Аннотация  к рабочей программе учебного предмета «Информатика» ФГОС

(программа для основной школы (авторы: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова))

5-9 классы

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» является составной частью основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Школа № 45».

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

ü  Федеральным законом РФ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

ü  требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями, утв.

приказом Минобрнауки от 29 декабря 2014 г. № 1644);

с учетом:

ü  примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и вошедшей в государственный реестр примерных основных общеобразовательных программ Минобрнауки РФ;

ü  авторской программой «Информатика», 5-9 классы (Л.Л.Босова, А.Ю.Босова). М.: Бином, Лаборатория знаний, 2014;

ü    приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. № 38).

ü учебным планом МАОУ «Школа № 45»;

Рабочая программа соответствует учебно-методическому комплекту, который включает:

  • Л.Л.Босова  Информатика-5 кл. М.: Бином, 2015
  • Л.Л.Босова  Информатика-6 кл. М.: Бином, 2016
  • Л.Л.Босова  Информатика-7 кл. М.: Бином, 2017
  • Л.Л.Босова  Информатика-8 кл. М.: Бином, 2017
  • Л.Л.Босова  Информатика-9 кл. М.: Бином, 2017

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определение последовательности его изучения, путей формирования системы занятий, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство  «БИНОМ. Лаборатория знаний»). В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Освоение программы учебного предмета «Информатика» направлено на:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры;
  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных

устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
  • развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
  • формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Программа разработана с учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития учащихся, и условий, необходимых для развития их личностных и познавательных качеств, психологическими, возрастными и другими особенностями учащихся.

Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала, не определяет количество часов на изучение отдельного модуля, не ограничивает возможность его изучения в том или ином классе или распределения материала модуля внутри курса, не фиксирует порядок изучения материалов отдельных модулей

Программа содержит необязательные к изучению на базовом уровне элементы содержания (выделены курсивом), которые можно отнести к углубленному уровню изучения информатики при получении основного общего образования.

Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Стремительное развитие информационно–коммуникационных технологий, их активное использование во всех сферах деятельности человека, требует профессиональной мобильности и готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. В этих условиях возрастает роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных.

Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения.

Изучение информатики вносит значительный вклад в достижения главных целей основного общего образования, способствуя

В 5-6 классах

развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, предоставлять и оценивать ее результат;

целенаправленному форматированию таких общеучебных понятий, как «объект»,  «система», «модель», «алгоритм» и др.;

воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

В 7-9 классах


формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет представлений об информации как важнейший стратегический ресурс развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;


совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщении имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);


воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.







Количество часов на изучение предмета: в неделю – 1 час, в год – 34 часа.


Текущий контроль  успеваемости и промежуточная аттестация проводятся в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.


8 класс


Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» составлена на основе авторской программы Н.Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе,.


Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:


Программа:  Информатика . Программы для образовательных учреждений 2-11 классы: М: Бином. Лаборатория знаний, 2012 год
Учебник:
- Угринович Н.Д. «Информатика: Учебник для 10 класса. М. БИНОМ, Лаборатория знаний 2010 год.
- Угринович Н.Д. «Информатика: Учебник для 11 класса. М. БИНОМ, Лаборатория знаний 2010 год.Рабочая программа предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяя учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Рабочая программа «Информатика и ИКТ» на базовом уровне рассчитана на 34 учебных часов (1 час в неделю , 34 часов в год)

Изучение информатики и ИКТ  в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи курса:

  • · ввести понятия «информация» и «информационные процессы», информативность сообщения с   событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики; ввести единицы измерения информации; раскрыть роль языков в информационных процессах;
  • · дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;
  • · познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;
  • · познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.
  • · познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;
  • · раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний;
  • · продолжить изучение архитектуры ЭВМ на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;
  • · обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке Паскаль; обучить навыкам работы с системой программирования.


9 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:


Программа:  Информатика . Программы для образовательных учреждений 2-11 классы: М: Бином. Лаборатория знаний, 2012 год
Учебник:
- Угринович Н.Д. «Информатика: Учебник для 10 класса. М. БИНОМ, Лаборатория знаний 2010 год.
- Угринович Н.Д. «Информатика: Учебник для 11 класса. М. БИНОМ, Лаборатория знаний 2010 год.Рабочая программа предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяя учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Рабочая программа «Информатика и ИКТ» на базовом уровне рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю,68 часов в год)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

  • Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. личного информационного пространства.
  • Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

10 базовый класс

Настоящая программа составлена на основе программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (10-11 классы)», автор -  Н.Д. Угринович  (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений.  2 – 11 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 10 классов в течение 1 часа в неделю.

Цели программы:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, всего – 34 часа.


11 базовый класс

Настоящая программа составлена на основе программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (10-11 классы)», автор -  Н.Д. Угринович  (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений.  2 – 11 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 11 классов в течение 1 часа в неделю.

Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, всего – 34 часа.

Про­грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Рабочая программа предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяя учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

11 класс ( профиль)


Настоящая программа составлена на основе программы профильного курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (10-11 классы)», автор -  Н.Д. Угринович  (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений.  2 – 11 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.) и рассчитана на изучение профильного курса информатики и ИКТ учащимися 11 классов в течение 4 часов в неделю.

Цели программы:

  • освоение системы профильных знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача профильного уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

ü учебник  «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009»;

ü методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;

ü комплект цифровых образовательных ресурсов.

Всего - 136 учебных часов в год, 4 часа в неделю.