Сольфеджио ООО
Пояснительная записка
Рабочая программа по сольфеджио для обучающихся 5х – 9х классов составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
2.Основная образовательная программа ООО образовательного учреждения;
3.Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения.
Особое место среди музыкально теоретических дисциплин в классах с углубленным изучением предмета музыки занимает предмет сольфеджио, на котором педагог продолжает углублять знания школьников по теоретическим основам музыки, воспитывая любовь к ней, активизируя и развивая потенциальные возможности ребенка.
Еще одной причиной изучения сольфеджио является получение специального музыкального образования, влияющего на общий культурный уровень и способствующего раскрытию личности.
Выпускники этих классов являются конкурентоспособными в современном мире и в дальнейшем успешно поступают в музыкальный или педагогический колледж.
Цель: развитие музыкальных способностей обучающихся средствами сольфеджио и дальнейшее изучение основ элементарной теории музыки.
Задачи:
- углублять и развивать владение теоретическими навыками о языке музыки и применение их на практике;
- развивать творческие способности с помощью сочинения мелодий, используя игровые технологии;
- углублять осознанное восприятие услышанного, используя анализ, сравнение, обобщение;
- углублять гармоничное развитие музыкального слуха, памяти, метроритма и музыкальной грамотности через сольфеджирование мелодий, гамм, интервалов, аккордов, подбор на слух;
Общая характеристика предмета «Сольфеджио»
Программа по сольфеджио для учащихся 5-9 классов разработана на основе преемственности с курсом сольфеджио начальной школы, так как ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний по основным содержательным линиям: вокально-интонационные навыки, сольфеджирование и пение с листа, воспитание чувства метроритма, анализ на слух, написание музыкального диктанта, воспитание творческих навыков.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Сольфеджио» входит в часть Учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений. Рабочая программа по сольфеджио в среднем звене ( 5-9 классы) рассчитана на 5 лет в объеме примерно170 часов при нагрузке 1 час в неделю (34 часа в год). Занятия проводятся по группам. По окончании курса сольфеджио проходит итоговая аттестация в виде зачетного урока.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты :
- развитие эмоционально - ценностного отношения к музыке при выполнении практических и творческих заданий;
- развитие навыков сотрудничества с учителем, а также доброжелательного отношения к сверстникам при выполнении учебных задач;
Метапредметные результаты:
развитие умения самостоятельной адекватной самооценки своих музыкальных возможностей в заданиях творческого характера;
- развитие владений логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, аналогии при определении лада, метроритма, динамики, звучания интервалов и т.д.
- углубление навыка преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач при определении языка музыки;
Предметные результаты:
- -развитие теоретических знаний, нотной грамоты и навыков их применения при выполнении практических заданий.
-углубление навыков по развитию музыкального слуха, памяти, музыкальной грамотности через точное сольфеджирование, пение аккордов, их обращений и разрешений;
- приобретение навыков самостоятельной музыкально-учебной деятельности: подбор на слух мелодии, аккомпанемента, импровизация.
Содержание курса
5 класс
Виды учебной деятельности:
Развитие вокально-интонационных навыков;
Сольфеджирование и пение с листа;
Развитие чувства метроритма;
Анализ на слух;
Музыкальный диктант;
Развитие творческих навыков.
Планируемые результаты
Ученик научится:
определять на слух мажорные и минорные лады, интервалы, главные трезвучия с обращениями;
сольфеджировать выученные и незнакомые мелодии в пройденных тональностях с дирижерским жестом;
письменно строить пройденные мажорные и минорные гаммы, интервалы и главные трезвучия с обращениями в них.
Ученик получит возможность научиться:
- читать с листа музыкальные примеры;
- определять на слух в музыкальных примерах размеры 4/4 и3/8
- чисто сольфеджировать выученные мелодии;
- понимать специальную терминологию и использовать ее;
- правильно обосновывать устные ответы.
6 класс
Виды учебной деятельности:
Развитие вокально-интонационных навыков;
Сольфеджирование и пение с листа;
Развитие чувства метроритма;
Анализ на слух;
Музыкальный диктант;
Развитие творческих навыков.
Планируемые результаты
Ученик научится:
- определять на слух мажорный и минорный лад, интервалы и аккорды в нем;
- строить письменно гаммы в пределах программы, аккорды и интервалы с обращением и разрешением в них и от звука;
- интонационно чисто петь музыкальные примеры;
- анализировать элементы музыкального языка в прослушанных произведениях и по нотному тексту;
Ученик получит возможность научиться:
- сольфеджировать выученные и незнакомые мелодии;
- сочинять фрагменты мелодии (окончания или пропущенные такты);
- сочинять мелодии на данный ритмический рисунок или стихотворный текст.
7-ой класс
Виды учебной деятельности:
Развитие вокально-интонационных навыков;
Сольфеджирование и пение с листа;
Развитие чувства метроритма;
Анализ на слух;
Музыкальный диктант;
Развитие творческих навыков.
Планируемые результаты
Ученик научится:
- определять на слух звукоряды мажорных и минорных гамм, интервалов и тритонов Д7 и главных с обращениями;
- сольфеджировать выученные и незнакомые мелодии в пройденных тональностях ;
- применять в пении дирижерский жест;
- строить письменно пройденные гаммы, Д7, интервалы, тритоны, главные трезвучия с обращениями в этих тональностях;
- знать запись обозначений в буквенной системе.
Ученик получит возможность научиться:
- уметь интонационно точно петь выученную мелодию нотами и со словами;
- сольфеджировать один из голосов двухголосного примера;
- анализировать на слух и определять в нотном тексте основные элементы музыкальной речи;
- записывать по слуху несложные мелодии в объеме 6-8 тактов;
- строить обоснованные ответы;
- продолжать развивать свои творческие способности.
8-ой класс
Виды учебной деятельности:
Развитие вокально-интонационных навыков;
Сольфеджирование и пение с листа;
Развитие чувства метроритма;
Анализ на слух;
Музыкальный диктант;
Развитие творческих навыков.
Планируемые результаты
Ученик научится:
- определять на слух звукоряды выученных мажорных, минорных и хроматических гамм, модуляций и отклонений, диатонических и характерных интервалов, тритонов, доминантовых и вводных септаккордов;
- сольфеджировать пройденные мелодии в тональностях до пяти знаков (для продвинутых – до шести знаков) с дирижированием;
- строить письменно в пройденных тональностях гаммы до пяти-шести знаков, в т. ч. хроматические, вводные и доминантовые септаккорды с обращениями, характерные интервалы.
Ученик получит возможность научиться:
- определять на слух особенности музыкального языка незнакомого фрагмента; -анализировать его построение, определять музыкальную форму; -транспонировать и петь выученную мелодию;
- записывать нотами знакомые мелодии;
- эстетически воспринимать музыкальные фрагменты.
9 класс
Виды учебной деятельности:
Развитие вокально-интонационных навыков;
Сольфеджирование и пение с листа;
Развитие чувства метроритма;
Анализ на слух;
Музыкальный диктант;
Развитие творческих навыков.
Планируемые результаты
Выпускник научится: выполнять примерные задания итогового тестирования курса сольфеджио.
Выпускник получит возможность научиться:
- строить суждения об основных элементах музыкальной речи в нотном тексте, об особенностях его музыкальной формы;
- записывать знакомые мелодии нотами и подбирать к ним аккомпанемент;
-эстетически воспринимать музыкальные фрагменты;
- сочинять подголоски к мелодиям, музыку к поэтическим текстам;
- продолжать развивать свои творческие способности;
-участвовать в культурной жизни класса или школы;
-делиться музыкальными впечатлениями с одноклассниками и друзьями;
-повышать свой культурный уровень, расширяя музыкальный кругозор.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Музыкальный центр, DVD проигрыватель с экраном, учебная доска, компьюртер, музыкальный инструмент (фортепиано), шкаф для хранения литературы.