Сольфеджио ООО

Пояснительная записка

Рабочая программа по сольфеджио для обучающихся 5х – 9х классов составлена в соответствии с нормативными документами:

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;

2.Основная образовательная программа ООО образовательного учреждения;

3.Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения.

Особое место среди музыкально теоретических дисциплин в классах с углубленным изучением предмета музыки занимает предмет сольфеджио, на котором педагог продолжает углублять знания школьников по теоретическим основам музыки, воспитывая  любовь к ней, активизируя и развивая потенциальные возможности ребенка.

Еще одной причиной изучения сольфеджио является получение специального музыкального образования, влияющего на общий культурный уровень и способствующего раскрытию личности.

Выпускники этих классов являются конкурентоспособными в современном мире и в дальнейшем успешно поступают в музыкальный или педагогический  колледж.

Цель: развитие музыкальных способностей обучающихся средствами сольфеджио и дальнейшее изучение основ элементарной теории музыки.

Задачи:

  • углублять и развивать владение теоретическими навыками о языке музыки  и применение их на практике;
  • развивать творческие способности с помощью сочинения мелодий, используя игровые технологии;
  • углублять осознанное  восприятие услышанного, используя анализ, сравнение,  обобщение;
  • углублять гармоничное развитие музыкального слуха, памяти, метроритма и музыкальной грамотности через сольфеджирование  мелодий, гамм, интервалов, аккордов, подбор на слух;

Общая характеристика предмета «Сольфеджио»

Программа по сольфеджио для учащихся 5-9 классов разработана на основе преемственности с курсом сольфеджио начальной школы, так как  ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний по основным содержательным линиям: вокально-интонационные навыки, сольфеджирование и пение с листа, воспитание чувства метроритма, анализ на слух, написание музыкального диктанта, воспитание творческих навыков.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Сольфеджио» входит в часть Учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений. Рабочая программа по сольфеджио в среднем звене ( 5-9 классы) рассчитана на 5 лет в объеме  примерно170 часов при нагрузке 1 час в неделю (34 часа в год). Занятия проводятся по группам. По окончании курса сольфеджио проходит итоговая аттестация в виде зачетного урока.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты :

  • развитие эмоционально - ценностного отношения к музыке при выполнении практических и творческих заданий;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем, а также доброжелательного отношения к сверстникам при выполнении учебных задач;

Метапредметные результаты:

развитие умения самостоятельной адекватной самооценки своих музыкальных возможностей в заданиях творческого характера;

  • развитие владений логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, аналогии при определении лада, метроритма, динамики, звучания интервалов и т.д.
  • углубление навыка преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач при определении языка музыки;

Предметные результаты:

  • -развитие  теоретических знаний, нотной грамоты и навыков их применения при выполнении практических заданий.

-углубление навыков по развитию музыкального  слуха, памяти, музыкальной грамотности через точное сольфеджирование, пение аккордов, их обращений и разрешений;

- приобретение навыков самостоятельной  музыкально-учебной деятельности: подбор  на слух мелодии, аккомпанемента,  импровизация.

Содержание курса

5 класс

Виды учебной деятельности:

Развитие вокально-интонационных навыков;

Сольфеджирование и пение с листа;

Развитие чувства метроритма;

Анализ на слух;

Музыкальный диктант;

Развитие творческих навыков.

Планируемые результаты

Ученик научится:

определять на слух мажорные и минорные лады, интервалы, главные  трезвучия с обращениями;

сольфеджировать  выученные и незнакомые мелодии в пройденных тональностях  с дирижерским жестом;

письменно строить пройденные мажорные и минорные гаммы, интервалы и главные трезвучия с обращениями в них.

Ученик получит возможность научиться:

- читать с листа  музыкальные примеры;

- определять на слух в музыкальных примерах размеры 4/4 и3/8

- чисто сольфеджировать выученные мелодии;

- понимать специальную терминологию и использовать ее;

- правильно обосновывать устные ответы.

6 класс

Виды учебной деятельности:

Развитие вокально-интонационных навыков;

Сольфеджирование и пение с листа;

Развитие чувства метроритма;

Анализ на слух;

Музыкальный диктант;

Развитие творческих навыков.

Планируемые результаты

Ученик научится:

- определять на слух мажорный и минорный лад, интервалы и аккорды в нем;

- строить письменно гаммы в пределах программы, аккорды и интервалы с обращением и разрешением  в них и от звука;

- интонационно чисто петь музыкальные примеры;

- анализировать элементы музыкального языка в прослушанных произведениях и по нотному тексту;

Ученик  получит возможность научиться:

- сольфеджировать выученные и незнакомые мелодии;

- сочинять фрагменты мелодии (окончания или пропущенные такты);

- сочинять мелодии на данный ритмический рисунок или стихотворный текст.

7-ой класс

Виды учебной деятельности:

Развитие вокально-интонационных навыков;

Сольфеджирование и пение с листа;

Развитие чувства метроритма;

Анализ на слух;

Музыкальный диктант;

Развитие творческих навыков.

Планируемые результаты

Ученик научится:

- определять на слух звукоряды мажорных и минорных гамм, интервалов и тритонов  Д7 и главных с обращениями;

- сольфеджировать выученные и незнакомые мелодии в пройденных тональностях ;

-  применять в пении дирижерский жест;

- строить письменно пройденные гаммы, Д7, интервалы, тритоны, главные трезвучия с обращениями в этих тональностях;

- знать запись обозначений в буквенной системе.

Ученик получит возможность научиться:

- уметь интонационно точно петь выученную мелодию нотами и со словами;

- сольфеджировать один из голосов двухголосного примера;

- анализировать на слух и определять в нотном тексте основные элементы музыкальной речи;

- записывать  по слуху несложные мелодии в объеме 6-8 тактов;

- строить обоснованные ответы;

- продолжать развивать свои творческие способности.

8-ой класс

Виды учебной деятельности:

Развитие вокально-интонационных навыков;

Сольфеджирование и пение с листа;

Развитие чувства метроритма;

Анализ на слух;

Музыкальный диктант;

Развитие творческих навыков.

Планируемые результаты

Ученик научится:

- определять на слух звукоряды выученных мажорных, минорных и хроматических гамм, модуляций и отклонений, диатонических и характерных интервалов, тритонов, доминантовых и вводных септаккордов;

- сольфеджировать пройденные мелодии в тональностях до пяти  знаков (для продвинутых – до шести знаков) с дирижированием;

- строить письменно в пройденных тональностях  гаммы до пяти-шести знаков, в т. ч. хроматические, вводные и доминантовые септаккорды с обращениями, характерные интервалы.

Ученик получит возможность научиться:

- определять на слух особенности музыкального языка незнакомого фрагмента;                     -анализировать его построение, определять музыкальную форму;                                                                                                                   -транспонировать и петь выученную мелодию;

- записывать нотами знакомые   мелодии;

- эстетически воспринимать  музыкальные фрагменты.

9 класс

Виды учебной деятельности:

Развитие вокально-интонационных навыков;

Сольфеджирование и пение с листа;

Развитие чувства метроритма;

Анализ на слух;

Музыкальный диктант;

Развитие творческих навыков.

Планируемые результаты

Выпускник научится: выполнять примерные задания итогового тестирования курса сольфеджио.

Выпускник получит возможность научиться:

- строить суждения об основных элементах музыкальной речи в нотном тексте, об особенностях его музыкальной формы;

- записывать знакомые мелодии нотами и подбирать к ним аккомпанемент;

-эстетически воспринимать музыкальные фрагменты;

- сочинять подголоски к мелодиям, музыку к поэтическим текстам;

- продолжать развивать свои творческие способности;

-участвовать в культурной жизни класса или школы;

-делиться музыкальными впечатлениями  с одноклассниками и друзьями;

-повышать свой культурный уровень, расширяя музыкальный кругозор.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Музыкальный центр, DVD проигрыватель с экраном, учебная доска, компьюртер, музыкальный инструмент (фортепиано), шкаф для хранения литературы.