Пояснительная записка

В современной музыке эстрадное пение занимает особое место. В отличие от классического вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур, и отличается многообразием форм и направлений. Даже специалисты иногда затрудняются в классификации различных стилистических направлений джазовой, рок и поп музыки. Несмотря на существенные различия с классическим вокалом, эстрадный вокал базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата и является предметом вокальной педагогики.

         Рабочая программа внеурочной деятельности «Надежда» V-IX  классов разработана  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Направленность дополнительной образовательной программы - художественная.

      Форма и режим занятий: индивидуальное пение и групповое (вокальный ансамбль).

Цель - создать условия для  развития эстетического воспитания обучающихся в области музыкальной культуры и вокального пения, создание атмосферы детского сотрудничества

Задачи:

·          - Образовательные:

ü  прочное овладение вокально – певческими умениями и навыками: чистотой интонирования, певческой дикцией, артикуляцией и дыханием;

ü  знание основ певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата;

ü  расширение знаний обучающихся о музыкальной  грамоте и искусстве вокала, различных жанрах  и стилевом многообразии  вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка.

·          Развивающие:

ü  развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти  и восприимчивости, способности к сопереживанию;

ü  образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса;

ü  приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра, как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.

·          Воспитательные:

ü  воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения целостного, гармоничного звучания в процессе исполнительского сотрудничества;

ü  воспитание у обучающихся уважение  и признание певческих традиций,  духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному  искусству;

ü  воспитание эстетического и художественного вкуса, исполнительской и слушательской культуры учащихся, потребности в самообразовании и самовыражении.

         Результатом  творческой  работы  служат  участия  в  концертах,  фестивалях  не  только школьных, но и городских. Каждое выступление тщательно готовится; это  воспитывает  коллектив и приносит пользу детям. Концерт - это не только радость  и  праздник,  но  это  и  трудная, напряженная работа, результатом которой является рождение искусства.

         Образование вокального коллектива дало общение  с  друзьями,

возможность музицировать, выступать перед публикой, интересно проводить досуг. Для  многих этот вид музыкальной деятельности являлся средством  самоутверждения,  духовно-творческого искания.

         Музыка пронизывает всю жизнь нашей школы:  концерты,  фестивали,  утренники,  конкурсы, КВНы и т.д. Традиционными стали  праздники:  “Новогодний серпантин ”,  “Последний  звонок”,  “Выпускной вечер”.

  

Основные направления содержания деятельности

Программа обучения состоит из основных направлений учебной работы:

1.                       Музыкально – теоретическая подготовка.

2.                       Вокальное исполнительство: ансамбль, соло.

3.                       Концертно  –  исполнительская деятельность.

        

Отличительные особенности:  осваивание и изучение   новых методов преподавания вокала и их применение  в процессе обучения. Это позволит  не только как можно лучше познать искусство владения голосом, но и  сделает работу более насыщенной и разнообразной.

         Таким образом,  у детей возникнет наибольший интерес и заинтересованность  к процессу  обучения, что, несомненно, приведет к хорошим и быстрым результатам.

Особенности организации образовательного процесса

Оптимальное количество детей в группе – 15 человек.

         Возраст детей – 11 -14 лет

Формы и режим занятий

          В программу входят: групповые, индивидуальные и коллективные занятия с преобладанием групповых, основанных на объединении детей по возрасту и уровню подготовки. Программа состоит  из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя темы занятий, беседы, работу с текстом.

         В практическую часть входят: приемы вокального мастерства, различные упражнения, распевки, а также концертная деятельность.

На протяжении всех лет обучения педагогу необходимо создавать условия, в которых учащийся испытывает радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта.

Обучение пению не должно замыкаться только на освоении певческих

навыков и развитии голоса. Общение с музыкальным искусством -  мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого ученика. Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале. При составлении индивидуального репертуарного плана необходимо учитывать вокальные данные учащегося и на этой основе подбирать репертуар, постепенно усложняя его. Репертуар должен состоять из концертных и конкурсных произведений.

Ожидаемый результат

Освоения образовательной программы подводит итог тем знаниям, умениям, практическим и коммуникативным навыкам, которыми овладели обучающиеся. Предполагается, что в конце  обучения  по данной программе обучающиеся должны:

 - правильно пользоваться певческим дыханием;

- петь  в соответствии с характером произведения;

 - владеть навыками правильного звукообразования;

 - владеть четкой дикцией;

 - передавать в пении образное содержание произведения, его характер;

 - обладать артистичностью;

 - знать средства музыкальной выразительности и применять их на практике;

 - уметь держаться на сцене;

- овладеть навыком пения с сопровождением, с микрофоном и фонограммой «минус»;

- знать правила охраны голоса;

- иметь мотивацию к продолжению вокального обучения и применению знаний и  умений в дальнейшей жизни;

- принимать участие в конкурсах, фестивалях, концертах и других мероприятиях в   рамках учреждения и минимум на городском уровне

-увлечѐнно и заинтересованно слушать музыку, определять характер, жанр и содержание музыкального произведения;

 -познакомиться с начальными исполнительскими навыками (спокойный короткий вдох, свободный продолжительный выдох, пение на мягкой атаке, выработка кантилены и округление гласных, выразительная чистая интонация, правильная артикуляция, орфоэпические навыки, чувство ритма).

  -освоить необходимый объѐм музыкально-теоретических знаний (понятия: высокие и низкие звуки, движение мелодии, характер музыки, мажорный и минорный лад, пауза, темп, сольное и хоровое исполнение).

   -приобрести навык концертного выступления (умение передавать в пении музыкальный образ, используя для этого как певческие навыки   средства музыкальной выразительности, так и жесты, мимику, выражение глаз и др.).

Результаты освоения учебного курса

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в студии:

— чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения  шедевров музыкального наследия русских композиторов, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать внеурочные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

–формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование общего представления о музыкальной картине мира;

–знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

–формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

–формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

–умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, 

-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

–умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

 

Материально-техническое обеспечение

Необходимое материально-техническое обеспечение:

 -наличие специального кабинета (кабинет эстрадного вокала);

- наличие репетиционного зала (сцена);

-синтезатор;

- усилитель;

- микшерский пульт;

- микрофоны;

- компьютер с программами обработки звука (Adobe Audition, Cakewalk Pro Audio, Time Factory, Audiograbber и др.)

- магнитофон, СД-проигрыватель, видеомагнитофон;

- костюмы;

- зеркало;

- шумовые инструменты (бубен, маракасы, колокольчик).

 Программа предусматривает использование на занятиях дидактического материала:

-записи фонограмм в режиме «+» и «-»;

-нотный материал, подборка репертуара;

- записи аудио, видео, формат CD, MP3, DVD;

-раздаточный материал;

- дидактические карточки.  

Список литературы

 

1.  Апраксина О. «Методика музыкального воспитания» М.,1984.

2. Апраксина О. «Методика развития детского голоса» М.,1983

3.  Багадуров В. «Вокальное воспитание детей» М., 1980.

4. Балашов В. «Поэтическое слово и вокальная интонация»// Работа в хоре

      М., 1977.

5. Бондарко Л. «Звуковой строй современного русского языка» М.,1977.

6. Бернстайн Л. «Музыка всем» М., 1978.

7. Дмитриев Л. «Основа вокальной методики» М., 2000.

8. Дмитриев Л. «Наука помогает педагогике» Сов. музыка 1966.

9. Дмитриев Л. «Интуиция и сознание в творчестве и вокальной педагогике. Вопросы  вокальной педагогики» Вып.7 М., 1984.

10. Дмитриев Л. «К вопросу об установке голосового аппарата в пении» //

      Труды ГМПИ им. Гнесиных, Вып. 1 М.,1959.

11.   Егоров А.. «Коллектив и личность» М.,1975

12.   Морозов В. «Вокальный слух и голос» М., Л., 1965. 

13. Морозов В. «Исследование дикции в пении у взрослых и детей» // Развитие детского голоса М., 1968.

14. Морозов В. «Тайны вокальной речи» Л.. 1967.

15. Назаренко И. «Искусство пения» М., 1963. 2-изд. М., 1966.

16. Назайкинский Е. «О музыкальном темпе» М., 1967.