Пояснительная записка.
Огромное влияние на ребёнка оказывает творчество, знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства.
Делая вещи своими руками, ребёнок приобретает тягу к творчеству, приобщается к общечеловеческим ценностям, происходит его культурное и профессиональное самоопределение.
Обучаясь по данной программе, девочки приобретают дополнительные навыки в шитье и рукоделии, пробуют себя в профессиях: модельер-художник, модельер-конструктор, портной, дизайнер, модель.
Цель программы: социально-нравственное развитие личности через творческую и трудовую деятельность по изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства, создание условий для самореализации, самоутверждения и профессионального самоопределения школьников.
Задачи:
Обучающие:
· познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества
· знакомство с профессиями швейной индустрии и моды
· обучить технологиям разных видов рукоделия и обработки ткани
· формировать умение достаточно самостоятельно решать задачи в процессе выполнения работ
Воспитательные
· воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности
· воспитывать самоуважение, способность к объективной самооценке
· воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду
· воспитывать культуру общения, поведения, вкуса в одежде
Развивающие
· развивать творческие способности, фантазию, внимательность
· развивать положительные эмоции, уверенность в себе, волевые качества
· развитие культурного уровня
Основные направления содержания программы
· Вводное занятие
· Художественная обработка материалов
Изонить
Бисероплетение
Фриволите
Батик
· Технология обработки ткани
· Танцевальная подготовка
· Гигиена и красота
Ожидаемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию,
самооценка творческих способностей,
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности,
профессиональное самоопределение,
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работы,
развитие эстетического сознания через творческую деятельность
Метапредметные результаты:
самостоятельное определение цели своей деятельности,
планирование процесса познавательно-трудовой деятельности,
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих материальную ценность,
виртуальное и натуральное моделирование изделий,
соблюдение норм и правил безопасности при работе
Предметные результаты:
практическое освоение изготовления швейных изделий на современном швейном оборудовании,
освоение приёмов изготовления изделий декоративно – прикладного творчества,
практическое освоение основ проектно – исследовательской деятельности
умение выражать себя в изделиях художественно – прикладного творчества
По завершении курса обучения «Бисероплетение» учащиеся должны знать:
- что такое бисер, виды бисера, историю возникновения бисероплетения,
- правила безопасности труда и личной гигиены,
- разные техники бисероплетения,
- виды бисерных украшений,
- способы наращивания и закрепления нити, прикрепление фурнитуры,
- различные формы работы с бисером,
должны уметь:
- правильно пользоваться необходимыми инструментами и материалами,
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены,
- владеть основными техниками бисероплетения,
- уметь изготавливать из бисера украшения, изделия на проволоке, вышивать бисером,
- уметь работать со схемой будущего изделия.
По завершении курса обучения «Изонить» учащиеся должны знать:
- понятие «изонить», историю развития изонити,
- правила безопасности труда и личной гигиены,
- инструменты и приспособления для изонити,
- основные и дополнительные материалы,
- основные приёмы техники изонити,
- технологию изготовления сувениров с использованием «изонити»,
должны уметь:
- изготавливать рисунок - сколок, соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены,
- пользоваться инструментами и приспособлениями для изготовления сувениров в технике изонити,
- подбирать по цвету нити, картон,
- владеть приёмами техники изонити,
- изготавливать сувениры в технике изонити.
По завершении курса обучения «Фриволите» учащиеся должны знать:
- историю развития кружевоплетения на основе узлов,
- правила безопасности труда и личной гигиены,
- терминологию данного рукоделия,
- основные приёмы плетения,
- уметь читать схемы,
должны уметь:
- пользоваться материалами и инструментами для изготовления кружев в технике фриволите,
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены,
- владеть приёмами плетения кружев фриволите,
- выполнять простейшие сувениры в технике «фриволите».
По завершении курса обучения «Батик» учащиеся должны знать:
- историю развития росписи по ткани, инструменты и материалы необходимые в работе,
- правила безопасности труда и личной гигиены,
- основные приёмы узелкового, холодного батика и свободной росписи по ткани,
- технологию изготовления изделий в технике батика,
должны уметь:
- пользоваться необходимыми инструментами и материалами,
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены,
- владеть приёмами холодного батика, узелкового батика и свободной росписи по ткани,
- уметь изготавливать изделия в технике батик.
По завершении курса обучения «Швейное дело» учащиеся должны знать:
- историю русского народного костюма, основные направления современной моды,
- правила снятия мерок, особенности своей фигуры,
- технологию изготовления швейных изделий,
- уход за одеждой,
- правила безопасности при работе со швейной машиной, ножницами, иглами, утюгом,
- выбор ткани с учётом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств,
- профессии швейного производства,
должны уметь:
- соблюдать правила безопасности при работе с утюгом, иглами, ножницами, швейной машиной,
- выбирать ткань для швейного изделия с учётом её свойств,
- снимать мерки,
- работать с журналами моды,
- изготавливать швейное изделие по технологической карте,
- подбирать правильно швейное изделие в соответствии с особенностями фигуры.
Методическое обеспечение дополнительной программы
В дополнительной образовательной программе «Школа моды и рукоделия» дети изучают следующие блоки и разделы:
1. Вводное занятие.
2. Художественная обработка материалов.
3. Технология обработки ткани, создание коллекции одежды.
4. Танцевальная подготовка.
5. Гигиена и красота.
На вводном занятии учителем применяются такие формы занятий, как беседа, лекция, выставка работ, экскурсия. Обсуждать с девочками планы, итоги предыдущего года или знакомиться с вновь пришедшими ученицами лучше за круглым столом, за чаепитием. Это позволяет создать неформальную атмосферу общения с детьми, помогает сплотить коллектив.
Блок «Художественная обработка материалов» предполагает изучение таких видов декоративо-прикладного искусства, которые можно применить при отделке швейных изделий: фриволите, бисероплетение, батик, изонить. Данный перечень можно изменять по желанию учителя.
Каждая девочка на блоке «Технология обработки ткани» создаёт для себя швейное изделие в соответствии с темой коллекции, которое затем будет демонстрировать.
Далее кружковцы занимаются танцевальной подготовкой показа одежды. Для того чтобы несколько «раскрепостить» детей, чтобы исчезли зажатость, закомплексованность, рекомендуется несколько занятий проводить ритмическую гимнастику, и только потом начинать работу над показом. Идеальный вариант, когда этим блоком занимается профессиональный хореограф. Для девочек 1-ого года обучения проводятся занятия ритмической гимнастикой, у них нет подготовки к показу коллекции, поскольку дети 1-ого года обучения не могут ещё шить на швейной машине на таком уровне, чтобы можно было изготовить изделие для демонстрации.
Блок «Гигиена и красота» дополняет подобный курс по «Технологии». Здесь рассматриваются вопросы по косметологии, которые не вошли в учебную программу предмета «Технология». Очень хорошо здесь использовать просмотр видеоматериалов по косметологии, проводить конкурсы, демонстрации, собирать «копилку секретов красоты».
Образовательный процесс осуществляется при помощи различных методов обучения:
· объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала)
· репродуктивный (воспроизводящий)
· проблемный (перед детьми ставится проблема, которую они решают под руководством учителя)
· эвристический (проблема формулируется детьми, ими же и предлагаются способы решения)
· метод проектов
Метод проектов является приоритетным, так как в него входят элементы всех методов обучения. Работа над изделием проводится в соответствии с проектным методом: Потребность в изделии — краткая формулировка задачи — критерии будущего изделия — набор первоначальных идей — разработка лучшей идеи — изготовление изделия по технологической карте — оценка изделия в соответствии с критериями.
В проведении занятий используются индивидуальные и коллективные формы работы.
Материально – техническое обеспечение прогаммы
Занятия кружка проводятся в мастерской по обработке ткани, репетиция показа одежды – в актовом зале.
Швейная мастерская оснащена: компьютер, проектор, копировальная техника, швейные машины с сенсорным управлением – 10 шт., швейно –вышивальные машины – 8 шт., оверлоки – 3 шт., электрические швейные машины – 2 шт., гладильные доски – 2 шт., утюги – 2 шт., мастерская оборудована примерочной, магнитофон – 1 шт.
Список литературы:
- Божко Л. А. Бисер. М.: Мартин, 2004.
- Бреннан Э. Шьём сумочки. М., 2003.
- Донателла Чиотти. Бисер. Создаём уникальные украшения. М.: ЭКСМО, 2010.
- Жукова О. Г. Бисерное рукоделие. М.: Знание, 1998.
- Журналы «Бурда», «Шитьё и крой», «Диана Моден».
- Ковалицкая Л. Батик. М.: Айрис-пресс, 2008.
- Ляукина М. В. Бисер. М.: Аст-Пресс, 1999.
- Майкова Н., Майкова Т. Серебряные пяльца, М.: Молодая гвардия, 1992.
- Мэгги МакКормик Гордон. 1000 узоров для лоскутного шитья. М.: Аст-Апрель, 2010.
- Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 классов. М.: Просвещение, 1992.
- Сыромятникова И. Макияж и Вы. М., 1998.
- Ткаченко Т. Б. Плетём снежинки из бисера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.