Театральная студия
"Коломбина" ООО
«L’anima allegro»
Пояснительная записка
Данная программа основана на опыте
работы театральной студии «Коломбина» и направлена на развитие личности,
индивидуальности ребёнка средствами театрального искусства. Театральное
образование в студии объединяет педагогические и эстетические задачи, но не
преследует цель профессиональной подготовки актёров. Процесс обучения – процесс
развития личности ученика, всё более полное раскрытие его индивидуальности,
стимулирование самостоятельного творчества.
Необходимое условие творчества –
свобода. Это синоним творчества. К сожалению, современный человек отнюдь не
свободен. Уже к 17 годам он представляет собой целый комплекс мышечных зажимов,
являющихся проекцией зажимов внутренних: психологических и интеллектуальных.
Это – итог необходимости «соответствия миру» и его социальному устройству. А
начало этого процесса можно обнаружить уже у 5-летних детей. «Модель
соответствия» заслоняет ребёнка истинного в его первозданности и чистоте. Это
сложнейшая проблема, ею занимаются психологи и социологи.
Наша задача – помочь ребёнку
вернуться к себе естественному, подлинному, свободному, в процессе театрального
творчества воспитать свободного человека.
В название данной программы два
слова «L’animaallegro» не случайно. Это словосочетание (в переводе – «весёлая
душа») составляло суть средневекового театра масок, итальянского театра
импровизации (кстати, Коломбина – персонаж этого театра) – особый настрой,
радость творчества, радость жизни, особая атмосфера, энергетика, в которых и
возможно творчество. Это то, что хотелось бы нам вырастить в наших учениках –
радостное открытие себя, радостное восприятие другого человека, настрой на
добро и позитив, в итоге – комфортное и полноценное ощущение себя в любом
коллективе, любом деле.
Основные качества, которые
необходимо развивать у детей, выходящих на сцену – внимание, свобода и
воображение. Они понадобятся им в любой сфере деятельности, особенно в учёбе.
Театральные занятия, основной формой которых, как в нашем случае, является
тренинг, помогут развить и укрепить эти качества, сделать их привычными.
Программа рассчитана на 3 этапа,
так, в студии существуют соответственно 3 возрастных группы.
а) младший возраст – 8-10 лет (2
года)
б) средний возраст – 11-13 лет (2
года)
в) старший возраст – 14-16 (2 года)
В среднем дети занимаются в студии 6
лет, поэтому программа рассчитана на этот срок.
Цели программы:
· изменение формирования мировоззрения
личности, её культуры через вовлечение в творческий процесс;
· раскрытие индивидуальности, создание
возможностей для его творческого развития;
· нравственное воспитание личности,
сплочение детского коллектива;
· формирование общечеловеческих
нравственных ценностных ориентаций
· адаптация детей в обществе;
· приобщение детей к культурным
ценностям;
· поддержка и развитие талантов;
· повышение занятости детей в
свободное время, организация полноценного досуга;
Задачи:
· создать комфортную обстановку,
атмосферу доброжелательности, сотрудничества, включения в активную
деятельность, ситуацию успеха;
· развить познавательный интерес
(история театра, литературная основа театрального спектакля и. т. д.);
· способствовать личностному
саморазвитию: активность, самостоятельность, общение;
· освоить навыки и умения свободного
существования на сценической площадке;
· сформировать этические основы
культуры поведения студийца, эстетические принципы его внешнего вида через практическую
деятельность;
· объединить детей разных возрастных
групп, а так же родителей через совместные коллективные творческие дела;
Краткие сведения о коллективе:
· статус группы: профильная –
театральная
· состав группы: постоянный
· набор детей: свободный
· форма занятий: групповые;
индивидуальные; как разновозрастные, так и одного возраста (это зависит от
подобранного репертуара и условий занятий в школе);
· количество обучающихся: 45
человек;
- младшая группа – 15 человек;
- средняя группа – 15 человек;
- старшая группа – 15 человек;
· возраст учащихся:
- младшая группа – 8-10 лет;
- средняя группа – 11-13 лет;
- старшая группа – 14-16 лет;
· количество занятий, учебных часов в
неделю – 7 ч., в год – 252 ч.
- младшая группа – 2 часа, 72 в год;
- средняя группа – 3 часа, 108 в
год;
- старшая группа – 2 часа, 72 в год;
· педагог работает в школе;
Основные направления содержания
деятельности:
Ø Пути решения задач, методы и
технологии преподавания:
· воспитание игрового, творческого
саморазвития через театральную игру;
· психофизический тренинг как средство
развития и раскрытия духовного потенциала, возвращения человека к себе, к своей
творческой природе через освобождение физическое и психическое;
· «метод физических действий» как путь
к органичному существованию ребёнка на сценической площадке;
Ø Особенности организации
образовательного процесса.
Формирование группы в студию
происходит на добровольных началах без каких-либо вступительных экзаменов,
просмотров, отборов детей по наличию способностей и талантов. Мы исходим из
того, что каждый ребёнок потенциально талантлив, а мы пытаемся создать условия
для раскрытия этих таланов.
Таким образом, «отбор» в студию
проходит естественным путём: остаётся в студии тот, для кого условия, атмосфер,
требования оказываются комфортными для существования в группе, а в итоге – для
самореализации. Главным в нашем театральном учебно-воспитательном процессе
становится на одарённость ребёнка от природы теми или иными способностями, но,
прежде всего – надёжность, ответственность, увлечённость общим делом, желание
совместного творчества, интерес к процессу обучения. Ведь основные принципы
театрального искусства, отличающие его от других видов:
- театр – искусство коллективное;
- театр – искусство общения;
- театр – искусство синтетическое –
это путь к созданию уникальной компании со своей атмосферой, неписаными
правилами, традициями, режимом жизни;
Разделение детей студии на
возрастные подгруппы продиктовано, с одной стороны, организационной
необходимостью (дети учатся в 2 смены), с другой стороны – сроком их занятия в
театральной студии, их творческим опытом. Тем интереснее становится объединение
детей разных групп в одном спектакле (например, спектакль «Тайна старого
Ворона», где участвовали дети первого года обучения и наши старшие студийцы,
десятиклассники). В таких ситуациях законы преемственности поколений,
существующие в студии, усваиваются практически.
Законы и дух студийности – основополагающие
для нашего коллектива.
Ø Основные формы проведения занятий:
· тренинговые занятия;
· репетиции спектакля;
· рассказы о театре и его истории;
· спектакли;
· экскурсии по театральным залам
города, в мастерские художников;
· участие в общешкольных праздничных
мероприятиях;
· проведение конкурсных, игровых
программ, театральных викторин;
· традиционные праздники студии:
«Коломбина» приглашает друзей», «Новый год в «Коломбине», «День рождения
«Коломбины» и др.
Праздники студии – это всегда
совместные вечера, в которые собираются не только воспитанники разных групп, но
и их родители, друзья нашей студии и, конечно, наши выпускники.
Материально- технические условия
реализации программ:
Студия имеет своё постоянное
помещение (кабинет №311), оборудованное как малый театральный зал. В нём
имеются:
· сцена – размер
6,3м x 4,1м x 0,2м;
· зрительный зал
6,8м x 7,2м;
· стулья – места для зрителей – 50
шт.;
· фортепиано;
· осветительная аппаратура: прожектора
– 3, софиты – 3;
· одежда сцены – кулисы, порталы,
задник – чёрный бархат;
· стенды для размещения материалов по
истории студии и фотографий;
· звуковая аппаратура: магнитола,
музыкальный центр, микшерный пульт, усилитель, колонки, MP3 плеер;
· видеоаппаратура: телевизор,
видеомагнитофон, DVD плеер, видеокамера;
Так же есть подсобные помещения за
сценой (размер 3м x 6м) – для хранения костюмов, реквизита,
расположения там детей во время спектакля. В студии имеется свой фонд костюмов,
созданных своими руками и с помощью родителей, реквизита, деталей оформления
спектаклей.
Есть фонд драматургического материала
спектаклей, которые в разные годы игрались в студии, а так же традиционных
«Коломбинских» праздников, выездов студийцев на фестивали и летний профильный
отдых. Имеется фотофонд спектаклей разных лет, подбор материалов,
опубликованных в прессе, посвящённых студии.
В студии имеется
репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств», выпускаемая
Всероссийским Центром художественного творчества учащихся и работников
начального профессионального образования. Она насчитывает 52 единицы хранения –
сборники, содержащие репертуар для детского театрального коллектива, а так же
учебно-методические пособия. На студийной книжной полке есть и другая
литература по истории и практике театра.
Создана видеотека, где не только
записи спектаклей, но и учебные материалы: «Школа театра. Уроки мастерства
актёра. Психофизический тренинг» С. В. Клубкова. Существует картотека
тренинговых упражнений и заданий. Имеется большая фонотека с записью
музыкального материала для оформления спектаклей.
Для реализации программы студии
«Коломбина» в штате МБОУ СОШ №45 работают педагоги – художественный
руководитель студии Фирсов Михаил Владимирович и Лопатина Алла Владимировна,
музыкальный руководитель, которая работает как по своей авторской программе,
так и участвует в практическом освоении данной программы в силу специфики
театрального творчества, ассимилирующего разные виды художественной
деятельности, в частности – музыкальной.
К сожалению, студия, имеющая большой
опыт работы, множество наград, высокую результативность, не имеет постоянных
источников финансирования. В бюджете школы нет статьи, поддерживающей
коллективы дополнительного образования.
А потому самым надёжным «спонсором»
является «родитель-банк» - добровольный попечительский совет родителей, который
формирует «банк» из ежегодных родительских взносов на оборудование студии (они
никогда не являлись платой за обучение в студии. Занятия в нашей студи
бесплатные, что является принципиальным). Собранные взносы тратятся на
приобретение тканей для костюмов, различных материалов для изготовления
реквизита, а так же на приобретение некоторых уже готовых изделий, используемых
для спектаклей, компакт-дисков с записями музыкального материала для
использования в занятиях и спектаклях, различные хозяйственные товары для проведения
ремонтных работ самими родителями студийцев (обои, клей, краски, линолеум,
ковровое покрытие и. т. д.), электрические лампы для прожекторов, подарков и
призов при проведении конкурсных программ, печатание фотографий для студии и.
т. д.
Ведётся полный учёт и контроль
поступающих и расходуемых средств.
Ожидаемые результаты
Обучение в студии проводится в три
этапа. Программа является развивающей, а потому не предполагает
зачётно-экзаменационной системы контроля за результатами образования. Успехи,
достигнутые студийцами, демонстрирующимся во время проведения творческих
мероприятий, реализуются в конкретной творческой работе в виде этюдов,
спектаклей, творческих вечеров, участия в общешкольных мероприятиях, проведении
студийных праздников в разных формах: игровых, развлекательных программ, а так
же интеллектуальных викторин и конкурсов по общим знаниям теории и истории
театра. Работа студийцев оценивается зрителями, педагогами и
коллегами-профессионалами.
I этап.
Проявление детьми интереса к театру
как к виду искусства, понимание его места в ряду других искусств, его
специфических особенностей и отличий, его выразительных средств.
Овладение навыками психофизического
тренинга I этапа: приёмами концентрации внимания, релаксации,
оправдания движения, движения по кругу и хаотично в ритме, переключать ритм
движения по сигналу, равномерно распределять движения; выполнять индивидуальные
задания, не реагируя на отвлекающие сигналы, распределяться по площадке, уметь
пересказать сюжет своими словами.
Освоение навыков на сценической
площадке, используя авторский текст. Постановка спектакля на материале
стихотворения и песенных текстов (до 40 минут).
На II этапе студийцы,
освоившие программу, должны:
Ориентироваться в устройстве
театрального здания и театральных профессиях, знать и владеть правилами
поведения в театре, уметь сформировать своё мнение о просмотренном спектакле;
освоить элементы психофизического тренинга II этапа, связанные с
элементами общения, творческой фантазии и воображения, энергетики, атмосферы,
темпо-ритма; освоить «метод физических действий», использовать приспособления,
освоить навыки сценической речи, играть спектакль по готовому драматургическому
материалу (до 60 минут).
III этап – овладеть образным
представлением об истории и развитии театрального искусства; различать
компоненты актёрской выразительности; включать в работу весь психофизический
аппарат; определять сквозное действие роли, раскладывать сквозные действия на
простые физические действия, находить элементы характерного поведения персонажа;
играть спектакли разных жанров (60 минут и более).
Главный же результат – творческий,
сплочённый, доброжелательный коллектив с комфортной средой обитания и условиями
для свободного раскрытия и развития личности.
Личностные результаты:
§ чувство гордости за культуру и
искусство Родины, своего народа;
§ уважительное отношение к культуре и
искусству других народов нашей страны и мира в целом;
§ понимание особой роли культуры
и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
§ сформированность эстетических
чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
§ сформированность эстетических
потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в
творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной
практической творческой деятельности;
§ овладение навыками коллективной
деятельности в процессе совместной творческой работы в команде
одноклассников под руководством учителя;
§ умение сотрудничатьс товарищами в
процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим
замыслом;
§ умение обсуждать и анализировать
собственную творческую деятельность и работу одноклассников с
позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его
выражения.
Метапредметные результаты:
§ овладение умением творческого
видения с позиций актера, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять
главное, обобщать;
§ овладение умением вести диалог,
распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой
работы;
§ использование средств информационных
технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска
дополнительного материала, выполнение творческих проектов отдельных
упражнений и т.д.;
§ умение планировать и грамотно
осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить
варианты решения различных художественно-творческих задач;
§ умение рационально строить
самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
§ осознанное стремление к освоению
новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих
результатов.
Предметные результаты
· готовность действовать согласованно,
включаясь одновременно или последовательно;
· управлять своим вниманием;
· уметь снимать напряжение с отдельных
групп мышц;
· запомнить заданные мизансцены;
· запомнить и описать внешний вид
любого ребёнка;
· уметь произносить скороговорки;
· уметь сочинять этюды по сказкам;
· уметь произвольно напрягать и
расслаблять отдельные группы мышц;
· ориентироваться в пространстве,
равномерно размещаясь по площадке;
· уметь двигаться в заданном ритме по
сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четвёрки;
· навык импровизационного оправдания
установленных мизансцен;
· навык точного соблюдение текста;
· культура восприятия реакции зрителей
– учеников класса;
· владеть комплексом артикуляционной
гимнастики;
· уметь менять по заданию педагога
высоту и силу звучания голоса;
· уметь произносить скороговорки;
· уметь прочитать наизусть
стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
· выработать навык уметь
координировать речь и движения при одинаковых и меняющихся по ходу - исполнения
темпоритма;
· освоить навыки применения
театрального грима в работе над ролью (создание образов старика, черепа,
портретный грим сказочных персонажей – Баба-Яга, Кощей);
· навык правильного дыхания и
сознательного управления речеголосового аппарата;
· навык непроизвольного запоминания
текста при технической работе с ним;
· навык умения определять смысловые воздействия в живой речи и пользоваться ими в своей работе;
навык работы над совершенствованием исполнения: закрепление удачных находок и устранение ошибок.