Аннотация к рабочим программам по музыке (5-7 кл.)

Рабочие программы по музыке для пятого - седьмого классов разработаны в соответствии с требованиями ФГОС, примерными программами Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской, а также планируемыми результатами основного общего образования.

Содержание программы в пятом классе представлено темой «Музыка как вид искусства». В сферу изучения входит взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством, театром, кино: родство зрительных, музыкальных и литературных образов, общность и различие выразительных средств разных видов искусства. Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию полученных знаний. На примерах музыки отечественных и зарубежных композиторов - вокальной, симфонической, театральной – изучается интонационная, жанровая и стилевая основа музыки, что способствует развитию эмоционально-образного мышления учащихся.:

- Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка: учебник для учащихся 5кл. общеобразовательных учреждений, М., «Просвещение», 2014.

- Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс. Пособие для учителя. Сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. М., «Просвещение», 2014

– Музыка. Фонохрестоматия, 5 класс. Сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, электронный диск.

– Г. П. Сергеева. Уроки музыки. 5-6 классы. Поурочные разработки: пособие для учителя, М., «Просвещение», 2014.

Содержание данной программы в шестом классе представляет тема «Музыкальный образ и музыкальная драматургия». Понятие «музыкальный образ» рассматривается как всеобщность музыкального языка в связи с его жизненным содержанием, особенностями построения образов, их типами. Данная тема позволяется познакомить учащихся с образцами русской и зарубежной музыки разных исторических эпох, начиная с эпохи Средневековья и до рубежа 19-20 веков, с основными стилями, жанрами и формами, спецификой разных национальных школ, способствуя формированию и развитию у школьников художественного вкуса, музыкально-творческих способностей.    УМК:

- Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка: учебник для учащихся 6кл. общеобразовательных учреждений, М., «Просвещение», 2015.

- Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс. Пособие для учителя. Сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. М., «Просвещение», 2013.

– Музыка. Фонохрестоматия, 6 класс. Сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, электронный диск.

– Г. П. Сергеева. Уроки музыки. 5-6 классы. Поурочные разработки: пособие для учителя, М., «Просвещение», 2014.

Содержание образования в рабочей программе для седьмого класса представлено темой «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Данная тема предоставляет школьникам возможность изучить музыкальный фольклор и традиции народов разных стран мира, понять народные истоки профессионального творчества, кроме этого узнать стили и направления русской и зарубежной музыки 20 века: импрессионизм и неофольклоризм, джаз и симфоджаз. В сферу изучения входит знакомство учащихся с жанровыми особенностями современной поп-музыки: авторская песня, рок-музыка и др. Творческие задания предполагают  использование Интернет-ресурсов, что расширяет возможности щкольников для самообразования. УМК:

- Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка: учебник для учащихся 7кл. общеобразовательных учреждений, М., «Просвещение», 2010.

- Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс. Пособие для учителя. Сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. М., «Просвещение», 2010.

– Музыка. Фонохрестоматия, 7 класс. Сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, электронный диск.

– Г. П. Сергеева. Уроки музыки. 7 классы. Поурочные разработки: пособие для учителя, М., «Просвещение», 2012.

- Портреты композиторов

- DVD проигрыватель с экраном, учебная доска, компьютер, музыкальный инструмент (фортепиано), шкаф для хранения литературы.

Аннотация к рабочим программам по музыкальной литературе для классов  с углубленным изучением музыки (7 - 9 кл.)

Рабочие программы для 7-9 классов составлены в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения, положением о рабочей программе педагога, реализующего требования ФГОС второго поколения.

Содержание образования для учащихся седьмого класса представлено темой «Развитие западноевропейской музыки 19 века». Учебный материал предоставляет возможность понять общие закономерности исторического процесса развития музыкального искусства, а также появление новых национальных школ.   Изучаются черты романтизма как нового направления в искусстве Западной Европы и особенности его отражения  в творчестве ведущих композиторов. Знакомство с музыкой вокальной, камерной инструментальной и симфонической позволяет определить тяготение композитора к отдельным жанрам, формам, приемам развития музыкальных образов, выявить сходство и различие музыкального языка в творчестве композиторов- романтиков.

УМК:

- М. Шорникова. Музыкальная литература. Развитие западноевропейской музыки.                         Учебное пособие. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2012

- Музыка. Фонохрестоматия, компакт – диск.


Содержание образования  в восьмом классе выражено темой «Русская музыкальна классика». Программа охватывает огромный период развития русской музыки: от древнерусской эпохи до конца 19 века. Изучаются основные пласты древнерусской музыки: народная и духовная, развитие  светского искусства, особенности новых жанров музыки, зарождение оперы. Особое внимание уделяется знакомству с творчеством М.И. Глинки как первого русского композитора, а также особенностям художественной жизни России. Изучение творчества композиторов «послеглинковского» периода помогает определить характерные особенности русской классической музыки, ее фольклорную основу, развивая любовь к отечественному искусству, его истории.

УМК:

- М. Шорникова. Музыкальная литература. Развитие русской музыкальной классики.   Учебное пособие. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2012

- Музыка. Фонохрестоматия, компакт – диск.


Содержание учебной программы для девятого класса выражено темой «Русская музыка 20 столетия». Программа создана на основе преемственности с предыдущим курсом. Изучаемый материал ориентирует школьников на ознакомление с событиями  музыкальной жизни России 20 века, с биографиями крупнейших отечественных композиторов- классиков и наших современников, с ведущими художественными направлениями, музыкальными жанрами и формами, на связь искусства с жизнью общества. Школьники имеют возможность расширять свой кругозор, а также пополнять теоретические основы музыкального искусства, развивать творческие способности. Анализ  произведений помогает определить роль творчества того или иного композитора в истории развития музыки, понять связь времен в искусстве.

УМК:

- М. Шорникова. Музыкальная литература. Развитие русской музыки 20 столетия.                         Учебное пособие. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2012

- Музыка. Фонохрестоматия, компакт – диск.

- Портреты композиторов

- DVD проигрыватель с экраном, учебная доска, компьютер, музыкальный инструмент (фортепиано), шкаф для хранения литературы.

 

Аннотация к рабочей программе по музицированию для классов  с углубленным изучением музыки (6 - 7кл.)

Данная программа направлена в первую очередь на удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном развитии посредством освоения образовательных программ в сфере искусства. Программа «Музицирование» дает возможность детям попробовать себя в разных видах деятельности, развить свои творческие способности.

Цель программы - воспитание подготовленного и активного любителя музыки.

Музицирование предполагает:

  • преобладающую роль ансамбля и аккомпанемента по отношению к исполнению сольных произведений;
  • воспитание креативности ученика как необходимого условия его роста;
  • по возможности – знакомство одновременно с  разными инструментами, игру в ансамблях.

Согласно учебному плану образовательного учреждения на обучение курса Музицирования отводится время в объёме 34 часа в год (1 час в неделю). Рабочая программа рассчитана на 5-8 лет обучения (для обучающихся со 2-го по 9-й класс или с 5-го по 9-й класс).

В УМК входят нотные сборники по музыкальным инструментам, хоровые и эстрадно-вокальные. Например: Баренбойм Л., Перунова Н. «Путь к музыке» С.-П. 2005; Осеннева М.С. «Хоровой класс и практическая работа с хором». М., Академия, 2003 и другие сборники.


Аннотация к рабочим программам по сольфеджио для классов с углубленным изучением музыки  (5 - 9 кл.)

Рабочие программы по сольфеджио для 5-9 классов разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, положением о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения. Целью изучения данного предмета является развитие музыкальных способностей обучающихся (памяти, слуха, вокально-интонационных навыков) средствами сольфеджио, а также получение знаний по основам элементарной теории музыки.

Содержание курса сольфеджио в пятом классе представлено основными темами: «Вокально-интонационные навыки», «Сольфеджирование и пение с листа», «Развитие чувства метроритма», «Анализ на слух», «Музыкальный диктант», «Развитие творческих навыков». Их изучение предполагает построение и сольфеджирование мажорных и минорных тональностей до трех ключевых знаков, включая интервалы  и трезвучия в них. Программа сориентирована  на дальнейшее развитие у учащихся слуховых способностей и практических навыков, чему во многом способствуют задания по транспонированию нотных примеров, по  записи под диктовку коротких мелодий. Школьники получают возможность закрепить полученные теоретические знания при выполнении творческих заданий, анализе музыкального текста, этой же цели служит и контрольный урок в конце учебного года.

Содержание образования в шестом классе сориентировано на дальнейшее углубление знаний о мажорных и минорных тональностях. В сфере изучения - построение тональностей с четырьмя ключевыми знаками, тонических и главных трезвучий с обращениями, а также доминантового септаккорда с разрешением в тональностях до двух ключевых знаков.  Содержание программы предполагает не только углубление учебного материала, но и его закрепление, использование хорового сольфеджирования при пении гамм, трезвучий, музыкальных номеров, что особенно важно в случае, когда на занятиях присутствуют дети с разным уровнем способностей.

Рабочая программа по сольфеджио для седьмого класса направлена на дальнейшую систематизацию полученных ранее знаний по музыкальной грамоте и совершенствование слуховых и вокально-интонационных навыков, что необходимо для успешного освоения данного предмета. Наряду с этим школьники изучают построение тональностей с пятью ключевыми знаками (в т. ч. их ступени), тонических и главных трезвучий с обращениями, а также доминантового септаккорда с разрешением и обращениями. Развитию музыкально-творческих способностей служат задания по подбору на слух знакомых мелодий, а также аккомпанемента к ним, построение аккордовых цепочек.

Содержание образования в восьмом классе представлено разными темами, которые  тесно связаны друг с другом и подчинены четкой логике освоения предмета. Среди них:  характерные интервалы, уменьшенные трезвучия и септаккорд, модуляция. Большое место в программе отведено практическим занятиям, направленным на развитие музыкальной памяти, слуха, творческих способностей, эстетического вкуса. К ним относятся запись мелодий с хроматизмом и альтерацией, сочинение и импровизация, сольфеджирование с аккомпанементом. Использование разноуровневых заданий по данным темам позволяет осуществить принцип индивидуального подхода в обучении.

Разделы рабочей программы для девятого класса знакомят школьников с новыми темами, которые продолжают углублять не только теоретические знания по сольфеджио, но и стимулируют дальнейшее развитие музыкально-творческих способностей. С ними связано практическое освоение смешанных размеров, различие ладов народной музыки, построение и пение увеличенных трезвучий, хроматических интервалов, пение несложных примеров с листа и т.д. Основной курс изучения предмета заканчивается, поэтому значительное количество учебных часов уделено повторению и обобщению материала предыдущих курсов, а также подготовке к итоговой работе по предмету.

УМК:

- Сольфеджио. Часть 1, одноголосие. Сост. Б. Калмыков, Г. Фридкин, Москва, «Музыка».2009

- Сольфеджио, двухголосие. Б.Калмыков, Г. Фридкин, ТОО «Кифара», 1995

- Сольфеджио, рабочая тетрадь, 5 - 7 класс, Г.Ф. Калинина, М., 2011

- DVD проигрыватель с экраном, учебная доска, компьютер, музыкальный инструмент (фортепиано), шкаф для хранения литературы.


Аннотация к рабочей программе по музыкальному инструменту.

Программа представляет обобщенный опыт деятельности учителей музыки муниципального бюджетного образовательного учреждения «Школа №45 с углублённым изучением отдельных предметов». Задача данной программы – научить детей играть на музыкальном инструменте для их общего развития.

Цель программы -  воспитание духовно-развитой, эмоционально-отзывчивой  личности.

Основные задачи:

  • Научить любить и понимать музыку, иметь хороший музыкальный вкус;
  • исполнять произведения разных жанров и стилей
  • иметь достаточно большой репертуар для досуговых мероприятий и постоянно самостоятельно его расширять;
  • подбирать по слуху понравившиеся мелодии с аккомпанементом;
  • аккомпанировать инструменталисту или вокалисту, петь под собственный аккомпанемент;

Предмет «Музыкальный инструмент» входит в часть Учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений. На обучение предмету «Музыкальный инструмент» отводится 68 (34) часов в год 1 или 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 5-8 лет обучения (для обучающихся со 2-го по 9-й класс или с 5-го по 9-й класс).

В рабочую программу включены разделы по обучению на музыкальных инструментах:

  • > Фортепиано (синтезатор);
  • > Баян, аккордеон;
  • > Гитара.

В УМК входят нотные сборники по этим музыкальным инструментам. Например: Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». Изд. «Композитор», С-Петербург, 2010; Милич Б. Фортепиано 1-7 класс. -М., «Музыка», 2007; Лондонов. П. «Школа игры на аккордеоне». М., 2007г; Каркасси М. «Школа игры на шестиструнной гитаре» – М., 2005 и другие сборники.


Аннотация к рабочей программе по ансамблю.

Рабочая программа по ансамблю разработана в соответствии с пунктом 18.2.2. ФГОС ООО. Программа представляет обобщенный опыт деятельности учителей музыки муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа №45 с углублённым изучением отдельных предметов» по становлению и развитию детского музыкального коллектива.

Цель программы - развитие гармоничной духовно-развитой личности через ансамблевое исполнительство.

Предмет «Ансамбль» входит в часть Учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений. Программа обучения в ансамбле рассчитана на 5-8 лет (со 2-го по 9-й или с 5-го по 9-й класс) для обучающихся по специальности «Баян», «Аккордеон», «Фортепиано», «Синтезатор», «Гитара». Занятия проходят один или два часа в неделю (34 или 68 ч. в год).

В УМК входят ансамблевые сборники по музыкальным инструментам: Ушенин В. Школа ансамблевого музицирования баянистов (Пьесы для ансамблей аккордеонов. Составитель Катанский В. Москва, 2010г.). Части 1,2, «21 век. Современные мелодии и ритмы» Фортепиано в 4 руки. Сост Г. Мамон и другие сборники.