Пояснительная записка.

Программа курса предусматривает 68 учебных часов (2 часа в неделю). Она рассчитана на вариативное применение в зависимости от решаемых педагогических, жизненных задач, уровня активности, заинтересованности и включения в нее обучающихся.

Концепция представляемой программы состоит в том, что в ее содержании предусмотрена реальная практико – ориентированная деятельность обучающихся по экологической оценке окружающей среды, предоставляющая широкие возможности для саморазвития обучающихся, выполнение ими социально – значимых проектов, реального улучшения экологического состояния своего окружения и оценке экологического состояния человека.

Эта деятельность будет способствовать социализации школьников, становлению их гражданственности и активной жизненной позиции.

Цель дополнительной образовательной программы эколого – биологического кружка «ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»:

В процессе изучения ближайшего окружения способствовать формированию у обучающихся ответственного, экологически – грамотного поведения в природе и обществе как социального и личностно значимого компонента образованности человека, осознания неразрывной связи человека с природой, овладение знаниями о здоровье.

         Задачи:

1. Освоение обучающимися способов и методов оценки экологического состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов;

2. Раскрытие и углубление ведущих экологических понятий;

3. Овладение знаниями и умениями наблюдать и оценивать состояние своего здоровья, наследственности, образа жизни, пользуясь измерениями и опытами;

4. Формирование у школьников чувственно – эмоциональной сферы; воспитание коллективизма и одновременно осознание неповторимости каждого человека, развитие коммуникативных умений, стремления к духовному и физическому совершенству;

5. Эмоциональнее отношение к окружающему миру, восприятие и отношение к нему, как значимому условию своего физического развития, условию существования всего многообразия всего живого на планете;

6. Выработка умений и навыков экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе «Природа – Общество – Здоровье».

Основные направления деятельности данной программы эколого – биологического кружка «ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА» является возможность использования ее  для учащихся профильных и общеобразовательных классов; программа может стать основой для проведения практических занятий при изучении курса «Экология»; основой проектной деятельности обучающихся.

Значительное место в данном курсе занимает организация самостоятельной и практической деятельности обучающихся. Предлагаемые лабораторные работы включают в себя деятельность по наблюдению, измерению, тестированию, формулированию гипотез, проведению опытов, которые позволяют получить данные и сформулировать оценки соматометрии обучающихся, их работоспособности, тренированности, режима питания, биоритмов.

Для реализации целей и задач, предусмотренных данной программой целесообразно привлечение детей 13-14 лет, обладающих достаточным запасом общебиологических знаний, с хорошим уровнем сформированности общеучебных умений и навыков.

Предполагается реализация данной программы в течение одного учебного года с режимом занятий 2 раза в неделю.

Особенности организации образовательного процесса

Программой предусмотрены групповые и индивидуальные занятия теоретического и практического характера.

Практические и исследовательские работы направлены на изучение тех или иных физиологических особенностей  организма человека, его здоровья, соблюдения правил гигиены. Все работы предусматривают поисковый или творческий уровень деятельности школьников, что готовит их к самостоятельному решению учебных и жизненных задач.

Ожидаемые  результаты работы:

·        полнота и правильность выполнения обучающимися заданий в предлагаемых работах;

·        участие в итоговой конференции с привлечением мед. работников школы и родителей «За здоровый образ жизни»;

·        выход на более высокий уровень социальной активности  и познавательной самостоятельности при выполнении заданий;

·        становление экологической культуры обучающихся;

·        участие в конкурсах экологических агитбригад «Наш дом – Нижний Новгород», «Экологическая сказка»;

·        анкетирования, проведенные на первом и последнем занятиях кружка позволят получить сведения о развитии знаний, эстетических представлений о природе, природоохранных и потребительских мотивах обучающихся.

Результаты освоения курса

В соответствии с требованиями  Стандарта  личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы отражают достижения:

Личностных результатов: 

1) знание  основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни издоровье-сберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность  познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к  живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) овладение  составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника,  научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

В познавательной  (интеллектуальной) сфере:

выделение  существенных  признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий) и процессов жизнедеятельности (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение);

приведение доказательств (аргументация)  зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами, инфекционных и простудных заболеваний;

классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека;  значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов,  съедобных и ядовитых грибов;

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:

освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, простудных заболеваниях;

В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

Материально – техническое обеспечение

Мультимедийный комплекс, комплект мультимедийных пособий по курсу «Экология человека»

1.     Анастасова Л.П. и др. «Человек и окружающая среда» Москва. Просвещение, 1997г.

2.     Бухвалов В.А, Богданова Л.В., Купер Л.З. Методы экологических исследований. – М., ЛА «Варяг», 1995.

3.     Величковский Б.Т., Суравегина И.Т., Цыпленкова Т.Т.  «Здоровье и окружающая среда». Москва, 1992г.

4.     Дубров А.П. Экология жилища и здоровье человека. – Уфа, Слово, 1995.

5.     Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе. -  М., Центр «Экология и образование», 1993.

6.     Колпащикова И.Ф., Киселева Н.Ю. «Экология человека». Н.Новгород, 2002г.

7.     Кузнецов В.Н., Титов Е.В. Экология. Тесты. – М., Дрофа, 2002.

8.     Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет? – С.-Петербург, Союз, 1998

9.     Орощенко Н.И. Человек и его здоровье: биохимические основы жизнедеятельности//Естествознание в школе. 2004, № 6, с. 46 .

10.                                    Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология. Краткий справочник школьника. – М., Дрофа, 1997.

11.                                    Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. Справочное пособие. – М., Дрофа, 2001.

12.                                    Экологическая школьная лаборатория: Учебно-методическое пособие. Под редакцией Д.Б.Гелашвили и И.М.Швец. – Н.Новгород. Нижегородский гуманитарный центр, 1995.