Пояснительная записка
Рабочая программа по музицированию для обучающихся 5х – 9х классов составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
2.Основная образовательная программа ООО образовательного учреждения;
3.Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения.
Цель программы: развитие навыков коллективного музицирования и музыкальной культуры обучающихся
Задачи:
- Научить слушать и понимать музыку
- Развитие музыкально-образного мышления
- Развитие музыкальных способностей: слух, ритм, память
- Развитие эмоциональности, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса
- Освоение музыкальных жанров и стилей, специфики их выразительных средств и музыкального языка
- Овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально - творческой деятельности: инструментального, хорового музицирования, эстрадного вокала
Общая характеристика учебного предмета.
Данная программа занимает важное место в системе общего образования, потому что содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию, планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека.
Программа Музицирование является продолжением программы начального этапа. Она даёт возможность детям усовершенствовать свои навыки коллективного музицирования, продолжать развивать себя в разных видах музыкально-исполнительской деятельности, развить свои творческие способности. Главным в групповой работе является включённость каждого в учебный процесс, организация успеха детей, возможность создания каждым ребёнком собственного «образовательного маршрута».
Учебный процесс должен быть максимально привлекательным для учащегося, и в то же время должен содержать активную деятельность в избранной сфере искусства. Именно поэтому в школе максимально поощряется творчество учащихся, каждому предоставлена возможность регулярно участвовать в школьных, классных концертах, НОУ и других мероприятиях.
Место учебного курса в Учебном плане
Предмет «Музицирование» входит в часть Учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса. Согласно учебному плану образовательного учреждения на обучение курса Музицирования отводится время в объёме 34(68) часов в год (1-2 часа в неделю)
Содержание программы
Овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Содержание образовательной программы направлено на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для творческой самореализации личности ребенка
- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
- Воспитание национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов русской музыки;
- Формирование эстетических ценностей и чувств, изучая лучшие образцы классической музыки
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за общее коллективное дело
- Развитие эмоционально-ценностного отношения к искусству
- Выработка адекватной самооценки своих музыкально-творческих способностей;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности УУД учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- Продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителем при решении музыкально-творческих задач на уроках музицирования и во внеурочной деятельности;
- Освоение способов решения технических задач при разучивании музыкальных произведений
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения в ходе анализа музыкальных произведений.
- Овладение навыками осмысленного чтения и разучивания нотного текста
Предметные результаты отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- Формирование музыкально-исполнительских умений и навыков;
- Уверенное чтение нотного текста;
- Приобретение умений исполнять музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- Эмоциональное исполнение музыкального произведения;
- Свободная игра в ансамбле;
- Концертная деятельность
- Участие в конкурсах, фестивалях музыкальных искусств
Программа по музицированию состоит из трёх блоков:
- Инструментальное музицирование (групповые занятия);
- Хоровое музицирование;
- Эстрадный вокал (групповые занятия)
Инструментальное музицирование
Содержание программы
Инструментальное музицирование предполагает:
- Подбор по слуху простых мелодий в разных тональностях и элементарного аккомпанемента ( аккорды, арпеджио, автоаккомпанемент на синтезаторе)
- Слушание музыки: определение характера, выразительных особенностей музыки – темп, динамические оттенки. Освоение музыкальных форм: трёхчастной, рондо, вариации, сонатной
- Освоение нотной грамоты – написание нот в 2х-3х октавах, музыкальные размеры, освоение нот в басовом ключе. Сочинение и запись мелодий. Чтение с листа.
- Совершенствование приёмов игры на различных музыкальных инструментах (фортепиано, синтезатор, гитара, баян, ударные) – штрихи (non legato, staccato, legato, partamento), аккомпанемент в разных стилях (фортепиано, гитара, синтезатор)
- Развитие навыков ансамблевой игры – одновременное начало игры, исполнение в одном темпе, вступление вовремя «своей» темы, умение слушать других, эмоционально-выразительное исполнение
- Воспитание сценической культуры – умение выходить на сцену, освоение правил поведения на сцене, воспитание сценической выдержки.
- Концертная деятельность – выступления на школьных, внешкольных, районных, городских мероприятиях.
- Участие в конкурсах, фестивалях музыкальных искусств.
- Слушание музыки – анализ выразительных особенностей, определение характера, музыкальных образов
- Метро-ритмические упражнения – дидактические игры, ритмические диктанты
- Игра на музыкальных инструментах – приёмы игры, штрихи: legato, non legato, staccato, partamento, игра в двух ключах, двумя руками
- Игра в ансамбле
- Концертная деятельность выступления на классных, школьных, районных и городских мероприятиях.
- Участие в школьных, районных, городских, региональных конкурсах, фестивалях
Основные виды учебной деятельности:
Планируемые результаты
Предметные результаты отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- Совершенствование музыкально-исполнительских умений и навыков;
- Развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, эмоциональной отзывчивости
- Чтение нотного текста в пределах 2х-3х октав
- Подбор мелодий на слух
- Эмоциональное исполнение музыкального произведения;
- Совершенствование навыков ансамблевой игры;
- Использование умений сценического поведения.
- Концертная деятельность
- Участие в районных, городских фестивалях и конкурсах
Ученик научится:
- слушать и анализировать музыкальные произведения, форму (3х-частную, вариации), характер, выразительные особенности;
- подбирать по слуху мелодии и автоаккомпанемент( синтезатор)
- играть мелодии по нотам разными штрихами сольно и в группе
- читать с листа мелодии в пределах 2х октав в скрипичном и басовом ключах
- освоить простейший аккомпанемент на фортепиано, гитаре(аккорды, арпеджио)
- исполнять произведения ансамблем
- правилам поведения на сцене
Ученик получит возможность научиться:
- проявлять интерес к слушанию музыки вне школы (концерты, аудиозаписи)
- читать с листа и выучивать самостоятельно музыкальные пьесы
- подбирать самостоятельно понравившиеся мелодии
- выступать на школьных и внешкольных мероприятиях
- участвовать в конкурсах, фестивалях.
- Музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор, гитара, баян, аккордеон, ударные инструменты, шумовой оркестр);
- Звуковая аппаратура( микрофоны, усилители, микшеры)
- Ноты, музыкальная литература;
- Звуковоспроизводящее оборудование (музыкальный центр или компьютер с колонками.
Материально-техническое обеспечение:
Хоровое музицирование
Содержание курса
1.Певческая установка и дыхание.
2.Звукообразование и звуковедение.
3.Артикуляция и дикция.
4.Ансамбль и строй.
5.Ритм, темп, метр.
6.Музыкально-выразительные средства: тембр, динамика – нюансы, агогика (фермата), тембр, штрихи, фразировка.
7.Анализ музыкального произведения.
8.Дирижерский жест: «внимание», «дыхание», «начало», « окончание пения»; воспитание понимания дирижерского жеста.
9. Многоголосие (двухголосие, канон)
10.Постановка голоса и вокально-хоровые упражнения.
Основные виды учебной деятельности:
- Слушание музыки и анализ выразительных особенностей, определение характера, музыкальных образов, форм музыкальных произведений( куплетная, куплетно-вариационная, одночастная)
- Работа по подготовке хоровых партий (переписывание их), разучивание
- Работа с вокально-хоровыми упражнениями по совершенствованию певческих навыков, закреплению унисона и освоению элементов двухголосия
- Пение в ансамбле
- Концертная деятельность: выступления на школьных, районных и городских мероприятиях.
- Участие в школьных, районных, городских конкурсах, фестивалях
Планируемые результаты
Предметные результаты отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование основ музыкально-певческой культуры;
- умение выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение осознанно относиться к произведениям разных направлений: фольклору, духовной музыке, классической и современной;
- умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений.
- приобретение навыков чистого интонирования при пении в унисон
Ученик научится:
- закреплять и совершенствовать приобретенные ранее навыки певческой установки, дыхания, звукообразования и дикции, строя и ансамбля;
- сознательно выполнять все указания дирижера;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений при их исполнении;
- высказывать суждение об основной идее и особенностях музыкального языка в ее воплощении;
- владеть специальной терминологией
- выразительно интонировать хроматические ступени лада;
- разучивать произведения по хоровым партиям;
- исполнять двухголосные произведения; определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной и современной музыки.
Ученик получит возможность научиться:
- выражать свое отношение к искусству;
- проявлять инициативу в организации и проведении концертов, конкурсов;
- использовать ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в сети Интернет;
- творчески интерпретировать эмоционально-образное содержание музыкального произведения.
Материально-техническое обеспечение:
Музыкальный инструмент (фортепиано), учебная доска, музыкальный центр, видеоаппаратура, караоке, компьютер, шкафы для хранения литературы и аппаратуры.
Эстрадный вокал
Содержание программы
В современной музыке эстрадное пение занимает особое место. В отличие от классического вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур, и отличается многообразием форм и направлений. Даже специалисты иногда затрудняются в классификации различных стилистических направлений джазовой, рок и поп музыки. Несмотря на существенные различия с классическим вокалом, эстрадный вокал базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата и является предметом вокальной педагогики.
Программа состоит из теоретической и практической части.
Теоретическая часть включает в себя темы занятий, беседы, работу с текстом.
В практическую часть входят: приемы вокального мастерства, различные упражнения, распевки, а также концертная деятельность.
Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале. При составлении индивидуального репертуарного плана необходимо учитывать вокальные данные учащегося и на этой основе подбирать репертуар, постепенно усложняя его.
Основные виды учебной деятельности:
- Музыкально – теоретическая подготовка
- Вокальное исполнительство: ансамбль, соло
- Концертно-исполнительская деятельность
Содержание программы
Основное содержание рабочей программы по эстрадному вокалу для 5-9 классов представлено сквозными направлениями, которые ориентированы на сохранение преемственности между курсом начального и среднего звена обучающихся.
Содержание рабочей программы представлено следующими разделами:
ü Освоение музыкальной терминологии;
ü Вокальные упражнения на развитие слуха и голоса4
ü Дикция и артикуляция;
ü Работа над репертуаром;
ü Музыкально-ритмическая деятельность.
ü Концертная деятельность.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
- формирование эмоционального отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
- выстраивать самостоятельный творческий маршрут
Коммуникативные УУД:
- участвовать в жизни микро и макросоциума (группы, класса, школы, города);
- уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
Познавательные УУД:
- использовать знаково-символические средства для решения задач;
- знать элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
Предметные результаты:
- знание нотной грамоты;
- правильная певческая установка;
- применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности под руководством педагога
- исполнять одноголосные произведения с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
- выражать образное содержание музыки через пластику;
- создавать коллективные музыкально-пластические композиции.
- Петь под фонограмму
Ученик научится:
- различать жанры вокальной музыки;
- пению на 2-3 голоса;
- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
- чувствовать ритм, стиль.
Ученик получит возможность научиться:
- принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.
- исполнять произведения на несколько голосов;
- умению петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умению владеть своим голосом и дыханием.
Материально-техническое обеспечение
-наличие специального кабинета (кабинет эстрадного вокала);
- наличие репетиционного зала (сцена);
- синтезатор;
- усилитель;
- микшерский пульт;
- микрофоны;
- компьютер с программами обработки звука (Adobe Audition, Cakewalk Pro Audio, Time Factory, Audiograbber и др.)
- магнитофон, СД-проигрыватель, видеомагнитофон;
- костюмы;
- зеркало;
- шумовые инструменты (бубен, маракасы, колокольчик)