Пояснительная записка.

Огромное влияние на ребёнка оказывает творчество, знакомство с различными  видами декоративно-прикладного искусства.

Делая вещи своими руками, ребёнок приобретает тягу к творчеству, приобщается к общечеловеческим ценностям, происходит его культурное и профессиональное самоопределение.

Обучаясь по данной программе, девочки приобретают дополнительные навыки в шитье и рукоделии, пробуют себя в профессиях: модельер-художник, модельер-конструктор, портной, дизайнер, модель.

 Цель программы: социально-нравственное развитие личности через творческую и трудовую деятельность по изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства, создание условий для самореализации, самоутверждения и профессионального самоопределения школьников.

Задачи:

Обучающие:

·         познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества

·         знакомство с профессиями швейной индустрии и моды

·         обучить технологиям разных видов рукоделия и обработки ткани

·         формировать умение достаточно самостоятельно решать задачи в процессе выполнения работ

Воспитательные

·         воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности

·         воспитывать самоуважение, способность к объективной самооценке

·         воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду

·         воспитывать культуру общения, поведения, вкуса в одежде

Развивающие

·         развивать творческие способности, фантазию, внимательность

·         развивать положительные эмоции, уверенность в себе, волевые качества

·         развитие культурного уровня

Основные направления  содержания программы

·         Вводное занятие

·         Художественная обработка материалов

Изонить

Бисероплетение

Фриволите

Батик

·         Технология обработки ткани

·         Танцевальная подготовка

·         Гигиена и красота

Ожидаемые результаты освоения программы:

Личностные результаты:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию,

самооценка творческих способностей,

развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности,

профессиональное самоопределение,

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работы,

развитие эстетического сознания через творческую деятельность

Метапредметные результаты:

самостоятельное определение цели своей деятельности,

планирование процесса познавательно-трудовой деятельности,

выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих материальную ценность,

виртуальное и натуральное моделирование изделий,

соблюдение норм и правил безопасности при работе

Предметные результаты:

практическое освоение изготовления швейных изделий на современном швейном оборудовании,

освоение приёмов изготовления изделий декоративно – прикладного творчества,

практическое освоение основ проектно – исследовательской деятельности

умение выражать себя в изделиях художественно – прикладного творчества

       По  завершении  курса  обучения  «Бисероплетение»  учащиеся            должны  знать: 

  • что  такое  бисер,  виды  бисера,  историю  возникновения  бисероплетения,
  • правила  безопасности  труда  и  личной  гигиены,
  • разные  техники  бисероплетения,
  • виды  бисерных  украшений,
  • способы  наращивания  и  закрепления  нити,  прикрепление  фурнитуры,
  • различные  формы  работы  с  бисером,

должны  уметь:

  • правильно  пользоваться  необходимыми  инструментами  и  материалами,
  • соблюдать  правила  безопасности  труда  и  личной  гигиены,
  • владеть  основными  техниками  бисероплетения,
  • уметь  изготавливать  из  бисера  украшения,  изделия  на  проволоке,  вышивать  бисером,
  • уметь  работать со  схемой  будущего  изделия.

         По  завершении  курса  обучения  «Изонить»  учащиеся  должны  знать:

  • понятие  «изонить»,  историю  развития  изонити,
  • правила  безопасности  труда  и  личной  гигиены,
  • инструменты  и  приспособления  для  изонити,
  • основные  и  дополнительные  материалы,
  • основные  приёмы  техники  изонити,
  • технологию  изготовления  сувениров  с  использованием  «изонити»,

должны  уметь:

  • изготавливать  рисунок - сколок,  соблюдать  правила  безопасности  труда  и  личной  гигиены,
  • пользоваться  инструментами  и  приспособлениями  для  изготовления  сувениров  в  технике  изонити,
  • подбирать  по  цвету  нити,  картон,
  • владеть  приёмами  техники  изонити,
  • изготавливать  сувениры  в  технике  изонити.

По  завершении  курса  обучения  «Фриволите»  учащиеся  должны  знать:

  • историю  развития  кружевоплетения  на  основе  узлов,
  • правила  безопасности  труда  и  личной  гигиены,
  • терминологию  данного  рукоделия,
  • основные  приёмы  плетения,
  • уметь  читать  схемы,

должны  уметь:

  • пользоваться  материалами  и  инструментами  для  изготовления  кружев  в  технике  фриволите,
  • соблюдать  правила  безопасности  труда  и  личной  гигиены,
  • владеть  приёмами  плетения  кружев  фриволите,
  • выполнять  простейшие  сувениры  в  технике  «фриволите».

      По  завершении  курса  обучения  «Батик»  учащиеся  должны  знать:

 

  • историю  развития  росписи  по  ткани, инструменты  и  материалы  необходимые  в  работе,
  • правила  безопасности  труда  и  личной  гигиены,
  • основные  приёмы  узелкового, холодного  батика  и  свободной  росписи  по  ткани,
  • технологию  изготовления  изделий  в  технике  батика,

должны  уметь:

  • пользоваться  необходимыми  инструментами  и  материалами,
  • соблюдать  правила  безопасности  труда  и  личной  гигиены,
  • владеть  приёмами  холодного  батика,  узелкового  батика  и  свободной  росписи  по  ткани,
  • уметь  изготавливать  изделия  в  технике  батик.

     По  завершении  курса  обучения  «Швейное  дело»   учащиеся  должны  знать:

  • историю  русского  народного  костюма, основные  направления  современной  моды,
  • правила  снятия  мерок,  особенности  своей  фигуры,
  • технологию  изготовления  швейных  изделий,
  • уход  за  одеждой,
  • правила  безопасности  при  работе  со  швейной  машиной,  ножницами, иглами,  утюгом,
  • выбор  ткани  с  учётом  их  технологических,  гигиенических  и  эксплуатационных  свойств,
  • профессии  швейного  производства,

должны  уметь:

  • соблюдать  правила  безопасности  при  работе  с  утюгом,  иглами,  ножницами,  швейной  машиной,
  • выбирать  ткань  для  швейного  изделия  с  учётом  её  свойств,
  • снимать  мерки,
  • работать  с  журналами  моды,
  • изготавливать  швейное  изделие  по  технологической  карте,
  • подбирать  правильно  швейное  изделие  в  соответствии  с  особенностями  фигуры.

Методическое обеспечение дополнительной программы

В дополнительной образовательной программе «Школа моды и рукоделия» дети  изучают следующие блоки и разделы:

1.                      Вводное занятие.

2.                      Художественная обработка материалов.

3.                      Технология обработки ткани, создание коллекции одежды.

4.                      Танцевальная подготовка.

5.                      Гигиена и красота.

На вводном занятии учителем применяются такие формы занятий, как беседа, лекция, выставка работ, экскурсия. Обсуждать с девочками планы, итоги предыдущего года или знакомиться с вновь пришедшими ученицами лучше за круглым столом, за чаепитием. Это позволяет создать неформальную атмосферу общения с детьми, помогает сплотить коллектив.

Блок «Художественная обработка материалов» предполагает изучение таких видов декоративо-прикладного искусства, которые можно применить при отделке швейных изделий: фриволите, бисероплетение, батик, изонить. Данный перечень можно изменять по желанию учителя.

Каждая девочка на блоке «Технология обработки ткани» создаёт для себя швейное изделие в соответствии с темой коллекции, которое затем будет демонстрировать.

Далее кружковцы занимаются танцевальной подготовкой показа одежды. Для того чтобы несколько «раскрепостить» детей, чтобы исчезли зажатость, закомплексованность, рекомендуется несколько занятий проводить ритмическую гимнастику, и только потом начинать работу над показом. Идеальный вариант, когда этим блоком занимается профессиональный хореограф. Для девочек 1-ого года обучения проводятся занятия ритмической гимнастикой, у них нет подготовки к показу коллекции, поскольку дети 1-ого года обучения не могут ещё шить на швейной машине на таком уровне, чтобы можно было изготовить изделие для демонстрации.

Блок «Гигиена и красота» дополняет подобный курс по «Технологии». Здесь рассматриваются вопросы по косметологии, которые не вошли в учебную программу предмета «Технология». Очень хорошо здесь использовать просмотр видеоматериалов по косметологии, проводить конкурсы, демонстрации, собирать «копилку секретов красоты».

Образовательный процесс осуществляется при помощи различных методов обучения:

·         объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала)

·         репродуктивный (воспроизводящий)

·         проблемный (перед детьми ставится проблема, которую они решают под руководством учителя)

·         эвристический (проблема формулируется детьми, ими же и предлагаются способы решения)

·         метод проектов

Метод проектов является приоритетным, так как в него входят элементы всех методов обучения. Работа над изделием проводится в соответствии с проектным методом: Потребность в изделии — краткая формулировка задачи — критерии будущего изделия — набор первоначальных идей — разработка лучшей идеи — изготовление изделия по технологической карте — оценка изделия в соответствии с критериями.

В проведении занятий используются индивидуальные и коллективные формы работы.

Материально – техническое обеспечение прогаммы

Занятия кружка проводятся в мастерской по обработке ткани, репетиция показа одежды – в актовом зале.

Швейная мастерская оснащена: компьютер, проектор, копировальная техника, швейные машины с сенсорным управлением – 10 шт., швейно –вышивальные машины – 8 шт., оверлоки – 3 шт., электрические швейные машины – 2 шт., гладильные доски – 2 шт., утюги – 2 шт., мастерская оборудована примерочной, магнитофон – 1 шт.

Список литературы:

  1. Божко Л. А. Бисер. М.: Мартин, 2004.
  2. Бреннан Э. Шьём сумочки. М., 2003.
  3. Донателла Чиотти. Бисер. Создаём уникальные украшения. М.: ЭКСМО, 2010.
  4. Жукова О. Г. Бисерное рукоделие. М.: Знание, 1998.
  5. Журналы «Бурда», «Шитьё и крой», «Диана Моден».
  6. Ковалицкая Л. Батик. М.: Айрис-пресс, 2008.
  7. Ляукина М. В. Бисер. М.: Аст-Пресс, 1999.
  8. Майкова Н., Майкова Т. Серебряные пяльца, М.: Молодая гвардия, 1992.
  9. Мэгги МакКормик Гордон. 1000 узоров для лоскутного шитья. М.: Аст-Апрель, 2010.
  10. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 классов. М.: Просвещение, 1992.
  11. Сыромятникова И. Макияж и Вы. М., 1998.
  12. Ткаченко Т. Б. Плетём снежинки из бисера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.