Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»  разработана на основе нормативных документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях».

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО».

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащенности общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».

6.  Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова - Москва, Просвещение, 2011.

Предметное содержание рабочей программы по ОБЖ основано на нормативных документах:

1. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента России от 12 мая 2009 г № 537)

2. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера / Федеральный закон РФ от 21.12.1994 г. № 68

3. О пожарной безопасности / Федеральный закон от 21.12.1994 г. №  69

4. О безопасности дорожного движения / Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196

5. О радиационной безопасности населения / Федеральный закон от 09.01.1996 г. № 3

6. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения /Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52

7. О гражданской обороне / Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28

8. О воинской обязанности и военной службе / Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53

9. О статусе военнослужащих / Федеральный закон от 27.05.1998г. № 76

10. Об альтернативной гражданской службе» / Федеральный закон от 25.07.2002г. №113

11. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты РФ / Федеральный закон РФ от 28.07.2012 г. № 139

12. О военно-административном делении РФ /Указ Президента РФ от 20.09.2010 г. № 1144

13. О добровольной пожарной охране / Федеральный закон от 06.05.2011г. № 100

14. О мерах по реализации в Вооруженных силах РФ / Указ Президента РФ от 21.01.2012 г № 100

15. О мерах по реализации в Вооруженных силах / Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 310

16. О мерах по реализации в Вооруженных силах / Приказ министра обороны РФ от 06.07.2012 г. № 1717

17. О правилах пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) / Письмо МЧС Росси от 18.05.2012 г. № 9-2-4-1940

18. О противопожарном режиме / Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 г.

№ 390

19. О психологическом тестировании обучающихся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего общего образования и профессиональные образовательные программы начального профессионального и высшего профессионального образования, на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ / Приказ Минобрнауки РФ от 12.04. 2011 г. № 1474

20. О ситуации с призывом на военную службу выпускников XI (XII) классов, поступающих в вузы / Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 04.04.2011 г. № 03-196

21. О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников / Письмо Минобрнауки РФ от 12.04.2012 г. № 06-731

22. Об утверждении Концепции федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года / Распоряжение Правительства РФ от 03.02.2010 г. № 134-р.

23. Об утверждении Порядка размещения знака информационной продукции и (или) текстового предупреждения об ограничении ее распространении среди детей перед началом демонстрации фильма при кино - и видеобслуживании / Приказ Министерства культуры РФ от 16.08.2012 г. № 893

24. Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников / Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 г. № 2106

25. Основы единой государственной политики РФ в области ГО на периоддо 2020 г / Приказ РФ от 03.09.2011 № 2613

26. Резолюция о повышении безопасности дорожного движения.Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 19.04.2012 г

27. Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 /Указ Президента РФ от 09.06.2010 г. № 690

28. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу основы безопасности жизнедеятельности / Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ от 27.04.2007 г. № 03-898.

Основными целями изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе являются:

1) повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);

2) снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

3) формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

4) обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких задач, как:

1) формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

2) формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

3) воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

 Общая характеристика учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе (5-9 классы) предназначен для:

-формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

-выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;

- приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом их возможностей;

- формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе и наркотиков.

Преподавание основ безопасности жизнедеятельности на каждом уровне образования имеет свои особенности. На уровне основного общего образования завершается формирование у учащихся основных понятий безопасности жизнедеятельности. Учащиеся получают знания о здоровом образе жизни; о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения; знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). На этой стадии

обучения большое значение придается формированию у обучающихся здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Изучение учебного предмета ОБЖ позволяет учащимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Структурно программа учебного предмета ОБЖ основного общего образования состоит из трех разделов:

- безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- основы медицинских знаний;

- основы здорового образа жизни.

Учебные вопросы распределяются с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся и уровня их подготовки по другим основным образовательным программам.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Структура учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» имеет модульное построение и включает в себя два учебных модуля:

- «Основы безопасности личности, общества и государства»;

- «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

Под учебным модулем пронимается конструктивно завершенная часть учебного предмета, основанная на его методологии и включающая в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Модульный принцип позволяет:

• эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;

• структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5 — 9 классах.

Модуль I «Основы безопасности личности, общества и государства»

обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

 Модуль включает два раздела:

- раздел 1 «Основы комплексной безопасности»;

- раздел 2 «Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций».

Модуль II «Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи»

решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь и включает два раздела:

- раздел 3 «Основы здорового образа жизни»;

- раздел 4 «Оказание первой медицинской помощи».

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» из расчета 1 час в неделю (35 часов в неделю, 175 часов за курс ООО) в 5-9-х классах в соответствии с учебным планом

Планирование изучения материала основано на программе учебного предмета ОБЖ под редакцией А.Т. Смирнова (Москва, Просвещение,2011). При этом более детально изучаются следующие разделы программы:

- основы комплексной безопасности;

- основы здорового образа жизни;

- основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета ОБЖ

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по итогам изучения учебного предмета ОБЖ у учащихся 5-9-х классов должны быть сформированы личностными, метапредметные и предметные универсальные учебные действия.

К личностным результатам обучения ОБЖ в основной школе относятся:

• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к инди-видуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:

1. В познавательной сфере:

• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3. В коммуникативной сфере:

• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

4. В эстетической сфере:

• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.

5. В трудовой сфере:

• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повсе-дневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

• умения оказывать первую медицинскую помощь.

6. В сфере физической культуры:

• формирование установки на здоровый образ жизни;

• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; у развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.

Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел 1. «Основы комплексной безопасности»

1) Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

- Пожарная безопасность

- Безопасность на дорогах

-Безопасность в быту

- Безопасность на водоёмах

- Экология и безопасность

- Опасные ситуации социального характера

2) Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

- Наиболее опасные террористические акты

- Правила поведения при возможной опасности взрыва

-Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения

3) Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера

- Чрезвычайные ситуации природного характера

- Чрезвычайные ситуации техногенного характера

- Современный комплекс проблем безопасности социального характера

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

1) Организация защиты населения РФ от ЧС

- Правовые основы обеспечения защиты населения от ЧС мирного и военного времени

- Организационные основы по обеспечению защиты населения от ЧС мирного и военного времени

- Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени

2) Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской федерации

- Система борьбы с терроризмом

- Государственная политика противодействия наркотизму

Модуль 2. Здоровый образ жизни и оказание первой помощи

Раздел 3. Основы здорового образа жизни

1) Здоровый образ жизни и его составляющие

- Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

- Составляющие здорового образа жизни

2) Факторы, разрушающие здоровье

- Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания)

- Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека

3) Правовые аспекты взаимоотношения полов

- Семья в современном обществе

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

1) Оказание первой помощи

- Первая помощь и правила её оказания

2) Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

-Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях

3) Первая помощь при массовых поражениях

- Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых поражениях

Распределение количества часов на изучение разделов программы по ОБЖ представлено в таблице

п/п

Раздел программы

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

всего

1.

Основы комплексной

безопасности

15

25

16

16

8

80

2.

Защита населения Российской

Федерации от чрезвычайных

ситуаций

 

-

8

7

7

22

3.

Основы

противодействия

терроризму и

экстремизму в

Российской

7

-

4

-

9

20

4.

Основы здорового образа жизни

5

6

3

8

9

31

5.

Основы медицинских знаний и

оказание первой помощи

8

4

4

4

2

22

 

всего

25

35

35

35

35

100

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета ОБЖ

Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе будет способствовать формированию у учащихся:

1. установки на безопасный и здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курение, нанесение иного вреда здоровью;

2. понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

3. осознания личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

4. антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции.

Обучающиеся осознают роль государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных

ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма.

Они научатся разбираться в основных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствиях для личности, общества и государства.

Учащиеся приобретут умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемых из различных источников.

Учащиеся получат опыт изучения и применения мер безопасности и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, научатся оказывать первую помощь пострадавшим; приобретут опыт принятия обоснованных решений в конкретных опасных тренировочных ситуациях с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Перечень учебно-методического обеспечения

Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура

Телевизор

DVD-плеер

DVD-рекордер

Кодоскоп

Мультимедиапроектор

Овсрхед-проектор

Экран настенный

Средства программного обучения и контроля знаний

Компьютерные программы и пособия по учебному раз­делу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситу­аций»

Компьютерные программы и пособия по учебному раз­делу «Основы медицинских знаний и правила оказания пер­вой медицинской помощи»

Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях

Географическая информационная система «ГЕО-ЭКС-ТРЕМУМ»

Компьютерное учебное пособие «Безопасность на ули­цах и дорогах»

Компьютерная игровая программа «Как Иван-царевич подземного змея победил» (действия в сейсмоопасных райо­нах)

Компьютерная обучающая программа «Действия при авариях на химически опасных объектах»

Плакаты

Безопасность дорожного движения

Гражданская оборона и защита от чрезвычайных си­туаций

Основы медицинских знаний и правила оказания  пер­вой медицинской помощи

Средства индивидуальной защиты

Средства защиты дыхания

Ватно-марлевые повязки

Противопылевые тканевые маски

Респираторы (типа ШБ-1 и т. п.)

Противогазы (типа ГП-7. ПДФ-7, ИП-4М и т. п.)
Средства защиты кожи

Фильтрующие СЗК (типа КИП-8)

Изолирующие СЗК (типа КИХ-5 и т. п.)Средства медицинской защиты

Аптечка индивидуальная (типа А-2 и т. п.)

Индивидуальный перевязочный пакет и т. п.

Противохимический пакет (типа И.ПП-8 и т. п.)

Аудиовизуальные пособия

Учебные видеофильмы

Гражданская оборона и защита от чрезвычайных си­туаций

Основы медицинских знаний и правила оказания пер­вой медицинской помощи

Действия населения при химически опасных авариях

Действия населения в зоне радиоактивного загрязнения

Действия в зоне затопления

Стихийные бедствия

Пожарная безопасность