральный закон от 27.05.1998г. № 76
10. Об альтернативной гражданской службе» / Федеральный закон от 25.07.2002г. №113
11. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты РФ / Федеральный закон РФ от 28.07.2012 г. № 139
12. О военно-административном делении РФ /Указ Президента РФ от 20.09.2010 г. № 1144
13. О добровольной пожарной охране / Федеральный закон от 06.05.2011г. № 100
14. О мерах по реализации в Вооруженных силах РФ / Указ Президента РФ от 21.01.2012 г № 100
15. О мерах по реализации в Вооруженных силах / Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 310
16. О мерах по реализации в Вооруженных силах / Приказ министра обороны РФ от 06.07.2012 г. № 1717
17. О правилах пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) / Письмо МЧС Росси от 18.05.2012 г. № 9-2-4-1940
18. О противопожарном режиме / Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 г.
№ 390
19. О психологическом тестировании обучающихся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего общего образования и профессиональные образовательные программы начального профессионального и высшего профессионального образования, на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ / Приказ Минобрнауки РФ от 12.04. 2011 г. № 1474
20. О ситуации с призывом на военную службу выпускников XI (XII) классов, поступающих в вузы / Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 04.04.2011 г. № 03-196
21. О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников / Письмо Минобрнауки РФ от 12.04.2012 г. № 06-731
22. Об утверждении Концепции федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года / Распоряжение Правительства РФ от 03.02.2010 г. № 134-р.
23. Об утверждении Порядка размещения знака информационной продукции и (или) текстового предупреждения об ограничении ее распространении среди детей перед началом демонстрации фильма при кино - и видеобслуживании / Приказ Министерства культуры РФ от 16.08.2012 г. № 893
24. Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников / Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 г. № 2106
25. Основы единой государственной политики РФ в области ГО на периоддо 2020 г / Приказ РФ от 03.09.2011 № 2613
26. Резолюция о повышении безопасности дорожного движения.Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 19.04.2012 г
27. Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 /Указ Президента РФ от 09.06.2010 г. № 690
28. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу основы безопасности жизнедеятельности / Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ от 27.04.2007 г. № 03-898.
Основными целями изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе являются:
1) повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
2) снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
3) формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
4) обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких задач, как:
1) формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
2) формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
3) воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Общая характеристика учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе (5-9 классы) предназначен для:
-формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
-выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
- приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом их возможностей;
- формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе и наркотиков.
Преподавание основ безопасности жизнедеятельности на каждом уровне образования имеет свои особенности. На уровне основного общего образования завершается формирование у учащихся основных понятий безопасности жизнедеятельности. Учащиеся получают знания о здоровом образе жизни; о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения; знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). На этой стадии
обучения большое значение придается формированию у обучающихся здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Изучение учебного предмета ОБЖ позволяет учащимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Структурно программа учебного предмета ОБЖ основного общего образования состоит из трех разделов:
- безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- основы медицинских знаний;
- основы здорового образа жизни.
Учебные вопросы распределяются с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся и уровня их подготовки по другим основным образовательным программам.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Структура учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» имеет модульное построение и включает в себя два учебных модуля:
- «Основы безопасности личности, общества и государства»;
- «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».
Под учебным модулем пронимается конструктивно завершенная часть учебного предмета, основанная на его методологии и включающая в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Модульный принцип позволяет:
• эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;
• структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5 — 9 классах.
Модуль I «Основы безопасности личности, общества и государства»
обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль включает два раздела:
- раздел 1 «Основы комплексной безопасности»;
- раздел 2 «Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций».
Модуль II «Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи»
решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь и включает два раздела:
- раздел 3 «Основы здорового образа жизни»;
- раздел 4 «Оказание первой медицинской помощи».
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» из расчета 1 час в неделю (35 часов в неделю, 175 часов за курс ООО) в 5-9-х классах в соответствии с учебным планом
Планирование изучения материала основано на программе учебного предмета ОБЖ под редакцией А.Т. Смирнова (Москва, Просвещение,2011). При этом более детально изучаются следующие разделы программы:
- основы комплексной безопасности;
- основы здорового образа жизни;
- основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета ОБЖ
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по итогам изучения учебного предмета ОБЖ у учащихся 5-9-х классов должны быть сформированы личностными, метапредметные и предметные универсальные учебные действия.
К личностным результатам обучения ОБЖ в основной школе относятся:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к инди-видуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
4. В эстетической сфере:
• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
5. В трудовой сфере:
• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повсе-дневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
• умения оказывать первую медицинскую помощь.
6. В сфере физической культуры:
• формирование установки на здоровый образ жизни;
• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; у развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. «Основы комплексной безопасности»
1) Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
- Пожарная безопасность
- Безопасность на дорогах
-Безопасность в быту
- Безопасность на водоёмах
- Экология и безопасность
- Опасные ситуации социального характера
2) Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
- Наиболее опасные террористические акты
- Правила поведения при возможной опасности взрыва
-Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения
3) Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера
- Чрезвычайные ситуации природного характера
- Чрезвычайные ситуации техногенного характера
- Современный комплекс проблем безопасности социального характера
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
1) Организация защиты населения РФ от ЧС
- Правовые основы обеспечения защиты населения от ЧС мирного и военного времени
- Организационные основы по обеспечению защиты населения от ЧС мирного и военного времени
- Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени
2) Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской федерации
- Система борьбы с терроризмом
- Государственная политика противодействия наркотизму
Модуль 2. Здоровый образ жизни и оказание первой помощи
Раздел 3. Основы здорового образа жизни
1) Здоровый образ жизни и его составляющие
- Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
- Составляющие здорового образа жизни
2) Факторы, разрушающие здоровье
- Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания)
- Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека
3) Правовые аспекты взаимоотношения полов
- Семья в современном обществе
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
1) Оказание первой помощи
- Первая помощь и правила её оказания
2) Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
-Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях
3) Первая помощь при массовых поражениях
- Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых поражениях
Распределение количества часов на изучение разделов программы по ОБЖ представлено в таблице
№ п/п |
Раздел программы |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
всего |
1. |
Основы комплексной безопасности |
15 |
25 |
16 |
16 |
8 |
80 |
2. |
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций |
- |
8 |
7 |
7 |
22 |
|
3. |
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской |
7 |
- |
4 |
- |
9 |
20 |
4. |
Основы здорового образа жизни |
5 |
6 |
3 |
8 |
9 |
31 |
5. |
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи |
8 |
4 |
4 |
4 |
2 |
22 |
всего |
25 |
35 |
35 |
35 |
35 |
100 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета ОБЖ
Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе будет способствовать формированию у учащихся:
1. установки на безопасный и здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курение, нанесение иного вреда здоровью;
2. понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
3. осознания личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
4. антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции.
Обучающиеся осознают роль государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма.
Они научатся разбираться в основных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствиях для личности, общества и государства.
Учащиеся приобретут умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемых из различных источников.
Учащиеся получат опыт изучения и применения мер безопасности и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, научатся оказывать первую помощь пострадавшим; приобретут опыт принятия обоснованных решений в конкретных опасных тренировочных ситуациях с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Перечень учебно-методического обеспечения
Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура
Телевизор
DVD-плеер
DVD-рекордер
Кодоскоп
Мультимедиапроектор
Овсрхед-проектор
Экран настенный
Средства программного обучения и контроля знаний
Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций»
Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи»
Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях
Географическая информационная система «ГЕО-ЭКС-ТРЕМУМ»
Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»
Компьютерная игровая программа «Как Иван-царевич подземного змея победил» (действия в сейсмоопасных районах)
Компьютерная обучающая программа «Действия при авариях на химически опасных объектах»
Плакаты
Безопасность дорожного движения
Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
Средства индивидуальной защиты
Средства защиты дыхания
Ватно-марлевые повязки
Противопылевые тканевые маски
Респираторы (типа ШБ-1 и т. п.)
Противогазы (типа ГП-7. ПДФ-7, ИП-4М и т. п.)
Средства защиты кожи
Фильтрующие СЗК (типа КИП-8)
Изолирующие СЗК (типа КИХ-5 и т. п.)Средства медицинской защиты
Аптечка индивидуальная (типа А-2 и т. п.)
Индивидуальный перевязочный пакет и т. п.
Противохимический пакет (типа И.ПП-8 и т. п.)
Аудиовизуальные пособия
Учебные видеофильмы
Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
Действия населения при химически опасных авариях
Действия населения в зоне радиоактивного загрязнения
Действия в зоне затопления
Стихийные бедствия
Пожарная безопасность