Пояснительная записка

Рабочая программа по музицированию для обучающихся 5х – 9х классов составлена в соответствии с нормативными документами:

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;

2.Основная образовательная программа ООО образовательного учреждения;

3.Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения.

Цель программы: развитие навыков коллективного музицирования и музыкальной культуры обучающихся

Задачи:

  • Научить слушать и понимать музыку
  • Развитие музыкально-образного мышления
  • Развитие музыкальных способностей: слух, ритм, память
  • Развитие эмоциональности, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса
  • Освоение музыкальных жанров и стилей, специфики их выразительных средств и музыкального языка
  • Овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально - творческой деятельности: инструментального, хорового музицирования, эстрадного вокала

Общая характеристика учебного предмета.

Данная программа занимает важное место в системе общего образования, потому что содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию, планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека.

Программа Музицирование является продолжением программы начального этапа. Она даёт возможность детям усовершенствовать свои навыки коллективного музицирования, продолжать развивать себя в разных видах музыкально-исполнительской деятельности, развить свои творческие способности. Главным в групповой работе является включённость каждого в учебный процесс, организация успеха детей, возможность создания каждым ребёнком собственного «образовательного маршрута».

Учебный процесс должен быть максимально привлекательным для учащегося, и в то же время должен содержать активную деятельность в избранной сфере искусства. Именно поэтому в школе максимально поощряется творчество учащихся, каждому предоставлена возможность регулярно участвовать в школьных, классных концертах, НОУ и других мероприятиях.

Место учебного курса в Учебном плане

Предмет «Музицирование» входит в часть Учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса. Согласно учебному плану образовательного учреждения на обучение курса Музицирования отводится время в объёме 34(68) часов в год (1-2 часа в неделю)

Содержание программы

Овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Содержание образовательной программы направлено на:

  • создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • профилактику асоциального поведения;
  • создание условий для творческой самореализации личности ребенка
  • интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
  • укрепление психического и физического здоровья

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

  • Воспитание национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов русской музыки;
  • Формирование эстетических ценностей и чувств, изучая лучшие образцы классической музыки
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за общее коллективное дело
  • Развитие эмоционально-ценностного отношения к искусству
  • Выработка адекватной самооценки своих музыкально-творческих способностей;

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности УУД учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

  • Продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителем при решении музыкально-творческих задач на уроках музицирования и  во внеурочной деятельности;
  • Освоение способов решения технических задач при разучивании музыкальных произведений
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения в ходе анализа музыкальных произведений.
  • Овладение навыками осмысленного чтения и разучивания нотного текста

Предметные результаты отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

  • Формирование музыкально-исполнительских умений и навыков;
  • Уверенное чтение нотного текста;
  • Приобретение умений исполнять музыкальные произведения различных жанров и стилей;
  • Эмоциональное исполнение музыкального произведения;
  • Свободная игра в ансамбле;
  • Концертная деятельность
  • Участие в конкурсах, фестивалях музыкальных искусств

Программа по музицированию состоит из трёх блоков:

  • Инструментальное музицирование (групповые занятия);
  • Хоровое музицирование;
  • Эстрадный вокал (групповые занятия)

Инструментальное музицирование

Содержание программы

Инструментальное музицирование предполагает:

  • Подбор по слуху простых мелодий в разных тональностях и элементарного аккомпанемента ( аккорды, арпеджио, автоаккомпанемент на синтезаторе)
  • Слушание музыки: определение характера, выразительных особенностей музыки – темп, динамические оттенки. Освоение музыкальных форм: трёхчастной,  рондо, вариации, сонатной
  • Освоение нотной грамоты – написание нот в 2х-3х октавах, музыкальные размеры, освоение нот в басовом ключе.  Сочинение и запись мелодий. Чтение с листа.
  • Совершенствование приёмов игры на различных музыкальных инструментах (фортепиано, синтезатор, гитара, баян, ударные) – штрихи (non legato, staccato, legato, partamento), аккомпанемент в разных стилях (фортепиано, гитара, синтезатор)
  • Развитие навыков ансамблевой игры – одновременное начало игры, исполнение в одном темпе, вступление вовремя «своей» темы, умение слушать других, эмоционально-выразительное исполнение
  • Воспитание сценической культуры – умение выходить на сцену, освоение правил поведения на сцене, воспитание сценической выдержки.
  • Концертная деятельность – выступления на школьных, внешкольных, районных, городских мероприятиях.
  • Участие в конкурсах, фестивалях музыкальных искусств.
    • Слушание музыки – анализ выразительных особенностей, определение характера, музыкальных образов
    • Метро-ритмические упражнения – дидактические игры, ритмические диктанты
    • Игра на музыкальных инструментах – приёмы игры, штрихи: legato, non legato, staccato, partamento, игра в двух ключах, двумя руками
    • Игра в ансамбле
    • Концертная деятельность выступления на классных, школьных, районных и городских мероприятиях.
    • Участие в школьных, районных, городских, региональных конкурсах, фестивалях

Основные виды учебной деятельности:

Планируемые результаты

Предметные результаты отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

  • Совершенствование музыкально-исполнительских умений и навыков;
  • Развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, эмоциональной отзывчивости
  • Чтение нотного текста в пределах 2х-3х октав
  • Подбор мелодий на слух
  • Эмоциональное исполнение музыкального произведения;
  • Совершенствование навыков ансамблевой  игры;
  • Использование умений сценического поведения.
  • Концертная деятельность
  • Участие в районных, городских фестивалях и конкурсах

Ученик научится:

  • слушать и анализировать музыкальные произведения, форму (3х-частную, вариации), характер, выразительные особенности;
  • подбирать по слуху мелодии и автоаккомпанемент( синтезатор)
  • играть  мелодии по нотам разными штрихами сольно и в группе
  • читать с листа мелодии в пределах 2х октав в скрипичном и басовом ключах
  • освоить простейший аккомпанемент на фортепиано, гитаре(аккорды, арпеджио)
  • исполнять произведения ансамблем
  • правилам поведения на сцене

Ученик получит возможность научиться:

  • проявлять интерес к слушанию музыки вне школы (концерты, аудиозаписи)
  • читать с листа и выучивать самостоятельно музыкальные пьесы
  • подбирать самостоятельно понравившиеся мелодии
  • выступать на школьных и внешкольных мероприятиях
  • участвовать в конкурсах, фестивалях.
  • Музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор, гитара, баян, аккордеон, ударные инструменты, шумовой оркестр);
  • Звуковая аппаратура( микрофоны, усилители, микшеры)
  • Ноты, музыкальная литература;
    • Звуковоспроизводящее оборудование (музыкальный центр или компьютер с колонками.

Материально-техническое обеспечение:

Хоровое музицирование

Содержание курса

1.Певческая установка и дыхание.

2.Звукообразование и звуковедение.

3.Артикуляция и дикция.

4.Ансамбль и строй.

5.Ритм, темп, метр.

6.Музыкально-выразительные средства: тембр, динамика – нюансы, агогика (фермата), тембр, штрихи, фразировка.

7.Анализ музыкального произведения.

8.Дирижерский жест: «внимание», «дыхание», «начало», « окончание пения»; воспитание  понимания дирижерского жеста.

9. Многоголосие (двухголосие, канон)

10.Постановка голоса и вокально-хоровые упражнения.

Основные виды учебной деятельности:

  • Слушание музыки и анализ выразительных особенностей, определение характера, музыкальных образов, форм музыкальных произведений( куплетная, куплетно-вариационная, одночастная)
  • Работа по подготовке хоровых партий (переписывание их), разучивание
  • Работа с вокально-хоровыми упражнениями по совершенствованию певческих навыков, закреплению унисона и освоению элементов двухголосия
  • Пение в ансамбле
  • Концертная деятельность: выступления на  школьных, районных и городских мероприятиях.
  • Участие в школьных, районных, городских конкурсах, фестивалях

Планируемые результаты

Предметные результаты отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

  • формирование основ музыкально-певческой культуры;
  • умение выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
  • умение осознанно относиться к произведениям разных направлений: фольклору, духовной музыке,  классической  и современной;
  • умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений.
  • приобретение навыков чистого интонирования при пении в унисон

Ученик научится:

  • закреплять и совершенствовать приобретенные ранее навыки певческой установки, дыхания, звукообразования и дикции, строя и ансамбля;
  • сознательно выполнять все указания дирижера;
  • выражать эмоциональное  содержание музыкальных произведений при их исполнении;
  • высказывать суждение об основной идее и особенностях музыкального языка в ее воплощении;
  • владеть специальной терминологией
  • выразительно интонировать хроматические ступени лада;
  • разучивать произведения по хоровым партиям;
  • исполнять двухголосные произведения; определять стилевое своеобразие  классической, народной, религиозной и современной музыки.

Ученик получит возможность научиться:

  • выражать свое отношение к искусству;
  • проявлять инициативу в организации и проведении концертов, конкурсов; 
  • использовать ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в сети Интернет;
  • творчески интерпретировать эмоционально-образное содержание  музыкального произведения.

Материально-техническое обеспечение:

Музыкальный инструмент (фортепиано),  учебная  доска,  музыкальный центр, видеоаппаратура, караоке, компьютер, шкафы для хранения литературы и аппаратуры.

Эстрадный вокал

Содержание программы

В современной музыке эстрадное пение занимает особое место. В отличие от классического вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур, и отличается многообразием форм и направлений. Даже специалисты иногда затрудняются в классификации различных стилистических направлений джазовой, рок и поп музыки. Несмотря на существенные различия с классическим вокалом, эстрадный вокал базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата и является предметом вокальной педагогики.

Программа состоит  из теоретической и практической части.

Теоретическая часть включает в себя темы занятий, беседы, работу с текстом.

В практическую часть входят: приемы вокального мастерства, различные упражнения, распевки, а также концертная деятельность.

Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале. При составлении индивидуального репертуарного плана необходимо учитывать вокальные данные учащегося и на этой основе подбирать репертуар, постепенно усложняя его.

Основные виды учебной деятельности:

  • Музыкально – теоретическая подготовка
  • Вокальное исполнительство: ансамбль, соло
  • Концертно-исполнительская деятельность

Содержание программы

Основное содержание рабочей программы по эстрадному вокалу для 5-9 классов представлено сквозными направлениями, которые ориентированы на сохранение преемственности между курсом начального  и среднего звена обучающихся.

Содержание рабочей программы представлено следующими разделами:

ü  Освоение музыкальной терминологии;

ü  Вокальные упражнения на развитие слуха и голоса4

ü  Дикция и артикуляция;

ü  Работа над репертуаром;

ü  Музыкально-ритмическая деятельность.

ü  Концертная деятельность.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
  • формирование эмоционального отношения к искусству;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
  • выстраивать самостоятельный творческий маршрут

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в жизни микро и макросоциума (группы, класса, школы, города);
  • уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;

Познавательные УУД:

  • использовать знаково-символические средства для решения задач;
  • знать элементарные способы  воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений  в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

Предметные результаты:

  • знание нотной грамоты;
  • правильная певческая установка;
  • применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности под руководством педагога
  • исполнять одноголосные произведения с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
  • выражать образное содержание музыки через пластику;
  • создавать коллективные музыкально-пластические композиции.
  • Петь под фонограмму

Ученик научится:

  • различать жанры вокальной музыки;
  • пению на 2-3 голоса;
  • петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
  • петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
  • исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
  • чувствовать ритм, стиль.

Ученик получит возможность научиться:

  • принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.
  • исполнять  произведения на несколько голосов;
  • умению петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умению владеть своим голосом и дыханием.

Материально-техническое обеспечение

-наличие специального кабинета (кабинет эстрадного вокала);

- наличие репетиционного зала (сцена);

- синтезатор;

- усилитель;

- микшерский пульт;

- микрофоны;

- компьютер с программами обработки звука (Adobe Audition, Cakewalk Pro Audio, Time Factory, Audiograbber и др.)

- магнитофон, СД-проигрыватель, видеомагнитофон;

- костюмы;

- зеркало;

- шумовые инструменты (бубен, маракасы, колокольчик)