Пояснительная записка

Рабочая программа по музыкальному инструменту для обучающихся 5х – 9х классов составлена в соответствии с нормативными документами:

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;

2.Основная образовательная программа ООО образовательного учреждения;

3.Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения.

Главная цель музыкального образования - это научить детей исполнительскому мастерству на том или ином инструменте. Чтобы поступить в музыкальную школу, ребёнку нужно пройти строгий отбор, иметь хорошие музыкальные способности и большое желание учиться. И это правильно, т.к. музыкальные школы занимаются ориентированным подходом к профессии музыканта.

Как показал социологический опрос, большинство родителей хотят обучать своих детей игре на музыкальных инструментах для их общего развития, а не для овладения профессией музыканта. Поэтому появилась образовательная программа по Музыкальному инструменту в рамках углублённого изучения предмета «Музыка» в общеобразовательной школе.

Цель программы – обучение игре на музыкальном инструменте.

Задачи:

  • Развитие навыков игры на музыкальном инструменте (техника исполнения, игровые движения, чтение с листа);
  • Исполнение произведений разных жанров и стилей (накопление репертуара для тематических мероприятий);
  • Развитие творческих навыков (подбор по слуху понравившихся мелодий с аккомпанементом, транспонирование, сочинение, импровизация, аккомпанемент инструменталисту или вокалисту, пение под собственный аккомпанемент).

Общая характеристика предмета «Музыкальный инструмент»

Основная задача учителя по музыкальному инструменту - научить детей чувствовать, слушать - переживать музыку. Первичные навыки оказывают большое влияние на все последующее развитие ученика. Поэтому педагог должен выработать у каждого ученика естественные и целесообразные приемы звукоизвлечения на основе активного слухового контроля.

Непринужденная прямая посадка, активный мышечный тонус, координированные движения всей руки и пальцев - залог успехов ученика в овладении музыкальным инструментом.

Работа над выразительностью исполнения, развитием слухового контроля, качеством и разнообразием звучания, ритмом и динамикой должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом пристального внимания педагога.

Репертуар ученика должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю, фактуре. В программе предлагается примерный репертуар, рассчитанный на различную степень продвинутости обучающихся. Преподавателю предоставляется право дополнять его в соответствии с индивидуальными возможностями обучающегося.

Сильным стимулом к музыкальным занятиям может послужить осознание учеником ценности своей музыкально-творческой деятельности для окружающих. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личностные качества как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы при переводе ученика на самостоятельность в обучении. Активная самостоятельная работа под контролем преподавателя позволяет значительно интенсифицировать учебный процесс. Это освобождает много урочного времени для объяснения нового материала, способствует быстрому продвижению обучающегося, формированию у него чувства ответственности и способности к саморазвитию.

Форма индивидуальных занятий создает необходимые условия для внимательного всестороннего изучения и воспитания каждого ученика. От учителя требуется большое мастерство, творческая инициатива, умение терпеливо работать над развитием музыкальных данных детей.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Музыкальный инструмент» входит в часть Учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса. На обучение предмету «Музыкальный инструмент» отводится 68 (34) часов в год 1 или 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 5 лет обучения (для обучающихся со 5-го по 9-й класс).

Содержание курса

Содержание программы основано на принципе поэтапности обучения – постепенного усложнения музыкального материала, развития ассоциативно-образного мышления.

Основное содержание рабочей программы представлено следующими темами:

  • Работа над техникой (упражнения, гаммы, этюды);
  • Работа над разнохарактерными пьесами (кантиленными, характерными, джазовыми);
  • Работа над полифонией;
  • Работа над крупной формой;
  • Работа над ансамблем, аккомпанементом.

Виды учебной деятельности:

ü  Развитие технических навыков.

В процессе обучения преподаватель должен добиваться гармоничного развития художественных и технических навыков. Развитие техники в широком смысле этого слова осуществляется в процессе работы над всеми изучаемыми учеником произведениями. Развитию техники в узком смысле (пальцевой беглости, четкости и т. д.) способствует регулярная работа над гаммами, арпеджио, этюдами и упражнениями.

Учитель по музыкальному инструменту имеет полную возможность выбрать для каждого ученика разнообразные по стилю, по музыкально-пианистическим заданиям, лаконичные, легко запоминающиеся этюды. Ученик извлечет наибольшую пользу из каждого этюда в том случае, если доведет исполнение его до законченности и блеска в подвижном темпе.

ü  Чтение нот с листа

Одним из важнейших разделов работы в классах с углублённым изучением предмета «Музыка» является развитие у обучающихся навыка чтения нот с листа.

Пьесы для чтения нот с листа должны быть значительно легче изучаемых обучающимся по программе. Чтение с листа должно носить систематический характер на протяжении всего периода обучения.

ü  Игра в ансамбле

Этот вид учебной деятельности способствует развитию способностей обучающихся: двигательно-моторных навыков, музыкального слуха, чувства ритма, памяти, навыка чтения нот с листа.

Практикуется игра в ансамбле с учителем, с другими обучающимися (в том числе на других музыкальных инструментах), с членами семьи. Играя вместе с педагогом, ученик находится в определённых метроритмических рамках, что развивает метроритмический слух и метроощущение. Игра с другими учениками и родителями способствует развитию коммуникативных и творческих навыков.

ü  Развитие творческих навыков

Подбор по слуху, сочинение. Практика игры по слуху, транспонирование продолжается на протяжении всех лет обучения и способствует развитию творческих навыков обучающихся. Так как подбирать по слуху аккомпанемент значительно труднее, чем мелодию, следует научить обучающихся гармоническому анализу, видам аккомпанемента (альбертиевые басы и др.).

ü  Слушание музыки

в исполнении педагога, а также посещение концертов, творческие встречи. Обсуждение характера, выразительных особенностей, стиля прослушанных произведений.

ü  Работа над произведениями

Это основной вид учебной деятельности, где отрабатываются основные исполнительские, музыкально-художественные, стилевые  навыки работы над пьесами, произведениями крупной формы, полифонии.

В рабочую программу включены разделы по обучению на музыкальных инструментах:

  • Фортепиано (синтезатор);
  • Баян, аккордеон;
  • Гитара.

Программа представлена в двух вариантах:

  • как продолжение рабочей программы по музыкальному инструменту для 2-4-х классов (общий курс обучения – 8 лет);
  • как рабочая программа с общим курсом обучения 5 лет, начиная с 5-го класса.

Эти курсы охватывают одинаковый объем исполнительского материала. Происходит это за счет того, что дети поступающие учиться на пятилетний курс более взрослые. На момент поступления им по 11 лет, а не по 8 лет, как у учеников восьмилетнего курса обучения.

Пятый класс по пятилетней программе равен программе 2-го, 3-го и 4-го классов восьмилетнего курса (смотреть Рабочую программу по музыкальному инструменту для 2-4-х классов).

Шестой класс по пятилетней программе равен программе 5-го и 6-го классов восьмилетнего курса.

Седьмой, восьмой и девятый классы пятилетнего обучения соответствуют 7-му, 8-му и 9-му классу восьмилетнего обучения.

Результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

  • Развитие художественно-эстетического вкуса;
  • Развитие потребности к творческой деятельности;
  • Развитие самостоятельности при разборе музыкальных произведений;
  • Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

Метапредметные результаты:

  • выработка адекватной самооценки своих музыкально-творческих способностей;
  • овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения в ходе анализа музыкального произведения;
  • выработка сценических навыков.

Предметные результаты:

  • формирование устойчивого интереса к музыкально-творческой деятельности;
  • совершенствование приёмов игры на музыкальных инструментах;
  • осмысленный подход к разбору нотного текста и чтения нот с листа,
  • подбор на слух мелодии с аккомпанементом;
  • эмоционально-выразительное исполнение музыкального произведения;
  • формирование навыков сценического поведения.

Планируемые результаты

Музыкальный инструмент фортепиано

Ученик научится:

ü  Исполнять

  • мажорные (все) и минорные (до четырёх знаков) гаммы в прямом и противоположном движении двумя руками в четыре октавы;
  • мажорные гаммы в терцию и дециму октавы;
  • тонические трезвучия с обращениями по четыре звука двумя руками во всех тональностях;
  • арпеджио короткие, длинные с обращениями;
  • аккорды D7 с обращениями;
  • хроматические гаммы двумя руками.
  • полифоническое произведение.
  • произведение крупной формы.
  • Кантиленные, характерные и джазовые пьесы.
  • этюды и пьесы подвижного характера на различные виды техники.
  • ансамбли.

ü  Читать с листа пьесы и произведения на один-два класса ниже.

Ученик получит возможность научиться:

ü  Исполнять

  • мажорные гаммы в смешанном движении (комбинированный вид) двумя руками в четыре октавы;
  • все минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические) в прямом и противоположном движении двумя руками в четыре октавы;
  • тонические трезвучия с обращениями по четыре звука двумя руками;
  • аккорды D7 и УмVII7с обращениями, короткие, ломаные и длинные арпеджио;
  • хроматические гаммы двумя руками.
  • полифонические произведения.
  • произведения крупной формы.
  • разнохарактерные пьесы: кантиленные, характерные, джазовые.
  • этюды и пьесы подвижного характера на различные виды техники.
  • ансамбли.

ü  Читать с листа произведения;

ü  Подбирать понравившуюся музыку.

Музыкальные инструменты баян и аккордеон

Ученик научится:

ü  Исполнять

  • мажорные (все) и минорные (до четырёх знаков) гаммы двумя руками;
  • тонические трезвучия с обращениями по четыре звука двумя руками во всех тональностях;
  • аккорды, арпеджио короткие, длинные с обращениями;
  • хроматические гаммы двумя руками.
  • полифоническое произведение.
  • произведение крупной формы.
  • кантиленные, характерные и джазовые пьесы.
  • этюды и пьесы подвижного характера на различные виды техники.
  • ансамбли.

ü  Читать с листа пьесы и произведения на один-два класса ниже.

Ученик получит возможность научиться:

ü  Исполнять

  • мажорные гаммы в терцию;
  • все минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические);
  • тонические трезвучия с обращениями по четыре звука двумя руками;
  • аккорды D7 короткие, ломаные и длинные арпеджио;
  • хроматические гаммы двумя руками.
  • полифонические произведения.
  • произведения крупной формы.
  • разнохарактерные пьесы: кантиленные, характерные, джазовые.
  • этюды и пьесы подвижного характера на различные виды техники.
  • ансамбли.

ü  Читать с листа произведения;

ü  Подбирать понравившуюся музыку.

Музыкальный инструмент гитара

Ученик научится:

ü  Исполнять

  • мажорные и минорные гаммы до трёх знаков;
  • аккорды, арпеджио;
  • полифоническое произведение;
  • произведение крупной формы;
  • народную музыку и пьесы с джазовыми элементами;
  • этюды и пьесы подвижного характера на различные виды техники;
  • ансамбли.

ü  Читать с листа пьесы и произведения на один-два класса ниже.

Ученик получит возможность научиться:

ü  Исполнять

  • мажорные и минорные до четырёх знаков с типовой аппликатурой;
  • аккорды, арпеджио до четырёх знаков
  • полифонические произведения.
  • произведения крупной формы.
  • характерные, джазовые пьесы.
  • этюды и пьесы подвижного характера на различные виды техники.
  • ансамбли.

ü  Читать с листа произведения;

ü  Подбирать понравившуюся музыку;

ü  Аккомпанировать пению.

Материально-техническое обеспечение

Музыкальные инструменты: фортепиано, электропианино, синтезаторы, баяны, аккордеоны, гитары.

Звуковоспроизводящее оборудование: микшерский пульт, колонки, микрофоны, усилители.

Пюпитры, подставки для ног.