Физика ООО
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по физике основного
общего образования для 7-9 классов разработана в соответствии:
• Федеральным законом Российской
Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "ОбобразованиивРоссийскойФедерации»
• Федерального государственного
образовательного стандарта основного общегообразования (приказМинистерстваобразованияинаукиРоссийскойФедерацииот
17.12.2010 №1897 «ОбутвержденииФедеральногогосударственногообразовательногостандартаосновногообщегообразования»)
• "Санитарно-эпидемиологическими
требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях",
Постановление федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека№ 189 от 29.12.2010
• “Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников”, Приказ№ 2106 от 28.12.2010
• "Обутверждении федеральных
требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного
процесса и оборудования учебных помещений", Приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации (МинобрнаукиРоссии) от 4 октября 2010 г. N 986 г. Москва
• “Обоснащении общеобразовательных
учреждений учебным и лабораторным оборудованием”. Рекомендации минобр №МД-1552/03
от 24.11.2011
• «Об утверждении федеральных
перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательныху чреждениях, реализующих образовательные программы общего
образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебныйгод», приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) №
1067 от 19.12.2012
Цели
и задачи:
Цели, на достижение которых направлено изучение физики в школе, определены
исходя из целей общего образования, сформулированных в Федеральном государственном стандарте общего
образования и конкретизированы в основной
образовательной программе основного общего образования Школы:
Цели изучения физики в основной школе следующие:
• развитие интересов и способностей учащихся на
основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
• понимание учащимися смысла основных научных
понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
• формирование у учащихся представлений о физической
картине мира.
Достижение
этих целей обеспечивается решением следующих задач:
• знакомство учащихся с методом научного познания и
методами исследования объектов и явлений природы;
• приобретение учащимися знаний о механических,
тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах,
характеризующих эти явления;
• формирование у учащихся умений наблюдать природные
явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования
с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической
жизни
• овладение учащимися такими общенаучными понятиями,
как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический
вывод, результат экспериментальной проверки;
• понимание учащимися отличий научных данных от
непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных
и культурных потребностей человека.
Достижение
целей рабочей программы по физикеобеспечивается
решением следующих задач:
·
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации
образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
·
организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской
деятельности;
·
сохранение и укрепление физического, психологического и социального
здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности;
·
формирование позитивной мотивации обучающихся к учебной деятельности;
·
обеспечение условий, учитывающих
индивидуально-личностные особенности обучающихся;
·
совершенствование взаимодействия
учебных дисциплин на основе интеграции;
·
внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных
технологий, формирующих ключевые компетенции;
·
развитие дифференциации обучения;
·
знакомство
обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и
явлений природы;
·
приобретение
обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых
явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
·
формирование
у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты,
лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием
измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
·
овладение
обучающимися общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически
установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат
экспериментальной проверки;
·
понимание
обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки
для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей
человека.
2.
Общая характеристика учебного предмета:
Школьный
курс физики — системообразующий для естественно-научных предметов,
поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой
содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает
школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об
окружающем мире.В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями,
методом научного познания, формирование основных физических понятий,
приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный
эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных
физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники
учатся планировать эксперимент самостоятельно.
В соответствии с
учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий
некоторые знания из области физики и астрономии. В 5—6 классах - преподавание
курса «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание, как пропедевтика
курса физики. В свою очередь, содержание
курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного
естественнонаучного образования, служит основой для последующей уровневой и
профильной дифференциации.
3. Описание места учебного предмета в
учебном плане:
В
основной школе физика изучается с 7 по 9 класс.
Федеральныйкомпанент
отводит на изучение предмета по 2 часа в неделю, что составляет 210 учебных
часа.
7
класс – 2 часа в неделю, что составляет 70 часов в год
8
класс – 2 часа в неделю, что составляет 70 часа в год
9
класс – 2 часа в неделю, что составляет 70 час в год
4.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса физики.
С
введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой»
на «системно-деятельностную», т. е. акцент переносится с изучения основ наук на
обеспечение развития УУД (ранее «общеучебных умений») на материале основ наук.
Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с
систематическими знаниями по предметам, становятся универсальные (метапредметные)
умения (и стоящие за ними компетенции).
Поскольку
концентрический принцип обучения остается актуальным в основной школе, то
развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всем
содержательном и деятельностном материале.
Личностными результатами обучения
физике в основной школе являются:
·
Сформированность
познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся;
·
Убежденность
в возможности познания природы, в необходимости разумного использования
достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества,
уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу
общечеловеческой культуры;
·
Самостоятельность
в приобретении новых знаний и практических умений;
·
Готовность
к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями;
·
Мотивация
образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного
подхода;
·
Формирование
ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений,
результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения
физике в основной школе являются:
·
Овладение
навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов
своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
·
Понимание
различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими
моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на
примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки
выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
·
Формирование
умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной,
образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную
информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное
содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и
излагать его;
·
Приобретение
опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием
различных источников и новых информационных технологий для решения
познавательных задач;
·
Развитие
монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности
выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого
человека на иное мнение;
·
Освоение
приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами
решения проблем;
·
Формирование
умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять
и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметнымирезультатами
обучения физике в основной
школе являются:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего
мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных
явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и
выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц,
графиков и формул, обнаруживать зависимости между
физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов
измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике,
решать физические задачи на применение полученных
знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной
жизни, обеспечения безопасности своей жизни,
рационального природопользования и охраны
окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и
духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия,
строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из
экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и
точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
5. Основное содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
№ |
Количество
часов, отведенных на изучение физики в основной школе |
||||
Тема(раздел)/класс |
7
класс |
8
класс |
9
класс |
всего
по факту |
|
1 |
Физика и физические методы
изучения природы |
5 |
- |
- |
5 |
2 |
Механические явления |
58 |
|
26 |
84 |
3 |
Тепловые явления |
7 |
24 |
- |
31 |
4 |
Электрические и магнитные
явления |
- |
37 |
- |
37 |
5 |
Электромагнитные колебания и
волны |
- |
9 |
27 |
36 |
6 |
Квантовые явления |
- |
- |
12 |
12 |
7 |
Строение и эволюция Вселенной |
- |
- |
5 |
5 |
8 |
Лабораторные
работы |
11 |
10 |
6 |
27 |
9 |
Контрольные
работы |
4 |
5 |
3 |
12 |
10 |
Зачётные
работы |
4 |
4 |
3 |
11 |
11 |
Всего |
70 |
70 |
70 |
210 |
Физика и физические методы изучения природы
Физика — наука о
природе. Наблюдение и описание физических
явлений. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.
Механические явления. Кинематика
Механическое
движение. Траектория. Путь — скалярная величина. Скорость — векторная величина.
Модуль вектора скорости. Равномерное
прямолинейное движение. Относительность
механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.
Ускорение — векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и
модуля скорости равноускоренного
прямолинейного движения от времени
движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.
Динамика
Инерция. Инертность тел. Первый закон
Ньютона. Взаимодействие тел. Масса —
скалярная величина. Плотность вещества. Сила — векторная величина. Второй
закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Движение
и силы.
Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести.
Закон всемирного
тяготения. Центр тяжести.
Давление. Атмосферное давление. Закон
Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания
тел.
Условия равновесия
твердого тела.
Законы
сохранения импульса и механической энергии. Механические
колебания и волны
Импульс.
Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Кинетическая энергия. Работа. Потенциальная
энергия. Мощность.
Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного
действия (КПД). Возобновляемые источники
энергии.
Механические колебания. Резонанс.
Механические волны. Звук.
Использование колебаний в технике.
Строение и свойства вещества
Строение вещества. Опыты, доказывающие
атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества.
Свойства газов, жидкостей
и твердых тел.
Тепловые явления
Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя
энергия. Работа и теплопередача. Виды
теплопередачи. Количество теплоты. Испарение
и конденсация. Кипение. Влажность воздуха.
Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Преобразования энергии в тепловых машинах.
КПД тепловой
машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.
Электрические явления
Электризация тел. Электрический заряд. Два
вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Напряжение. Конденсатор.
Энергия электрического
поля.
Постоянный электрический ток. Сила тока.
Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики
и полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность
электрического тока. Закон
Джоуля—Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
Магнитные явления
Постоянные
магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле тока.
Действие магнитного поля на проводник
с током.
Электродвигатель
постоянного тока.
Электромагнитная индукция. Электрогенератор.
Трансформатор.
Электромагнитные
колебания и волны
Электромагнитные колебания. Электромагнитные
волны. Влияние электромагнитных
излучений на живые организмы.
Принципы
радиосвязи и телевидения.
Свет — электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света.
Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света.
Квантовые явления
Строение атома. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора.
Линейчатые спектры. Атомное ядро.состав атомного ядра. Ядерные силы. Дефект
масс. Состав атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность.методы
регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции.ядерный реактор. Термоядерные
реакции.
Влияние радиоактивных
излучений на живые организмы. Экологические проблемы, возникающие при
использовании атомных электростанция.
Строение и эфолюция
вселенной
Геоцентрическая и гелеоцентрическая системы мира.
Физическая природа небесных тел. Солнечная система. Происхождение солнечной
системы. Физическая природа солна и звёзд. Строение вселенной. Эволюция
вселенной.
7. Описание учебно-методического и
материально-технического обеспечения образовательного процесса:
УМК «Физика. 7 класс»
1.
А. В. Перышкин Физика. 7 класс. Учебник. Дрофа 2010. |
10 шт. |
2.
В.И. Лукашик, Е.В. Иванова
Сборник задач по физике. 7—9 классы. Просвещение 2010. |
15шт. |
3.
Электронное приложение к учебнику А. В. Перышкин Физика. 7 класс.. |
10 шт. |
УМК «Физика. 8 класс»
1. А. В. Перышкин Физика. 8 класс. Учебник.
Дрофа 2011. |
15 шт. |
2.
В.И. Лукашик, Е.В. Иванова Сборник задач по физике. 7—9 классы.
Просвещение 2010. |
15шт. |
|
15 шт. |
УМК «Физика. 9 класс»
1.
А. В. Перышкин, Е. М. Гутник Физика. 9 класс. Учебник. Дрофа. 2011. |
20 шт. |
2.
В.И. Лукашик, Е.В. Иванова Сборник задач по физике. 7—9 классы.
Просвещение 2010. |
15 шт. |
3.
Электронное приложение к учебнику А. В. Перышкин, Е. М. Гутник Физика.
9 класс. |
20 шт. |
Электронные учебные издания:
1.
Школьная образовательная медиатека по предмету Физика. |
1 комплект |
Список наглядных пособий:
Таблицы общего назначения
1.
Международная система единиц (СИ). |
По 1шт.
в кабинете физики |
2.
Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц. |
|
3.
Физические постоянные. |
|
4.
Шкала электромагнитных волн. |
|
5.
Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики. |
|
6.
Меры безопасности при постановке и проведении лабораторных работ по
электричеству. |
Тематические таблицы
1. Броуновское движение. Диффузия. |
По 1 шт. в кабинете физики |
2. Поверхностное натяжение,
капиллярность. |
|
3. Манометр. |
|
4. Строение атмосферы Земли. |
|
5. Атмосферное давление. |
|
6. Барометр-анероид. |
|
7. Виды деформаций I. |
|
8. Виды деформаций II. |
|
9. Глаз как оптическая система. |
|
10. Оптические приборы. |
|
11. Измерение температуры. |
|
12. Внутренняя энергия. |
|
13. Теплоизоляционные материалы. |
|
14. Плавление, испарение, кипение. |
|
15. Двигатель внутреннего сгорания. |
|
16. Двигатель постоянного тока. |
|
17. Траектория движения. |
|
18. Относительность движения. |
|
19. Второй закон Ньютона. |
|
20. Реактивное движение. |
|
21. Космический корабль «Восток». |
|
22. Работа силы. |
|
23. Механические волны. |
|
24. Приборы магнитоэлектрической системы.
|
|
25. Схема гидроэлектростанции. |
|
26. Трансформатор. |
|
27. Передача и распределение
электроэнергии. |
|
28. Динамик. Микрофон. |
|
29. Модели строения атома. |
|
30. Схема опыта Резерфорда. |
|
31. Цепная ядерная реакция. |
|
32. Ядерный реактор. |
|
33. Звезды. |
|
34. Солнечная система. |
|
35. Затмения. |
|
36. Земля — планета Солнечной системы.
Строение Солнца. |
|
37. Луна. |
|
38. Планеты земной группы. |
|
39. Планеты-гиганты. |
|
40. Малые тела Солнечной системы. |
Лабораторное оборудование
1.
Лабораторный комплект по механике |
10 ком-тов |
2.
Лабораторный комплект по электродинамике |
10 комлектов |
3.
Лабораторный комплект по малекулярной физике и термодинамике |
10 комлектов |
4.
Лабораторный комплект по оптике |
10 комлектов |
5.
Лабораторный комплект по квантовым явлениям |
10 комлектов |
6.
Лабораторный комплект по электростатике |
10 комлектов |
|
10 комлектов |
Для учителя:
1. Примерная программа для основного общего образования [сост. Е. С. Савинов].
— М.: Просвещение, 2011.
2.
Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7—9 классы. Естествознание. 5 класс. — 2-е изд. — М. :
Просвещение, 2010. — 80 с. — (Стандарты второго поколения).
8.Планируемые результаты изучения курса
физики основной школы:
1.
Механические явления
Выпускник
научится:
• распознавать механические
явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия
протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение,
свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности,
инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и
газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел,
колебательное движение, резонанс, волновое движение;
• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства
тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы:
закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I,
II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля,
закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его
математическое выражение;
• различать основные
признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная
система отсчёта;
• решать задачи, используя
физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения,
принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения
импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие
физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества,
сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия,
механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения
скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её
распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины
и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать
знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде;
• приводить
примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и
физических законах; использования возобновляемых источников энергии; экологических
последствий исследования космического пространства;
• различать
границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон
сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования
частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);
• приёмам поиска и
формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе
эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую
модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с
использованием математического аппарата,
оценивать реальность полученного значения физической величины.
1.
Тепловые
явления
Выпускник
научится:
• распознавать тепловые явления и
объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания
этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении),
большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое
равновесие, испарение,конденсация, плавление, кристаллизация, кипение,
влажность воздуха, различные способы теплопередачи;
• описывать
изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины:
количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость
вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота
сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при
описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, тепловые
явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную
формулировку закона и его математическое выражение;
• различать основные признаки моделей
строения газов, жидкостей и твёрдых тел;
• решать задачи, используя закон
сохранения энергии в тепловых процессах, формулы, связывающие физические
величины (количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная
теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная
теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя):
на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы,
необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать
знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности
при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья
и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить
примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС),
тепловых и гидроэлектростанций;
• приводить
примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
• различать
границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых
процессах) и ограниченность использования частных законов;
• приёмам поиска и
формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе
эмпирически установленных фактов;
• находить
адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе
имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения
физической величины.
2.
Электрические
и магнитные явления
Выпускник
научится:
• распознавать электромагнитные явления
и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания
этих явлений: электризация
тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие
магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с
током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света,
дисперсия света;
• описывать
изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические
величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение,
электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока,
мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании
правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и
единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с
другими величинами;
• анализировать свойства тел, электромагнитные
явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения
электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон
прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления
света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое
выражение;
• решать задачи, используя физические
законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного
распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и
формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение,
электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока,
мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта
электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении
проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и
формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник
получит возможность научиться:
• использовать
знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде;
• приводить
примеры практического использования физических знаний о электромагнитных
явлениях;
• различать
границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и
ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон
Джоуля—Ленца и др.);
• приёмам
построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых
гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить
адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе
имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического
аппарата и оценивать реальность
полученного значения физической величины.
3.
Квантовые
явления
Выпускник научится:
• распознавать квантовые явления и
объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания
этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, возникновение
линейчатого спектра излучения;
• описывать
изученные квантовые явления, используя физические величины: скорость
электромагнитных волн, длина волны и частота света, период полураспада; при
описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической
величины;
• анализировать квантовые явления,
используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон
сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа,
закономерности излучения и поглощения света атомом;
• различать основные признаки планетарной
модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
• приводить
примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности,
ядерных и термоядерных реакций, линейчатых спектров.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать
полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами (счетчик
ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;
• соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом
массы;
• приводить примеры влияния радиоактивных излучений на
живые организмы; понимать принцип
действия дозиметра;
• понимать экологические проблемы, возникающие при
использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем,перспективы
использования управляемого термоядерного синтеза.
4.
Элементы
астрономии
Выпускник
научится:
• различать
основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца и
планет относительно звёзд;
• понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами
мира.
Выпускник
получит возможность научиться:
• указывать
общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел
Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звёздного неба при
наблюдениях звёздного неба;
• различать
основные характеристики звёзд (размер, цвет, температура), соотносить цвет
звезды с её температурой;
• различать
гипотезы о происхождении Солнечной системы.